| тенденция к увековечению личности в постройках мемориального назначения (мавзолей в Галикарнасе, ок. 350, арх. Пифей и Сатир; хорегический памятник Лисикрата в Афинах, ок. 335).
В изобразит. иск-ве возросший интерес к человеческому характеру стимулирует развитие скульпт. портрета (Деметрий из Алопеки, кон. 5-1-я пол. 4 вв.).
Противоречия действительности остро преломились в творчестве Скопаса, запечатлевшего в своих мифологич. композициях драматизм борьбы, силу духовных и физич. порывов человека (фриз мавзолея в Галикарнасе, фронтоны храма Афины Алей в Тегее, статуя менады). В статуях Праксителя ("Гермес с младенцем Дионисом", "Афродита Книд-ская" и др.) преобладают мечтательная задумчивость, элегия, покой и созерцательность. В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощущение изменчивой, драматически-сложной жизни мира, в героич. тематику вплетаются ноты возбуждения, тревоги (статуи апо-ксиомена, Гермеса, Геракла). На произв. Леохара, стремившегося следовать возвышенным образам классики 5 в., лежит печать академич. холодности.
Эллинистический период (кон. 4-1 вв. до н. э.) характеризуется принципиальным расширением зоны распространения греч. культуры, её активным взаимодействием с культурой народов, входивших в состав монархии Александра Македонского, а затем гос-в его преемников (см. Эллинистическая культура). Афины перестают быть гл. центром художеств. жизни. Законодателями вкусов становятся крупные малоазийские города. В этот период невиданного размаха достигает строительство, вырастают многочисл. новые города с регулярной планировкой (Александрия, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др.), воздвигаются огромные сооружения (Фа-росский маяк в Александрии), создаются величеств. архит. ансамбли (акрополь в Пергаме). Дифференцируется тип жилища - от скромного дома до дворца; в домах с традиц. планом внутр. двор превращается в обрамлённый колоннадой перистиль. Образы эллинистич. скульптуры (стремительная Нике Самофракийская, гибнущие в борьбе гиганты фриза Пергамского алтаря, напрягающий последние силы Лаокоон) пронизаны тревогой, окрашены трагич. мироощущением эпохи. Для иск-ва эллинизма характерно многообразие региональных школ, направлений, художественно-образных задач. Расцветает скульпт. портрет. На смену классич. идеалу гармоничного человека-гражданина приходят возвеличивание владык (статуи диадо-хов), не имеющая предела монумента-лизация образа божества (статуя Гелио-са - т. н. Колосс родосский), интерес к людям, стоящим на разных (в т. ч. и на низших) ступенях социальной лестницы, к характерным чертам человеческого возраста, к самобытности этнич. облика варваров. После завоевания Г. Римом иск-во эллинов входит в русло развития культуры завоевателей, обогащая последнюю своими многовековыми традициями, но всё больше утрачивая самостоят. характер. К опыту др.-греч. иск-ва широко обращалась художеств. культура последующих эпох. Проникнутое в лучших своих проявлениях гуманистич. духом, отмеченное цельностью восприятия и высокой гармоничностью эстетич. претворения мира, иск-во Г., по словам Маркса, продолжает "... доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737).
Музыка. Музыка занимала важное место в обществ. жизни греков. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть воспитания юношества, а пение и игра на муз. инструментах входили в программу гимнастич. и художеств. состязаний. В Древней Г. существовали спец. объединения (коллегии) певцов, музыкантов и танцоров. Музыкальная практика древних греков имела преим. синкретич. характер (единство стиха., его интонирования, т. е. пения, инструментального сопровождения, танца, пластики). Музыка была одноголосной, хор пел в унисон. До нашего времени дошло неск. фрагментов нотных записей греч. музыки: музыка к стасиму драмы "Орест" Еврипида (ст. 338 -344), два гимна Аполлону (138 и 128 до н. э.), погребальная и лирическая песни, 12 строк пеана, строки музыки на самоубийство Аянта и др. Однако судить о сущности, принципах др.-греч. музыки можно преим. по лит. данным, теоретич. трактатам и произв. изобразит. иск-ва. Основой звукоряда др.-греч. музыки являлись тетрахорды. Лад образовывался из 2 тетрахордов (см. Древнегреческие лады).
