БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ср. общеобразовательной школе, в ср. спец. уч. заведениях и предусматривает изучение основных сведений из истории древнего мира, ср. веков, новой и новейшей истории, истории СССР, а также обществоведения.

Лит.: Бущик Л. П., Очерк развития школьного исторического образования в СССР, М., 1961; О работе исторических факультетов государственных университетов (К 25-летию постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О преподавании гражданской истории в школах СССР"), "Вопросы истории", 1959, № 7, 11, 12; 1960, № 1; Алексеева Г. Д., Октябрьская революция и историческая наука в России (1917 -1923), М., 1968. А. М. Сахаров.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕСТОРА-ЛЕТОПИСЦА, осн. в 1872 в Киеве, официально открылось в янв. 1873. В 1874 перешло в ведение Киевского ун-та, существовало до 1917. Об-во содействовало разработке рус. ист. науки, распространяло ист. знания, изучало памятники старины и способствовало их охране. В об-во входило: в 1873-13 чел., в 1877-33, с 1890-х гг. -100 чел. и более. Активно сотрудничали: В. Б. Антонович, К. Н. Бестужев-Рюмин, М. Ф. Влади -мирский-Буданов, М. В. Довнар-За-польский, В. С. Иконников, Н. И. Костомаров, А. А. Котляревский, И. И. Срезневский и др. В отличие от др. Исторических обществ, гл. внимание оно обращало на изучение истории, этнографии, археологии Украины и Юга России. Общетеоретич. проблемами об-во занималось мало. В трудах нек-рых его чл. проявлялась идеалистич. и буржуазно-националистич. трактовка истории Украины. Об-во устраивало публичные лекции. С 1879 издавало "Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца" (24 тома до 1914).

Лит.: Дашкевич Н. П., Историческая записка о возникновении и деятельности Исторического общества Нестора-летописца по январь 1898 г., в сб.: Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца, кн. 13, К., 1899. М. А. Разгон.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, основано в окт. 1889. Действовало до 1917. Бессменным пред, комитета об-ва был Н. И. Кареев. В 1890 в об-во входило более 160 чел., в 1895- более 270, в 1915- более 180 чел. В об-ве сотрудничали историки Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Казани и др. городов (А. С. Лаппо-Данилевский, В. И. Семевский, И. В. Лучицкий, Н. П. Павлов-Сильванский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков и др.). В отличие от др. Исторических обществ, обращало значительное внимание на вопросы теории, обсуждение к-рых вызывало дискуссии и активную реакцию студентов, особенно с сер. 90-х гг., что было связано с развернувшейся в печати борьбой марксистов против либерального народничества и "легального марксизма" (представители последних входили в об-во). Студенч. волнения кон. 1890-х гг., уход из ун-та Кареева и др. прогрессивных профессоров, а затем события революции 1905- 907 были использованы властями для введения ограничит, мер против об-ва. Деятельность его замерла. Несколько активизировалась она после 1907. И. о. издавало в 1890-1916 непериодич. сб. "Историческое обозрение". A.M. Разгон.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ в биологии, развитие органич. форм в течение всего времени существования жизни на Земле или эволюция отдельных групп животных и растений; то же, что филогенез.

ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано). 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отд. наук - физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Марк-систско ленинская ист. наука изучает развитие человеческого общества как "...единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесс" (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58).

И. как процесс развития общества. И. общества является частью и продолжением И. Земли, природы. И. общества возникла с появлением на Земле человека и поэтому она есть И. людей, историч. творчество к-рых начинается с генезисом человеческого общества и к-рое является содержанием И. Люди, организованные в коллективы, удовлетворяя возникающие потребности, создают материальные и духовные ценности, преобразуют природу и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом сами и меняя свои обществ, отношения. Люди живут в различных условиях, занимают разное место в системе произ-ва и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. И. общества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отд. индивидуумов, человеческих коллективов, всего человечества. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к произ-ву и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее - из железа, создало механич, двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на к-рых базируется совр. произ-во. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и общества настолько, насколько оно познаёт законы их развития. Одновременно и в связи с развитием материального произ-ва и обществ, отношений совершался длительный и чрезвычайно сложный процесс перехода от первобытных коллективов через классовые общества к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм.

Процесс ист. развития человечества носит объективный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектич. взаимодействии: уровень развития производит, сил, производств, отношений и соответствующих им надстроечных явлений (гос-во, право и т. д.), геогр. среда, плотность и рост народонаселения, классовая борьба, общение народов между собой и др. В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном счёте, является материальное произ-во, т. е. создание жизненных средств, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ производства охватывает производит, силы и производств, отношения, в к-рые люди вступают между собой. Способ производства материальной жизни общества обусловливает социальный, политич. и духовный строй общества, определяет тип господствующих в нём отношений. Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной ист. процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь общества, его И. проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону ист. процесса. Обществ, сознание любого конкретного общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение его обществ, бытия, в первую очередь господствующего в нём экономич. базиса. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономич. отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи. Однако обществ, идеи и соответствующие им надстроечные явления после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход обществ, развития. На ход ист. развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политич. формы классовой борьбы, правовые формы, политич., юридич., филос. теории, религ. воззрения и т. д. И. общества знает следующие осн. типы производств, отношений: первобытнообщинный, рабовла-дельч., феод., капиталистич. и комму-нистич. и соответствующие им типы общественно-экономич. формаций. Внутр. источником развития общества является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри общества. Но как способ производства является главным фактором в совокупности условий, определяющих жизнь общества, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками общественного развития.

