| художеств, отношении они мало удачны. Интереснее поздняя одноактная пьеса "Хорош он или дурён?" (1781, изд. 1834), в к-рой проявилась сложная диалектика добра и зла. Выдающимся явлением реализма 18 в. была проза Д. Роман "Монахиня" (1760, изд. 1796) - яркое антиклерикальное произведение. Монастырь вырастает в романе в грандиозный символ извращённой цивилизации.
В образе слуги Жака (роман "Жак фаталист", написан 1773, изд. на нем. яз. 1792, на франц. 1796) воплощён народ Франции с его жизнелюбием, юмором, житейской мудростью. Слуга и его хозяин спорят по вопросам философии и морали. Хозяин - сторонник свободы воли, ему кажется, что он властвует над миром и способен определять ход вещей. Но это иллюзия. Жак фаталист на своём горьком опыте познал, что человек подвластен обстоятельствам и судьба управляет им. Но фатализм Жака никогда не обрекает его на пассивность, он не столько выражает покорность судьбе, сколько доверие к природе, к жизни в её свободном и стихийном течении. Эта сторона философии Жака близка Д., она определяет структуру романа. Рассказ Жака о его любовных приключениях, образующий сюжетную канву книги, всё время прерывается. Д. предпочитает лит. канонам и штампам стихийное движение жизни во всей её непредрешённости и изменчивости.
Самое значит. произв. Д. "Племянник Рамо" (1762-79, изд. 1823) написано в форме диалога между философом и племянником известного франц. композитора Рамо. Диалог не имеет строго определённой темы, но обладает внутр. единством, за каждым высказыванием стоит личность собеседника, его характер, концепция бытия, мировоззрение. Рамо - нищий музыкант, представитель парижской богемы, человек аморальный, циничный, беспринципный, друг реакц. продажных журналистов, паразит и прихлебатель в домах богатых аристократов - продукт разложения "старого порядка". Но аморальное поведение Рамо находит своё объяснение в состоянии совр. общества. Рамо отвергает нравств. нормы общества, воспринимая их как силу от него отчуждённую, ему враждебную, а потому злую, и единств. жизненную ценность видит в удовлетворении своих естеств. страстей и стремлений. Своим аморальным поведением и своими циническими высказываниями Рамо разоблачает окружающий его мир, срывает с общества его лицемерную маску, обнажает его существо. Но Рамо разоблачает нежизненность и отвлечённость и идеалов философа. Он ясно понимает, что гл. силой становится богатство, а покуда властвует нужда, всякая свобода призрачна, все принимают позы, играют роли и никто не бывает самим собой. Признавая в конце диалога, что единственно свободной личностью является Диоген в бочке, философ сам утверждает нежизненность своих идеалов.
Не опубликованные при жизни писателя романы и повести Д. обращены к будущему. Сложной диалектикой мыслей и характеров они перерастают рамки искусства 18 в. и предвосхищают последующее развитие европейского реалистического романа. Наследие Д. продолжает служить прогрессивному человечеству.
Подобно другим франц. философам-материалистам 18 в., Д. придавал огромное значение просвещению. "Образование, - писал он,- придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства" (Собр. соч., т. 10, М., 1947, с. 271). Высоко оценивал Д. роль воспитания в формировании человека. Вместе с тем он считал, что для развития детей существ, значение имеют их анатомо-физиологич. особенности. Воспитание, достигая многого, не может сделать всего. Задача состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им самое полное развитие.
Д. Дидро. "Жак фаталист". Фрон-тисппс 1-го тома. Париж, 1797 (гравюра анонимного автора).
