БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101онно-лучевые трубки и индикаторы, пер. с англ., ч. 1 - 2, M., 1949-50.

Э. Л. Свириденков.


КАТОК, участок ровной ледяной поверхности, предназначенный для катания на коньках и санках. По функциональному назначению различают К. спортивные и массового катания. Спортивные используются для уч. занятий и соревнований по конькобежному и санному спорту, фигурному катанию на коньках, хоккею. Массовые К. являются местом для активного отдыха, игр и развлечений. По способу подготовки ледяной поверхности К. разделяются на естественные (к-рые устраивают на естеств. водоёмах зимой), наливные (оборудуются на естеств. или искусств, основании, чаще всего на спортивных площадках, стадионах, асфальтированных участках) и искусственные (создаются с помощью спец. холодильных установок). Спортивные К. получили широкое распространение гл. обр. в странах с устойчивой зимой, особенно в скандинавских странах, СССР, Нидерландах, Канаде, США. В СССР в 1971 было 18 тыс. К., в т.ч. ок. 70 искусственных. В 50 -60-е гг. во многих крупных городах Европы, Канады и США сооружены искусственные спортивные К.Наиболее известные из них: в Гренобле (Франция), Инцелле (ФРГ), Гётеборге (Швеция), Девентере (Нидерланды), Берлине (ГДР), Будапеште (Венгрия), Свердловске (СССР) - для конькобежного спорта; в Москве (на Центр, стадионе им. В. И. Ленина), Ленинграде ("Юбилейный"), Киеве, Минске, Праге (ЧССР), Стокгольме (Швеция), Цюрихе (Швейцария), Монреале и Торонто (Канада), Саппоро (Япония) и др.-для хоккея и фигурного катания. Среди высокогорных К. наибольшей популярностью пользуются К. в Давосе (Швейцария), в Кор-тина-д'Ампеццо (Италия), в Инцелле, Медео (СССР). А. П. Галли, В.В. Лысенко.


КАТОК ДОРОЖНЫЙ, машина для уплотнения укатыванием грунтов, дорожных оснований и покрытий. К. д. применяют в автодорожном, ж.-д., пром., гор., гидротехнич., аэродромном строительстве. По способу перемещения К. д. делятся на самоходные и прицепные; по принципу действия - статические и вибрационные (см. Виброкаток).

Самоходный дорожный каток с пневматическими шинами.

Рабочие органы К. д.- жёсткие стальные вальцы - могут быть гладкими, решётчатыми или иметь на своей поверхности кулачки (шипы). Жёсткие вальцы в нек-рых конструкциях заменены пнев-матич. шинами (рис.). Прицепными катками с гладкими вальцами (статич. и вибрац. действия), кулачковыми и на пневматич. шинах уплотняют грунты и дорожные основания (см. Дорожностроительные работы). Катки самоходные с гладкими вальцами (двух- и трёх-вальцовые, статич. и вибрац. действия) и с пневматич. шинами применяются гл. обр. для уплотнения дорожных покрытий. Эффективность уплотнения зависит от удельного давления на поверхность, для увеличения массы машины её нагружают балластом (железобетонные кубы или ёмкости с песком). Масса К. д. от 5 до 50 т. Скорость передвижения 2-8 км/ч.

Лит. см. при ст. Дорожные машины. Ю.А. Бромберг.


КАТОК ПОЛЕВОЙ, с.-х. орудие для выравнивания и уплотнения поверхностного слоя почвы, дробления и разрушения почвенных глыб, комков и корки. Существуют прицепные к трактору и навесные К. п. Их разделяют по типу рабочих поверхностей (рис.) на гладкие, кольчатые, гладкорубчатые, кулачковые, кольчато-зубчатые, комбинированные. Воздействие К. п. на почву зависит от его массы, наружного диаметра и формы рабочей поверхности. Чем тяжелее К. п., тем на большую глубину он уплотняет почву. Массу нек-рых К. п. можно изменять, для чего используют балластные ящики, укрепляемые на раме катка, или делают рабочие органы полыми для заполнения их водой.

Выбор типа К. п. зависит от характера работы и почвенных условий. Для при-катывания торфяно-болотных почв после вспашки или дискования применяют К. п. гладкий водоналивной. Большой диаметр барабанов (1,25 м) обеспечивает надёжное перекатывание этого К. п. по сильно вспушенным глыбистым торфяным почвам. Для прикатывания пашни и посевов озимых и яровых культур, зелёного удобрения и навоза перед запашкой также используют гладкий водоналивной К. п. Посевы свёклы прикатывают К. п. гладкорубчатым водоналивным, кольчато-зубчатыми и др. Особенность гладкорубчатого К. п.- наличие съёмной рубчатой рубашки, что позволяет применять его как для предпосевного, так и для послепосевного прикатывания. Кольчато-зубчатые К. п. можно использовать в виде одной, двух и т. д. секций в зависимости от мощности трактора, с к-рым их агрегатируют. Рабочими органами секций этих К. п. являются кольца с ребордами (клинчатые кольца) и кольца с зубьями. Эти К. п. хорошо прикатывают почву до и после посева и разделывают комья и глыбы после пахоты. Для уплотнения нижних слоев и рыхления поверхностного слоя почвы, выравнивания поверхности, разрушения корки и глыб после пахоты применяют К. п. кольчато-шпо-ровый. Секции этого К. п. состоят из дисков с шипами, свободно вращающихся на оси. Комбинированные К. п. интенсивно рыхлят поверхностный и уплотняют нижний слой почвы. Их применяют для дробления комьев перед посевом, прикатывания засеянных рядков с одновременным рыхлением поверхностного слоя и для разрушения корки и боронования.


