| ла до 1950) на торговлю с Г. В 1814 при расторжении датско-норв. унии 1380 Г. осталась за Данией и до 1953 являлась её колонией, в 1953 Г. была объявлена частью терр. Дат. королевства. В апр. 1940, после оккупации Дании фаш. Германией, пр-во США заявило о распространении на Г. доктрины Монро. 9 апр. 1941 посланник Дании в Вашингтоне подписал с амер. пр-вом т. н. соглашение об обороне Г. (ратифицировано дат. ригсдагом 16 мая 1945). США приступили к созданию на Г. воен. баз. После вступления Дании в НАТО (4 апр. 1949) между дат. и амер. пр-вами 27 апр. 1951 было подписано новое соглашение, по к-ро-му Дания и США осуществляют совместную оборону острова. В 1971 США имели в Г. 2 воен. базы и др. воен. объекты.
П. Васильев.
Исследования Г. начались в 17 в. и проводились первоначально англичанами, а после колонизации острова - датчанами и норвежцами. Продолжительное путешествие в глубь Г. первым совершил швед А. Норденшельд (1883). В 1886 юж. часть острова пересекли норвежцы Ф. Нансен и О. Свердруп. В последующие годы ледник пересекали экспедиции Р. Пири (1892-95), К. Расмуссена (1912-13), А. Кервена (1912), Й. Коха (1913) и А. Вегенера (1906-08, 1912-13, 1929-30) и др. Из послевоен. исследований наиболее ценный материал дали французская экспедиция П. Виктора (1949- 1951) и англ. экспедиция Симпсона (1952-54). В последние годы почти непрерывные исследования, в т. ч. стационарные наблюдения на ледяном щите, ведут учёные США, Великобритании; в 1968- 1969 работала экспедиция АН СССР. Г. м. Игнатьев.
Хозяйство. Экономич. жизнь сосредоточена на узкой, свободной от материкового льда прибрежной полосе, занимающей примерно 15% общей площади Г., гл. обр. на Ю.-З. острова. В колон. период торговля с коренным населением, занимавшимся зверобойным промыслом (добыча тюленей и китов) и охотой, была монополизирована гос. датской компанией. В 1920-30-х гг., после потепления климата и подхода к берегам Г. трески, основным занятием населения стало рыболовство. После 50-х гг. усилились капиталовложения в экономику. Действует программа экономич. развития Г. в 1966-75, предусматривающая капиталовложения в размере 4 млрд. датских крон. Св. 1/2 экономически активного населения занято в рыболовстве и рыбообработке. Улов рыбы - 25-30 тыс. т в год, гл.обр. трески, к-рая экспортируется в сушёном и солёном виде. Действуют несколько рыбоконс. з-дов, верфей для ремонта и постройки мелких рыболовных судов, сетевязальные и трикот. ф-ки. Развиты мясо-шёрстное овцеводство (24 тыс. овец в 1969/70) и оленеводство(ок. 4тыс. оленей). Добывается криолит. М. Н. Соколов.
Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр. 288-289).
Лит.: Гренландия. Сб. ст., пер. с дат., М., 1953; Игнатьев Г. М., Гренландия, М., 1956; Агранат Г. А., Зарубежный Север, М., 1957; Fristrup В., The Greenland ice cape, Cph., 1966; "Meddelelser om Grоnland", Kbh., с 1879; Bogen om Grоnland, Kbh., 1968.
