БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101аткое изложение о своей повседневной жизни.

В странах, достигших сплошной Г. населения, применяется показатель образования, а показатель Г. сохраняет познавательное значение лишь в историч. оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в междунар. характеристике культурного уровня населения стран мира.

В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет - 27% (по Сибири соответственно 12 и 16% , по Ср. Азии - 5 и 6% ).

Великая Окт. социалистич. революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 дек. 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или рус. языке-по желанию.

Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты, широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и ок. 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926- 1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2.




Табл. 2. - Процент грамотных среди населения союзных республик в возрасте 9 - 49 лет (по переписи 1970)




Союзные республики

Городское население

Сельское население

Городское и сельское население
мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины
РСФСР

99,6

98,2

99,1

97,1

99,3

97,7
Украинская ССР

99,7

98,7

99,5

98,9

99,6

98,8
Белорусская ССР

99,6

98,7

99,4

98,6

99,5

98,6
Узбекская ССР

99,0

97,1

98,9

97 ,5

99,0

97,3
Казахская ССР

98,9

95,2

98,7

95,0

98,8

95,1
Грузинская ССР

99,5

98,5

99,3

98,7

99,4

98,6
Азербайджанская ССР

99,0

95,8

98,7

96,1

98,8

96,0
Литовская ССР

99.3

98,5

98,6

97,9

98,9

98,1
Молдавская ССР

98,6

95,5

99,3

97 ,0

99,1

96,8
Латвийская ССР

99,6

99,2

99,0

98,1

99,4

98,8
Киргизская ССР

99,1

96,8

99,0

97,2

99,0

97,0
Таджикская ССР

97,9

93,7

98,0

95,1

98,0

94,6
Армянская ССР

99,2

97,6

99,3

97 ,6

99,2

97,6
Туркменская ССР

98,1

93,5

97,3

93.2

97,7

93,4
Эстонская ССР

99,8

99,6

99,4

99,4

99,7

99,5

Табл. 1.- Процент грамотных в возрасте 9 - 49 лет




Годы переписи
Население

1897

1926

1939

1959

1970
Городское : мужчины

66,1

88,0

97,1

99,5

99,9
женщины

45,7

73,9

90,7

98,1

99,8
Всего

57,0

80,9

93,8

98,7

99,8
Сельское: мужчины

35,5

67,3

91,6

99,1

99,6
женщины

12,5

35,4

76,8

97,5

99,4
Всего

23,8

50,6

84,0

98,2

99,5
Городское и сельское: мужчины

40,3

71,5

93,5

99,3

99,8
женщины

16,6

42,7

81,6

97,8

99,7
Всего

28,4

56,6

87,4

98,5

99,7

Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистич. странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Г. населения в экономически развитых капиталистич. странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др.).

Серьёзных успехов в борьбе за Г. населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь гос. и нац. независимости. Однако уровень Г. населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962), в Африке - ок. 120 млн. неграмотных (ок. 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) - ок. 350 млн. (св. 50%), в арабских странах - ок. 44 млн. (ок. 80% ). В большинстве стран Лат. Америки количество неграмотных достигает 50-60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных - ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сент.).

Термин "Г." обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.). м. П. Кашин.

ГРАМОТЫ, деловые документы (гл. обр. акты) и письма, как официального, так и частного происхождения, на Руси 10- 17 вв. Термин заимствован из Византии, где [0713-5.jpg] ' обозначала послания, указы, письменные документы вообще.

"Повесть временных лет" упоминает грамоту Владимира Святославовича, данную церкви Богородицы на десятину. Г. писались на досках, лубе-берёсте (см. Берестяные грамоты), пергаменте, а с 14 в. - на бумаге. Древнейшая дошедшая до нас подлинная Г. на пергаменте - жалованная Г. князя Мстислава Владимировича, данная новгородскому Юрьеву монастырю на землю (12 в.). Сохранились и более ранние берестяные Г. Развитие феодальных отношений привело к появлению множества Г. Осн. часть их составляют акты. Особую группу Г. составляют т. н. судные Г. (см. Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота) 14-15 вв., представляющие собой судебные кодексы Новгородской и Псковской феод. республик. С 18 в. термин "Г." перестаёт широко употребляться в связи с введением пр-вом Петра I новой, зап.-европ. номенклатуры документов. После реформы 1861 большое значение имели уставные Г., определявшие взаимоотношения помещиков и освобождённых крестьян. В 19 в. получила распространение выдача Г. на чин, звание, титул и т. п.