КАТО-КАМБРЕЗИЙСКИЙ МИР 1559, два мирных договора, завершивших Итальянские войны 1494-1559. Подписаны в г. Като-Камбрези (Cateau-Cambresis, Франция) в 1559 между Францией и Англией (2 апр.), между Францией и Испанией (3 апр.).

Рабочие органы полевых катков: /- гладкий водоналивной цилиндр; 2а - кольцо с клинчатым ободом; 26 - кольцо с ребристым ободом; 2в - шпоровое кольцо; 3 - кольча-то-зубчатый; 4 - гладкорубчатый цилиндр.

По 1-му договору Англия возвращала Франции Кале за выкуп в 500 тыс. экю в течение 8 лет. По 2-му договору Франция отказывалась от притязаний на Италию; возвращала Генуе Корсику; освобождала оккупированные ею с 1536 Пьемонт и Савойю (к-рые снова переходили во владение герцога Савойского), лишь в 5 пьемонтских крепостях (Турин, Кьери, Пинероло, Кивассо, Вилланова-д'Асти) оставались франц. гарнизоны. К.-К. м. закрепил господство Испании в Миланском герцогстве, Неаполитанском королевстве, Сицилии и Сардинии.

Лит.: Ruble A. d e, Le traite de Cateau-Cambresis, Р.. 1889; Romier L., Les guerres d'Henri II et Ie traite du Cateau-Cambresis, в кн.: Melanges d'archeologie et d'histoire de 1'Ecole francaise de Rome, [1910], 30 an., p. 3-50.


КАТОЛИКОС (от греч. katholikos - вселенский, всеобщий), титул главы армянской (с 363), грузинской (с 475) и албанской (см. Алоания Кавказская) (с 552) церквей. После слияния алб. церкви с армянской остался арм. К., ныне он носит титул "Верховный патриарх, Католикос всех армян", резиденция в Эчмиадзине (Арм. CCP). Ему подчиняются арм. К. Киликий и арм. патриархи Иерусалимский и Константинопольский. Глава груз, церкви с 475 носил титул К. Картли, позже (с 17 в.) - К. "всея Грузии". В 1811-1917 К. в Грузии не было; восстановлен в 1917, его резиденция в Тбилиси. Титул К. носит глава монофиситской церкви (см. Монофиситы); существует К. армян-католиков (резиденция в Бейруте).


КАТОЛИТ, электролит, соприкасающийся с катодом и отделённый от анода пористой перегородкой - диафрагмой (см. также Электролит).


КАТОЛИЦИЗМ (от греч. katholikos - всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. По офиц. данным католич. церкви (явно преувеличенным), в нач. 1970 католиков насчитывалось 614 млн. (в т. ч. 250 млн. в Европе, 226 млн. в Лат. Америке, 55 млн. в США, 47,8 млн. в Азии, 32 млн. в Африке). Особенно много верующих-католиков (в процентном отношении к численности населения) в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в лат.-амер. странах. В социалистич. странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи К. имеются в Прибалтике, гл. обр. в Литве, в зап. областях Белоруссии, Украины.

Обособление К. в христианстве началось в 3-5 вв. в связи с углублением экономич., политич., культурных различий между зап. и вост. частями Рим. империи, особенно после её раздела на Зап. Римскую и Вост. Римскую в 395. Осн. причиной разделения общехрист. церкви на западную (рим.-католич.) и восточную (вост.-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между рим. папами и константинопольскими патриархами за главенство в христ. мире. Впервые разрыв имел место ок. 867 (ликвидирован на рубеже 9-10 вв.), вновь произошёл в 1054 (см. Разделение церквей) и был завершён в связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя (когда из него вынужден был выехать константинопольский патриарх).

Являясь разновидностью христ. религии, К. признаёт её осн. догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.

Организация католич. церкви отличается строгой централизацией, монар-хич. и иерархич. характером. По вероучению К., папа римский (рим. первосвященник) - видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов. Эти положения, особенно чётко сформулированные на рубеже 12-13 вв. при папе Иннокентии III, были утверждены 1-м Ватиканским собором 1869-70. На этом же соборе был провозглашён догмат о непогрешимости папы (идея, впервые выдвинутая в 11 в. папой Григорием VII), когда он выступает в роли верховного первосвященника, исполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан ("ех cathedra loquitur" - произносит речь с амвона), определяет доктрины по вопросам веры и морали.