0717.htm
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Архитекторы, скульпторы, вазописцы (живопись почти не сохранилась) Г. создали памятники иск-ва, служившие многие века спустя для самых различных народов образцами красоты, гармонии, высокого вкуса. Наиболее полно раскрыв свои возможности в период классики, когда переживала расцвет рабовладельческая демократия, греч. иск-во достигло глубокой человечности художеств. образа. Хотя творчество греков во многом основано на наивных мифологич.представлениях [по словам Маркса, "... греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства. но и его почву" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736)], оно не противостоит реальной жизни, проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, осознанно воплощает красоту естеств. бытия последнего, в частности красоту и гармоничную архитектонику нормально развитого человеческого тела. Характерно, что человеческое метрическое начало присутствует не только в изобразит. иск-ве, но и в зодчестве: как показывает мате-матич. анализ пропорций др.-греч. храмов, они подобны пропорциям человеческой фигуры. Художеств. памятники Г. сохранились не только на терр. Балканского п-ова, но и в М. Азии, на Ю. Апеннинского п-ова, островах и побережье Средиземного м., а также в Сев. Причерноморье (см. Античные города Северного Причерноморья).
Собственно греч. иск-во зародилось в недрах микенского (см. Эгейская культура). Преемственная связь микенского иск-ва и иск-ва рубежа 2-1-го тыс. до н. э. прослеживается особенно чётко в расписной керамике и архитектуре (по-следоват. эволюция вазописи от поздне-микенской через субмикенскую и про-тогеометрическую к вазописи геометрического стиля 9-8 вв., сохранение в ранней греч. архитектуре распространённого в микенском зодчестве мега-рона). В пределах хронологич. рамок развития собственно др.-греч. иск-ва (11-1 вв.) различают неск. периодов: т. н. гомеровский, периоды архаики, классики и эллинизма.
В т. н. гомеровский период (11-8 вв. до н. э.) широкое развитие получила расписная керамика. Геометрич. стиль просуществовал до 7 в. В период его расцвета (8 в.) создаются служившие надгробиями дипилонские вазы и сосуды бытового назначения. Росписи на лучших памятниках геометрич. стиля впечатляют чёткой ритмикой, выразительностью линий, образующих узоры и фигуры людей. В геометрич. стиле создаются также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов - преим. прилепы щённой обработкой тыльной стороны (Тифон в виде змееподобного существа с тремя человеческими торсами и головами, ок. 570, на фронтоне афинского Гекатомпедона).
Статуарная архаич. скульптура развивается от небольших бронз. статуэток типа "Аполлона из Фив" (дар Мантикла; 1-я пол. 7 в.) к изваяниям обнажённых юношей-кгуросов и девушек-кор в длинных одеждах, среди к-рых особенно совершенны аттич. статуи зрелой и поздней архаики. В куросах наивно и цельно воплотились эстетич. представления архаики о физич. совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе совершенного божества - Аполлона. Неподвижность форм ("Артемида Делос-ская", сер. 7 в.; "Гера Самосская", 2-я четв. 6 в.) сменяется условным обозначением движения ("Нике Делосская", сер. 6 в,, приписывается Архерму). Скульпторы, мало используя как средство выразительности мимику человеческого лица (т. н. архаич. улыбка), умели в то же время создать эмоциональный строй образа богатой моделировкой объёма, мастерской пластич. трактовкой драпировок с их то строгим, то изысканным, то прихотливым ритмом складок. В архаич. скульптуре проявляются местные различия: ионич. коры и куросы лиричностью и созерцательностью образов, плавной текучестью форм отличаются от суровых по облику и резких по моделировке дорич. статуй ("Клеобис" и "Битон", созданные ок. 600 Полимедом Аргосским).
В эпоху архаики окончательно сложились осн. разновидности др.-греч. ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Вазописцы 7 в. создают композиции т. н. коврового стиля, в к-ром жёсткость линий и условность узоров геометрич. стиля сменились гибкостью силуэтов, обилием растит. мотивов, частым в островной керамике использованием сюжетных сцен. В кон. 7-6 вв. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, ведущими мастерами к-рого были Клитий, Эксекий, Амасис; с именем Андокида связан переход ок. 530 от чернофигурной вазописи к красно-фигурной (см. Вазопись).
