БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101д Волынской губ. По Рижскому договору 1921 передан бурж. Польше. В окт. 1939 город вошёл в состав УССР. С 28 июня 1941 оккупирован нем.-фаш. войсками; освобождён Сов. Армией 7 июля 1944.

"КОBEНАНТ" (от англ, covenant - соглашение, договор), название соглашений или союзов сторонников Реформации в Шотландии, заключавшихся в 16-17 вв. для защиты кальвинистской церкви и независимости страны. Первый "К." относится к 1557; "К." 1581 утверждал кальвинистскую церковь в качестве гос. церкви в Шотландии. Подписание в 1638 шотл. пресвитерианами Нац. К. (в ответ на попытки Карла I унифицировать по англ, образцу церкви Англии и Шотландии) знаменовало начало борьбы шотландцев против абсолютизма Стюартов. В 1643 в ходе Английской буржуазной революции 17 в. англ, парламент и шотл. пресвитериане заключили союзный договор "Торжественную лигу и ковенант", предусматривавший введение в Англии пресвитерианства и совместную борьбу с роялистами. С кон. 1647 союз англ, и шотл. пресвитериан, превратившихся в контрреволюц. силу, стал препятствием для дальнейшего развития революции .

"КОВЕНТ-ГАРДЕН" [Covent Garden; полн. назв. "Королевский оперный театр К.-Г." (с 1890-х гг.)], оперный театр в Лондоне. Создан в 1732; назв. получил от наименования района, в к-ром расположен. Первоначально в составе "К.-Г." было неск. самостоят, трупп; наряду с драматич., муз. и балетными спектаклями устраивались цирковые представления. К сер. 18 в. основное место на сцене театра занимают муз. спектакли, а с 1847 ставятся исключительно оперы и балеты. Начиная с 1858 труппа театра играет в ныне существующем здании (много раз реконструировано; вместимость зала 2200 мест). С кон. 18 в. "К.-Г." завоевал репутацию одного из лучших театров Европы. В 17134-37 на сцене театра были осуществлены первые постановки опер Г. Ф. Генделя, в последующие годы для "К.-Г." писали известные европ. ком позиторы. В кон. 19 и нач. 20 вв. заметное место в репертуаре занимают оперы и балеты англ, авторов; ставятся произв. рус. композиторов (П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и др.). С кон. 19 в. устанавливается традиция исполнения опер на языке оригинала, сохранившаяся до наших дней. В "К.-Г." выступают крупнейшие дирижёры и вокалисты мира. В 30-е гг. 20 в. "К.-Г." становится государственным театром. (В годы 2-й мировой войны 1939-45 был закрыт, возобновил деятельность в 1946.) Обширный репертуар театра включает произв. различных нац. школ - от классич. эпохи до современности (в т. ч. произв. сов. композиторов - С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича). В числе солистов театра певцы с мировым именем: Дж. Сатерленд, М. Кольер, Г. Джонс, Д. Карлейл, Э. Робсон, А. Хоуэлл, X. Харпер и др. В качестве гастролёров выступают мн. зарубежные артисты, в т. ч. сов. певцы и дирижёры. Малая оперная труппа "К.-Г." гастролировала" в СССР в 1964.

Лит.: Shawe-Taylor D., CoventGarden, L., 1948; Rosenthal H., Two centuries of opera at Covent-Garden, L., 1958.

КОВЕНТРИ (Coventry), город-графство в Великобритании, в Англии, в графстве Уорикшир. 334,8 тыс. жит. (1971). Транспортный узел. Важный машиностроительный центр страны. Авто- и авиастроение, станкостроение, электротехническая промышленность. Произ-во искусственных волокон.

Ковентри., Собор. 1954-62. Архитектор Б. Спенс.

Сложился вокруг основанного в 1043 монастыря. В 13-17 вв. важный центр торговли и ремесла. В нояб. 1940 и апр. 1941 подвергался ожесточённым бомбардировкам нем.-фаш. авиации (разрушено и повреждено св. 50 тыс. зданий). С 1946 началось восстановление города. Руины собора 14 в. сохранены как памятник фаш. варварства. При восстановлении и реконструкции К. (арх. Д. Гибсон, А. Линг) выделены пром. и селитебная зоны, создана система жилых районов, к-рые разделены на микрорайоны, застроенные многоквартирными домами разной высоты; образованы зелёные массивы, проложена кольцевая магистраль, окружающая центр; образован торговый центр (илл. см. т. 4, табл. XXXV), доступный лишь пешеходам; построены обществ, здания, собор (1954-62, арх. Б. Спенс).

Лит.; S р е л с е В., Coventry Phoenix, L., 1962.

КОВЁР, художеств, текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее гл. обр. для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности).

Самые ранние из сохранившихся ворсовых и войлочных К. были найдены на терр. СССР (см. Пазырыкские курганы). Сохранились свидетельства о существовании К. в Ассирии и Вавилоне.

