БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101объективной И. такое содержание человеч. представлений, "...которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества..." (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 123).

Наука - не склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен.

И. относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, к-рые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена ис-торич. условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом смысле И.- "дитя эпохи". Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная И. и тем самым как частный случай более полной и точной теории (напр., классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между теориями в их историч. развитии получило в науке название принципа соответствия.

Диалектич. материализм "... признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине" (там же, с. 139). Абсолютизация относительной И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления.

В каждой относительной И., поскольку она объективна, содержится "частичка" абсолютного знания. Абсолютная И. есть такое знание, к-рое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной И., к-рая в этом смысле складывается из суммы относительных И."...Человеческое мышление,- писал В. И. Ленин,- по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания" (там же, с. 137).

Одним из осн. принципов диалектич. подхода к познанию является признание конкретности И., что предполагает прежде всего точный учёт всех условий, в к-рых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что "...всякую истину, если ее сделать „чрезмерной"..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд" (там же, т. 41, с. 46). Критерий И. находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта. К. Маркс писал, что "вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос" (М арке К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-2). В нашем сознании правильно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с др. понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно сравнивает своё понятие с самим предметом. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, к-рое он образовал.

Проблемы, связанные с теоретич. и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории познания и социологии познания. А Г. Спиркин

ИСТИННАЯ АНОМАЛИЯ, см. Аномалии.

ИСТИННОЕ МЕСТО ЗВЕЗДЫ, см. Среднее место звезды.

ИСТИННОЕ СОЛНЕЧНОЕ ВРЕМЯ, система счёта времени, в к-рой длительность суток принята равной интервалу между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через юж. часть небесного меридиана (верхними кульминациями). И. с. в. отсчитывается от момента верхней кульминации центра Солнца, т. е. от истинного полудня. Продолжительность истинных солнечных суток в течение года непостоянна. См. Время.

ИСТИННОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, значение истинности (в логике), значение, к-рое принимает высказывание (предложение, суждение), рассматриваемое по отношению к отображаемому в нём содержанию. В обычной (классич.) логике используются два И. з. - "истинно", "ложно"; в многозначной логике рассматриваются суждения, к-рые могут принимать большее число И. з. (напр., в трёхзначной логике фигурируют три И. з., к-рые можно истолковать как "истинно", "ложно", "неопределённо"). См. статьи Алгебра логики, Логика и лит. при них.

"ИСТИННЫЕ ЛЕВЕЛЛЕРЫ", самоназвание диггеров, представителей крайне левого крыла демократич. направления в Английской революции 17 в.

ИСТИННЫЙ ГОРИЗОНТ, см. Горизонт.

ИСТИННЫЙ ПОЛДЕНЬ, момент верхней кульминации центра Солнца для данной точки земной поверхности. См. Время.

"ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ", немецкий социализм, одна из разновидностей мелкобурж. социализма, получившая распространение в 1844-47 среди интеллигенции и ремесленников Германии и нем. эмигрантов в др. странах. Главные представители "И. с." - К. Грюн, М. Гесс, О. Люнинг, Г. Пют-ман. В Швейцарии идеи "И. с." пропагандировал Г. Кульман, в США - Г. Криге. "И. с." выражал настроения нем. мещанства, выбиваемого из колеи развитием капитализма и напуганного ростом классовых противоречий. В идейном отношении "И. с." - своеобразный синтез идеалистич. сторон фейербахианства (пропаганда любви к абстрактному "человеку", игнорирование социальных отношений и т.д.) и выхолощенной формы франц. утопич. социализма. Под видом критики капитализма представители "И. с." выступали с идеализацией дока-питалистич. порядков, в частности ремесленной цеховщины, распространяли иллюзии о возможности для Германии перехода к социалистич. строю, минуя стадию крупной капиталистич. пром-сти. Критика "И. с." содержится в ряде произведений К. Маркса и Ф. Энгельса: "Немецкая идеология", ч. 2; "Манифест Коммунистич. партии", гл. 3; "Циркуляр против Криге"; в работах Ф. Энгельса: "Истинные социалисты", "Немецкий социализм в стихах и прозе" и др. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., тт. 3-4).

Как течение "И. с." прекратил своё существование во время Революции 1848-49, полностью вскрывшей его банкротство. Характеризуя "истинных социалистов", В. И. Ленин в 1906 писал: "„Истинные социалисты" нечто вроде мирных лавристов, полукультурники, нереволюционеры, герои мудреных рассуждений и отвлеченной проповеди" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 13, с. 154).

Лит.: Серебряков М. В., Немецкий социализм и борьба с ним Маркса и Энгельса, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. философских наук", 1948, в. 2; Кандель Е. П., Из истории борьбы Маркса и Энгельса с немецким "истинным социализмом", в сб.: Из истории формирования и развития марксизма, М., 1959; Кан С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), 2 изд., М., 1967. Л. И. Гольман.

