| иции революц. пролетарского иск-ва, применили в новых целях приёмы уличного рисунка в сатирич. графике (Ж. Троc) и монтажа в политич. плакате (Дж. Хартфилд). Дада-истские методы комбинации "готовых" предметов в сер. 20 в. стали одним из источников "поп-арта". См. также Модернизм, Авангардизм.
Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн.; Модернизм, М., 1969; Hugnet G., L'aventure dada, P., 1957; Richter H., Dada-Kunst und Anti-kunst, Koln, 1964.
ДАДАШЕВ Садых Алекпер оглы [2(15). 4.1905, Баку,-24.12.1946, Москва], советский архитектор и историк архитектуры, акад. АН Азерб. ССР (1945), засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1940). Окончил Азерб. политехнич. ин-т в Баку (1929), где в дальнейшем был профессором. Архит. работы (совм. с М. А. Усейновым): кинотеатр "Низами" (1934), Мин-во пищ. пром-сти (1937-39), консерватория (1937-39), здание ЦК КП Азербайджана (1938-41), Музей им. Низами (1930-40-е гг.) - все в Баку; павильон Азерб. ССР на ВСХВ в Москве (1939; Гос. пр. СССР, 1941). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Илл. см. т. 1, табл. XXI.
Соч. (совм. с М. А.Усейновым): Памятники архитектуры Азербайджана в Баку, М., 1938; Архитектура Азербайджана, М., 1948; Архитектурные памятники Баку, М., 1955.
Лит.: Касим-Заде Э. А., Яралов Ю. С., Дадашев. Усейнов, М., 1951.
ДАДДА, ульд Дадда, Моктар (р. 25.12.1924, г. Бутилимит), гос. и политич. деятель Мавритании. По образованию и профессии юрист. В 1942-48 переводчик во франц. колон. администрации в Мавритании. После окончания в 1955 юридич. ф-та Сорбонны адвокат в Дакаре. В 1957-58 вице-пред., 1958-59 пред. Правительственного совета Мавритании. В июне 1959 - авг. 1961 премьер-мин, и мин. внутр. дел. С 20 авг. 1961 президент Исламской Республики Мавритания. В 1958-61 ген. секретарь Партии мавританской перегруппировки (ПМП). С дек. 1961 ген. секретарь единств. в стране и правящей Партии мавританского народа (образовалась в результате слияния ПМП с др. партиями).
ДАДЗАЙ Осаму (псевд.; наст. имя Цусима Сюдзи) (19.6.1909 - 13.6.1948), японский писатель. Род. в ари-стократич. семье. Первая повесть "Цвет остроумия" (1935), в к-рой он описал свою попытку самоубийства, принесла ему известность. Д. изображал жизнь опустившихся аристократов, страдающей пессимизмом и безверием молодёжи. Наиболее популярные соч.: "Жена Вийона" (1947), "Солнце на закате" (1947), "Утеря человека" (1948). В состоянии глубокой депрессии покончил с собой.
Лит.: История современной японской литературы, пер. с япон., М., 1961; Окуно Такэо, Дадзай Осаму, Токио, 1958.
Д'АДЗЕЛЬО (d'Azeglio) Массимо Тапарелли (1798-1866), итальянский писатель, художник и политич. деятель; см. Адзельо М. Т.
ДАДИАНИ Шалва Николаевич [9(21).5. 1874, Зестафони, -15.3.1959, Тбилиси], грузинский советский писатель и театральный деятель, нар. арт. Груз. ССР (1923). Чл. КПСС с 1945. С 1893 по 1923 был актёром и режиссёром груз. театра. Выступил как поэт (сб. стихов "Искра", 1892). В пьесах "В подземелье" (1905, изд. 1910), "Когда они пировали" (1907, изд. 1912), "Гегечкори" (1915, изд. 1923), "Вчерашние" (1916) и др. показаны жизнь разложившегося дворянства, революц. устремления народа, его вера в светлое будущее. Из 50 пьес Д. в сов. время написано 37. Из них выделяются: "В самое сердце" (1928) - первый образец сатирич. комедии в груз. сов. лит-ре, "Тетнульд" (1931), "Сломанный мост" (1935), "Гурия Ниношвили" (1932, рус. пер.- "Подземный гул", 1940). В пьесе "Из искры" (1937, рус. пер. 1940) показаны зарождение первых большевистских орг-ций в Грузии, борьба груз. народа на баррикадах первой рус. революции 1905-07.
