БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 конечно, то К. с. наз. дискретными с N степенями свободы. Предельный случай при N -> °° составляют т. н. распределённые К. с. (струна, мембрана, электрич. кабель, сплошные объёмные системы и т. п.). Общие свойства К.с. и общие закономерности происходящих в них процессов составляют предмет теории колебаний.

КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ СПЕКТРЫ, вибрационные спектры, спектры, обусловленные колебаниями атомов в молекуле (см. Молекулярные спектры) и атомов, ионов и их групп в кристаллах (см.Спектры кристаллов) и жидкостях. К.с. обычно состоят из отд.спектральных полос. Наблюдаются К.с. поглощения и отражения в близкой инфракрасной области и К. с. комбинационного рассеяния в видимой области.

КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР, электрическая цепь, содержащая катушку индуктивности и конденсатор, в к-рой могут возбуждаться электрич. колебания (рис. 1). Если в нек-рый момент времени зарядить конденсатор до напряжения Vo, то энергия, сосредоточенная в электрич. поле конденсатора, равна

Ес =(CV02)/2, где С - емкость конденсатора. При разрядке конденсатора в катушке потечёт ток I, к-рый будет возрастать до тех пор, пока конденсатор полностью не разрядится. В этот момент электрич. энергия К. к. Ес = 0, а магнитная, сосредоточенная в катушке,

EL =( LI02)/2, где L - индуктивность катушки, I0 - макс, значение тока. Затем ток в катушке начинает падать, а напряжение на конденсаторе возрастать по абс. величине, но с противоположным знаком. Спустя нек-рое время ток через индуктивность прекратится, а конденсатор зарядится до напряжения - V0. Энергия К. к. вновь сосредоточится в заряженном конденсаторе. Далее процесс повторяет-

ся, но с противоположным направлением тока. Напряжение на обкладках конденсатора меняется по закону V = = V0 cos w0t, а ток в катушке индуктивности I = I0 sin (w0t, т. е. в К. к. возбуждаются собственные гармонич. колебания напряжения и тока с частотой соо = = 2л/Т0, где Т0 - период собств. колебаний, равный То = 2л№(LC). В К. к. дважды за период происходит перекачка энергии из электрич. поля конденсатора в магнитное поле катушки индуктивности и обратно.

В реальных К. к., однако, часть энергии теряется. Она тратится на нагрев проводов катушки, обладающих активным сопротивлением, на излучение электромагнитных волн в окружающее пространство и потери в диэлектриках (см. Диэлектрические потери), что приводит к затуханию колебаний. Амплитуда колебаний постепенно уменьшается, так что напряжение на обкладках конденсатора меняется уже по закону: V = V0e-бtcos wt, где коэфф. 8 = R/2L - показатель (коэфф.) затухания, а w = №(w02-б2) - частота затухающих колебаний. T. о., потери приводят к изменению не только амплитуды колебаний, но и их периода Т = 2л/w. Качество К. к. обычно характеризуют его добротностью

[9-12.jpg]

Величина Q определяет число колебаний, к-рое совершит К. к. после однократной зарядки его конденсатора, прежде чем амплитуда колебаний уменьшится в е раз (е - основание натуральных логарифмов).

Рис. 1. Колебательный контур.

Рис. 2. Колебательный контур с источником переменной эдс U=U0 cos t.

Рис. 3. Резонансная кривая колебательного контура: w0 - частота собственных колебаний; Q - частота вынужденных колебаний; AQ -полоса частот вблизи w0, на границах которой амплитуда колебаний V = 0,7 Vмакс. Пунктир - резонансная кривая двух связанных контуров.