Католич. церковь (в отличие от протестантской) источником своего вероучения признаёт не только "священное писание", т.е. Библию, но и "священное предание", или традицию. При этом в "священное предание" К. включает помимо древней устной традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (как то делает православие) и решения последующих церк. соборов, папские послания; это способствует возвышению папства, а также позволяет католич. церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историч. условиям.

В догмате К. о Троице "святой дух" исходит не только от бога-отца (как в "Символе веры", признаваемом православием), но и от сына (filioque).

К. проводит резкое разграничение между клиром и мирянами. Оно выражается в ряде установлений, не имеющих места в православии: целибат - обязательное безбрачие духовенства (в православии лишь монашество даёт обет безбрачия), причащение хлебом и вином - лишь духовенства, одним хлебом - мирян (ныне в отд. случаях также и вином), и др. Католич. церковь запрещает выход из духовного звания. Привилегии католич. духовенства основываются в значит, мере на церковном учении о "сокровищнице переизбыточествующей благодати" (которого нет в православии): деяния Христа, апостолов, богоматери, святых, а также "сверхдолжные" подвиги благочестивых христиан создают "запас" добрых дел и "благодати", за счёт к-рого церковь имеет право отпускать грехи, даруя грешникам прощение (это использовала католич. церковь как основание для торговли с 12 в. индульгенциями).

Лишь в К. имеется догмат о чистилище - промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных ими при жизни грехов, проходя через разного рода испытания, а также с помощью молитв о них и "добрых дел" их близких на земле; духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище. Окончательно это было утверждено в 16 в. Тридентским собором.

Католич. церковь, как и православная, признаёт семь таинств, но в отправлении их имеются нек-рые различия. Так, католики совершают крещение не путем погружения в воду, а обливанием; миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а над детьми не моложе, 8 лет и, как правило, епископом. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной (как у православных). Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличён в прелюбодеянии.

Особенность К.- широкое, экзальтированное почитание богоматери (мадонны). В 1854 папой Пием IX был провозглашён догмат о непорочном зачатии девы Марии (отвергаемый православной церковью); в 1950 католич. церковь признала догмат о её телесном вознесении.

Культ в К. характеризуется особенно пышным театрализованным богослужением, к-рое должно воздействовать на воображение, чувства верующих. Кроме пения, используется инструментальная музыка (орган), храмы украшены скульптурами и картинами. Чрезвычайно развито почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Обычно католич. богослужение совершалось лишь на лат. яз. (2-й Ватиканский собор 1962-65 разрешил службу и на совр. нац. яз.). MH. праздники в К. появились после разделения церквей - праздники "Тела христова", "Сердца Иисуса", "Непорочного зачатия девы Марии" и др.; в то же время отсутствует ряд праздников, установленных православной церковью,- Сретение, Преображение, Воздвижение и др.

В основе католич. богословия до 13 в. в значит, мере лежало учение Августина (4-5 вв.). Затем в католич. философии произошёл отход от августиновского платонизма. В 13 в. Фома Аквинский переработал богословскую систему К.; использовал философию Аристотеля, приспособив её к католич. догмам. В 1879 энцикликой папы Льва XIII ("Aeterni patris") учение Фомы Аквинского было объявлено офиц. филос. доктриной К.; концепции ср.-век. богослова подверглись своеобразному обновлению, приспособлению к совр. уровню цивилизации (см. Неотомизм).

На протяжении MH. веков К. был господствующей идеологией в странах Зап. Европы. Особенно велика была роль католич. церкви в эпоху феодализма. "Своей феодальной организацией, - писал Ф. Энгельс,- церковь давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах... Церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления" (Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В эпоху средневековья, являясь крупным зем. собственником, католич. церковь добилась значит, политич. влияния в феод. мире. Папство стремилось подчинить себе светскую власть (особенно в 11-13 вв.), выступало с притязаниями на всемирное господство, для расширения ареала своего влияния (за пределы Зап. Европы) организовывало крестовые походы. Возникавшие антиклерикальные движения, множившиеся с 11 в. ереси жестоко подавлялись католич. церковью, она прибегала к отлучениям, интердиктам, вела войны (напр., Альбигойские войны), учредила инквизицию.

С образованием централизованных гос-в внутри католич. церкви возникли тенденции автономии нац. церквей (учение Уиклифа, галликанство и др.); с 14-15 вв. всё шире становилось сопротивление единовластию пап, возникло т. н. соборное движение, требовавшее верховенства Вселенских соборов над папой.

В период складывания бурж. общества католич. церкви, отличавшейся крайним консерватизмом и реакционностью, был нанесён серьёзнейший удар; в результате Реформации (16 в.) в ряде европейских стран К. был вытеснен протестантизмом. Несколько укрепила позиции К. возглавленная папством Контрреформация (16-17 вв.). Борясь за господство над умами, католич. церковь жестоко преследовала передовую науч. мысль (процессы над Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, Г. Галилеем и др.). До сер. 19 в. католич.