БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 церковь оставалась опорой феод.-монар-хич. сил.

С установлением политич. господства буржуазии начался, однако, процесс сближения католич. церкви с реакционными бурж. кругами, гл. обр. на почве борьбы с рабочим движением, марксизмом; этот процесс завершился в эпоху империализма, когда сама католич. церковь стала крупным капиталовладель-цем. Гл. социальным назначением К. становится освящение авторитетом церкви капиталистич. строя. Защита осн. устоев капитализма неизменно проводится под благовидной маской защиты "высших христианских ценностей", "естественного закона". При этом демагогически .распространяются иллюзии о возможности "христианизации" капитализма и его оздоровления.

Совр. католич. церковь - крупная ре-лиг.-политич., идеологич. орг-ция, центр к-рой - папское гос-во Ватикан (постоянная резиденция главы церкви - папы римского). Центр, органами управления католич. церкви являются подчинённые папе учреждения, составляющие Римскую курию. В бурж. странах, где широко распространён К., папа имеет дипломатич. представителей - нунциев, интернунциев и др. После папы высшие духовные лица, ближайшие его советники и помощники по управлению церковью - кардиналы. К высшей ступени церк. иерархии относятся также архиепископы (управляют церк. провинциями, к-рые делятся на епархии), епископы (управляют епархиями). Епископам подчиняются приходские священники. В бурж. гос-вах католич. церковь имеет разветвлённую сеть массовых орг-ций. Весь церк. аппарат с его огромной, подчинённой строгой дисциплине армией священников (в 1970 более 400 тыс.), с многочисл. монашеством (ок. 1400 тыс. монахов и монахинь), миссионерскими орг-циями, с его благотворит, и др. учреждениями используется для религ. воздействия на нар. массы. Католич. церковь в своей социальной практике использует печать, кино, радио, телевидение; имеет свои католич. ун-ты и др. учебные заведения. Католич. церковь в значит, мере опирается на католич. партии (Христианско-демократич. партия - в Италии, Нар. партия - в Австрии, Социально-христ. партия - в Бельгии, и др.), католические профсоюзы, сел., молодёжные, жен. и MH. др. орг-ции. Большинство светских католич. обществ, орг-ций объединены в систему "Католическое действие".

Однако изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939-45 в пользу социализма, нац.-освободит. движение, науч. прогресс привели к кризису К. Католич. церковь, в нач. 20 в. официально осудившая сторонников модернизма (течения, возникшего в кон. 19 в., ставившего целью приспособление вероучения к современности), во 2-й пол. 20 в. под угрозой утратить контроль над редеющей паствой была вынуждена сама стать на путь модернизации идеологии и политики. В этом кроются причины начавшегося в 60-х гг. процесса изменения догматики, культа, организации и политики католич. церкви. Это обновленчество, ярко проявившееся на 2-м Ватиканском соборе 1962-65 (см. Ватиканские соборы) и в последующих решениях церкви, выразилось в стремлении упростить церк. каноны и культовые обряды, добиться максимальной мобильности всех отрядов церкви, "демократизировать" их управление. Активно проводится политика экуменизма (см. Экуменическое движение). По-новому в К. ставятся вопросы об иерархии в церкви, о прерогативах епископов. Епископы, недовольные мелочной опекой бюрокра-тич. учреждений Ватикана, всё настойчивее требуют большей самостоятельности. Папой Павлом VI создан синод епископов, к-рый периодически созывается папой в Риме (у него чисто совещательные и информационные функции). Вопреки историч. традиции католич. церкви, реформа проводится в целях привлечения большего числа людей к управлению церк. орг-циями, реорганизация структуры церк. аппарата происходит на всех уровнях. В епархиях организованы советы духовных лиц для помощи епископам в управлении епархией и советы светского апостолата, в которых представлены не только духовные лица, но и миряне. Во MH. странах регулярно созываются конференции епископов, правомочные решать ряд вопросов, связанных с реализацией постановлений собора и ватиканского руководства.

