БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 период тур. ига К. - представители общинного самоуправления, после освобождения страны (до 1882) - глава гос-ва.

КНЕССЕТ, название парламента гос-ва Израиль. Состоит из 120 депутатов, избираемых на 4 года. См. также ст. Израиль, раздел Государственный строй.

КНЕХТ (голл. knecht), парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого восьмёрками швартового (швартовный К.) или буксирного (буксирный К.) троса. Обычно К. пустотелые, стальные или чугунные. На парусных судах К. снабжали шкивами для натяжения и крепления иек-рых снастей бегучего такелажа.

КНИГА, важнейшая исторически сложившаяся и продолжающая развиваться форма закрепления семантической информации (гл. обр. связного и достаточно пространного текста), предназначенная для её повторяющихся воспроизведения и передачи во времени и пространстве. Текст в К. фиксируется на листовом материале посредством знаков (букв или др. графич. образов), воспринимаемых зрением (исключение - книги для слепых, рассчитанные на восприятие осязанием). Современная К. представляет собой кодекс - блок скреплённых страниц с текстом и иллюстрациями и внешних защитных элементов (переплёт, обложка). С точки зрения книжной статистики К.- произведение печати в форме кодекса с определённым минимальным количеством страниц (в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО - свыше 3 печ. листов, т. е. не менее 48 страниц).

К.- важнейшее средство массовой, науч. и технич. информации, играющее колоссальную роль в качестве орудия политич. и идеологич. борьбы, распространения и пропаганды знаний, образования и воспитания. Как произведение общественно-политич., художеств., науч. лит-ры К. партийна и имеет ярко выраженный классовый характер. К. - продукт обществ, сознания, а следовательно, и орудие классовой борьбы. Во все времена К. служила мощным средством пропаганды и распространения политич. взглядов. По словам В. И. Ленина, "книга - огромная сила" ("Ленин и книга", 1964, с. 362). К К. полностью относится положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой нац. культуре. К. играет революционную или реакционную роль в зависимости от того, идеологию каких социальных сил она отображает и пропагандирует и кому принадлежат орудия и средства производства К. (издательства, типографии, бумага и т. п.). В капиталистич. обществе К., пропагандирующая реакц. идеи, используется господств, классами как средство политич. и нац. угнетения широких трудящихся масс. В условиях социалистич. общества К. служит интересам народа и тесно связана с его жизнью, она основывается на принципах партийности, народности, научности, действенного гуманизма, пролетарского интернационализма.

К. является продуктом книжного дела - совокупности отраслей культуры и производства, связанных с созданием и изготовлением К., её распространением, хранением, описанием и изучением. Отбор для полиграфич. воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, их партийная и профессиональная оценка, подготовка для печати и выпуск - функции издательского дела. Множественное воспроизведение К. осуществляется полиграфической промышленностью (см. также Книгопечатание, Полиграфия). Распространение и пропаганда К. являются функцией книжной торговли. Сбор, спец. обработка и хранение К., их пропаганда и руководство чтением осуществляются в рамках библиотечного дела (см. Библиотека, Библиотековедение). Целенаправленное информирование читателей о К. и др. произведениях печати и их активная пропаганда - задача библиографии. К. и книжное дело изучает в историч. и совр. аспектах комплексная науч. дисциплина - книговедение.

Рукописная книга. Историч. становление К. теснейшим образом связано с процессом создания и формирования письма, структурные особенности к-рого (система знаков, порядок их расположения, особенности начертания), а также специфика писчего материала и инструмента для письма в значит, степени обусловливали конструктивные особенности самой К. В древности определились два основных типа конструктивной организации К.: лента-свиток (Египет, Греция, Рим, гос-ва Др. Востока) и совокупность пластин или листов, соединяемых в стопу или в блок (К. на пальмовых листьях в Индии и на Цейлоне, римские полиптихи и т. д.). В 4-3-м тыс. до н. э. в Др. Египте возникает К. в форме свитка с использованием в качестве писчего материала папируса, а со 2 в. до н. э. - пергамена. Средняя длина свитка не превышала 10 м, хотя известны свитки длиной св. 40 м - т. н. папирус Гарриса (Британский музей). Уже в Др. Египте искусство К. представляло собой результат весьма сложной и разнообразной проф. деятельности писцов и художников, украшавших рукописи на свитках орнаментами и различными изображениями. Характерной особенностью было стремление к функциональной и стилевой связи иероглифич. текста с условно-символич. изображениями. Прототипом современной формы К.-кодекса является полиптих - несколько скреплённых между собой дощечек, натёртых воском, к-рые древние римляне применяли для письма. Древнейший из сохранившихся пергаменных кодексов - "Кодекс Синаитикус" - относится к 4 в. По сравнению со свитком кодекс вмещал больший объём информации и был конструктивно прочнее. Перелистывание гибких страниц, скреплённых в корешке, оказалось более удобным для письма и чтения, чем развёртывание и одновременное свёртывание свитка. В кодексе появляется титульный лист (от лат. titulus - надпись, заглавие), а также счёт страниц и тетрадей. С появлением кодекса возникает и переплёт, к-рый первоначально делали из нескольких склеенных листов папируса или пергамена, а затем из деревянных досок. Мастера рукописной К. настойчиво стремились к гармоничному расположению на странице текстовой полосы, иллюстраций, орнамента. С 13 в. основным писчим материалом в Европе становится бумага. Центром производства К. в средние века сделались мастерские-скриптории, в к-рых применялось первичное разделение труда. Текст писал писец-скриптор, оставленные им места для заголовков и буквиц заполнял рубрикатор, украшения и миниатюры выполняли иллюминаторы и миниатюристы. Переплёты и драгоценные оклады для К. изготовлялись переплётчиками и золотых дел мастерами. К. раннего средневековья обильно украшена изоморфич. орнаментом с изображениями рыб и птиц; в Англии и Ирландии в 7-9 вв. преобладал орнамент в виде плетёных ремней и жгутов. Характерные памятники искусства К. этой эпохи - Евангелие из Дарроу (ок. 670), Евангелие из Келса (ок. 800). В эпоху Каролингов возникают центры изготовления К. в Париже, Реймсе, Фульде, Туре, появляется своеобразная форма латинского письма - каролингский минускул. После распада Каролингской империи ведущим центром изготовления К. становится монастырь на о. Рейхенау (на Боденском оз.). С 13 в. в европ. К. господствует готика; особенно большое значение приобретает орнамент. Своеобразной красотой и высоким совершенством исполнения отличаются рукописи каллиграфов Востока (см. Каллиграфия).