К 3-2-му тыс. до н. э. относятся изображения древнейших струнных инструментов (лиры и др.), сцен игры на лире и авлосе с о. Крит, а также с Кикладских о-вов статуэтки арфистов и флейтистов. В поэмах Гомера упоминается об использовании музыки при трудовых процессах, религ. церемониях и нар. празднествах. Проф. исполнителями др.-греч. эпич. песен о богах и героях были певцыаэды, состоявшие на службе у общин или у царей, сопровождавшие свои импровизации игрой на инструменте, и рапсоды.
К наиболее ранним формам др.-греч. музыки принадлежат песня-лин (исполнявшаяся на уборке винограда и сопровождавшаяся игрой на форминге - струнном инструменте), свадебные песни, пеан (гимн радости в честь Аполлона) и тренос (погребальная песнь). В похоронных процессиях знатных лиц участвовали аэды и плакальщицы. Изображения подобных процессий сохранились на аттич. вазах 8-7 вв. до н. э.
Древнейшая эпоха муз. развития связывалась в греч. преданиях с именами мифич. авлетов Олимпа (см. Авлос) и Марсия. Фригийское происхождение этих музыкантов указывает на малоа-зийское и прежде всего хеттское влияние на греч. культуру. Олимп считался установителем древнейших правил (номов) игры на авлосе и законов гармонии, понимаемой как согласованность, благозвучие, совершенство. Его учеником предание называет Талета из Гортины (о. Крит). Он перенёс с Крита в Спарту обычай муз. сопровождения (на флейте) пеана Аполлону, ввёл хоровое исполнение (вероятно, в духе омузыкаленной декламации). Гомеровская традиция (в " Илиаде") также подтверждает, что хоровое пение зародилось на о. Крит.
В 7 в. на греческую муз. культуру большое влияние продолжала оказывать музыка М. Азии. Этот период связывается с именем Терпандра с о. Лесбос, тс-рый, по преданию, ок. 676 одержал победу на муз. состязании в Спарте. Ему приписываются введение китары - семиструнной лиры, сопровождавшей пение гомеровских поэм, а также установление китародич. номов (правил). В 586 на Пифийских играх в Дельфах победил аргосский авлет Сакад. Им было исполнено произведение, изображавшее убийство Аполлоном дракона, состоявшее из 5 частей и представлявшее собой, быть может, древнейший образец программной музыки. Рост городов, в к-рых происходили большие культовые и гражд. празднества, привёл к развитию хорового исполнения совместно с духовыми инструментами. Наряду с авлосом в употребление вошла металлич. труба. Музыка, и прежде всего хоровое исполнение, приобрела политич. значение. Популярна стала воен. тематика. Одновременно происходил подъём в области лирич. музыки (вся поэтич. лирика греков пелась: хоровой унисон и сольное исполнение под аккомпанемент авлоса или китары), начало расцвета к-рой связывается с именем поэта Архилоха, основавшего ок. 650 муз. школу. Архилох ввёл в поэтич. практику ямбический и трохеический триметры, к-рые воспроизводились вокальным исполнением вместе с инструментальной музыкой.