ИСТИСУ, посёлок гор. типа в Кельбад-жарском р-не Азерб. ССР, бальнеологич. курорт. Расположен в горах М. Кавказа на вые. 2200-2400 м, в ущелье р. Тертер (басе. Куры), в 166 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Барда, с к-рой соединён автодорогой. Лето умеренно тёплое (ср. темп-pa июля 16-18 °С), зима умеренно мягкая (ср. темп-pa янв. -6 °С), осадков выпадает ок. 600 мм в год. Леч. средства: горячая углекислая минеральная вода, близкая по составу карловарской (Чехословакия) и джермукской (Арм. ССР):

[1037-3.jpg]

(скважина № 1).

Вода минеральных источников используется для питьевого лечения и ванн, разливается в бутылки. Лечение больных с заболеваниями органов пищеварения, нарушениями обмена веществ, а также сопутствующих заболеваний органов движения, нервной системы, гинекологических. Из воды Истису получают соль, к-рую применяют при хронич. запоре, заболеваниях печени, жёлчного пузыря, гастритах с повышенной секрецией желудочного сока. Санатории, ванное здание, питьевые бюветы.

 
1039.htm Важнейшие принципы И. м.: признание первичности материальной жизни общества - обществ, бытия по отношению к обществ, сознанию и активной роли последнего в обществ, жизни; выделение из всей совокупности обществ, отношений - отношений производственных как экономич. структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все др. отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа; исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественнойсторич. процесса движения и смены формаций общественно-экономических; идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудит, мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях обществ, производства их жизни. Разработка и применение этих принципов привели к преодолению главных недостатков предшествующих историч. и со-циологич. теорий: идеализма в понимании истории и игнорирования творч. роли народных масс в истории, позволили поставить на место абстрактных фило-софско-историч. схем научную теорию обществ, развития. "Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий,- на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса" (Ленин В. И., там же, т. 26, с. 58). И. м. составляет теоретико-методологич. основу научного обществознания - историч. науки, политэкономии, правоведения, теории искусства и т. д.

И. м. отвергает как идеалистич. отрыв общества от природы, так и их натуралистич. отождествление. Специфика общества выражается прежде всего в обществ, отношениях, образующих данную социальную систему, и в созданной человеком культуре. Характер этой системы в конечном счёте определяется степенью господства над природой, материально закреплённой в средствах труда, в производительных силах. Производство, т. е. функционирование и развитие производит, сил, есть фундаментальная основа существования человеческого общества. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества,реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (Марке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 13, с. 6-7). Вместе с тем И. м. принципиально отличается от вульгарного экономического материализма, рассматривающего экономику в качестве единств, активной силы в истории. И. м. требует учитывать относительную самостоятельность и специфику различных обществ, явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней. И. м. обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества, в решении назревших социальных проблем. История есть результат сложного взаимодействия различных обществ, явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон обществ, жизни, и в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление историч. процесса.

Важнейшей категорией И. м. является понятие общественно-экономич. формации как качественно определённого общества на данном этапе его развития. Это понятие позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени историч. развития, и тем самым применить в историч. исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества. Каждая общественно-экономич. формация представляет собой своеобразный "социальный организм", специфика к-рого определяется, в первую очередь, материальными производств, отношениями, составляющими базис формации. Базис образует как бы "экономический скелет" социального организма, а его "плоть и кровь" составляет возникающая на основе данного базиса надстройка (см. Базис и надстройка). Надстройка - это совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений (гос-во, суд, церковь и т. д.); различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества. Базис и надстройка с достаточной определённостью и полнотой характеризуют особенность каждой формации, её качеств, отличие от других формаций. Но, помимо базиса и надстройки, категория общественно-экономич. формации охватывает и ряд других обществ, явлений, необходимых для функционирования данной формации, для жизни "социального организма". Каждая формация связана с определёнными производительными силами; никакое общество не может существовать без такого средства общения, как язык; в совр. обществах всё большую роль играет наука и т. п. Кроме того, каждая формация связана с определёнными типами дифференциации на социальные группы (классы, социальные слои) и общности (семья, народность, нация и др.). Эти образования находятся в различных отношениях к базису и надстройке, перекрещиваются с ними, но не могут быть отнесены ни к базису, ни к надстройке. И. м., т. о., рассматривает каждую общественно-экономическую формацию как сложную социальную систему, все элементы к-рой органически связаны между собой, а конституирующим элементом этой системы в конечном счёте выступает способ производства материальных благ.

С помощью категории общественно-экономич. формации И. м. неразрывно связывает анализ структуры общества с изучением процесса его развития. Трактовка историч. процесса как диалектики развития и смены общественно-экономич. формаций ставит изучение истории на конкретную почву. Анализ и сопоставление различных формационных структур позволяют выделить нек-рые общие зависимости и закономерности обществ, жизни, понять историч. процесс в его целостности. Общесоциологич. законом, определяющим историч. необходимость перехода от одной общественно-экономич. формации к другой, более высокой, и позволяющим понять сущность историч. прогресса, является открытый К. Марксом закон соответствия производственных отношений производительным силам. Пр