Ныне термин "Г." сохранился за нек-рыми видами документов: Верительные Г. послов, Похвальные Г., Почётные Г. за достижения в производств., обществ. работе, спорте и т. п.

Лит.: Тихомиров М. Н., Источниковедение истории СССР, т. 1, М., 1962; Черепнин Л. В., Русские феодальные архивы XIV-XV вв., ч. 1 - 2, М.- Л., 1948 - 51; Арциховский А. В. и Борковский В. И., Новгородские грамоты на бересте, М., 1958. С. М. Каштанов.

В научной ист. литературе рус. термин "Г." применяют и к зап.-европ. документам феодального периода, юридически оформлявшим права, привилегии или обязанности (имущественные, судебные, налоговые, военно-политич. и т. п.) отдельных лиц или учреждений, а также фиксировавшим суд. решения и различные сделки. (Эти документы, составлявшиеся до 13-14 вв. гл. обр. на лат. яз., а позднее на нац. яз., имели свою номенклатуру.) Наиболее древние из сохранившихся зап.-европ. Г. относятся к 7 в. (Г. франкских королей, оформлявшие зем. дарения, иммунитетные пожалования и др.); большинство ранних Г. дошло до нас в копиях, записанных в картуляриях. Особенно многочисленны зап.-европ. Г. 11-15 вв. (Г. о купле и продаже земли, о передаче её в держания; Г. о личном освобождении крестьян, о правах и вольностях горожан и др.). Для различных видов Г. существовали особые образцы их составления (т. н. формулы). Ю. Л. Бессмертный.

ГРАМПИАНСКИЕ ГОРЫ (Grampians), самые высокие горы о. Великобритания. Выс. до 1343 м (г. Бен-Невис). Расположены в Шотландии, между долиной-грабеном Глен-Мор на С. и Шотландской низм. на Ю. Дл. ок. 250 км.

Сложены кристаллич. и метаморфич. породами. Вершинная поверхность преим. слабо волнистая, расчленена узкими долинами рек и озёрными котловинами, заложенными в тектонич. разломах. Широко распространены формы ледниковой экзарации. Умеренный океанич. климат с прохладным летом; осадков более 1000 мм в год. Торфяники, верещатники, горные луга.



ГРАМПЛАСТИНКА, см. Граммофонная пластинка.



ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (23.1. 1891, Алес, о. Сардиния, - 27.4.1937, Рим), основатель и руководитель Ком-мунистич. партии Италии, теоретик-марксист. Род. в семье мелкого служащего. В 1911-14 учился в Туринском ун-те на филологическом ф-те. В 1913 вступил в Итал. социалистич. партию. В годы 1-й мировой войны 1914-18 редактировал туринский социалистич. еженедельник "Иль гридо дель пополо" ("II grido del popolo"); одновременно Г. сотрудничал в туринском издании социалистич. газеты "Аванти!" ("Avanti!").

Г. быстро проявил себя как выдающийся представитель молодого поколения итал. революционеров, начавших борьбу против реформизма в социалистич. партии. В 1917 принял участие в создании внутри партии "Революц. фракции непримиримых". После антивоен. вооруж. восстания в Турине в авг. 1917 был избран секретарём местной секции социалистич. партии.