Не меньшее значение для истории др.-греч. музыки приобрели лесбосские поэты и музыканты Алкей и Сапфо, первый - как автор политически направленных, вторая-лирич. и любовных произв. Для их исполнения были введены новые муз. струнные инструменты - барбитон и пектида. Классиком хоровой лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов и дифирамбов, застольных и победных од, отличавшихся разнообразием форм, богатством и прихотливостью ритмов. На основе гимнов Пин-дара развился дифирамб, исполняемый на Дионисиях (6-4 вв. до н. э.) и превращённый Арионом в хоровое песнопение. Ему же приписывается выделение из хора сольной партии корифея. Всё это послужило основой для создания аттич. трагедии, соединившей в себе драму, музыку и др. виды иск-ва. Авторы трагедий, подобно др.-греч. лирич. поэтам, были одновременно и музыкантами (Эсхил, Фриних, Софокл, Еврипид). Хор из "Антигоны" Софокла: "Много на свете дивных сил, но сильней человека нет" стал нац. афинским гимном. Еврипид в своих произв. ограничил введение хоровых партий, сосредоточивая осн. внимание на сольных партиях актёров и корифеев, по образцу т. н. нового дифирамба - нового стиля в музыке, отличающегося от прежнего большей индивидуализацией, эмоционально-подвижным и виртуозным характером. Создателями этого стиля стали Кинесий (450-390), Филоксен из Киферы (436- 380) - любитель виртуозного сольного исполнения, поднявший и утвердивший значение музыки, написанной на слова поэтич. произв., Тимофей из Милета (ок. 400) - китаред, доведший количество струн на китаре до 11 и сделавший этот инструмент (вместо авлоса) основным при сопровождении хорового пения.
Широкое распространение музыки в греч. быту вызвало к жизни необходимость её осмысления и создание её теории. Попытки объяснения эмоциональных сил, заложенных в музыке, присутствуют в мифах об Орфее, Аполлоне, Арионе и др. Многие крупнейшие антич. мыслители занимались вопросами теории музыки и муз. эстетики. Гераклит (6-5 вв.) указал на диалектич. природу музыки. Пифагор (6 в.) и представители его школы открыли ряд аку-стич. законов музыки. Последователи Пифагора - каноники отстаивали пифагорейский строй, основанный на чисто математич. соотношениях между звуками, получаемыми при делении струны. Их противники - т. н. гармоники являлись сторонниками Аристоксена (4 в.), выдвинувшего положение о том, что критерием муз. произв. является слух, живое восприятие музыки человеком. Этико-теоретич. учение о музыке разрабатывали мн. антич. учёные, в т. ч. Аристотель (4 в.), придававший музыке гражданственное, педагогич. и развлекательное значение. Понятия, установленные др.-греч. теоретиками - мелодия, ритм, гамма и др., существуют и в совр. муз. практике, хотя и в несколько ином толковании. Ноты в др.-греч. практике обозначались греч. и финикийскими буквами.
Лит.: Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М., 1947; Таннери П., Первые шаги древнегреческой науки, пер. с франц., СПБ, 1902; Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, пер. с нем., М.- Л., 1936; Даннеман Ф., История естествознания, пер. с нем., т. 1, М., 1932; Дильс Г., Античная техника, пер. с нем., М.- Л., 1934; Нейгебауэр О., Точные науки в древности, М., 1968; Магидо-вич И. П., Очерки по истории географических открытий, М., 1967; его же, История открытия и исследования Европы, М., 1970 (совместно с Магидовичем В. И.); Дитмар А. Б., В страны олова и янтаря, М., 1963; его же, Родосская параллель, М., 1965; Ельницкий Л. А., Древнейшие океанские плавания, М., 1962; Том-сон Д. О., История древней географии, М., 1953; Berger H., Geschichte der wissenschaftlichen Erdkunde der Griechen, Lpz., 1903; Bunbury E. H., A history of ancient geography, v. 1 - 2, N. Y., 1959; Forbiger A., Handbuch der alten Geo-graphie, Bd 1, Graz, 1966.
Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Клингер В. П., Животные в античном и современном суеверии, К., 1911; Катаров Е., Культ фетишей, растений и животных в древней Греции, СПБ, 1913; Богаевский Б. Л., Земледельческая религия Афин, П., 1913 (Дисс.); Зелинский Ф. Ф., Древнегреческая религия, П., 1918; его же. Религия эллинизма, П., 1922; Альтман М. С., Греческая мифология, [М.- Л.], 1937; Р а д-циг С. И., Античная мифология, М.- Л., 1939; Л о с е в А. Ф., Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии, "Уч. зап. МГПИ им. Ленина", 1953, т. 72, в. 3; е г о же, Введение в античную мифологию, "Уч. зап. гос. пед. ин-та им. Т. Г. Шевченко, Филологическая серия", 1954, в. 5; е г о же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957; Кун Н. А., Легенды и мифы древней Греции, 4 изд., М., 1957; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Тренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Р г е 1-ler L., Griechische Mythologie, 4 Aufl., Bd 1-2, В., 1897-1926; Kern О., Die Religion der Griechen, Bd 1 - 3, В., 1926-38; Nestle W., Die griechische Religiosi-tat..., [Bd] 1-3, В.- Lpz., 1930-34; его ж е, Vom Mythos zum Logos, Aalen, 1966; Nils son M. P., Geschichte der griechi-schen Religion, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Munch., 1955-61; Wilanowitz-Moellen-d о r f f U. von, Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Bd 1-2, Base.-Stuttg., 1959.
Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956, с. 7 - 215; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 219 - 78, 303 - 15; Гегель Г. В. Ф., Лекции по истории философии, Соч., т. 9 - 11, М.-Л., 1932-35; Новицкий О. М., Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований, т. 1 - 4, К., I860-61; Редкий П. Г., Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще, т. 1-6, СПБ, 1889-91; Трубецкой С. Н., Метафизика в Древней Греции, М., 1890; его же, Курс истории древней философии, 3 изд., ч. 1 - 2, М., 1915; Виндельбанд В., История древней философии, М., 1911; Г о м п е р ц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911; Целлер Э., Очерк истории греческой философии, М-, 1913; Я щ е н к о А. С., Русская библиография по истории древней философии, Юрьев, 1915; Маковель-ский А. О., Досократики, ч. 1-3, Казань, 1914-19; его же, Древнегреческие ато-мисты, Баку, 1946; Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; его же, Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История античной эстетики, т. 1 - 2, М., 1963 - 69; Д ы н н и к М. А., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936; Асмус В. ф., История античной философии, М., 1965; Zе11ег Е., Die Philosophic der Griechen in ibrer geschichtlichen Entwick-lung, Bd 1-6, Lpz.. 1903-22; Hоenigswald R., Die Philosophic des Altertums, Munch., 1917; Aster E. von, Geschichte der antiken Philosophie, B., 1920; S t e i n L., Geschichte der Philosophie bis Platon, Miinch., 1921; Hoffmann E., Die griechische Philosophie von Thales bis Platon, Lpz. - В., 1921; Joel K., Geschichte der antiken Philosophie, Tubingen, 1921; Leisegang H., Griechische Philosophie von Thales bis Platon, Breslau, 1922; его же, Hellenistische Philosophie von Aristoteles bis Plotin, Breslau, 1923; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1, В., 1926; Brehier E., Historie de la philosophic, v. 1-2, P., 1938; Nestle W., Griechische Geistesgeschichte von Homer bis Lukian, Stuttg., 1944; Werner Ch., La philosophic grecque, 2 ed., P., 1945; Kranz W., Die griechische Philosophie, 2 Aufl., Wiesbaden, 1950; V о g e 1 C. J., Greek philosophy, v. 1 - 3, Leiden, 1950 - 59; Snell Br., Die Entdeckuns des Geistes, 3 Aufl., Hamb., 1955; Chevalier J., Histoire de la pensee, v. I - La pensee antique, P., 1955; G i g о n O., Grundprobleme der antiken Philosophie, Bern- Munch., 1959; Adorno Fr., La filosofia antica, v. 1-2, Mil., 1961 - 65; Guthrie W., A history of Greek philosophy, v. 1 - 3, Carab., 1962-69; С a p e 1 1 e W., Die griechische Philosophie, 2 Aufl., Bd 1-4,B.,1953-54.
Bury J. В., Ancient Greek historians, N. Y., 1958; J а с о b у F., Griechische Histo-riker, Stuttg., 1956.
История греческ |