Изменение в развитии материальных производит, сил, вступающих в противоречие с существующими производств, отношениями, т. е. изменение общественного бытия, служит причиной возникновения новых идей. Это противоречие вызывает борьбу внутри общества между классами, группами людей, цепляющихся за старые формы собственности и политич. учреждения, к-рые поддерживают их, и классами, группами людей, заинтересованными в утверждении новых форм собственности и политич. учреждений, к-рые, разрешая возникший конфликт, способствуют дальнейшему прогрессу производит, сил. В антагонистич. формациях несоответствие материальных производит, сил общества существующим производств, отношениям проявляется в классовой борьбе (см. Классы, Классовая борьба). Изменение форм собственности и политич. учреждений всегда затрагивает классовые интересы людей и возникающие внутри общества противоречия, к-рые могут быть разрешены только в ходе классовой борьбы. Высшим проявлением этой борьбы является социальная революция.

Гл. творцом И. являются нар. массы, к-рые играют решающую роль в экономич., политич. и духовном развитии человеческого общества. Историч. опыт свидетельствует, что происходит постоянное возрастание роли нар. масс в И. Наиболее активной она становится во время социалистической революции, социалистич. и коммунистич. строительства. Социалистич. революция в корне меняет ход мировой И., она знаменует начало перехода к новой обществ, эре, к принципиально новой обществ, системе - бесклассовому обществу.

Критерием обществ, прогресса наряду со степенью развития производит, сил, освобождением нар. масс от оков неравенства и угнетения являются также успехи в развитии общечеловеческой культуры, формирование этики и морали. В постепенном овладении силами природы вехами ист. развития являются открытия "тайн" природы - энергии огня, воды, пара, электричества, внутриатомной энергии и др. Одновременно и в тесной связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие человеческих коллективов в социальном отношении от первобытного стада, родов и племён к народностям и нациям, от эксплуататорских обществ - к социалистич. обществу.

Развитие человеческого общества имеет и пространственный аспект. Человек из очагов первоначального появления (см. Антропогенез) постепенно расселился по земному шару, осваивая новые, всё более обширные территории. Этот процесс в какой-то степени продолжается и в наст, время.

Пройденный человечеством путь свидетельствует об общем ускорении темпов развития общества. Если первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет, то последующие этапы своего развития общество проходило постоянно ускоряющимися темпами. Ист. процесс развития человечества не является равномерным и идентичным у разных народов и стран. В И. наблюдались моменты относительного застоя или даже врем, регресса, а в др. случаях - особенно интенсивного развития. Неравномерно протекает ист. развитие в пределах одной эпохи, страны и т. д. В одних областях экономич., политич. или духовной жизни наблюдаются расцвет, подъём, в других - упадок, застой. У народов и стран, находящихся на одной ступени ист. развития, имеются и различия (напр., клас-сич. антич. рабство отлично от рабства в странах Востока; имеются особенности в феод, и капиталистич. формациях, в строительстве социализма в различных странах). Но общая тенденция ист. развития состоит в смене обществ.-экономич. формаций, хотя во всемирной И. вообще после возникновения первой анта-гонистич. формации наблюдается сосуществование в каждый данный момент нескольких формаций. Так, в наст, время наряду с двумя осн. формациями - социализмом и капитализмом - у ряда народностей сохранился феод, уклад (Африка, Азия). Совр. общество вступило в новую эру своего развития - эру бесклассового коммунистич. общества, в к-ром постепенно будут преодолены все гл. различия в уровнях развития народов мира и единство ист. процесса приобретёт поистине всемирный характер.

И. как наука, изучающая прошлое человеческого общества. Ист. наука, как и др. науки, по мере её развития вбирала в себя опыт многих человеческих поколений; расширялись и обогащались её содержание, предмет изучения, происходил процесс всё возрастающего накопления знаний. Всемирная И. стала хранительницей тысячелетнего опыта человечества во всех областях материальной и духовной жизни.

Все обществ, науки являются историческими по способу познания общественных явлений и процессов. Сложившуюся совокупность общественных наук, к-рые с различных сторон и в различных аспектах изучают И. общества (И., философия, социология, политэкономия, юриспруденция, филология, эстетика, языкознание и др.), в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой обществ, наук. Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой. Только в своей совокупности они способны решить в диалектич. единстве гл. задачу, стоящую перед ними: познание прошлого и совр. состояния общества с целью познания его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив развития. Каждая из обществ, наук подготавливает по частям решение гл. за дачи, стоящей перед И. в широком значении. Формулирование общих законов развития человеческого общества и движущих сил этого развития составляет предмет исторического материализма.

И. как наука в более узком значении есть составная часть группы обществ, наук. Место И. в этой группе обусловлено её предметом и методом исследования. Очень длительное время И. носила сугубо описательный характер. Только позднее ист. наука приступает к выявлению элементов, связей, структуры человеческого общества, механизма ист. процесса. В 19 в. возникает социально-экономич. И., к-рая под влиянием марксизма становится И. социально-экономич. процессов, отношений. Предметом ист. науки стала вся конкретная и многообразная жизнь общества во всех её проявлениях и в её ист. преемственности, начиная с появления человеческого общества до его современного состояния.

Для ист. науки главным является изучение конкретной И. общества. При этом И. опирается на факты прошлого и настоящего (см. Источники исторические). Собирание фактов, их систематизация и анализ в связи друг с другом есть внутр. основа ист. науки. Даже на начальной стадии развития, опираясь на эту основу, И. постепенно создавала фактографич. картину развития общества. По мере накопления фактов И. удалось подметить связи и взаимозависимость отд. явлений, типичность нек-рых из них, накопить сумму знаний о развитии общества, к-рые стали одной из предпосылок возникновения ист. материализма.

Марксистское понимание И. общества требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом, как указывал В. И. Ленин, "... необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения..." (Поли.