| 18-1-й пол. 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистич. диалектику Гегеля и предшествующий филос. материализм, в особенности учение Фейербаха. В диалектике Гегеля они вскрыли революц. моменты - идею развития и противоречие как его источник и движущую силу. В формировании марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной политич. экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и франц. историков времён Реставрации (Ж. Н. О. Тьерри, Ф. П. Г. Гизо, Ф. О. М. Минье). Большую роль в развитии Д. м. сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв., в котором диалектика стихийно пробивала себе дорогу.
Сущность и осн. черты революц. переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в распространении материализма на понимание истории общества, в обосновании роли обществ, практики в развитии людей, их сознания, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики. "Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее,- к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,- вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли" (Л е-нин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 264).
Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете к-рого только и оказалось возможным научно понять основополагающую роль практики в обществ, бытии и познании мира, материалистически разрешить вопрос об активной роли сознания. "...Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422). Марксизм рассматривает обществ, бытие не только в форме объекта, противостоящего человеку, но и субъективно, в форме конкретно-историч. практич. деятельности человека. Тем самым марксизм преодолел абстрактную созерцательность предшествующего материализма, к-рый недооценивал активную роль субъекта, тогда как идеализм аосолютировал активную роль сознания, считая, что оно конструирует мир.
Марксизм теоретически обосновал и практически осуществил сознат. соединение теории и практики. Выводя теорию из практики, он подчинил её интересам революц. преобразования мира. Таков смысл знаменитого одиннадцатого тезиса Маркса о Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" (там же, т. 3, с. 4). Строго науч. предвидение будущего и ориентация человечества на его достижение -характерные черты философии марксизма-ленинизма .
Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих филос. систем заключается в том, что её идеи проникают в массы народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе историч. практики нар. масс. "Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат Находит в философии своё духовное оружие..." (Маркс К., там же, т. 1, с. 428). Философия ориентировала рабочий класс на революц. преобразование общества, на создание нового, комму-нистич. общества.
В разработке положений Д. м. после смерти Маркса и Энгельса, гл. обр. в его пропаганде и защите, в борьбе против бурж. идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователями в различных странах: в Германии - Ф. Мерингом, во Франции -П. Лафаргом, в Италии - А. Лабрио-лой, в России - Г. В. Плехановым, к-рый с большим талантом и блеском критиковал идеализм и филос. ревизионизм. Филос. труды Плеханова конца 19 и нач. 20 вв. Ленин оценивал как лучшие во всей междунар. филос. лит-ре марксизма.
Новым, высшим этапом в развитии марксистской философии является теоретическая деятельность В. И. Ленина. Защита Д. м. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творч. развитие Д. м. были у Ленина теснейшим образом связаны с разработкой теории социали-стич. революции, учения о диктатуре пролетариата, о революц. партии, о союзе рабочего класса с крестьянством, о со-циалистич. государстве, о строительстве социализма и о переходе от социализма к коммунизму.
Разработка Д. м. органически сочеталась у Ленина с применением диалектич. метода к конкретному анализу достижений естествознания. Обобщая новейшие достижения естествознания с точки зрения Д. м., Ленин выяснил причины методоло-гич. кризиса в физике и указал пути его преодоления: "Материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим" (Полн, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 324). Развивая Д. м. в борьбе против идеалистич. направлений филос. мысли, Ленин углубил понимание осн. категорий материалистич. диалектики и прежде всего категории материи. Обобщив достижения науки, философии и обществ, практики, Ленин сформулировал определение материи в единстве его онтологической и гносео-логич. сторон, подчёркивая, что единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.
Ленин разработал осн. проблемы теории отражения, творчески развил учение марксизма о роли обществ, практики в теории познания, подчеркнув, что "точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания" (там же, с. 145). Анализируя гл. ступени человеческого познания и рассматривая практику как основу процесса познания и как критерий истины, Ленин показал, что познание идёт от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
В связи с критикой махизма, стоявшего на позициях субъективного идеализма и релятивизма, Ленин развил дальше марксистское учение об объективной, относительной и абсолютной истине и показал их диалектич. взаимосвязь. В учении Ленина об истине центр, место занимает проблема конкретности истины: "... то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации" (там же, т. 41, с. 136).
Ленин сформулировал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, определил осн. принципы диалектич. логики. Ленин подчёркивал необходимость критич. изучения и диалектич. обработки истории человеч. мысли, науки и техники. Историч. метод, согласно Ленину, составляет самую сердцевину Д. м. "Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (Р) лишь в связи с другими; (у) лишь в связи с конкретным опытом истории" (там же, т. 49, с. 329).
В развитии марксистско-ленинского мировоззрения его теоретич. основы- Д. м., в борьбе против извращений этого мировоззрения, а также в претворении его в практику рабочего движения, в строительство социализма и коммунизма большое значение имеет теоретич. и практич. деятельность коммунистических и рабочих партий. На совр. этапе Д. м. представляет собой результат творч. деятельности марксистов мн. стран.
Материя и сознание. Как ни многообразны философские учения, все они, явно или неявно, имеют в качестве своего отправного теоретич. пункта вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Этот вопрос является основным, или высшим вопросом любой философии, в т. ч. и Д. м. Он коренится в фундаментальных фактах самой жизни, в существовании материальных и духовных явлений и их взаимоотношений. Все философы разделились на два лагеря - материализм и идеализм - в зависимости от того, как они решают этот вопрос: материализм исходит из признания первичности материи и производности сознания, а идеализм - наоборот. Д. м., исходящий из принципа материалистич. монизма, считает, что мир есть движущаяся материя. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение - это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.
Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механич., физич. и химич. явления, жизнь растений и животных, жизнь общества, человек и его сознание. Но при всём качеств, многообразии составляющих мир вещей и процессов - мир един, поскольку всё, что входит в его состав,- лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчинённые нек-рым всеобщим законам.
Все составные части материального мира имеют историю своего развития, в ходе к-рого, напр, в пределах планеты Земли, совершился переход от неорганич. к органич. материи (в виде растит. и животного мира) и, наконец, к человеку и обществу.
Материя существовала до появления сознания, обладая в своём "фундаменте" лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения, а на уровне живой организации материя обладает способностью раздражимости, ощущения, восприятия и элементарным интеллектом высших животных. С возникновением человеческого общества возникает обществ, форма движения материи, носителем к-рой является человек; как субъект обществ. практики он обладает сознанием и самосознанием. Достигнув в своём развитии высокой организации, мир сохраняет своё материальное единство. Сознание неотделимо от материи. Психика, сознание составляют особое свойство высокоорганизованной материи, выступают как высшее, качественно новое звено в ряду различных свойств материального мира.
Согласно Д. м., сознание есть функция мозга, отражение объективного мира. Процесс осознания мира и психич. деятельность вообще возникают и развиваются из реального взаимодействия человека с миром через его обществ. отношения. Т. о., за пределами гносеологии сознание не противостоит материи и "различие идеального от материального... не безусловно, не uberschwenglich (чрезмерно.- Ред.)" ( Ленин В. И., там же, т. 29, с. 104). Предметы, их свойства и отношения, будучи отражёнными в мозгу, существуют в нём в форме образов - идеально. Идеальное же - это не особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира.
В противоположность агностицизму Д. м. исходит из того, что мир познаваем и наука всё более глубоко проникает в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при условии бесконечности самого процесса познания.
Теория познания. Исходными моментами теории познания Д. м. являются материалистич. решение вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания обществ, практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром в конкретно-историч. условиях обществ, жизни. Практика - основа формирования и источник знания, осн. стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий истинности результатов процесса познания и "...определитель связи предмета с тем, что нужно человеку" (Ленин В. И., там же, т. 42, с. 290).
Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. с чувств, ступени, и поднимается на уровень абстрактного логич. мышления. Переход от чувств, познания к логич. мышлению является скачком от знания о единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о существенном, закономерном. Будучи качественно различными уровнями познания мира, чувств, отражение и мышление неразрывно связаны между собой, образуя последовательно восходящие звенья единого познават. процесса.
Человеч. мышление - это историч. явление, предполагающее преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с к-рым мышление находится в неразрывной связи. Познание мира отд. человеком всесторонне опосредствовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление совр. человека есть, т. о., продукт обществ.-историч. процесса. Из историчности человеч. познания и прежде всего историчности объекта познания вытекает необходимость историч. метода, к-рый находится в диалектич. единстве с логич. методом (см. Историзм, Логическое и историческое).
Необходимыми приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, к-рые по-разному выявляются на различных уровнях познания. Результаты процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную истину.
Человеч. познание не может сразу полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Всякая теория обусловлена исторически и потому заключает в себе не полную, а относительную истину. Но человеч. мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих и будущих поколений, и в этом смысле возможности познания безграничны. Познание есть развитие истины, а последняя выступает как выражение исторически определ. ступени нескончаемого процесса познания. Исходя из признания относительности знания в смысле историч. условности пределов приближения к полному знанию, Д. м. отвергает крайние выводы релятивизма, согласно к-рому характер человеч. знания исключает признание объективной истины.
Каждый объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности, каждое обществ, явление обусловлено специфич. обстоятельствами места и времени. Поэтому наряду с обобщённым необходим конкретный подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлечённой истины нет, истина конкретна. Конкретность истины предполагает прежде всего всесторонность и цельность рассмотрения объекта, учёт того, что он постоянно изменяется и в силу этого н" может быть правильно отражён в неподвижных категориях. Предупреждая против ошибок, связанных с неконкретным подходом к истине, Ленин писал, что "... всякую истину, если ее сделать „чрезмерной"..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд" (там же, т. 41, с. 46).
Категории и законы Д. м. Категории -наиболее общие, осн. понятия и вместе с тем существ, определения форм бытия и отношений вещей; категории обобщённо выражают универсальные формы бытия и познания (см. Категории). В них аккумулирован весь предшествующий познавательный опыт человечества, прошедший испытание обществ. практикой.
В анализе категорий Д. м. основывается на принципах марксистско-ленинской теории отражения и диалектики.
В системе материалистич. диалектики каждая категория занимает определ. место, являясь обобщённым выражением соответствующей ступени развития знания о мире. Ленин рассматривал категории как ступени, узловые пункты познания мира. В основу исторически развивающейся системы материалистич. диалектики должна быть положена такая категория, к-рая не нуждается ни в каких предпосылках и сама составляет исходную предпосылку к развёртыванию всех остальных категорий. Таковой является категория материи. За категорией материи следуют осн. формы существования материи: движение, пространство и время.
Исследование бесконечного многообразия форм материи начинается с вычленения объекта, констатации его бытия, т. е. существования, и имее |