БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101во всяком случае имеет смысл лишь в предположении непрерывности функции. Если функция не только непрерывная, но и достаточно "гладкая" (т. е. её производные первых двух-трёх порядков меняются с изменением аргумента не слишком быстро), то при нек-ром навыке проведение Г. по точкам делается очень точно. Нанеся на один чертёж Г. функций[0714-7.jpg] и [0714-8.jpg] по точкам их пересечения можно определить корни уравнения [0714-9.jpg] (см. рис. 3 в ст. Графические вычисления).

Существует большое число самопишущих приборов, автоматически наносящих на бумагу Г. наблюдаемой функциональной зависимости, минуя её аналитич. выражение (напр., барограф, строящий Г. давления атмосферы в функции времени). Часто для графич. изображения зависимости между величинами пользуются диаграммами. В экономике и организации произ-ва распространение получили контрольные и плановые Г. (см. Графические методы в управлении производством) и организационные Г., изображающие организационные связи и зависимости (напр., схема управления предприятием). Во многих вопросах целесообразно одновременно рассматривать Г. нескольких различных функций, изображая их на одном и том же чертеже. Типичным примером таких Г. являются графики движения на транспорте.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ на транспорте, составляемый в графической или табличной форме план организации перевозочного процесса. Строится обычно в координатах "путь - время": по оси абсцисс откладывается время (сутки, часы, минуты), а по оси ординат - расстояние между пунктами (станции, порты, аэропорты и т. д.); в отд. случаях применяют систему координат "время - путь" (на возд. транспорте) или горизонтальный график.

Г. д. имеет особое значение на ж.-д. транспорте, где требуются особая чёткость и согласованность в работе подразделений и служб и строгое соблюдение требований безопасности. В Сов. Союзе Г. д. вводится в действие одновременно по всей сети ж. д. (обычно в мае). Время прибытия и отправления поездов по станциям в графике и расписании указывается с точностью до минуты. В зависимости от использования гл. пути для движения поездов различают след. виды графиков: однопутный (двухсторонний) и двухпутный (односторонний). Г. д. на участках составляются в увязке с работой ж.-д. станций. Г. д. и расписание применяют (с нек-рыми особенностями) на ж. д. большинства стран мира.

График работы морского флора включает график движения судов и загрузки портов. Строится в координатах "путь -время" (наклонный), в форме "судно - время" (горизонтальный) или в табличной форме. Графики различаются в зависимости от организации движения судов (линейный, рейсовый) и по видам плавания (каботажное, заграничное). Составляются по месяцам с разбивкой на сутки и в нек-рых случаях с подразделением по периодам суток. Для судов линейного плавания и грузо-пассажирских судов составляется расписание движения на период навигации или на летний и зимний сезоны. На внутренних водных путях Г. д. увязывает работу флота, портов, судоремонтных предприятий и согласует их деятельность с др. видами транспорта и клиентурой. В зависимости от организации работы флота различают Г. д.: линейный, рейсовый, экспедиционный. Период действия Г. д. устанавливается в зависимости от условий плавания и сезонных колебаний потока грузов и пассажиров. Г. д. пассажирского флота строится с учётом назначения линий (транзитные, местные, экскурсионные, пригородные), неравномерности пассажирского потока (по периодам года, дням недели, часам суток).

График и расписание движения самолётов включают пассажирские и грузовые рейсы с указанием номера рейса, типа самолёта, частоты движения, а также времени отправления и прибытия в аэропорты. Пересматриваются два раза в год - на лето и зиму (с учётом навигационных условий).

График и расписание движения автомобилей (автобусов) обеспечивают ритмичную работу подвижного состава на линии. Различают Г. д. маятниковых (между пунктами А и В) и кольцевых (А,Б,В,А) маршрутов. На Г. д. показывается гружёный, холостой и нулевой (от гаража до начального пункта маршрута) пробег машин. В расписании движения указывают время отправления от начального и прибытия к конечному пунктам маршрута и время прохода контрольных пунктов. Е. С. Сергеев.



ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ, см. Планирование оперативно-производственное.


ГРАФИК СЕТЕВОЙ, см. Сетевое планирование и управление.

ГРАФИК СМЕННОСТИ, расписание выходов на работу трудящихся, занятых в непрерывных и др. произ-вах, требующих применения на одном и том же рабочем месте, участке неск. последовательно чередующихся работников или бригад. Порядок чередования (замены) одних рабочих другими в этих расписаниях изображается в виде графиков или схем.

Расширение непрерывных и периодически непрерывных производственных процессов, внедрение автоматич. и высокопроизводительного оборудования, требующего круглосуточной эксплуатации, более полное и эффективное использование оборудования ведут к увеличению количества работающих посменно и доли Г. с. среди др. расписаний выходов на работу.

Г. с. составляется обычно по каждому производств. участку в отдельности. Иногда на участке, кроме персонала, занятого полную рабочую смену, требуются рабочие, загруженные часть смены или недели, обслуживающие неск. рабочих мест на разных производств.участках (подменные рабочие) по единому для этих участков графику. В целях обеспечения слаженности работы Г. с. отд. участков и служб увязываются между собой.

Г. с.- важное средство увязки времени труда производств. персонала с временем работы произ-ва. Они влияют на длительность использования оборудования, режим труда и отдыха работающих. Наиболее распространённый в данном районе Г. с. определяет ритм жизни населения этого района. В связи с тем, что Г. с. существенным образом затрагивают интересы трудящихся, составление их регулируется гос-вом через спец. законодательные предписания, в основе к-рых лежат физиологич., социально-экономич. и этич. требования к длительности труда и календарным срокам его выполнения. Как правило, законодательство определяет не сами Г. с., а осн. исходные принципы их составления и применения (порядок разработки и утверждения графиков, внесения изменений в них), а также осн. элементы Г. с.: продолжительность рабочей смены, ежедневного и еженедельного отдыха и т. д. Принципиально важно безусловное соблюдение в Г. с. установленной законом продолжительности рабочего времени.

Принятый в Г. с. порядок чередования рабочих в сменах должен обеспечивать им равные возможности для организации досуга. Каждая бригада должна иметь по Г. с. одинаковое число утренних, дневных и ночных смен (на трёх-, четырёхсменных участках произ-ва), одинаковое число выходных дней, приходящихся на субботу и воскресенье. Для того чтобы трудящийся смог планировать использование своего внерабочего времени, Г. с. составляются на длительный срок (не менее месяца) и объявляются ему не позднее чем за две недели до вступления Г. с. в силу. В разработке Г. с. участвуют сами трудящиеся. Утверждённые администрацией по согласованию с фаб.-зав. или местным комитетом профсоюза Г. с. становятся составной частью правил внутреннего трудового распорядка предприятия. Л. А. Муксинова.

ГРАФИК ЦИКЛИЧНОСТИ, документ, наглядно изображающий ход производств. процесса во времени и пространстве, представляет собой графич. изображение технологич. процессов произ-ва по заранее определ. режиму работы. Г. ц. распространены на предприятиях горной пром-сти, преим. на угольных шахтах. Цикл в очистных и подготовит. забоях на угольных шахтах - это совокупность выполняемых в определ. порядке и последовательности процессов и операций, требующихся для выемки угля в очистном забое по всей длине лавы и в подготовительном - по всему сечению забоя на установленную паспортом величину его подвигания. Цикл работ в угольном забое (лаве) обеспечивает добычу определ. количества угля в конкретный промежуток времени и зависит от параметров очистного забоя - его длины, мощности вынимаемого пласта, глубины вруба, удельного веса угля.