Если включить в К. к. генератор с переменной эдс: U = U0 cos Qt (рис. 2), то в К. к. возникнет сложное колебание, являющееся суммой его собств. колебаний с частотой w0 и вынужденных с частотой Q. Через нек-рое время после включения генератора собств. колебания в контуре затухнут и останутся только вынужденные. Амплитуда этих стационарных вынужденных колебаний определяется соотношением

[9-13.jpg]

т. е. зависит не только от амплитуды внешней эдс Uo, но и от её частоты Q. Зависимость амплитуды колебаний в К. к. от частоты внешней эдс наз. резонансной характеристикой контура (рис. 3). Резкое увеличение амплитуды имеет место при значениях О, близких к собств. частоте wо К. к. При Q = wо амплитуда колебаний Умакс в Q раз превышает амплитуду внешней эдс U. Т. к. обычно 10 < Q < 100, то К. к. позволяет выделить из множества колебаний те, частоты к-рых близки к wо. Именно это свойство (избирательность) К. к. используется на практике. Область (полоса) частот AQ вблизи wо, в пределах которой амплитуда колебаний в К. к. меняется мало (рис. 3), зависит от его добротности Q. Численно Q равно отношению частоты соо собств. колебаний к ширине полосы частот ДО.

Для повышения избирательности К. к. необходимо увеличивать Q. Однако рост добротности сопровождается увеличением времени установления колебаний в К. к. Изменения амплитуды колебаний в контуре с высокой добротностью не успевают следовать за быстрыми изменениями амплитуды внешней эдс. Требование высокой избирательности К. к. противоречит требованию передачи быстро изменяющихся сигналов. Поэтому, напр., в усилителях телевизионных сигналов искусственно снижают добротность К. к. Часто используются схемы с двумя или несколькими связанными между собой К. к. Такие системы при правильно подобранных связях обладают почти прямоугольной резонансной кривой (пунктир, рис. 3).

Кроме описанных линейных К. к. с постоянными L и С, применяются нелинейные К. к., параметры к-рых L или С зависят от амплитуды колебаний. Напр., если в катушку индуктивности К. к. вставлен железный сердечник, то намагниченность железа, а с ним и индуктивность L катушки меняется с изменением тока, текущего через неё. Период колебания в таком К. к. зависит от амплитуды, поэтому резонансная кривая приобретает наклон, а при больших амплитудах становится неоднозначной (рис. 4). В последнем случае имеют место скачки амплитуды при плавном изменении частоты Q внешней эдс.

Рис. 4. Резонансная кривая нелинейного контура.

Нелинейные эффекты проявляются тем сильнее, чем меньше потери в К. к. В К. к. с низкой добротностью нелинейность вообще не сказывается на характере резонансной кривой.

К. к. обычно применяются в качестве резонансной системы генераторов и усилителей в диапазоне частот от 50 кгц до 250 Мгц. На более высоких частотах роль К. к. играют отрезки двухпроводных и коаксиальных линий, а также объёмные резонаторы.

Лит.: Стрелков С. П., Введение в теорию колебаний, М.- Л., 1951. В. Н. Парыгин.



11.htm
КОЛЬБЕ РЕАКЦИЯ, метод получения углеводородов электролизом растворов солей карбоновых кислот (электрохимический синтез):
[11-1.jpg]

При электролизе смеси солей различных кислот образуются наряду с симметричными (R - R, R' - R') также и несимметричные углеводороды (R - R'). К. р. позволяет получать высшие монокарбоновые (1)и дикарбоновые (2) кислоты (после гидролиза соответствующих эфиров):
[11-2.jpg]

К. р. находит применение в пром-сти, напр, для получения себациновой к-ты, используемой в произ-ве полиамидов и душистых веществ. Реакция предложена нем. химиком А. В. Г. Кольбе в 1849. Лит.: С е р р е и А., Справочник по органическим реакциям, пер. с англ., М., 1962; Advances in organic chemistry, v. 1, N. Y., 1960, p. 1-34.

