БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ом туда беженцев-христиан (мосарабы). Причудливое переплетение противоречивых тенденций породило стилистич. пестроту и нек-рую непоследовательность эволюции ср.-век. иск-ва И. (особенно архитектуры). Облик городов, выраставших из опорных крепостей Реконкисты, ремесл. посёлков при монастырях или торговых колоний у пересечения дорог, а также из заглохших рим. или цветущих мавританских селений, определялся природными условиями и планировкой старого градообразующего ядра. Общими для этих городов были неупорядоченность плотной застройки, кольца гор. стен с воротами, от к-рых узкие извилистые улицы вели к площади с ратушей и храмом; города Андалусии с её устойчивым "мавританским" колоритом не имели и такого центра. Тип мавританского жилого дома, с внутр. двориком (патио) и галереями, плоской глиняной или несколько покатой черепичной крышей, с отделкой внутр. стен полихромными керамич. плитками (асу-лехо), получил в ср. века распространение почти по всей И., видоизменяясь в зависимости от местных климатич. условий, бытовых традиций и наличного материала. Лишь кам. дома Каталонии близки жилищам Прованса и Бургундии, а у басков и поныне бытуют кам. башне-образные жилища или фахверковые с кам. заполнением невысокие дома (касерио) с асимметричной двускатной крышей.
Создатели кам. крепостей и замков И. (в т. ч. известных с 14 в. замков Кастилии) использовали строит, опыт Франции и крестоносцев. Со 2-й пол. 15 в. замки превращаются в парадные резиденции, их композиция и внутр. убранство становятся богаче и .живописнее (замок Ла Кока близ Сеговии, 15 в.).
В церковном зодчестве сев. районов И. ещё в 8-9 вз. продолжали развиваться местные вестготские традиции (небольшие каменные церкви в т. н. астурийском стиле близ Овьедо, щедро украшенные внутри резьбой и росписью: Сан-Хуан де лос Прадос, ок. 830; Сан-Мигель де Линьо, ок. 848). Но уже в 10- 12 вв. мосарабы приносят с собой элементы кирпичной архитектуры: выносные карнизы, консоли, дольчатые купола (церковь Сантьяго де Пенья льба близ Леона, ок. 920). В рано отвоёванной Каталонии, тяготевшей к Италии и к юж. Франции, к нач. 11 в. возводятся 3-нефные церкви-крепости (Санта-Мария в Риполе, 1020-32), близкие церквам романского стиля. Франц. образцам следуют и создатели первых романских церквей (Сан-Висенте в Авиле, начата в 12 в.), построенных по заказу монашеского ордена клюнийцев, и важнейшего сооружения эпохи - церкви в Сантьяго-де-Компостела (ок. 1080-1211). Но одновременно вырабатываются местные особенности романской архитектуры: простота и слабая расчленённость композиции, отсутствие в храме хора, нарядная башня с куполом (симборио) над средокрестием (соборы в Саламанкс, 1160; Саморе, 1154-74, и др.). Скульптура романских храмов отличается богатством пластич. языка и многообразием композиц. решений (рельефы клуатра церкви Санто-Доминго де Силос в Бургосе, кон. 11-12 вв.; статуи и рельефы портала церкви Санта-Мария в Риполе, сер. 12 в.). В фигуpax "Портика славы" собора в Сантьяго-де-Компостела (1168-88, мастер Матео) намечаются самые ранние в Европе черты перехода к образной системе готики. В романский период появляется и раскрашенная деревянная скульптура. В сравнительно многочисл. росписях этого периода преобладает наивная достоверность, наглядность рассказа (стенопись 12 в. в церкви Сан-Клементе де Тауль в Каталонии), к-рая присутствует и в образах (фронталях), написанных непосредственно на алтарях, и в книжной миниатюре 10-12 вв.