Суть важнейших изменений в социальной политике католич. церкви сводится к тому, что церковь санкционирует те уступки трудящимся, к-рые уже "признаны" в развитых капиталистич. странах бурж. демократией и к-рые достигнуты трудящимися в напряжённых классовых боях. Так, принятая 2-м Ватиканским собором конституция "О церкви в совр. мире" признаёт право трудящихся на объединение, признаётся (правда, с рядом оговорок) законность забастовки как средства защиты прав, подчёркивается достоинство труда. Оставаясь противником социализма, католич. церковь тем не менее в стремлении приспособиться к совр. эпохе, "выжить" при всех поли-тич. изменениях в любой стране, "врасти" во всякую, в т. ч. утвердившуюся на трети земли социалистич. систему, декларировала социальную универсальность К. В той же конституции 2-го Ватиканского собора говорится, что церковь не связывает себя "с какой-либо особой формой человеческой культуры или политич., экономич. или социальной системой".

Социальное реформаторство вызвало ожесточённую борьбу течений в различных звеньях и на различных уровнях католич. мирских и церк. орг-ций.

Переоценке подвергается и филос. доктрина К., ведутся дискуссии между "традиционалистами", настаивающими на неизменных преимуществах философии Фомы Аквинского, и "обновленцами", считающими невозможным в совр. эпоху ограничиваться положениями неотомиз-ма. Последние всё чаще обращаются к филос. системе П. Тейяра де Шардена (1881 -1955), к-рый пытался заменить догматич. ср.-век. положения, не соответствующие психич. и умственному складу совр. человека, религ. принципами, опирающимися на гуманистич. идеи и данные науки 20 в.

Значительно расширяется участие верующих католиков в классовом и об-щедемократич. движениях, углубляется расслоение среди участников католич. орг-ций, в них появляются левые группы, выступающие против реакц. клерикализма, требующие осуществления демокра-тич. социальных реформ, углубления диалога с марксистами, призывающие к единству действий всех антиимпериа-листич. сил. Это, по существу, ревизия и офиц. идеологии, и социальной практики католич. церкви.

Марксистско-ленинские партии, действующие в странах капитала, отстаивая свои науч. атеистические позиции в идеологии, в то же время всемерно налаживают контакты с трудящимися-католиками, выступают за единство действий всего рабочего класса, всех антимо-нополистич. сил с тем, чтобы совместно отстаивать социальный прогресс, совместно выступать против антинар. политики монополий, угрозы войны и фашизма.

Лит.: M ч е д л о в M. П., Католицизм, M., 1970; Шейнман M. M., Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX в., M., 1958; Берзин Э. О., Католическая церковь в Юго-Восточной Азии, M., 1966; Бабосов E. M., Научно-техническая революция и модернизация католицизма, Минск. 1971; Adam К., Das Wesen des Katholizismus, 13 Aufl., Dusseldorf, 1957; P е-1 i k a n J., The riddle of Roman Catholicism, N. Y., [1959]; Lan d i s B. J., The Roman Catholic church in the United States, N. Y., 1966; Aranguren J. L. L., La crisis del catolicismo, 2 ed., Madrid, 1970. CM. также лит. при статьях Ватикан, Клерикализм, Неотомизм, Папство.

С. Д. Сказкин, M. П. Мчедлов.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА 1576, объединение части франц. католич. духовенства и дворянства во время религиозных войн. Главой К. л. был герцог Генрих Гиз. Учреждена в мае 1576 якобы для борьбы с гугенотами. Действит. целью К. л. было ограничение королев, власти феод, знатью (к-рая захватила руководящее положение в лиге), ослабление централизации. В кон. 1576 К. л. фактически распалась. Восстановлена в 1585 (см. в ст. Парижская лига).