В эпоху классики (5 в.- первыс три четверти 4 в. до н. э.) достигли расцвета др.-греч. города, сложилась система регулярной планировки (Милет, Пирей), гл. принципы к-рой (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов равновеликими домами и т. д.) принято связывать с именем Гипподама. "Гипподамова система" отвечала передовым обществ. идеалам и соответствовала демократич. структуре полиса. Типичным жилищем классич. периода был дом из сырца, осн. помещения к-рого группировались вокруг двора и примыкавшей к нему "пастады" (крытый проход на столбах). В архитектуре классич. храмов (являвшихся не только святыней, но и своеобразным символом полиса) типич. черты сочетались с индивидуальными: единая ордерная схема варьировалась путём изменения пропорций и масштаба однотипных построек, что было связано со стремлением каждого города-гос-ва к своеобразию архит. облика гл. сооружений. Поэтому столь различны при общности плана и тождестве ордерных элементов храм Афины Афайи на о. Эгина (ок. 500-480), храм Геры II (т. н. "храм Посейдона") в Посейдонии (2-я четв. 5 в.; илл. см. т. 2, табл. XXVII), храм Зевса в Олимпии (468-456).
На рубеже 6-5 вв. происходят решительные перемены в характере изобразит. иск-ва. Преодолевая условность архаич. форм, скульпторы, вазописцы, живописцы создают более близкие к жизни образы, совершеннее изображают человеческую фигуру и её движение, смелее выполняют многофигурные сцены на фронтонах и фризах. Принципы "строгого стиля", возникшего в начале классич. эпохи, особенно чётко воплотились в вазо-писи. Эпиктет, Евтимид, Евфроний, Дурис, вазописец Брига, работавшие в крас-нофигурной технике, создавали росписи не только на мифологич., но и на бытовые темы, показывая сцены пирушек, занятия в школах, атлетов на стадионах. "Строгий стиль" проявился и в скульптуре 1-й пол. 5 в., вызвав к жизни такие шедевры пластики, как фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. В ран-неклассич. пластике наряду с героич.
[0716-1.jpg]
образами (группа "Тираноубийцы" работы Крития и Несиота, 477; статуя Нике работы Пеония, ок. 455; статуя Посейдона или Зевса с мыса Артемисий, ок. 450) создаются возвышенно-лирические (рельефы т. н. трона Лудовизи, 2-я четв. 5 в.). Поиски мастеров 1-й пол. 5 в. завершил Мирон. Совершенство пластич. исполнения человеческой фигуры даёт ему возможность выразить непреходящие по своему значению идеи: победы прекрасного над уродливым (группа "Афина и Мар-сий"), красоты гармонич. напряжения человеческих сил (статуя дискобола).
В сер. 5 в. иск-во классики достигает расцвета (т. н. высокая классика). Гл. политич. и художеств. центром Эллады становятся Афины в годы правления Перикла. На разрушенном персами в период греко-персидских войн Акрополе возводятся новые храмы, устанавливаются статуи, образуя живописный ансамбль, на крышках и фигурные ручки из глины и бронзы. Скудное представление об архитектуре гомеровского периода дают немногие остатки построек, терракотовые модели храмов и лит. описания. Судя по археол. данным, строит. техника этого времени уступает микенской и критской.