КОЛЬБЕР (Colbert) Жан Батист (29.8. 1619, Реймс,-6.9.1683, Париж), французский гос. деятель. Сын богатого купца. В 1651 К. был взят на службу кардиналом Мазарини, затем, рекомендованный им королю Людовику XIV, был использован на гос. службе. К. выявил злоупотребления ген. контролёра финансов Н. Фуке

и добился его отставки и суда над ним. К. сделал быструю карьеру: чл. Высш. совета (с 1661), сюринтендант гос. строений и мануфактур (с 1664), торговли (с 1665), ген. контролёр финансов (с 1665), мор. министр (с 1669); почти целиком сосредоточил в своих руках руководствовнутр. политикой Франции. Экономич. политика К., т. н. к о л ь б е р т и зм,одна из разновидностей меркантилизма. К. добивался увеличения гос. доходов в первую очередь за счёт активного торг, баланса: путём создания мануфактур, поощрения пром-сти, увеличения вывоза пром. изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностр. произ-ва. По настоянию К. в 1661 была учреждена особая суд. палата для разбора дел о финанс. злоупотреблениях (присуждённые ею штрафы и конфискации имуществ пополнили казну к 1665 более чем на 100 млн. ливров). В 1667 ввёл новый таможенный тариф, повысивший пошлины на иностр. товары. По инициативе К. были организованы монопольные торг, компании для внеш. торговли, гл. обр. для колониальной (ВестИндская, Ост-Индская, Левантийская, Сенегальская и др.). К. способствовал улучшению дорог, прорытию каналов (напр., Лангедокского канала в 1666-81). Увеличил воен. флот с 18 (1661) до 2/6 судов (1683). Заботясь о развитии пром-сти, К. оставлял на втором плане интересы с. х-ва. Несколько была уменьшена талъя (прямой налог на крест, земли), но резко увеличены косвенные налоги - габелъ, табачный, введён гербовый сбор и др. Политика К. вызвала ряд крест, восстаний (1664, 1666-69, 1670, 1674-75 и др.), к-рые были жестоко подавлены. К. стремился к дальнейшему укреплению центр, власти. Вся адм. власть в провинциях была передана интендантам, права парламентов были урезаны. К. основал в 1663 Академию надписей и литературы (под назв. "Малая академия"), в 1666-Академию наук (под назв. "Королевская академия наук"), в 1669 - Королевскую академию музыки, в 1671 - Королевскую академию архитектуры. В 1667 К. стал чл. Франц. академии.

Соч.: Lettres, instructions et memoires, t. 1 - 8, P., 1861 - 82.

Лит.: Барщевская Н. Е., Промышленная политика Кольбера, "Науч. зап. Ворошиловградского пед. ин-та", 1940, № 1; Поршнев Б. Ф., Народные восстания во Франции при Кольбере, в сб.: Средние века, в. 2, М.- Л., 1946; Farrere С 1., J.-B. Colbert, P., 1954; М о n g r ёdien G., J.-B. Colbert, P., 1963; Sargent A. J., The economic policy of Colbert, N. Y. [1968]. А. И. Коробочка.

Ж. Б. Кольбер. Портрет работы Р. Нантёя. 1668. Кабинет эстампов. Национальная библиотека. Париж ,

КОЛЬБЕРГ (Kolberg) Оскар (22.2.1814, Пшисуха, Келецкое воеводство,-3.6.1890, Краков), польский этнограф и композитор, основатель польской фольклористики. Учился в Варшаве у Ю. Элъснера и И. Добжиньского-композитора, пианиста и дирижёра, совершенствовался в Берлине. Собрал и исследовал богатейший материал по нар. поэзии, культуре и быту поляков; автор обработок нар. мелодий и танцев для фп. Издал сб.: "Народные песни в обработке для пения" с фп. (ч. 1-2, 1842) и "Песни польского народа" (1857). Большую науч. ценность представляют многотомные труды К.: "Народ, его обычаи, образ жизни, язык, предания, пословицы, обряды, поверья, развлечения, песни, музыка и танцы" (серии 1-23, 1865-90), "Этнографические картины" (1882; при жизни К. вышло 11 тт.). К.- автор музыки для театра ("Янек из-под Ойцова" и "Пастуший король"), танцев, фантазии и этюдов для фп., романсов и обработок нар. песен. Опубликовал ряд статей о польск. музыкальном фольклоре, нар. инструментах, славянской музыке в польск. периодической печати и "Всеобщей энциклопедии".

Соч.: Dzieta wszystkie, t. 1 - 66, Wroclaw, 1961-69.

