БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101новной грамматич. единицей. В традиц. Г. считалось само собой разумеющимся, что "формы", изучаемые Г., являются формами слова и словами же являются единицы, к-рые сочетаются друг с другом. Мн. представители совр. лингвистики считают базисной единицей Г. не слово, а минимальный значимый элемент, обычно называемый морфемой или монемой, и не склонны считать принципиальным различие между сочетаниями морфем, образующими "слова", и комбинациями, образующими более сложные синтаксич. единства (словосочетания, предложения). При таком понимании снимается необходимость деления Г. на морфологию и синтаксис и Г. определяется как "значимая аранжировка форм" (Л. Блумфилд), как "морфотактика" (т. е. закономерности сочетаемости морфем), противопоставляемая "фонотактике" (т. е. закономерностям сочетаемости фонем, изучаемым фонологией) (Ч. Хоккет), и т. п. Границу между лексикой и Г. нек-рые лингвисты проводят в этом случае на основе принадлежности соответствующих единиц к неогранич. или огранич. инвентарю. Иногда противопоставление Г. лексике аргументируется тем, что категории Г. являются общими, так что утверждения о соответствующих явлениях относятся к целому классу грамматически однородных единиц, тогда как лексикологич. утверждения носят специальный характер, имея отношение к каждой индивидуальной единице словаря в отдельности. Так, "неграмматичность" сочетаний типа "круглого столу под лежишь толстый книга" (вместо "под круглым столом лежит толстая книга") определяется их несоответствием общим правилам сочетаемости единиц рус. грамматич. системы, в то время как констатация ограниченной сочетаемости прилагательного "пеклеванный" (только с существительным "хлеб") является утверждением лексикологич. порядка. Представлению об общем характере грамматич. правил соответствует употребление терминов "грамматикализация" для явлений дальнейшего распространения правил с более узкой ранее сферой действия и лексикализация для противоположного процесса.

Критерием разграничения лексич. и грамматич. сферы является критерий, относящийся к характеристике выражаемых соответствующими единицами значений. Так, лексич. значениям приписывают вещественный, конкретный характер, а грамматич. значениям - формальный, абстрактный характер. Во мн. случаях, однако, трудно интерпретировать различие между этими двумя типами значений в терминах "конкретности/абстрактности". Так, сомнительной является большая абстрактность обозначения количества по сравнению с обозначением качества или величины. Однако различие между значениями форм "дом" и "дома" считается грамматическим, а различие между значениями слов "хороший" - "плохой" или "домик" - "домище" признаётся лексическим. Мн. лингвисты предпочитают поэтому говорить о различии между лексич. (или номинативным) и синтаксич. (или реляционным) значениями и о независимом от этого различия противопоставлении грамматич. значения неграмматическому. Различие между номинативным и синтаксич. значением сводится к тому, что первое непосредственно отражает ("называет") внеязыковую действительность (предметы, события, признаки, отношения и т.д.), тогда как второе отражает лишь способность данной словоформы вступать при построении фразы в определённые типы синтаксич. связи с определёнными классами словоформ. С этой точки зрения словоформы "столы", "стол", "столик" обладают различным номинативным значением, а словоформы "столу" и "столом" (или "бегущий" и "бежит") - различным синтаксич. значением.

Что касается противопоставления грамматич. значений неграмматическим, то оно основано на свойстве обязательности, присущем первым и отсутствующем у вторых. Так, грамматическими являются общекатегориальные значения "частей речи" в тех языках, в к-рых говорящий обязан репрезентировать соответствующее внеязыковое содержание либо как "предмет", либо как "признак", либо как "действие" и т.п., т.е. принуждён сделать тот или другой выбор из ограниченного числа возможностей грамматич. представления определённого содержания - даже тогда, когда различие между тем или иным способом репрезентации является для него несущественным. Так, одна и та же ситуация может быть выражена в рус. яз. при помощи предложений "на улице мороз", "на улице морозно", "на улице морозит" - но название явления "морозности" должно быть непременно представлено либо как "предмет", либо как "признак", либо как "действие" - ввиду невозможности обозначения данного явления без соответствующей спецификации. Выбор того или иного грамматич. представления, в свою очередь, имплицирует наличие нек-рых обязательных (т.е. грамматических) значений. Напр., значение числа у существительных является грамматическим в рус. яз. (поскольку любое рус. существительное является либо формой единственного числа, либо формой множественного числа) и неграмматическим в китайском и японском - т. к. в этих языках имя может служить названием и одного и нескольких предметов, если соответствующее уточнение не входит в намерения говорящего. В соответствии с противопоставлением номинативных значений синтаксическим предлагалось деление исследования плана содержания на теорию номинации (или лексику, или ономатологию) и синтаксис. Поскольку грамматическими могут быть как номинативные значения (напр., число у существительных в рус. яз.), так и синтаксические (напр., род - число - падеж у прилагательных в рус. яз.), Г. должна занять промежуточное положение между лексикой и синтаксисом: она изучает и лексич., и синтаксич. значения, но только те из них, выражение к-рых обязательно в данном языке. К морфологии при таком делении целесообразно отнести исследование способов выражения тех или иных значений. Представляется удачным сравнительно недавнее (но в общем соответствующее лингвистич. традиции) предложение называть морфологическими такие способы выражения любых языковых значений, которые осуществляются в пределах слова (аффиксация, чередование, редупликация, инкорпорация и т. д.), и неморфологическими - способы выражения значений вне пределов слова (напр., при помощи служебных слов, порядка слов и т.д.). Давние споры о том, следует ли относить к Г. всю морфологию или только часть её (исключая, напр., словообразование), решаются, т. о., в зависимости от того, выражению какого значения - грамматического или неграмматического - служит данный морфологич. способ. Свойство обязательности выражения грамматич. значения представляется наиболее универсальным (не зависящим от типа языка) критерием определения области, относящейся к Г. в собственном смысле. Можно заметить, что принадлежность грамматич. единиц к ограниченному инвентарю, а также общий и регулярный характер грамматич. "правил", позволяющий сводить всё многообразие языковых высказываний к ограниченным совокупностям систем и структур, в сущности, являются следствием указанного свойства.