Появление К. на Руси связано с распространением славянского письма, созданного во 2-й пол. 9 в. Самая ранняя из сохранившихся рус. датированных рукописных К.- "Остромирово евангелие" (1056-57). Известно 7 датированных К. 11 в., 8 К. 12 в. Замечательный памятник искусства К.- "Мстиславово евангелие" (ок. 1117), заключённое в драгоценный оклад. На рубеже 14 и 15 вв. в Москве создаются т. н. Евангелие Кошки и Евангелие Хитрово, художеств, убранство к-рых принадлежит мастерам круга Феофана Грека и Андрея Рублёва. Большую роль в истории рукописной К. 1-й пол. 16 в. сыграли мастера круга Феодосия Изографа, с деятельностью к-рых связано использование в К. гравированной на металле орнаментики (напр., т. н. Евангелие Уварова). В сер. 16 в. в гос. мастерской был создан многотомный летописный свод с большим количеством миниатюр. В орнаментальном обрамлении рус. рукописной К. последовательно сменяют друг друга старовизант., "звериный", балканский, нововизант., старопечатный стили. Господств, типом письма был первоначально устав, а с 14 в. - полуустав.

Печатная книга. Первым способом множественного воспроизведения К. была ксилография - гравюра на дереве. Древнейшей печатной К. считают текст, оттиснутый с 12 досок в Корее в период между 704 и 751. Европ. ксилографич. издания, появившиеся в 15 в., первоначально представляли собой лубочный лист (изображения иногда сопровождались текстом), а в дальнейшем - блок с запечатанными с одной стороны страницами (т. н. анопистографич. К.). Впоследствии лицевую и оборотную стороны печатали на двух отдельных листах, к-рые склеивали друг с другом (т. н. опистографич. К.).

Новая эра в истории К. открылась с возникновением книгопечатания в Европе, к-рое относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гутенберга (Германия). Шедевром раннего книгопечатания является его т. н. 42-строчная Библия. Гутенберг воспроизводил полиграфич. способом лишь текст. Первый опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят в 1457 П. Шеффером на страницах Майнцской псалтыри. В той же К. впервые появились выходные сведения и типографская марка. В 1461 А. Пфистер в Бамберге выпускает К. с гравированными на дереве иллюстрациями. В 70-80-х гг. 15 в. Э. Ратдольт (Венеция, Аугсбург) вводит в К. многокрасочную печать, начинает печатать золотом, снабжает К. прикладного характера подвижными чертежами и схемами. Внимание типографов в 15-16 вв. было направлено на создание экономичных, красивых, удобных для чтения текстовых шрифтов (см. Шрифт).

Первые печатные К. появились в 1465 в Италии, в 1468 в Чехословакии и Швейцарии, в 1469 в Нидерландах, в 1470 во Франции, ок. 1473 в Польше, в 1473 в Венгрии, в 1474 в Испании и Бельгии, в 1477 в Англии. К., напечатанные до 1 янв. 1501, наз. инкунабулами, К. 1-й пол. 16 в.- палеотипами.

Первые печатные К. кирилловского шрифта выпущены были Ш. Фиолем в Кракове в 1491. Книгопечатание в Москве началось в 50-х гг. 16 в. Первая точно датированная рус. печатная К. выпущена Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 ("Апостол"), В 1574 Иван Фёдоров во Львове издаёт первые укр. печатные К. ("Азбука" и "Апостол").