Мысли Д. о нар. образовании изложе ны в "Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства", сост. в 1775 по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок написанных им во время пребывания в Петербурге ("О школе для молодых девиц", "Об особом воспитании", "О публичных школах" и др.). Д. рассматривал широкий круг пед. проблем (система нар. образования, методы обучения и др.). Он проектировал гос. систему нар. образования, отстаивал принципы всеобщего бесплатного нач. обучения, бессословности образования. Стремясь обеспечить фактическую доступность школы, Д. считал необходимым организовать материальную помощь гос-ва детям бедняков (бесплатные учебники и питание в нач. школе, стипендии в ср. и высшей школе). Д. восставал против господствующей в то время во всей Европе системы образования с её классицизмом и вербализмом. На первый план он выдвигал физико-мате-матич. и естеств. науки, выступая за реальную направленность образования и его связь с потребностями жизни. Д. стремился построить уч. план ср. школы в соответствии с системой науч. знания, с учётом взаимозависимости наук, выделяя в каждом году обучения гл. предмет (напр., 1-й класс - математика, 2-й -механика, 3-й - астрономия и т. д.). Включая в уч. план религию, Д. отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины II, и в качестве скрытого "противоядия" намечал преподавание морали по материалистич. книгам Т. Гоб-бса и П. Гольбаха. Д. писал о важности составления хороших учебников и предлагал привлечь к этому делу крупных учёных. В целях повышения уровня знаний он предлагал 4 раза в год проводить публичные экзамены в ср. школе и отсеивать нерадивых или неспособных учащихся. Для лучшего подбора учителей Д. советовал объявлять конкурсы.
"План" Д. был опубл. только в 19 в. [раздел о ср. образовании с купюрами -в 1813-14 в журн. "Анналь д'эдюкасьон" ("Annales d'education"), а полностью -в 1875, в собр. его сочинений].
Соч.: (Euvres completes, t. 1 - 20, P., 1875 - 77; CEuvres. Texte etabli et annote par A. Billy, P., 1957; CEuvres romanesques, P. 1959; CEuvres pplitiques, P.,_[1963]; Corres pondance. Ed. etablie, annotee par G. Roth v. 1-9, P., 1955-63; в рус. пер.- Собр. соч. т. 1 - 10, М.- Л., 1933 - 47; Об искусстве т. 1 - 2, Л.- М., 1936; Парадокс об актере Л.- М., 1938; Избранные атеистические произведения, М., 1956; Племянник Рамо, М., 1958.
Лит.: Морлей Дж., Дидро и энциклопедисты, М., 1882; Бильбасов В. А., Дидро в Петербурге, СПБ, 1884; Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. С пояснительным очерком и примечаниями М. Турне, СПБ, 1902; Блюменфельд В., Драматургическая теория Дидро, в кн.: Ранний буржуазный реализм, Л., 1936; Иващенко А., Реалистические повести Дидро, в кн.: Реализм XVIII в. на Западе, М., 1936; Писарев Д. И., Дидро и его время, в кн.: Звенья, [сб.] 6, М.- Л., 1936; Шишкин А. Ф., Теория воспитания Д. Дидро, "Советская педагогика", 1938, N° 10; Фрумов С. А., Педагогические взгляды Дидро, в кн.: Очерки по истории педагогики, под ред. Н. А. Константинова, М., 1952, с. 79-82; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958, с. 102-32; Казарин А. И., Дидро и некоторые вопросы
русской культуры, "Вестник истории мировой культуры", 1958, № 1; Луппол И. К., Д. Дидро, М., 1960; Гачев Д. И., Эстетические взгляды Дидро, М., 1961; Барская Т. Э., Дени Дидро, Л.- М., 1962; Акимова А., Дидро, М., 1963; Аникст А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Верцман И. Е., Эстетика Дени Дидро, в его кн.: Проблемы художественного познания, М., 1967; Бернштам Л. Г. [сост.], Дидро, 1713 - 1784, Л., .1938 (библ.); Rosenkranz К., Diderots Leben und Werke, Bd 1 - 2, Lpz., 1866; Hermand P., Les idees morales de Diderot, P., 1923; Luc J., Diderot. L'artiste et le philosophe, P., 1938; TohomasJ., L'humanisme de Diderot, 2 ed., P., 1938; Вi1ly A., Vie de Diderot, P., 1948; Diderot studies. Ed. by Otis E. Fellows and Torrey Norman L., t. 1 - 10, Syracuse, 1949 - 68; Lore1 A., Diderots Naturphilosophie, W., 1950; Ве1ava 1 I., L'esthetique sans paradoxe de Diderot, P., 1950; Guуоt С h., Diderot par luimeme, P., 1953; Mayer J., Diderot Phomme de science, Rennes, 1959; Proust J., Diderot et encyclopedic, P., 1962; К e m p f R., Diderot et le roman ou Le demon de la presence, P., 1964; Моrnet D., Diderot, P., 1966. В. Я. Бахмутский.