Д.- автор широко известных историч. романов "Юрий Боголюбский" (1926), "Семья Гвиргвилиани" (1956), в к-рых созданы картины нар. жизни Грузии, реалистич. образы борцов против самодержавия и местных феодалов. Народ показан в них как творец истории. Деп. Верх. Совета СССР 1-2-го созывов. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
В рус. пер.: Пьесы, М. -Л., 1940; Юрий Боголюбский, Тб., 1951.
Лит.: Радиани Ш., Шалва Даднани, Тб., 1958; Барамидзе А., Радиани Ш., Жгентн Б., История грузинской литературы, Тб., 1958.
ДАДЛИ (Dudley), город-графство в Великобритании, в графстве Стаффордшир. 182,4 тыс. жит. (1970). Один из старейших кам.-уг. центров (с 17 в.) в "Чёрной стране", близ Бирмингема. Металлур-гич., машиностооит., стек.-керамич. пром-сть. Близ Д. - карьеры каолина.
ДАДРА И НАГАРХАВЕЛИ, союзная территория в Индии, управляемая центральным правительством. Расположена на С.-З. п-ова Индостан между штатами Махараштра и Гуджарат. Пл. 489 км2. Нас. 70 тыс. чел. (1969), в основном племена, сохраняющие патриархальные обществ. отношения и ведущие полунатуральное сел. х-во. Адм. ц.- Силваса.
ДАДЬЕ (Dadie) Бернар (р. 1916, Асини), писатель и фольклорист Берега Слоновой Кости. Пишет на франц. яз. С 1947 деятель партии Демократич. объединение Африки. Ранние революц. стихи написаны в тюрьме ("Африка во весь рост", 1950). Позднее Д. опубл. "Африканские легенды" (1954), книгу сказок "Чёрная повязка" (1955) и автобиографич. роман "Клембье" (1956, рус. пер. 1964). Рома-ны "Негр в Париже" (1959) и "Нью-Йоркский хозяин" (1964) посвящены проблемам цивилизации. В сб-ках зрелых стихов Д. "Череда дней" (1956) и особенно "Люди всех континентов" (1967) преобладает интернац. тема.
Соч.: Le role de la legende dans la culture populaire des Noirs d'Afrique, "Presence Africaine", 1958, № 14-15; в рус. пер., в сб.: В ритмах там-тама. Вступ. ст. Е. Л. Гальпериной, М., 1961; в сб.: Голоса африканских поэтов. [Пер. с англ. и франц., М., 1968]; Люди между двумя языками, "Иностранная литература", 1968, № 4; Стихи, там же, 1969, № 2.
Лит.: Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, М., 1968; Dоnat С., В. В. Dadie, "Afrique litteraire et artistique", 1969, № 5.
ДАЕ, город в Китае, в пров. Хубэй, в долине р. Янцзы. Центр добычи железной руды. Металлургич. з-д. Ж.-д. связь с г. Ухань. С 1960 Д. объединён с г. Хуанши.
ДАЖБОГ, Дамбог, в славянской мифологии бог солнца. В русско-славянской мифологии бог солнца и огня, сын Сварога (отсюда другое название - Сва-рожич). Неоднократно упоминается в рус. летописях (впервые под 980). В "Слове о полку Игореве" рус. народ называется внуком Дажбога.
ДАЙАМАНТИНА (Diamantina), река на В. Центр. Австралии (шт. Квинсленд). Дл. ок. 750 км. Берёт начало в хр. Селуин, течёт на Ю.-З., пересекая пустынные и полупустынные равнины Центр. бассейна. Заканчивается у населённого пункта Гойдерс-Лагун (шт. Юж. Австралия), теряясь в песках.
ДАЙИТИ БАНК, финанс. центр монополистич. группы Японии Дайити. Осн. в 1873. Во время 2-й мировой войны 1939-45 слился с Банком Мицуи - новый банк стал называться Банк Тей-коку. В 1948 Д. б. вышел из состава Банка Тейкоку. Д. б. связан с пром. монополиями Фурукава, Кавасаки, Сибудзава, Судзуки и Фудзияма. Имеет (1970) 151 отделение в Японии, отделения в Великобритании, США, Юж. Корее, участие в банке в Гонконге. Акц. капитал на 31 марта 1970 - 24 млрд. иен, резерв 87 млрд. иен, сумма баланса 2426 млрд. иен, вклады 1628 млрд. иен, учёт н ссуды 1480 млрд. иен, инвестиции 262 млрд. иен. С 1 окт. 1971 Д. б. слился с Ниппон Кангё банком, образовав Дайити Кангё банк, крупнейший в Японии и десятый по величине среди капиталистич. банков мира. Капитал и резервы нового банка (окт. 1971) - 145,7 млрд. пен, вклады-3634,5 млрд. иен.