Развитие готики в И. было лишено стилистич. единства. Соборы в Бургосе, Толедо и Леоне, строительство к-рых было начато в 1-й пол. 13 в., лишь нек-рой приземистостью и частностями композиции отличаются от готич. храмов Франции. Более самобытны церкви Каталонии, часто однонефные или с очень широким средним нефом, в к-рых стройные опоры легко несут поднятый на большую высоту огромный свод (собор в Же-роне, 1325-1607, ширина нефа 24 м). В Каталонии создан и лучший образец гражд. сооружений эпохи готики - биржа ("лонха") в Пальме (1426-51), послужившая типология, примером для бирж Валенсии и Сарагосы. В др. р-нах И. (особенно в бедных камнем Арагоне и Валенсии) готика проявила себя лишь в отд. композиц. приёмах как составной элемент стиля мудехар, к-рый насаждали мастера-нехристиане, остававшиеся на отвоёванных испанцами землях и исходившие из принципов мавританской архитектуры. В их постройках из кирпича орнаментальная кладка, декор из алебастра и стука переплетались с готич. мотивами, образуя чисто декоративный эффект, вовсе чуждый тектонич. ясности готики. Церкви с башнями-колокольнями в виде минаретов (Сан-Сальвадор в Теруэле, 14 в.; Санта-Мария в Кала-таюде, кон. 15 в.) напоминали мечети, а мечети и синагоги повсеместно перестраивались в христ. храмы (собор Ла Сео в Сарагосе, 1119-1550; церковь Санта-Мария ла Бланка D Толедо, 1180- 13 в.). Грандиозные позднеготич. соборы в Севилье (1402-1506),Саламанке (1513- 1733) и Сеговии (1522-1626), возникшие по замыслу или под влиянием иностр. мастеров, лишены целостности композиции, а сдержанное убранство их интерьеров противоречит традиционной для исп. иск-ва тяге к декоративности. Художники Каталонии, Валенсии, Арагона обретали в готич. храмах широкое поле деятельности при создании пышных ре-табло - заалтарных образов в архит. обрамлении, включающих в себя скульптуру и живопись. Нарастание интереса к деталям быта, непосредственность и живость поз и лиц характерны для исп. готич. иск-ва. Этими чертами отмечены росписи капеллы Сан-Мигель в монастыре Педральбес в Барселоне, выполненные в 1346 худ. Феррером Бассой - основателем каталонской школы живописи, а также статуи в порталах соборов Бургоса и Леона, полихромные фигуры ретаб-ло, скульптурные изображения на величеств, мраморных гробницах и книжная миниатюра этой эпохи ("Книга о шахматах", 1283, б-ка Эскориала).
Завершение Реконкисты к кон. 15 в. и объединение всех исп. земель в едином гос-вс, открытие Америки и приток золота в И. стимулировали бурную строит, деятельность, рост городов, оживление идейной жизни. Но И. не испытала мощного расцвета культуры Возрождения, т. к. экономич. подъём страны совпал с утверждением в ней феодально-клерикального режима. Градостроит. мысль не обогатилась новыми идеями. Вырастая за пределы ср.-век. крепостных стен, города сохраняли прежнюю структуру, и их новые районы застраивались так же стихийно, как и старые. Не изменился и характер массовых жилищ. Усилия архитекторов сосредоточились на постройках для знати и на отд. обществ, сооружениях. Традиц. склонность к пышной декоративности породила стиль плате-реско, в к-ром богатое скульптурное убранство как бы наложено поверх стены, без учёта структурных членений постройки. Платереско стал нац. стилем исп. Возрождения. Наряду с элементами готики и стиля мудехар он включил в себя и мотивы итал. ренессанса, завезённые и по-разному интерпретированные нем., нидерл. и франц. мастерами, работавшими в И. уже с 15 в. (X. де Колония, А. де Эгас, X. Гуас и др.). В Кастилии - гл. области развития платереско - есть ряд храмов с причудливым декором этого стиля, но светский по своему духу, он нашёл более полное своё выражение в роскошных фасадах коллегии Санта-Крус в Вальядолиде (1487-91, арх. Э. де Эгас), дворца Каса де лос Пикос в Сеговии (16 в.) и мн. др. С расширением в 16 в. торговых и культурных связей с Италией ренессансные формы её иск-ва стали проникать оттуда в И. прямым путём (дворец Карла V в Гранаде, начат в 1526, арх. П. Мачука). Но по мерс роста миродержавных устремлений исп. королей эти формы, усваивавшиеся исп. художниками, стали служить целям создания некоей вненациональной культуры, лишаясь своего гуманистич. содержания, предельно упрощаясь и огрубля-ясь. Появляются рассудочно сухие и строго официальные здания. Вплоть до сер. 17 в. в светской архитектуре утверждается стиль "десорнамснтадо" (неукрашенный), паз. также эрререско по имени X. Б. де Эрреры, строившего резиденцию Филиппа II - Эскориал (1563-84), в к-ром геометризм композиции и леденящая нагота форм доведены до предела. Но если одиноко стоящий гранитный прямоугольник Эскориала всё же величествен, то бесконечно однообразные подражания ему, строившиеся последователями Эрреры в городах, производят впечатление совершенно чужеродных вкраплений.
Изобразит, иск-во И., испытавшее в 15 в. значит, воздействие нидерландского иск-ва (видимо, после посещения в 1420-х гг. Пиренейского п-ова Яном ван Эйком) и итальянского, всё же шло своим путём, сохраняя вплоть до 16 в. отд. ср.-век. черты. Суровый драматизм и внутр. напряжённость образов в картинах исп. художников 15- нач. 16 вв. (Б. Вермехо, X. Уге, П. Берругете, Ф. Галъегос, А. Фернандес) достигаются условной, а то и плоскостной трактовкой пространства, нередко отступлениями от анатомич. правильности и масштабного соответствия фигур, введением золотых фонов и по-восточному обильной орнаментации тканей, по контрасту с к-рыми особую суровость приобретают аскетич. лица. В 16 в. растущее влияние итал. иск-ва способствует профессиональному совершенствованию исп. художников. Но они либо вставали на путь подражания приёмам итал. живописи (Э. Яньес де Альмедина, X. де Хуанес, Л. Варгас), используя их в своих полных динамики алтарных композициях, либо, отталкиваясь от итальянской живописи, создавали проникнутые спиритуализмом и мистич. настроениями образы, в к-рых находили болезненное выражение реальные трагич. противоречия эпохи (Л. Моралес). Во многом субъективное и пронизанное экзальтацией творчество Эль Греко с исключит, силой и яркостью воплотило душевное смятение человека, глубоко переживающего крушение идеалов эпохи Возрождения. Созданный им в религ. композициях ирреальный мир, выступающий в переменчивом движении светозарного цвета, полон высокой духовности, экстатич. порыва и мучит, чувства трагич. обречённости. Исп. пластика, развивавшаяся с кон. 15 и в нач. 16 вв. в общем русле с архитектурой платереско (X. де Силоэ, Д. Формент, Ф. Бигерни), постепенно осваивает язык ренессансной скульптуры, вводит порой в композиции ретабло портреты, стремясь к конкретности сюжетного раскрытия той или иной евангельской сцены, но сохраняет общий декоративный подход к решению ретабло D целом. В 16 в. в скульптуре нарастают ноты драматизма и смятения, пропорции фигур, ещё по-ренессансному правильные в произв. Д. де Силоэ и Б. Ордоньеса, в работах А. Берругете (ретабло церкви Сан-Бенито в Вальядо-лиде, 1526-32) вытягиваются, иногда искажаются, следуя выражению порыва, страдания, взволнованности чувств. Нередко это стремление воплотить остроту переживания приводило в работах исп. скульпторов (X. де Хуни) к внеш. экспрессии. В 16 в. получает развитие придворный парадный портрет (в творчестве А. Санчеса Коэльо и X. Пантохи де ла Крус).
В 17 в., прежде всего в культовом зодчестве И., относительно свободном от регламентации двора и нуждавшемся в эмоциональной насыщенности форм, начинает развиваться барокко. Мало чем отличаясь по своему объёмно-прост-ранств. строю от итал. прототипов, исп. барочные храмы, а затем и светские сооружения, как бы в противовес сухости эрререско, получают сходное с платереско пышное декоративное убранство (коллегия Сан-Томасо в Мадриде, 2-я пол. 17 в., арх. X. Хименес Доносо; храм Ла Пасьон в Вальядолиде, 1666, арх. Ф. Беррохо). Исп. барокко, наз. чурри-гереско (по имени семьи арх.Чурригера), уже к нач. 18 в. приобрело популярность общенационального стиля. Ещё умеренный в творчестве X. Б. де Чурригера, автора застройки города Нуэво-Бастан (1709- 1713), и у создателей ансамбля Пласа Майор в Саламанке (1729-55, А. Гар-сиа де Киньонес, А. де Чурригера), декор зданий в сгиле чурригереско часто становится безудержно пышным и приводит к беспредельному дроблению и зрительному распаду форм (интерьер сакристии картезианского монастыря Ла Карту-ха в Гранаде, 1727-64, арх. Л. Аревало). В 18 в. этой архитектуре, к-рая отвечала любви народа к декоративности и в силу своей популярности использовалась иезуитами в их культовых сооружениях, противостояло дворцовое строительство пришедших к власти Бурбонов. Его вели франц. и итал. архитекторы (Ф. Ювара и др.), ориентировавшиеся на пример Версаля (дворец Ла Гранха ок. Сеговии, 1721-26) или бравшие за образец римские палаццо (Королевский дворец в Мадриде, 1738-64). Организованная в 1744 AX в Мадриде стала проводником академия, классицизма (арх. В. Род-ригес, X. де Вильянуэва), проникшего с изгнанием из И. иезуитов (1767) и в культовое зодчество. Отдельные ансамбли, созданные в 17 и в 18 вв., не изменили существенно характер исп. городов, остававшихся неблагоустроенными и сохранявшими свой ср.-век. облик и на протяжении почти всего 19 в. Мало коснулись стилевые изменения в исп. архитектуре и рядовых жилищ. Лишь их аркады в юж. районах приобрели сходство с итальянскими. 1-я пол. 17 в.- время самых значит, завоеваний исп. живописи. В борьбе с насаждаемым при дворе итальянизмом (В. Кардучо и др.) крепнут местные новые центры исп. иск-ва в Валенсии (Ф. Рибальта), Севилье (X. де Роэлас, Ф. Эррера Старший), Толедо (X. R. Майно). Стремление художников раскрыть духовную значимость реального мира, обращение к простой натуре,к обыденным предметам сближали исп. мастеров с Ka-раваджо, но их произв. отличались чисто исп. суровостью и нек-рой статичностью. Их работы подготовили почву для творчества X. Риберы и Ф. Сурбарана, к-рые самой конкретностью художеств, языка утверждали правдивое восприятие жизни, повышенное внимание к натуре, к характеру человека, а монументализацией образов - величие обыденного. Своё высшее выражение эти принципы нашли у Д. Веласкеса. Присущие ему зоркость и объективность вдумчивого психолога и живая непосредственность художеств, видения, широкий охват явлений жизни во всей сложности её изменчивых и противоречивых проявлений и композиционная завершённость свободно написанных ист. и жанровых картин, портретов и пейзажей, отличающихся подвижностью и тональным богатством колористич. строя, открывали новые пути развития исп. и мировой живописи. Скульпторы Г. Фернандес, X. Мартинес Монтаньес, A. Kaно, П. де Мена, обратившись к традициям нар. полихромией пластики, создали ярко самобытные образы, полные драматичной жизненной экспрессии. Со .2-й пол. 17 в. в исп. иск-ве нарастают черты стилизации и декоративности, тенденции мистицизма и тяготение к причудливой зрелищности. Однако отд. художники, связанные с традициями иск-ва первой половины века (Б. Э. Мурильо, А. Пуга, А. Переда), противостояли своим творчеством упадку гуманистич. начала, к-рый обнаруживал себя в изощрённо виртуозном придворном иск-ве (К. Коэльо и др.) н в исступлённо фанатичных, пронизанных мистицизмом работах X. де Вальдес Леаля. Значит, этапом развития исп. иск-ва рубежа 18 и 19 вв. явилось творчество Ф. Гойи, к-рое прочно слилось с освободит, борьбой исп. народа. Гойя впервые в мировом иск-ве встал на путь бескомпромиссного обнажения уродливых сторон действительности во имя утверждения гуманистич. основ бытия. Его остро сатирич. офорты, беспощадно правдивые придворные портреты, глубоко трагичные исторические картины предвосхитили романтизм в иск-ве. Оказав влияние на развитие европейского иск-ва в целом, Гойя не имел прямых продолжателей в И. Его воздействию подверглись в какой-то мере лишь Л. Аленса и Э. Лукас. Романтизм, развивавшийся в И. с 1830-х гг., получил под влиянием неудач буржуазно-демократического движения преимущественно созерцательно-ретроспективную направленность, налож