ДИДУР (Didur) Адам (24.12.1874, Воля-Сенкова, Польша,- 7.1.1946, Катовице), польский певец (высокий бас). Учился пению в консерватории во Львове, совершенствовался в Милане, где дебютировал в 1895 в театре "Ла Скала" и был его солистом до 1898. В 1899-1904 пел в оперных театрах Варшавы и Львова, в нач. 1900-х гг. в Мариинском театре в Петербурге. В 1904-14 с успехом гастролировал в крупнейших оперных театрах Европы, Сев. и Юж. Америки. В 1914-32 солист "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. В 1945 организовал оперу в Бытоме (Силезия), был её первым директором, одновременно преподавал в консерватории в Катовице. Д.- крупнейший оперный артист 1-й трети 20 в. (выступал в течение 40 лет). Обладал огромным диапазоном голоса (пел и баритоновые партии), большим темпераментом и дарованием актёра. Лучшие партии-Стольник, Збиг-нев ("Галька", "Страшный двор" Монюш-ко), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Борис Годунов ("Борис Годунов" Мусоргского), Гремин ("Евгений Онегин" Чайковского), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Россини) и др.
ДИЕ, Дня (Dyje), река в Чехословакии и Австрии, правый приток Моравы (басе. Дуная). Дл. 302 км, пл. басе. 13,4 тыс. км2. Протекает по Чешско-Моравской возв. Ср. расход воды в устье 45 жЧсек. ГЭС. Лесосплав. На Д.-г. Зноймо (Чехословакия).
ДИЕГЕС (Dieguez) Исидоро (12.1.1909-1942), деятель рабочего движения Испании. Рабочий-каменщик. В 1932 вступил в компартию.Во время Нац.-революц. войны 1936-39 - секретарь мадридской орг-ции Коммунистич. партии Испании (КПИ); с 1937 чл. ЦК КПИ. С 1938 чл. Политбюро ЦК КПИ. В марте 1939 руководил вооруж. борьбой против контр-революц. переворота полковника С. Ка-садо. В 1939 эмигрировал. В 1942 нелегально вернулся в Испанию для реорганизации компартии Испании в подполье. Попал.в руки фашистов и погиб.
ДИЕГО-СУАРЕС, Анцирана (Diego-Suarez, Antsirana), город и мор. порт в Малагасийской Респ., на сев.-вост. побережье; адм. ц. провинции Диего-Суа-рес. 44 тыс. жит. (1967). Судоремонт. Переработка сельскохозяйственной продукции.
ДИЕЗ (франц. diese, от греч. diesis -полутон) (муз.), знак (#), предписывающий повышение к.-л. ступени звукоряда на полутон. См. Альтерация.
"ДИЕНАС ЛАПА" ("Dienas Lapa"-"Ежедневный листок"), латышская газета. Выходила с 1886 по 1905. С 1893 "Д. л." проводила марксистские и со-циал-демократич. идеи. Революц. интеллигенция сформировала "Новое течение", и "Д. л." стала его центр, органом. Редакторами газеты были: П. Стучка (1888-91; 1895-97), Я. Райнис (1891-1895). В 1897 "Новое течение" было разгромлено, газета закрыта. Позднее она приняла бурж. направление. Только в 1905 "Д. л." (редактор - Я. Янсон-Бра-ун) ненадолго стала пропагандистом прогрессивных идей.
Лит.: Latviesu literaturas vesture, sej 3 -4, Riga, 1956-57.
ДИЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ, диены, диолефины, непредельные углеводороды с двумя двойными связями. В зависимости от взаимного расположения двойных связей в молекуле различают: 1) Д. у. с изолированными двойными связями, напр, пента-
[818-3.jpg]
но под термином "Д. у." подразумевают соединения с сопряжёнными двойными связями. В таких соединениях имеет место сопряжение л-связей и образование единого л-электронного облака, что обусловливает повышение энергии образования молекулы, нек-рое усреднение расстояний между атомами углерода диеновой системы, высокую поляризуемость молекулы и способность её вступать, наряду с обычными реакциями присоединения по двойным связям (1,2-присоеди-нение), в реакции присоединения по концам сопряжённой системы (1,4-при-соединение). Так, бутадиен-1,3 присоединяет молекулу брома с образованием 3,4-дибромбутена-1 и 1,4-дибромбутена-2:
[818-4.jpg]
К типу 1,4-присоединения относится диеновый синтез. Сопряжённые диены (напр., бутадиен, изопрен, хлоропрен) легко полимеризуются и сополимеризуют-ся, образуя полимеры и сополимеры, обладающие высокоэластическими свойствами (см. Каучуки синтетические). Стереоспецифической полимеризацией изопрена синтезирован каучук, по структуре идентичный натуральному (см. Каучук натуральный). Б. Л. Дяткин.
ДИЕНОВЫЙ СИНТЕЗ, реакция 1,4-присоединения диеновых углеводородов с сопряжёнными двойными связями (диенов) к ненасыщенным соединениям (дие-нофилам). В результате Д. с. образуются шестичленные циклы, содержащие двойную связь между вторым и третьим атомами углерода исходного диена. Типичный пример Д. с. - получение ангидрида тетрагидрофталевой к-ты (III) из бутадиена-1,3 (I) и малеинового ангидрида (II):
[818-5.jpg]
Диенофилами обычно служат соединения, содержащие этиленовую или ацетиленовую связь, активированную электро-отрицат. группой (-СО-, -COOR,-- CN, - NO2 или др.). С такими дие-нофилами Д. с. осуществляют простым смешением или нагреванием реагентов при 100-120°С. При отсутствии активирующей группы в диенофиле для Д. с. необходимы жёсткие условия. В качестве дие-нофилов можно применять также карбонильные соединения, напр, гексафтораце-тон (СF3)3С = О, нитрозосоединения, напр. нитрозобензол С6Н5 - N = О, азосоединения, напр, гексафторазометан CF3 - N = N - CF3 и др. Роль диенов могут выполнять гетероциклич. соединения, напр, фуран.
Первые примеры Д. с. можно найти в работах В. Н. Ипатьева (1897) и С. В. Лебедева (1909) по исследованию димери-зации изопрена; как общая реакция ор-ганич. химии Д. с. открыт в 1928 нем. химиками-органиками О. Дильсом и К. Альдером. Д. с. широко применяют в синтетич. органич. химии, в т. ч. для синтеза стероидов. Исследование Д. с. позволило объяснить ряд процессов при полимеризации диеновых углеводородов.
Б. Л. Дяткин.
ДИЕРВИЛЛА (Diervilla), род листопадных кустарников сем. жимолостных, очень близкий к роду вейгела. Листья супротивные, простые, пильчатые. Цветки обоеполые, неправильные, крупные, с жёлтым или зеленовато-жёлтым двугубым венчиком, по 3-7 на концах молодых пазушных или верхушечных веточек. Плод - двугнёздная коробочка. 3 вида в Сев. Америке. В СССР изредка культивируются как декоративные растения Д. жимолостная (D. lonicera) и Д. сидячелистная (D. sessilifolia).
Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 6, М.- Л., 1962.
ДИЕТА (от греч. diaita - образ жизни, режим питания), специально разработанный режим питания в отношении количества, химич. состава, физич. свойств, кулинарной обработки и интервалов в приёме пищи. Режим питания здорового человека, соответствующий профессии, полу, возрасту и др. (рациональная Д.),
составляет предмет изучения гигиены питания. Разработкой и рекомендациями Д. для больного занимается диетология -наука о лечебном питании. При назначении Д. исходят из функциональных, па-томорфологич., обменных, энзимных и др. нарушений в организме человека. Правильно подобранная Д. обусловливает наиболее выгодный фон для применения различных терапевтич. средств, усиливает действие этих средств или оказывает леч. воздействие. Профилактич. значение Д. состоит в том, что она задерживает переход острых заболеваний в хронические.
Лит.: Покровский А. А., Беседы о питании, М., 1968.
Д. животных - режим кормления больного животного. При назначении Д. учитывают диагноз и течение болезни, состояние больного ж |