Художеств, особенности К. определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхности), характером материала (шерсти,шёлка, льна, хлопка и др.; напр., шерсть даёт тончайшие переливы ворса) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центр, поля К., характером и композицией орнамента (растит., геом. или к.-л. др., размещённого в полосах, медальонах, рядами и т. д.), цветовым построением.

Из К. Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иран. К. классифицируются по месту производства (напр., "исфахан", "кашан", "фараган", "джоушаган", "хорасан" и т. д.) или по типу орнамента ("медальонные", "охотничьи", "звериные", "садовые", "вазовые"); они характеризуются б.ч. высокой плотностью (особенно К. Исфахана и Катана), сложным растит, и геом. орнаментом, в к-рый часто включаются надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой. Тур. К., к-рые также делятся по месту произ-ва ("ушак", "бергама", "ладик", "гиордес", "кула" и пр.), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизов. или геометризов. растит, мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Типичны молитвенные К. с изображением михраба с лампой внутри него, 2 колонками по сторонам и надписями (стихи Корана) вокруг него. Туркм. К. классифицируются по родо-племенной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центр, поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака - геля (8-угольный медальон), форма и заполнит, узор к-рого различны у разных племён. Расцветка большинства гелей диагональная. Для всех туркм. К. (кроме типа "бешир") характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета. Азерб. К., чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту произ-ва. Для одних видов ("куба", "ширван", "казах", "зенджа" и пр.) характерны сложные геом. узорн, к-рые включают схематич. фигурки" животных и людей, и размещённые по одной оси в центр, поле фигурные многоугольные или звёздчатые медальоны, для др. ("Карабах" и пр.) - разнообразный растит, орнамент с обилием цветочных мотивов. Азерб. К. выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов.

В западноевроп. ковроткачестве, в котором особое место занимают с 16 в. шпалеры (флам., франц., немецкие), в 17-18 вв. выделяются ворсовые К. мануфактуры Савонери, осн. в 1624 в Париже (в помещениях бывшей мыловар, мануфактуры, откуда и название еёот savon, т.е. мыло). Это К. с пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом, обычно на чёрном фоне. Под их влиянием вырабатывались ворсовые К. в Англии и Испании. В 19 в. с развитием фабричного произ-ва художеств, уровень западноевроп. ковроделия резко падает. Однако к сер. 20 в. в ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художеств, ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных К. с геом. и стилизованным растит, орнаментом.

В Европ. части СССР ковроделие издавна развивалось на Украине (гл. обр. безворсовые К.-килимы: в центр, р-нах - с узором из плоскостно трактованных и размещённых рядами цветов на чёрном, голубом или светло-жёлтом фоне, а в зап. - с геом. узором). Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризов. орнаментом ткутся в Молдавии. Из рус. К. особенно известны курские и воронежские - безворсовые, с объёмно трактованными цветами натуральной расцветки на чёрном фоне. В Тюменской обл. ткутся высоковорсовые К. с цветочным орнаментом. В СССР после 1917 мастера-ковроделы, организов. в артели, ведут поиски выразит, средств для воплощения нового мироощущения. В то же время ими используются старые традиции и приёмы. Большая роль в этих исканиях принадлежит ковровой лаборатории при НИИ художеств, пром-сти, ковровым производств, объединениям Азерб. ССР и Туркм. ССР, экспериментально-художеств. мастерским.

В оборудовании современного жилого и обществ, интерьера ковровые материалы и изделия находят всё более широкое применение в качестве покрытия полов, мебели, стен и т. д. В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности динамич. и статич. нагрузок (неодинаковых в жилых или обществ, помещениях, каютах судов, салонах самолётов, вертолётов и автомашин) К. имеют различную структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и комбинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различают К. ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, тканые и вязаные. К ковровым изделиям относятся также узорчатые войлоки (кошмы). Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее заданными свойствами (малорастяжимые, текстурированные и кордные нити), пряжи для ворса и каркаса с использованием натуральных и хим. штапельных волокон (лавсан, капрон, полипропилен, мтилон и др.) в значит, степени предопределяют тип К., область применения, его надёжность, долговечность. К. (ворсовые и безворсовые) в СССР изготовляются ручным способом на вертикальных и горизонтальных ковроткацких станках (масса 1 м2 в кг-2,5; 3,2 и более), а также при помощи машин (масса 1 м2 в кг-1.8-2,2; 2,5). Машинное ковроткачество более производительно, чем ручное. Ковровщица при вязке ворсового узла выполняет в год в среднем 10-12 м2 К. Выработка идентичных по рисунку, колориту, плотности (число ворсовых пучков по горизонтали и вертикали), внешнему виду машинных тканых жаккардовых двухполотенных К. с разрезным ворсом достигает 4-6 м2 за 1 час.

Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ручные К. не превзойдены поэтому их стоимость выше. При ручном ковроткачестве ворс образуется путём завязывания узлов из разноцветной гребенной или аппаратной ворсовой пряжи на нитях основы (рис. 1). Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе ткани, состоящем из кордных нитей основ и утка. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металлич. гребёнкой весь ряд плотно прибивается к предыдущему. Безворсовые ручные К, (килим, палас, шпалера, сумах) формируются следующим образом (рис, 2): двусторонняя ткань килима образуется сцеплением (перевивкой) цветных нитей утка, к-рые плотно прикрывают нити основы, паласа - без сцепления цветных утков (поэтому по границам рисунка получаются просветы или зазоры), сумаха (односторонний К. полотняного переплетения) - стежками, "косичками" (на лицевой поверхности К. цветной уток обвивается каждой парой нитей основы), шпалеры - с вводом цветных нитей на изнаночную сторону.

Механич. ткачество безворсовых К. мало отличается от изготовления обычных многослойных декоративных тканей и выполняется на многочелночных станках, оснащённых машиной Жаккарда (см. Жаккарда машина).

На ковроткацком станке, оснащённом машиной Жаккарда, изготовляются одновременно два пяти- шестицветных К.верхнее и нижнее полотно. Оба полотна расположены друг от друга на расстоянии, определяемом высотой ворса. К. имеют общую ворсовую, коренную и настилочную основы. Нити основ верхнего и нижнего полотна переплетаются нитями утка, а затем разрезаются ножом (рис. 3).

Рис, 1. Схемы вязки двойного узла: 1 -за две нити основы; 2 - за четыре нити основы; 3 - зл одну нить основы; 4 - за две нити основы вертикально.

Рис. 2. Структура безворсовых ручных ковров: 1 - палас; 2 - килим; 3 - шпалера; 4 - сумах.

Рис. 3. Структура двухполотенных ковров; 1 - коренная основа; 2 - настилочная основа; 3 - ворсовая основа; 4 - нити утка; 5 - нож.

Многоцветные К. с разрезным ворсом бывают ленточными (синелевыми), трубчатыми (рис. 4) и жаккардовыми. Ленточные К. изготовляют на автоматич. или механич. ткацких станках. Производительность ленточного станка не более 1 м2 за 1 час.

Рис. 5. Структура жаккардовых ковров: / - коренная основа; 2 - настилочная основа; 3 - уток; 4 - пучки ворсовой основы.

Рис. 4. Структура трубчатых ковров: 7 - коренная основа; 2 - настилочная основа; 3 - уток; 4 - пучки ворсовой основы.

При жаккардовом способе рисунок К. образуется из ворсовой пряжи 8-12-16 цветов при помощи машины Жаккарда (рис. 5).

Перспективно произ-во основовязаных трикотажных К. и ворсово-прошивных (тафтинговых) ковровых покрытий, в основном с неразрезным петельным ворсом. Такие К. выпускаются одно-двухтрёхцветные и меланжированные. Разработаны и применяются способы нанесения орнаментального рисунка на трикотажные, ворсово-прошивные (тафтинговые) и иглопробивные К. до 10-12 цветов печатью на машинах с сетчатыми шаблонами и вращающимися перфорированными цилиндрами. Трикотажные К. типа букле с неразрезным петельным ворсом вырабатываются на основовязальных рашель-машинах производительностью до 100 м2 за 1 час.

Для ворсово-прошивного коврового покрытия отдельно изготовляют каркасную подкладочную ткань полотняного или саржевого переплетения на широких ткацких станках тяжёлого типа. Ворсопрошивание осуществляется на многоигольной машине с рабочей шириной до 5 м. Ср. производительность ворсово-прошивной машины-150м2 за 1 час. Ковровые материалы, снятые со станков, обычно загрязнены и имеют различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, ввести недостающие нити, применяется отделк а: пропарка и очистка, штопка, стрижка (для К. с разрезным ворсом), покрытие тыльной части аппретом для придания требуемой жёсткости, прочного закрепления ворсового пучка-петли и предупреждения скольжения покрытия по полу. Основовязаные трикотажные и ворсовопрошивные К. обрабатываются раствором латекса (нанесение на тыльную часть К. гладкого или вафельного пенопласта). Тенденция развития машинного производства К. направлена на создание высокопроизводит. парка такого технологич. оборудования, к-рое могло бы обеспечить те же структуру, прочность и разнообразие, что и у ручных К.

Илл. см. на вклейках - к стр. 360, табл. XXXI (стр. 336-337).

Лит.: [К р ы ж а н о в с к и и Б.]. Украинские и румынские килимы. Л., 1925; Ковры РСФСР [каталог], М.. 1952; Я к о в л ев а Е. Г., Русские ковры, М.. 1959; Л евин Л. М., Свердлин В. И., Ковры и ковровые изделия, М., 1960; К е р имов Л., Азербайджанский ковёр, Баку, [1961]; Руденко С. И., Древнейшие в мире художественные ковры и ткани..., М., 1968; А и р а п е т о в Д. П., К о шк и н В. Г., Левин Л. М.., Синтетические ковровые материалы для покрытия полов, М., 1967; Hubel R., Ullstein Teppichbuch..., В., 1965. Н. Ю. Бирюкова, Л. М. Левин.

КОВЕРКОТ (от англ, covertcoat), шерстян