Следующий за гомеровским период архаики (7-6 вв. до н. э.) отмечен формированием полисов, образованием городов; гл. элементами их градостроит. структуры были святилище (акрополь) и обществ.-торг. центр (агора), вокруг к-рых располагались жилые кварталы. Ведущее место в застройке городов и святилищ занимали храмы ("жилища богов" со стоящей внутри статуей), к-рые сооружались первоначально из дерева, с нач. 6 в. - из известняка, а с сер. 6 в. - всё чаще из мрамора. Преобладающий тип храма - периптер, прямоугольное в плане помещение, обнесённое снаружи по периметру колоннадой,- складывается в результате длит. эволюции от древнего жилища-мегарона к храму в антах, простилю и амфипро-стилю. Наряду с храмами строились различные по функциям обществ. сооружения: булевтерии (дома для собраний, см. буле), стой, лесхи, театры, стадионы, палестры, гиммасии и др. С переходом к стр-ву из камня складываются гл. разновидности ордера, способствовавшего созданию тектонически ясного архит. образа, выработке соразмерных человеку архит. масштабов. Постройками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии (последние годы 7 или нач. 6 в.), Аполлона в Коринфе (ок. 550), Артемиды на о. Керкира (нач. 6 в.), храм Геры I (т. н. "Базилика"; сер. 6 в.) и "храм Деметры" (2-я пол. 6 в.) в Посейдонии, храмы "С" и "D" в Селинунте (оба - 6 в.). Суровость облика дорич. храмов архаики созвучна настроениям эпохи напряжённой обществ. борьбы внутри греч. полисов. Ионический ордер, к к-рому близок эолийский (капители из Неандрии), возник в 6 в. в греч. городах М. Азии. Изысканность форм капители и стройность пропорций отличают его от дорического. Он используется в огромных многоколонных диптерах (храмы Артемиды в Эфесе и Геры на о. Самос, оба - сер. 6 в.) и с нек-рыми видоизменениями в небольших изящных сокровищницах в святилище в Дельфах.
Скульпторы архаики украшают храмы рельефами фризов и метоп, статуями на фронтонах, фигурными и орнаментальными акротериями, антефиксами из камня и терракоты. Суровые изваяния изображают богов или героев (Тесей, Геракл, Персей и др.), борющихся со страшными чудовищами - олицетворениями зла и пороков. Массивность фигур Персея, побеждающего Медузу с помощью стоящей рядом Афины, Геракла, несущего связанных карликов-керкопов (метопы Селинунта), созвучна архит. формам архаич. храмов (как бы набухающим стволам толстых колонн, высоким и громоздким антаблементам). Динамикой и сложностью композиции отличались непрерывные скульпт. фризы ионич. храмов. От мало связанных друг с другом отд. сцен на более ранних фризах совершается переход к гармонич. и целостным композициям (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, ок. 525). Рельефы ранних фронтонов (храм Артемиды на о. Керкира) сменяются круглой скульптурой с обоб-
сочетающий элементы асимметрии и симметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последоват. смену точек зрения. Лучшие архитекторы и скульпторы работают здесь под руководством Фидия. Иктин и Калликрат воздвигают храм Афины - Парфенон (447-438), олицетворяя в его строгих формах, гармоничных пропорциях, во всём его праздничном облике триумф победы в греко-перс. войнах; Мнесикл строит величеств. Пропилеи (437-432); безвестный мастер создаёт прихотливый в плане, изящный ионич. Эрехтейон (421-406). Строго архитектоничное скульпт. убранство Парфенона (созданное к 432) пронизано таким восприятием мира, к-рое избегает мелочей, частностей, деталей и призвано прославлять красоту и гармонию. Статуи и рельефы храма, изображающие исполненных высокого достоинства богов, шествующих в торжеств. процессии афинян, борющихся с кентаврами лапифов, посвящены теме торжества разумного эллинского начала над тёмными силами варварства. Возвышенные идеалы классики, представления о гражд. доблести, духовном, нравств. и физич. совершенстве свободного эллина, ярко выраженные в произв. Фидия и скульпт. убранстве Парфенона, воплотились также в работах Алкамена и Кресилая, в статуях пелопоннесского скульптора Поликлета (2-я пол. 5 в.), нашли отражение в росписях на вазах, во фресках Полигнота (2-я четв. 5 в.), терракотовых статуэтках, рельефах на монетах.
С нач. 4 в. (после Пелопоннесской войны), в период кризиса греч. полисной демократии происходит постепенное вытеснение интересов полиса интересами отд. личности. Большое внимание уделяется строительству уже не культовых зданий, а сооружений, теснее связанных с бытовыми потребностями человека: гимнасиев, палестр, одеонов, театров (из к-рых лучше всего сохранился театр в Эпидавре, 350-330, арх. Поликлет Младший); функционально чёткая композиция греч. театров легла в основу дальнейшего развития мировой архитектуры зрелищных сооружений. Проявляется и |