Идеи ленинизма и Окт. социалистич. революция оказали решающее влияние на теоретич. и практич. деятельность Г. В условиях послевоен. революц. подъёма в Италии Г. выступил инициатором движения за создание фабрично-заводских советов, к-рое стало своеобразной формой борьбы итал. пролетариата за власть в 1919-20. В борьбе за организацию фаб.-зав. советов гл. роль принадлежала группе "Ордине нуово" ("Новый строй"), к-рую Г. вместе с П. Тольятти, У. Террачини и др. молодыми социалистами создал в мае 1919. В еженедельнике "Ордине нуово" ("Ordine nuovo") в 1919-20 публиковались статьи Г., в к-рых на основе глубокого анализа структуры итал. общества и особенностей его ист. развития Г. выдвинул задачу борьбы за союз пром. пролетариата Севера с крестьянами Юга и показал, что осуществление такого союза - важнейшая предпосылка гегемонии пролетариата в конкретных итал. условиях. Написанный Г. доклад туринской секции "За обновление социалистич. партии" получил одобрение В. И. Ленина на 2-м конгрессе Коминтерна (1920). В нояб. 1920 абстенционисты (группа А. Бордиги), левые максималисты и группа "Ордине нуово" создали объединённую коммунистич. фракцию. В янв. 1921 на 17-м съезде Итал. социалистич. партии в Ливорно эта фракция порвала с реформистами и центристами и основала Коммунистич. партию Италии (КПИ).

В 1922-23 Г. был делегатом от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Союзе. В 1924 по инициативе Г. создана ежедневная газета партии "Унита" ("1'Unita"), к-рая, проводя линию КПИ, стремилась объединить всех трудящихся в борьбе против фашизма. В мае 1924 Г. вернулся в Италию. Ведя настойчивую борьбу против сектантской политики руководства КПИ, возглавлявшегося Бордигой, Г. добился создания в партии новой руководящей группы. Возглавляя в 1924-26 парл. группу коммунистов, Г. разоблачал с трибуны палаты депутатов преступную политику фашизма. Одновременно Г. продолжал теоретическую разработку проблем борьбы итальянского пролетариата. 8 нояб. 1926 фашисты арестовали Г. и сослали на о. Устика. В 1928 фаш. трибунал приговорил Г. к 20 годам тюремного заключения (затем в результате неск. амнистий этот срок был сокращён - он истекал в 1937). Большую часть заключения Г. провёл в тюрьме Тури (около Бари). Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через несколько дней после формального освобождения Г. скончался.

Бесстрашный борец за дело рабочего класса, Г. последовательно отстаивал и развивал принципы марксистской революц. теории. Г. оставил большое теоретич. наследие, вошедшее в знаменитые "Тюремные тетради", созданные в годы заключения. Его работы в области истории, философии и культуры идейно вооружают пролетариат.

Гл. целью ист. исследований Г. была науч. разработка проблемы гегемонии пролетариата. С этим тесно связаны исследования Г., посвящённые эпохе Ри-сорджименто - периоду борьбы за нац. освобождение и объединение Италии в 19 в. На конкретных ист. примерах Г. показывает, что союз с крестьянством определяет политич. успех той силы, к-рая осуществляет руководящую роль в этом союзе. Г. создаёт цельную марксистскую концепцию Рисорджименто. Он рассматривает Рисорджименто как бурж. революцию, оставшуюся незавершённой гл. обр. потому, что в Италии не были осуществлены революц. преобразования в деревне. Сохранение феод. пережитков, слабость демократич. лагеря обусловили внутр. бессилие т. н. либерального гос-ва, к-рое особенно отчётливо выявилось после 1-й мировой войны (в нач. 20-х гг.). Пролетариат, указывает Г., должен учесть уроки истории и в качестве гегемона революции повести за собой широкие народные массы.

Г. стремится выявить все те кардинальные проблемы, к-рые не были решены в борьбе за нац. объединение и продолжали тормозить экономич. и политич. развитие страны; он исследует в ист. плане проблему разрыва между городом и деревней, Севером и Югом, интеллигенцией и народом. Особенно большое внимание уделяет Г. изучению вопросов, связанных с проблемой экономич. и политич. отсталости Юга Италии,- т. н. юж. вопросу, к-рый он рассматривает прежде всего как вопрос крестьянский. Важнейшей задачей пролетариата и его авангарда - коммунистической партии Г. считал борьбу против буржуазной идеол