Цикл работ в подготовит. забое (штреке, квершлаге и др.) обеспечивает подви-гание забоя на определ. длину и зависит от сечения выработки, объёма бурения шпуров при взрывном способе отбойки угля или породы, способа погрузки горной массы, вида крепления и количества проходчиков в бригаде. Г. ц. составляют на основе расчётов, определяющих: объём работы и продолжительность отд. операций цикла, с учётом возможности совмещения ряда операций во времени; количество рабочих по профессиям, достаточное для выполнения полного цикла работ; распределение работ, составляющих цикл, по сменам суток. Г. ц. включает: планограмму работ (график-расписание) по сменам суток (внутри каждой смены - по часам), по к-рой можно видеть, в каких местах забоя (на каком метре длины лавы) должна проходить работа в каждый конкретный отрезок времени; график выходов на работу, определяющий, сколько рабочих и каких профессий должны явиться на работу в каждую смену; таблицу технико-экономич. показателей, характеризующих результаты работы; условные обозначения, принятые в планограмме. Г. ц. может быть одно-, двух- и многоцикличным в зависимости от количес.ьа циклов, выполняемых в течение одних суток. Г. ц. разрабатывают начальники участков и утверждает гл. инженер предприятия. Способствуют ритмичности произ-ва, укреплению технологич. дисциплины, лучшему использованию фронта работ, улучшению технико-экономич. показателей работы бригады, участка, предприятия, повышению производительности труда, снижению издержек произ-ва, улучшению состояния техники безопасности. Г. ц. применяются также на предприятиях др. отраслей пром-сти с цикличными процессами работы.

Лит.: Атлас И. Е., Астахов А. С., Организация работ в лавах пологопадающих пластов, М., 1960. Л. Д. Слипченко.

ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразит. искусства, включающий рисунок и печатные художеств. произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на иск-ве рисунка, но обладающие собственными изобразит. средствами и выразительными возможностями. Термин "Г." первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханич. воспроизведения в книге и журнале. Тогда Г. определилась как иск-во, в основе к-рого лежит линия, или как иск-во чёрного и белого. Такое понимание Г. в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, Г. использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - осн. материала Г. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Г. не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличит. признак Г.- особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль к-рого во многом выполняет фон бумаги, "воздух белого листа", по выражению сов. мастера графики В. А. Фаворского. Пространств. ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (напр., в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графич. изображение носит и в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространств. иллюзии реального мира, Г. с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Г. могут быть свойственны тщательность объём-но-пространств. построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в Г. часто достигается экономией и концентрацией художеств. средств, изобразит. графич. метафорами, что позволяет сравнивать Г. с псззией. Поэтому в Г. наряду с завершёнными композициями самостоят. художеств. ценность имеют натурные наброски, эскизы произв. живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Франции). Способность Г. к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графич. сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР). Активную роль в Г. играют фактура используемых материалов, специфика графич. техник и приёмов. Особое место занимают в Г. неизобразит. элементы - чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графич. знаков. Г. обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художеств. средств, создающих в своей совокупности неогранич. возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произв. Г.- от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произв. Г., требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями Г. являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последо-ват. раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, сов. графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, литографий А. Ф.

Пахомова, рисунков Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова). Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической Г., бурное развитие к-рой падает на годы крупных историч. событий ("летучие листки" Крест. войны 1524-26 в Германии, гравюры Великой франц. революции, лубки Отечеств. войны 1812, плакаты Гражд. и Великой Отечеств. войн). В 20 в. Г. развивается как демократич. иск-во большого социального звучания, обращённое к массовому зрителю; вместе с тем в Г. определилась тенденция индивидуалистич. эстетизма, узко формальных и технич. экспериментов.

По технике Г. разделяют на рисунок и печатную Г.Наиболее древний и традиц. вид графич. иск-ва - рисунок, истоки к-рого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в антич. вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка много общего с живописью, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как графич., так и живописных по характеру и стилю произведений.Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произв. печатной Г.- гравюры и литографии - могут распространяться во мн. равноценных экземплярах. Гравюра известна с 6-7 вв. в Китае, с 14-15 вв. в Европе, литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханич. репродукции печатная Г. служила для воспроизведения картин и рисунков.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная Г. и плакат. Станковая Г. распространена в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиц. жанрам изобразит. иск-ва - к тематич. композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Ж. Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, К. Кольвиц в Германии, лит