ДАЙКА (от англ. dike или dyke, букв. - преграда, стена из камня), интрузивное магматич. тело, ограниченное параллельными плоскостями и секущее вмещающие Д. породы. Нередко Д. состоят из более твёрдых пород, чем окружающие, и поэтому при выветривании возвышаются над местностью в виде стен. Д. сопровождают образование эффузивных и интрузивных пород или образуют самостоятельные пояса, связанные с глубинными магматич. очагами. Различают также Д. радиальные, исходящие из одного центра, и кольцевые. Иногда Д. являются поисковым признаком полезных ископаемых (золото, полиметаллы и др.).
ДАЙМ (dime), серебряная монета США, равная 1/10 доллара, или 10 центам. Законом от 23 июля 1965 серебряные монеты Д. постепенно заменяются монетами из медно-никелевого сплава.
ДАЙМЁ, владетельные князья в феод. Японии. В 14-15 вв. и до кон. 16 в. были независимыми от центр. пр-ва. После незавершённой бурж. революции 1867-68 Д. в 1869-71 были лишены своих земель; получили большую ден. компенсацию.
ДАЙ МИН-ШИ (15. 4. 1653 - 3. 3. 1713), китайский историк. Собирал материалы для написания истории династии Юж. Минов (правила в 1645-62), уничтоженной маньчжурской династией Цин. Был заключён маньчжурским пр-вом в тюрьму (1711) и затем казнён. В 1841 часть произв. Д. М.-ш. была издана под назв. "Сун Цянь-сюй сяньшэн цзи" ("Собр. соч. господина Сун Цянь-сюя").
"ДАЙМЛЕР-БЕНЦ" (Daimler-Benz, ФРГ), см. Автомобильные монополии.
ДАЙНА, традиционное название литов. нар. песни. Известны Д. трудовые, мифологические, календарно-обрядовые, се-мейно-обрядовые (крестильные, свадебные, плачи), военно-исторические, анти-крепостнич., революционные, плясовые и игровые, молодёжные и любовные, семейные, детские и колыбельные, застольные, юмористические и сатирические песни, песни литературного происхождения, песни о животных, о природе и др. Они отражают мн. стороны жизни литов. народа в разные историч. периоды. С установлением Сов. власти в Литве родилась новая, сов. нар. Д. Старейшие сведения о Д. встречаются в историч. памятниках 10 в. Первый сб. Д., подготовленный Л. Резой, вышел в 1825. Самые крупные сб-ки составлены братьями А. и И. Юшка: "Литовские народные песни" (т. 1-3, 1880-82), "Литовские свадебные песни" (1883).
В нач. 20 в. появились сб. И. Басанавичюса, В. Калвайтиса, А. Р. Ниеми и А. Сабаляускаса. В сов. время вышли сб. "Избранные литовские народные песни" Б. Сруоги (1949), "Избранное литовского фольклора" (1954, под. ред К. Корсакаса), "Литовские народные песни" (1955) И. Чюрлёните, "Литовский фольклор. Записи 1944-1956 гг." (1957), трёхтомное издание старинных многоголосых литов. нар. песен "Сутартинес" (1958-59) 3. Славюнаса и др. На рус. яз. Д. переводили К.Д. Бальмонт, А.А. Прокофьев и др. Лит.: Rёza L., Lietuviu liaudies dainos, t. 1, Vilnius, 1958: Juska A., Lietuviskos dainos, t. 1 - 3, Vilnius, 1954; Lietuviu tautosaka, t. 1 - 2, Vilnius, 1962 - 64; Lietuviu tautosakos apybraiza, Vilnius, 1963; Dainuoja-mosios tautosakos klausimai, Vilnius, 1968.
ДАЙРА (груз., турки.), дайря (молд.), ударный муз. инструмент типа бубна. Родствен дойре.
ДАЙРЕН, быв. япон. название города Далянь (быв. рус. назв.- Дальний) в Китае.
ДАЙРЕНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1921-22, конференция представителей Дальневосточной республики (ДВР) и Японии, происходила в г. Дайрене (Китай) с перерывами с 26 авг. 1921 по 16 апр. 1922 (всего 39 заседаний). Делегация ДВР возглавлялась зам. пред. Сов. Мин. ДВР Ф. Н. Петровым; воен. советником был В. К. Блюхер. В качестве наблюдателя с дек. 1921 присутствовал представитель РСФСР Ю. Ю. Мархлевский. Глава япон. делегации - нач. департамента Мин-ва иностр. дел Мацусима. ДВР пошла на переговоры с целью разоблачить захватнич. планы и действия япон. империалистов и добиться вывода япон. войск с Д. Востока. 6 сент. делегация ДВР внесла проект "Соглашения о мире, дружбе и торговле", в к-ром содержалось обязательство Японии в месячный срок вывести свои войска со всей терр. рус. Д. Востока, а также предусматривалось признание Японией суверенитета ДВР. На этих условиях в проекте выражалась готовность пойти навстречу экономич. интересам Японии - предоставить ей рыболовные концессии. 26 сент. япон. делегация вручила контрпроект, по к-рому ДВР обязывалась: поддерживать на своей терр. "некомму-нистич. режим"; приравнивать права япон. подданных в области торговли, ремесла и промыслов к правам подданных ДВР; признать право плавания по pp. Амуру и Сунгари судов под япон. флагом. Секретные статьи контрпроекта предусматривали обязательство ДВР разоружить и уничтожить все воен. укрепления на побережье ДВР, признать свободу проживания и передвижения япон. воен. чиновников в ДВР. После подписания такого соглашения Япония выражала готовность приступить к выводу войск из Приморья, оставляя открытым вопрос о выводе войск с Сев. Сахалина. Делегация ДВР отвергла статьи япон. проекта, "затрагивающие суверенитет и внутр. жизнь ДВР" и Китая. 12 дек. япон. делегация прервала работу конференции, выжидая результатов Вашингтонской конференции и наступления рус. белогвардейцев на ДВР. Разгром белогвардейцев у Волочаевки (см. Волочаевский бой 1922) вынудил Японию возобновить переговоры в Дайрене, пойти на уступки и отказаться от осн. пунктов контрпроекта. К сер. апр. 1922 стороны согласовали проект "Торгового и общего соглашения" и большинство статей соглашения о передаче ДВР рус. имущества и сооружений, находящихся в расположении япон. войск. Япон. делегация 15 апр. пошла на срыв переговоров.
16 апр. япон. делегация покинула конференцию. Нотой от 24 апр. пр-во ДВР возложило на Японию всю ответственность за срыв Д. к. В сент. была созвана Чанчуньская конференция 1922, закончившаяся безрезультатно. В окт. 1922 Нар.-революц. армия ДВР освободила Приморье, 25 окт. вошла во Владивосток.
Лит.: Ленин В. И., Доклад о концессиях на фракции РКП(б) VIII съезда Советов 21 дек. (1920), Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42; его же, Речь на IV сессии ВЦИК IX созыва 31 окт. 1922 г., там же, т. 45; Внешняя политика СССР. Сб. документов, т. 2 С1921 -1924 гг.). М., 1944; Документы внешней политики СССР, т. 4-5, М., 1960 - 1961; Петров Ф. Н., 65 лет в рядах ленинской партии. Воспоминания, М., 1962.
В. А. Емец.
ДАЙСЕЦУДЗАН (япон.- Великая снежная гора), Токати, горный хребет в центр. части о. Хоккайдо, в Японии. Дл. ок. 100 км. Наибольшая высота 2290 м (потухший вулкан Асахи - самая высокая вершина о-ва). Сложен гранитами, песчаниками, кварцитами и сланцами. На склонах - горная тайга. Национальный парк Д.
ДАЙСЕЦУДЗАН, национальный парк Японии, в центр. части о. Хоккайдо. Пл. 231 929 га, из к-рых 35 193 га занимают 5 заповедников. Создан в 1934. Сочетание арктич. и альпийских элементов флоры, проявления вулканич. деятельности (горячие источники). Обитают чёрный японский и бурый медведи.
ДАЙЦИНСКАЯ ДИНАСТИЯ, последняя императорская династия в Китае (1644-1911); см. Дин.
ДАЙ ЧЖЭНЬ (19.1.1723-1.7.1777), китайский мыслитель с материалистич. тенденцией, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. В противовес Чжу Си, к-рый, отождествляя категорию дао ("путь") с ли ("принципом"), ставил её над материальным началом - ци, Д. Ч. расшифровывал дао не как трансцендентный принцип, находящийся вне времени и пространства, а как ци; причём реальную субстанцию дао, по Д. Ч., составляют инь, ян (противоположные, находящиеся в борьбе силы) и пять первоэлементов. Для Д. Ч. характерен гуманистич. подход к |