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА 1609, объели нение католических духовных и светских феодалов Германии, созданное 10 июля 1609 для борьбы с Протестантской унией 1608. Инициатором и главой К. л. был Максимилиан Баварский. К. л. стала одной из гл. сил католич. реакции не только в Германии, но и во всей Зап. Европе. Материальная поддержка Испании позволила К. л. создать большую армию во главе с И. Тилли. С началом Тридцатилетней войны 1618-48 К. л. заключила союз с императором Фердинандом И. Её войска одержали ряд побед в чеш. и дат. периоды войны. С созданием имперской армии под команд. А. Валленштейна влияние К. л. уменьшилось. Но после издания Реституционного эдикта 1629 лиге удалось добиться отставки Валленштейна (1630), Тилли стал главнокомандующим войск лиги и императора. Однако после поражений, нанесённых войскам К. л. в 1631-32 швед, королём Густавом II Адольфом, она, согласно условиям Пражского мира 1635, была распущена.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ЦЕНТРА, политическая партия в Германии в кон. 19 -1-й трети 20 вв.; см. "Центра" партия.


КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, см. в ст. Каталицизм.


КАТОЛИЧЕСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ, см. Христианские профсоюзы.

"КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ", общее название католич. апостолата - организаций мирян, функционирующих под непосредственным управлением церк. иерархии. Светские католич. орг-ций впервые возникли в Европе в сер. 19 в. Орг-ций "К. д." действуют в Европе (особенно активно в Италии, Испании, Франции, ФРГ), Азии, Африке, Сев. и Юж. Америке. "К. д." - массовая многомиллионная организация, позволяющая церкви осуществлять проникновение в разные слои населения и подчинять их своему влиянию благодаря созданию обширной сети различного рода объединений на уровне прихода, епархии, в нац. и междунар. масштабах, строящихся по возрастному, половому и профессиональному принципам. Крупнейшие междунар. объединения: Всемирный союз жен. католич. орг-ций, Всемирная федерация жен. католич. молодёжи, Междунар. федерация католич. молодёжи. После 1-й мировой войны 1914-18, несмотря на постоянные заявления церкви об аполитичном характере "К. д.", оно включилось в политич. борьбу. Цель "К. д." - пропаганда и распространение католицизма, особенно в развивающихся странах, борьба с враждебными католицизму идеологиями и силами, прежде всего - с коммунизмом, с рабочим и дсмократич. движениями. Методы воздействия: участие в избирательной борьбе, поддержка католич. партий; издание периодики; деятельность в области нар. образования, зрелищ; подготовка кадров активистов; миссионерская деятельность; благотворительность; индивидуальное воздействие на верующих.

В 60-е гг. перемены в позиции церкви (см. Ватикан), обусловленные укреплением сил мира, социализма и демократии, вызвали усиление в "К. д." прогрессивных элементов, выступающих за сближение с левыми орг-циями.

Лит.: Ковальский H. А., Международные католические организации, M., 1962; F а 1 с о n i С., La Chiesa е Ie orga-nizzazioni cattoliche in Europa, Mil., 1960; Mohr H., Das Katholische Apostolat. Zur Strategic und Taktik des politischen Katholizismus, B., 1962. Н.К.Кисовская.

KATОH (Cato), ветвь др.-рим. рода Порциев. Наиболее известные представители: К. Старший (или Цензор) Марк Порций (Marcus Porcius Cato Major) (234, Тускулум,- 149 до н. э., Рим), римский писатель, основоположник рим. литературной прозы и гос. деятель. Участник 2-й Пунической войны. В 198 претор в Сардинии. Будучи консулом в 195, подавил восстание местных племён в Испании. К. был первым рим. историком, писавшим на лат. яз. Автор "Начал" (труда, освещав-щего историю Рима от основания города до 2-й Пунической войны), множества речей и писем, собрания изречений знаменитых людей и др. сочинений, дошедших лишь в отрывках. Составил своего рода энциклопедию, написанную в форме наставлений сыну Марку (не сохранилась). Полностью сохранился трактат К. "О земледелии" (написан ок. 160, рус. пер. 1950), содержащий сведения об организации рабовладельч. поместья, о развитии виноделия, садоводства, оливководства в Италии, а также о древних обычаях и суевериях.