Создание целостного организма К. затруднялось интересами массового производства. В преодолении этого противоречия исключит, роль сыграла деятельность крупнейших издателей-типографов 16-17 вв.- семей Мануциев в Венеции, Этъеннов во Франции, К. Плантена в Бельгии, семьи Эльзевиров в Нидерландах, занимавшихся разработкой типов издания различной лит-ры и устанавливавших наиболее целесообразные и эстетически совершенные решения книжных ансамблей.

Дальнейшее развитие печатной К. было связано с постоянным стремлением к увеличению объёма информации, совершенствованию её передачи, специализации К. по типам изданий (научные, учебные, художественные, культовые, справочные и т. п.).

В книжном искусстве 18 - нач. 19 вв. углубляется обособление профессий типографского и художеств, профиля. Это накладывает отпечаток на характер книжного ансамбля: текст и иллюстрации часто утрачивают прежнюю взаимосвязь. Всё большее распространение получают наборные орнаментальные украшения, линейки, политипажи.

Открытие литографии (1798) и торцовой ксилографии (80-е гг. 18 в.) облегчило процесс воспроизведения в К. авторского рисунка и позволило с сер. 19 в. значительно увеличить выпуск иллюстрированных изданий. В зап.-европ. и рус. К. пришли выдающиеся художники, много сделавшие для распространения в книжной графике реалистич. тенденций. (См. Иллюстрация, Графика).

В сер. 19 в. полиграфия вступила на путь бурного технич. прогресса. С открытием фотомеханич. способа воспроизведения изображений К. обогатилась новыми возможностями для широкого привлечения чёрной и цветной графики.

2-я пол. 19 в. ознаменована всё большим подчинением К. коммерч. интересам издателей, что привело к снижению уровня художеств, культуры массовых изданий и к обособлению группы библиофильских книг. Попытки поднять уровень книжного искусства путём возвращения к ремесленным способам производства предпринимались англ, писателем и художником У. Моррисом, выпустившим в конце 19 в. 53 превосходно сделанных К. На грани 19-20 вв. в К. зародились новые стилистич. формы, отразившие искания живописи и графики того времени.

Совр. искусство К. капиталистич. стран в основном базируется на высоких достижениях типографского дела (научная, искусствоведческая К.), художественнообразная сторона в нём, как правило, менее развита. Отражая коммерч. интересы издателей, книжная продукция делится на массовую, выпускаемую в ярких обложках, без иллюстраций, и на дорогие издания, в к-рых нередко участвуют крупные художники.

Советская К. с первых лет своего существования стремилась к разрешению сложного комплекса идейно-воспитат. и художеств, проблем, вытекающих из программы культурных преобразований в стране. Следуя установке на общедоступность сов. К., на её просветительский характер, сов. издатели и полиграфисты главное внимание уделяли массовой К. В СССР высоко развито искусство иллюстрирования К. В этой области работали крупнейшие мастера: московские ксилографы В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, А. Д. Гончаров, Г. А. Ечеистов, М. И. Пиков и др.; ленинградские художники Л. С. Хижинский, А. Ф. Пахомов, Г. Д. Епифанов, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов и др. Новаторская деятельность конструктивистов 20-х - нач. 30-х гг. (Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко) оказала воздействие на развитие конструкции К., введение в неё фотомонтажа и т. д. Велика роль в иллюстрировании классич. литературы Н. В. Кузьмина, Кукрыниксов, Д. А. Шмаринова, Е. А. Кибрика и др. В области шрифтовой и оформительской графики большой вклад сделан И. Ф. Рербергом, С. Б. Телингатером, С. М. Пожарским и др.

Сов. книжное искусство 50-70-х гг. характеризуется настойчивым стремлением к созданию органич. взаимосвязи книжных элементов. В связи с этим возникает интерес к проблемам организации К. как целого (художеств, конструирование), к проблеме стиля и т. д.

В сер. 20 в. в обстановке чрезвычайно быстрого роста печатной информации и широкого распространения новых средств массовых коммуникаций (радио, телевидение, кино и т. д.) перед К. возникли новые проблемы: уточнение специфич. функций в общей системе средств массовых коммуникаций, совершенствование книжной организации (освоение новых печатных материалов, миниатюризация изданий, оптимизация чтения, включение в науч. и уч. К. звукозаписей, стереоскопич. изображений и пр.), повышение качества полиграфического исполнения и др.

Структура и типология современной книги. Книжный блок соединяется с переплётной крышкой при помощи форзаца. Верхние и нижние края тетрадей скрепляет тесьма с утолщённым краем - каптал. На переплёт иногда надевают суперобложку, к-рая предохраняет переплётную крышку и служит элементом оформления К. В начале К. помещают титульный лист, к-рый может быть разворотным, занимая 2-ю (контр т и т у л) и 3-ю страницы К. Нек-рые сведения могут быть помещены на авантитуле, занимающем 1-ю страницу К. Титульному листу иногда предшествует фронтиспис. Для смысловой организации текста используются различные способы рубрикации К. Отдельным разделам К. иногда предшествует шмуцтитул, на к-ром напечатано название раздела. Первые (спусковые) полосы разделов выде