Совр. методы Г. берут своё начало в др.-инд. филологич. науке. Наиболее известным представителем её является Панини (4-3 вв. до н. э.). Система понятий и категорий современной "школьной" Г., вплоть до терминологии (название частей речи, падежей и т. д.), восходит к грамматич. учению древних греков (Аристотель, стоики, александрийская школа). Из римских грамматиков виднейшим является Варрон (116-27 до н. э.). Греко-рим. грамматич. теория через позднелат. грамматики была усвоена европ. филологами Возрождения и эпохи Просвещения (первая Г. рус. языка - М. В. Ломоносова, 1755; первые церк.-слав. грамматики- 1591, 1596); при этом в Г. новых языков были перенесены и понятия и категории лат. Г. В 17-18 вв. значительно возрастает интерес к логико-философским основам теории Г. (проблема "универсальной" или "всеобщей" Г.). Развитие типологич. исследований и создание первых морфологич. классификаций языков мира (нач. 19 в.) дали толчок к созданию дифференцированных понятийных систем для описания языков разного строя; однако систематич. работа в этом направлении была начата лишь Х. Штейнталем и продолжена младограмматиками. В описательные Г. конкретных языков идея "эмансипации" Г. новых языков от лат.-греч.грамматич. системы проникла по существу только в нач. 20 в. В частности, в Г. рус. языка была использована грамматич. система, разработанная Ф. Ф. Фортунатовым.

Основные линии развития Г. в 20 в. касались не столько методики описания конкретных языков (хотя и этой стороне уделялось достаточное внимание, напр., в рамках дескриптивной лингвистики), сколько проблеме теории Г. О нек-рых направлениях в трактовке Г. см. Языкознание.

Лит.: Смирницкий А. И., Лексическое и грамматическое в слове, в сб.: Вопросы грамматического строя, М-, 1955; Кузнецов П. С., О принципах изучения грамматики, М-, 1961; Мельчук И. А., О некоторых типах языковых значений, в кн.: О точных методах исследования языка, М., 1961; Матезиус В., О системном грамматическом анализе, в сб.: Пражский лингвистический кружок, М., 1967; Зализняк А. А., Исходные положения, в его кн.: Русское именное словоизменение, М., 1967; Исследования по общей теории грамматики, М., 1968; Jakobson R., Boas'view of grammatical meaning, "American Anthropologist", 1959, v, 61, № 5, p. 2 (Memoir № 89). Т. В. Булыгина.



ГРАММАТИКА ФОРМАЛЬНАЯ (в лингвистике), логическая система, или исчисление, задающая нек-рое множество ("правильных") цепочек ( = конечных последовательностей), построенных из символов заданного конечного набора, называемого "алфавитом" или "основным (терминальным) словарём". В теории Г. ф. цепочки интерпретируются как языковые объекты различных уровней: напр., слоги (= цепочки фон), словоформы (= цепочки морф), предложения (= цепочки словоформ) и т. п. Введённые в лингвистику амер. учёным Н. Хомским, Г. ф. представляют собой средство строгого описания естественных языков. Теория Г. ф. составляет важный раздел математической лингвистики, в рамках к-рой принято подразделение на Г. ф. порождающие и распознающие.

Грамматика порождающая задаёт множество (правильных) цепочек перечислением этих последних вместе с указаниями об их строении; порождающая грамматика может построить любую правильную цепочку, снабдив её характеристикой её структуры, и не должна строить ни одной неправильной цепочки. Наиболее известная разновидность порождающих грамматик - это так называемые грамматики Хомского.

Грамматика распознающая задаёт множество (правильных) цепочек распознаванием этих последних, а именно: для любой предъявленной цепочки грамматика решает, является ли она правильной, и в случае положительного ответа даёт указания о её строении. Наиболее известная разновидность распознающих грамматик - т. н. категориальные, или К-грамматики (введённые К. Айдукевичем и И. Бар-Хиллелом).

Лит.: Xомский Н., Миллер Д ж., Введение в формальный анализ естественных языков, в кн.: Кибернетический сборник, Новая серия, в. 1, М., 1965; Хомский Н., Формальные свойства грамматик, там же, в. 2, М., 1966; Бар-Хиллел И., Некоторые новые результаты в теоретической лингвистике, в кн.: Математическая логика и её применение, М., 1965; Ламбек И., Математическое исследование структуры предложений, в кн.: Математическая лингвистика, М., 1964; Гладкий А. В., Лекции по математической лингвистике для студентов НГУ, Новосибирск, 1966; Гладкий А. В., Мельчук И. А., Элементы математической лингвистики, М., 1969, с. 23 - 136. И. А. Мельчук.



ГРАММАТИКАЛИЗАЦИЯ, обобщение, абстрагирование слова или предложения от конкретного лексического содержания. См. Грамматика.



ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, 1) класс взаимоисключающих грамма-тич. значений, противопоставленных друг другу по общему признаку, напр. значения "единственное число" и "множественное число" образуют Г. к. "числа". Каждой Г. к. соответствует парадигма (или ряд парадигм). 2) Термин "Г. к." иногда употребляют для обозначения лексико-грамматич. разрядов слов (напр., в рус. языке Г. к.- глагол имеет Г. к. залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода).



ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА, языковой знак, в к-ром обозначаемым является грамматическое значение, а обозначающим - грамматический способ. Напр., в Г. ф. рус. "милый-милый" обозначаемым является значение "высокая степень качества", а обозначающим - способ редупликации (удвоения); в малайском языке тот же грамматич. способ применяется для выражения множеств. числа "orang-orang" - "люди". В одном языке могут быть различные Г. ф. с одним значением; ср. рус. "премилый" (грамматич. способ - присоединение приставки "пре-").



ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, 1) в Древних Афинах начальная школа для мальчиков 7-12 лет с преподаванием чтения, письма и счёта. 2) В Древнем Риме повышенная школа (после элементарной) для детей патрициев и всадников с преподаванием лат. грамматики, римской лит-ры и греч. языка. 3) В России 17 в. школа, существовавшая при нек-рых монастырях; в Г. ш. изучались греч. и лат. грамматика и античная лит-ра. 4) В совр. Великобритании и нек-рых странах брит. Содружества общеобразоват. средняя школа. В Великобритании отдельные Г. ш. появились уже в 7 в., но распространение получили в 12 в.; они давали классическое образование. К 16 в. эти школы оформились как сословные школы англ. аристократии. По школьному закону 1902 Г. ш. вошли в систему гос. школ. Лишь ок. 20% окончивших нач. школу поступает в Г. ш. Полный курс обучения 7 лет (иногда 8 лет, возраст уч-ся 11-18 лет), но почти 60% детей, гл. обр. из малообеспеченных семей, покидает школу после прохождения 5-летнего курса, сдав экзамены на общее свидетельство об образовании т. н. обычного уровня. Остальные кончают школу, сдают экзамены на т. н. повышенном уровне и поступают в вузы без вступительных экзаменов. В течение первых 2-3 лет все дети учатся приблизительно по одной и той же программе, изучая традиционные курсы ср. школы. С 4-го класса начинается фуркация. Приблизительно 45% учебного времени отводится на преподавание предметов гуманитарного цикла и 30% - естественно-математического.

В 1970 в Великобритании было 1100 Г. ш., в к-рых обучалось 632 тыс. уч-ся. В связи с проводимой в Англии школьной реформой в ряде районов Г. ш. постепенно включаются в состав т. н. объединённой ср. школы.

Лит.: Мижуев П., Лондонские школы и начальное образование в Англии, СПБ, 1902; его же, Средняя школа в Англии и ее реформа в 20 веке, СПБ, 1914; Аранский В. С., Лапчинская В. П., Система народного образования в Англии, М., 1961; Саймон Б., Английская школа и интеллектуальные тесты, пер. с англ., М., 1958; Davies H., Culture and the grammar school, L., [1965]; Davis R., The grammar school, Harmondsworth, 1967.

В. П. Лапчинская.



ГРАММ-ATOM, число граммов химич. элемента, равное его атомной массе. Так, для водорода (атомная масса 1,00797) Г.-а. составляет 1,00797 г, для урана (атомная масса 238,03) - 238,03 г и т. д. Число атомов в одном Г.-а. любого элемента одинаково и равно Авогадро числу, т. е. 6,02252*1023. Величины Г.-a. входят в самые разнообразные физ. и хим. вычисления. В технич. расчётах часто применяются килограмм-атом и тонна-атом (1 килограмм-атом водорода составляет 1,00797 кг).



ГРАММ-МОЛЕКУЛА, моль, число граммов простого или сложного хим. вещества, равное его молекулярной массе. Так, если мол. массы азота N2 и серной к-ты H2SO4 соответственно 28,0134 и 98,078, то их Г.-м. равны 28