Непримиримый враг Карфагена, К. каждую речь в сенате заканчивал вошедшей в поговорку фразой: "И всё же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен" ("Ceterum censeo Carthaginem esse delendam").

Соч. в кн.: Oratorum romanorum frag-menta, ed. E. Malcovati, 2 ed., t. I, Torino, 1955; De agricultura, ed. A. Mazzarino, Lip-siae, 1962: в рус. пер.- Из речи за родосцев, в кн.: Римская литература в избр. переводах, сост. С. П. Кондратьев, M., 1939.

Лит.: Kienast D., Cato der Censor, HdIb., 1954; De Regibus L., Il Censore e 1'Africano, Geneva, 1959; Los S., Rzym па rozdozu. Studium mono-graficzne o Katone Starszem, Warsz., 1960.

К. Младший (или У т и ч е с к и й) Марк Порций (Marcus Porcius Cato Minor) (95-46 до н. э., Утика), римский политич. деятель. Правнук К. Старшего. Нар. трибун в 62, претор в 54. Требовал казни сторонников Катилины. В период 1-го триумвирата (60-53) К.- противник триумвиров, особенно Цезаря. В годы гражданской войны 49-45 К. был сторонником Гнея Помпея. После его поражения при Фарсале (48) объединил силы помпеянцев в Африке. К. покончил жизнь самоубийством после победы Цезаря при Тапсе (46).

КАТОПТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (от греч. katoptrikos - зеркальный), оптические системы, состоящие только из отражающих поверхностей (зеркал), напр, параболич. зеркала, оптич. системы Кассегрена и Грегори и т. п.

КАТОРГА (от позднегреч. katerga, MH. ч. от katergon - галера), каторжные работы, в эксплуататорских гос-вах особый вид наказания, связанный с привлечением заключённых к тяжкому фи-зич. труду (см. также Наказание, Пенитенциарные системы, Тюремное заключение). Впервые термин "К." возник в ср. века. К. называли наказание, заключавшееся в ссылке осуждённых гребцами на суда-галеры, где они приковывались цепями к скамьям в трюмах. В 16-17 вв. в Зап. Европе (напр., во Франции, Великобритании) осуждённые на К. использовались на самых тяжёлых работах в тюрьмах, а также крупных портах, на рудниках и т. п. Существовал обычай клеймения приговорённых к К., заковывания их в цепи, выставления к позорному столбу и т. п. В 18-19 вв. во Франции практиковалась К. в сочетании с ссылкой в заморские владения (т. н. депортация), гл. обр. как мера политич. репрессии (напр., ссылка в Нов. Каледонию участников Парижской Коммуны). В Великобритании на К. использовались заключённые в тюрьмы участники чартистского движения, ирландские революционеры, участники Дублинского восстания 1916 и др.

К. в России. Появилась в кон. 17 в. (царский указ 1691 заменил смертную казнь за нек-рые преступления ссылкой на тяжёлые работы). Воинский устав 1716 предусматривал как меру наказания бессрочную и срочную К. В 18 в. труд каторжан применялся при постройке Петербурга, сооружении портов, каналов, дорог, на казённых рудниках и з-дах Урала и Сибири (см. Нерчинская каторга). К. подвергались участники народных движений К. А. Булавина, E. И. Пугачёва и др. В 1765 дворяне получили право ссылать на К. крепостных крестьян. В 1797 введены 3 категории каторжных работ - на Нерчинских и Екатеринбургских рудниках, Иркутской суконной ф-ке, на стр-ве и обслуживании крепостей (крепостные работы). В 1822 имп. Александр I утвердил "Устав о ссыльных", устанавливавший каторжные работы срочные (до 20 лет) и бессрочные. В 1-й пол. 19 в. среди каторжан всё больше становилось политич. заключённых (декабристы, петрашевцы и др.). Все каторжные работы в 18- 1-й пол. 19 вв. были связаны с жестокими истязаниями. <