Лит.: Kopernicki I., Oskar Kolberg, Krakow, 1S89; Lam S., Oskar Kolberg, Lwow, 1914; Gorski R., Oskar Kolberg, [Warsz., 1970].

КОЛЬБЕРГ (Kolberg), немецкое наименование польского города Колобжег.

КОЛЬБЕ - ШМИТТА РЕАКЦИЯ, метод синтеза ароматич. о-оксикислот действием СО2 на щелочную соль соответствующего фенола:
[11-3.jpg]

На К.- Ш. р. основаны пром. методы получения салициловой кислоты из фенола, n-аминосалициловой кислоты (ЛАСК) из м-аминофенола, (3-оксинафтойной кислоты из |3-оксинафтола и др. Реакция разработана нем. химиком А. В. Г. Колъбе в 1860 и усовершенствована нем. химиком Р. Шмиттом (R.Schmitt) в 1885.

Лит.: Сер рей А., Справочник по •органическим реакциям, пер. с англ., М., 1962; Lindsey A., Jeskey H., The Kolbe-Schmitt reaction, "Chemical Reviews", 1957, v. 57, .№ 4, p. 583.

КОЛЬБРАН (Colbran) Изабелла Анджела (2.2.1785, Мадрид,-7.10.1845, Кастеназо, близ Болоньи), итальянская певица (драматич. сопрано). По национальности испанка. Дочь придворного музыканта. Училась у Дж. Маринелли и Дж. Крешентини в Неаполе. Дебютировала в 1801 в Париже. С 1809 солистка оперных театров в разных городах Италии, в т. ч. при королев, дворе в Неаполе (1811-22). Была женой композитора Дж. Россини, в операх к-рого исполняла гл. партии (специально для неё написанные) - Елизаветы ("Елизавета, королева Английская", 1815), Дездемоны ("Отелло", 1816), Армиды ("Армида", 1817), Анны ("Магомет II", 1820), Семирамиды ("Семирамида", 1823) и мн. др.; пела также в операх В. А. Моцарта и др. К. обладала большим красивым голосом, яркой сценич. внешностью; её исполнение отличалось страстностью, драматич. выразительностью, особенно проявлявшимися в образах сильных, глубоко страдающих женщин. Была автором песен.

КОЛЬВИЦ (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) Кете (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград, СССР, - 22.4. 1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885-1886) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888-1889). В 1919-33 проф. берлинской АХ, изгнана оттуда фашистами. В 1927 посетила СССР. Творчество К., посвящённое нем. пролетариату и его освободит, борьбе,- одна из вершин европ. революц. реалистич. иск-ва. Уже в ранних офортах и литографиях, созданных под влиянием графики М. Клингера, обнаруживаются характерные для К. драматич. напряжённость и психологич. насыщенность образов, динамичная композиция, светотеневые контрасты. Серии "Восстание ткачей" (1897-98) и "Крестьянская война" (1903-08) представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме. В этих сериях с медленным нарастанием событий, героич. кульминацией и скорбным, драматич. финалом, особенно во втором, более обобщённом и экспрессивном цикле, К. поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса. Первая мировая война 1914-1918 была воспринята К., потерявшей сына, сквозь призму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона (цикл гравюр на дереве "Война", 1922-23; "Родители" - памятник нем. солдатам во Владело,Бельгия, гранит, 1924-32). В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в гор. трущобах (цикл литографий "Голод", 1924; цикл гравюр на дереве "Пролетариат", 1925) К. в нек-рой мере сближается с экспрессионизмом; при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистич. обществ, идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению трудящихся ("Памяти К. Либкнехта", гравюра на дереве, 1919-20; плакаты, созданные в 1920-е гг. по поручению компартии Германии; литографии "Демонстрация", 1931, "Мы защищаем Советский Союз", 1931-32). Последние годы жизни К. работала как скульптор, в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны.

К. Коль - виц. "Автопортрет с рукой у лба". Мягкий лак, сухая игла. 1910.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVII (стр. 464-465), а также т. 6, стр. 393; т. 7, стр. 206 и табл. XXI (стр. 288).

Лит.: