БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ики объединились под лозунгами "бегства в действительность" и "объективного свидетельст-вования". X. Гойтисоло (р. 1931), автор романов "Печаль в раю" (1955), "Остров" (1961), "Особые приметы" (1967) и др., A. M. Матуте (р. 1926), выпустившая роман ч Мёртвые сыновья" (1958) и трилогию "Торгаши" (1960-69), А. Лопес Салинас (р. 1925), X. Лопес Пачеко (р. 1930), M. Делибес (р. 1920), Л. Гой-тисоло-Гай (р. 1935) и др. сочувственно изображают жизнь народа; X. Фернандес де ла Регера (р. 1912) один из первых дал правдивое описание Нац.-революц. войны; критич. картину жизни правящих классов нарисовали в своих романах X. Гарсиа Ортелано (р. 1928), Д. Медио (р. 1920) и др. На рубеже 1960-х гг. "объективный роман" переживает кризис; в творчестве нек-рых писателей социальная направленность сочетается с тенденцией к углублённому психологизму (роман Л. M. Сантоса "Время молчания", 1962, романы A. M. Матуте, X. Гойтисоло и др.).
Литературоведение. Возникновение литературоведения в И. связано с романтич. движением. Его представители И. Бель де Фабер, А. Дуран (1793-1862), Б. X. Гальярдо (1776- 1852) и др. опубликовали тексты и обзоры классич. исп. лит-ры. В русле романтич. школы формировался M. Милаи-Фонтанальс (1818-84), исследователь ср.-век. лит-ры И. и Каталонии; М.Менендес-и-Пелайо (1856-1912) положил начало господству в литературоведении И. культурно-историч. школы. Крупнейший её представитель P. Менендес Пидаль (1869-1968) в своих трудах преимущественное внимание уделял нар. творчеству и демократич. традициям классич. исп. лит-ры. По этому же пути шли А. Бонилья-и-Сан-Мартин (1875-1926), Ф. Родригес Марин (1855-1943) и А. Кастро (р. 1885). В совр. литературоведении И. выявились две осн. тенденции: направление, опирающееся на различные реакц. филос. и эстетич. концепции (X. Касальдуэро, Э. Хименес Кабасеро и др.) и эклектич. "академическое" направление (X. Фернандес Мйнтесиног, Г. Диас Плаха, M. Л. Астрана и др.). К последнему примыкает и т. н. стилистич. школа (Д. Алонсо, К. Боусоньо, А. Алонсо и др.). В трудах учёных "академической" и "стилистической" школ нередко содержится большое число новых фактов и ценных частных наблюдений.
Лит.: Культура Испании. Сб., M., 1940: Менендес Пидаль P., Избр. произв., пер. с исп., M., 1961; Смирнов А. А., Средневековая литература Испании, Л., 1969; Ясный В., Бегство в действительность. Современный испанский роман, M., 1971; Тертерян И., Современный испанский роман, M., 1972; Певзнер А. И., Испанская литература. [Библиографический указатель], M., 1937; D i a z Plaja G., Antologfa mayor de Ia literatura espanola, t. 1-5, Barcelona, 1958; Historia general de las literatures hispanicas, publ. bajo Ia dir. de G. Diaz Plaja, t. 1 - 6, Barcelona, [1949-68]; Hurt ado Jimenez de Ia, Serna J. у Gonzalez Palencia A., Historia de Ia literatura espanola, 6 ed., Madrid, 1949; Simon Diaz J., Bibliografi'a de Ia literature hispanica, t. 1-7, Madrid, 1950 - 1967; его же, Manual de bibliografia de Ia literatura espanola, 2 ed., Barcelona, [1966]; Valbuena Prat A., Historia de fa literatura espanola, 8 ed., t. 1-5, Barcelona, 1968 - 69.
3. M. Плавскин (литература Возрождения и барокко, 20 в., литературоведение, библиография), A. JI. Штейн (средневековая литература, литература 18-19 вв.).
Баскская литература, литература народа басков на баскском яз. Сохранились фрагменты нар. эпич. поэм и нар. песен в поздних записях 16-17 и 19 вв. Влияние нар. поэзии ощущается в сб-ке религ. и любовных стихов "Начала баскского языка" (1545) священника Б. Дечепаре. В 1571 X. Лисаррага (ум. ок. 1600) перевёл на баскский яз. "Новый завет". Писатели 17 в.- прозаик П. де Ашулар, поэты X. Этчеберри и Б. Гасте-лусар писали преим. на религ. темы. Светский автор А. Ойенарт (1592-1667) в 1657 опубл. сб. баскских пословиц и стихи в духе "учёной" поэзии. В 18 в. просветит, идеи нашли отражение в сб. нар. песен "Песенное творчество Гипускоа" священника M. де Ларраменди (1690 - 1766), а позднее - в деятельности членов Баскского об-ва друзей родины, осн. графом Пеньяфлоридой в 1764: автора "Философских рассуждений" (опубл. 1883) П. П. де Астарлоа (1752-1806), создателя первого баскского романа из жизни деревни "Перу Абарка" (изд. 1881) X. А. Могель-и-Уркисы (1745-1804). С просветит, лит-рой связана и деятельность поэта и фольклориста X. И. Исту-эты (1767-1845), автора сб. басен (1824) А. П. Истурриаги (1778-1851), поэта-сатирика С. Моно (1751-1821) и автора элегич. и сатирич. стихов П. Топета (1786-1862).
С сер. 19 в. развивается романтич. направление: поэты X. M. Ипаррагирре (1820-81), чьё стих. "Дуб Герники" (1851) стало гимном басков, X. M. Ирибаррен (1810-66), баснописцы Э. M. де Аскуэ (1813-73) и X. Б. Элисамбуру (1828-91), сатирики И. Бискаррондо (1831-76). В романтич. прозе известны А. Чао, X.В. Аракистайни др. С 1880-х гг. в Б. л. начинается новый подъём; появляются газеты, журналы, книги. Реали-стич. тенденции характерны для поэта С. де Арана Гойри (1865-1903), драматургов M. Сороа, T. Альсаги, X. А. Бар-риолы, романиста Д. Агирре и др. В 20 в. особенно известны нар. поэты Э. де Ур-киага (1909-37) и X. M. Агирре (1896 - 1933). После поражения Республики в 1939 MH. писатели-баски эмигрировали; франкизм препятствует развитию нац. лит-ры басков. Можно отметить лишь патриотич. поэму "Баск" (1950) H. де Op-маэчеа (р. 1888), реалистич. романы X. А. Ирасусты, X. Эчайде.
Лит.: Historia general de las literaturas hispanicas, publ. bajo Ia dir. de G. Diaz Plaja, t. 5, Barcelona, 1958; Lafitte P., Le basque et Ia Htterature d'expression basque en Labourd, Basse-Navarre et Soule, Bayonne, 1941; Enciclopedia general ilustrada del pais Vasco, v. 1 - 2, San Sebastian, [1970].
3. И. Плавскин, В. К. Ясный.
Галисийская литература, лит-pa галисийского нац. меньшинства, живущего на С.-3. Пиренейского п-ова, развивается на галисийском диалекте португ. яз. Уже в 8-11 вв. существовала богатая нар. поэзия, частично представленная в сб-ках 15 в. "Кансъонейруш" ("Cancioneiros" - "Песенники"), где появились и стихи поэтов Б. де Бонавала (13 в.), Ж. Айраша(сер. 13в.), П. Гомиша Шарину (13 в.), легендарного трубадура Масиаса (14 или 15 вв.). С конца 15 до нач. 19 вв. галисийская лит-pa бытует преим. в устной традиции. В печати появились лишь немногие произв. просветителей M. Сармьенто (1695 -1772), M. Фрейре Кастрильона (1751- ум. после 1820), M. Пардо де Андраде (1762-1832).
Развитию письменной галисийской лит-ры способствовали поэты-романтики Ф. Аньон-и-Пас (1812-78), X. M. Пин-тос (1811-76), братья Автонио (1822-92) и Франсиско (1827-97) де ла Иглесиа. Крупнейшие представители Г. л. 19 в.- поэтесса P. Кастро (1837-85), поэты M. Куррос Энрикес (1851-1908), Э. Пон-даль (1835-1917). Реалистические и сатирические стихи писали В. Ламас Карвахаль (1849-1906), Б. Лосада (1846-91). В 1880 M. Вальядарес (1821- 1903) создал первый роман "Мажина, или Побочная дочь". Позднее появились историч. романы M. Амора Мейлана (1867 - 933), А. Лопеса Феррейро (1837-1910), нравоописат. очерки и рассказы Э. Карре Альдао (1859-1932), А. Васкеса Табоады, бытовые романы А. Рибальты (1864-1907) и др. В драматургии приобрели известность Г. Салинас (1852-г. смерти неизв.), Э. Альварес Хименес (ум. 1911), M. Лугрис Фрейре (1863-1935).
Нравоописат. проза господствует и в 20в. в произв. X. Лесты Мейсы(ок. 1890- 1930), В. Мартинеса Риско (р. 1874) и др. Сб-ки рассказов социальной направленности создал А. Родригес Касте-лао (1886-1950). Жизни народа посвятили свои стихи В. Тайбо Гарсиа (р. 1885), Л. Амадо Карбальо (1901-27). В русле декаданса писали поэты Ф. Дельгадо (р. 1908), X. Видаль, А. Иглесиас Аль-вариньо (р. 1909).
После победы в 1939 франкизма MH. крупные писатели (А. Родригес Кастелао, Л. Сеоане, Л. Варела, Э. Пита и др.) эмигрировали; галисийская лит-pa фактически оказалась под запретом. Только в 1950 возобновляется издание книг на галисийском диалекте. Поэты M. Кунья Новас (р. 1926), T. Баррос (р. 1924), Э. Ново (р. 1930) и др. ограничиваются интимной лирикой. К гражд. и патриотич. теме обращаются поэты С. Э. Феррейро (р. 1914), автор сб. "Долгая каменная ночь" (1962), У. Новонейра (р. 1930), M. Мария, романист К. Касарес (р. 1941) и др.
Лит.: Шишмарев В. Ф., Очерки по истории языков Испании, M.- Л., 1941; Antologia de Ia poesi'a gallega contemporanea, Madrid, 1959; Varela Jасоme В., Historia de Ia literatura gallega, Santiago de Compostela, 1951; Carballo Calerо R., Historia da literatura galega contemporanea, t. 1, Vigo, [1963]. 3. И. Плавскин.
Каталанская литератуpа, литература на каталанском яз. и его диалектах в Каталонии и Валенсии, на Балеарских о-вах (Испания) и на Ю.-З. Франции. В 9-13 вв. развивалась устная нар. поэзия "джогларов", а с кон. 12 в.- письменная религ. лит-pa. Светская поэзия до конца 13 в. создавалась на провансальском яз. В прозе стремление к самобытности заметно в хрониках Джауме I (1208-76), Б. Десклота и P. Мунтанера (1265-1336). "Книга о Блан-керне" (ок. 1284) Раймунда Луллия (между 1232-35 - 1315 ?)- первый опыт романа на каталанском яз. Дидактич. произв. А. де Вилановьг (ок. 1250- ок. 1311) "Авиньонское размышление" (1309) содержит выпады против духовенства. Дидактич. произведения создавал и Ф. Эшименис (ок. 1340-1409). В аллегории. "Сне" (1398) Б. Медже (ок. 1350-1410) ощущается влияние итал. ренессансной лит-ры. На каталанском яз. писали и поэты: братья Джауме (1335-1410) и Пере (1338-1413) Марк, Б. де Со (ум. 1385). Анонимная "Книга о моряках"(ч. 1-2, ок. 1398) даёт сатирич. картину действительности.
С нач. 15 в. в каталанской лит-ре формируются идеи Возрождения. Под влиянием итал. поэзии писали А. Фебрер (1-я пол. 15 в.), Дж. Фогассот, Дж. де Сант-Джорди (ум. ок. 1449), крупнейший поэт А. Марк (1397-1459), создатель каталанского лит. яз. Реализмом и сатирич. направленностью отличалось творчество валенсианских поэтов Дж. Ройса (ум. 1500 ?), Дж. Газуля (ум. ок. 1508), мальоркинского поэта и прозаика А. Тур-меды (ок. 1352- ок. 1430) и др. Дж. Мартурель и Дж. де Гальба создают ре-нессансный рыцарский роман "Тирант Белый" (1490); Дж. Ройг (ум. 1478) написал сатирич. роман в стихах "Книга о женщинах> (опубл. 1531). С кон. 15 в. в каталанской лит-ре наступает длительный спад. Ренессансные традиции развивали валенсианские поэты-сатирики A. M. Пинеда (нач. 16 в.), Г. Герау де Монмажор (ум. 1600), Ф. Мулет (1624- 1675), Ф. В. Гарсиа (1582-1623). Только в кон. 18 в. под влиянием деятельности просветителей А. де Кампаня (1742- 1813), Масдеу (1744-1817) и др., а позднее под воздействием революц. событий в И. началось возрождение каталанской лит-ры. Поэты-романтики Б. К. Арибау (1798-1862), Дж. Рубио-и-Орс (1818-99), А. Бланк (1832-87), А. де Бофаруль (1821-92), Дж. Росельо (1827-1902), А. Камс-и-Фабрес (1822-
1882) и др. обращались преим. к историч. теме; лишь Дж. Соль-и-Падрис (1816- 1855) воспевал людей труда. Лирич. и патриотич. произв. поэтов-романтиков В. Балагера (1824-1901) и Дж. Верда-гера (1845-1902) оказали большое влияние на поэзию 20 в.
В прозе на смену романтич. историч. роману А. де Бофаруля и др. приходят бытоописат. произв. Э. Вилановы (1840- 1905), А. Карета и др. С социально-кри-тич. реалистич. романами выступили: Дж. Пин-и-Солер (1842-1927), H. Ольер (1846-1930). Реалистич. драму создали крупнейший каталанский драматург А. Гимера (1847-1924), С. Русиньоль (1861-1931), И. Иглезиас (1871-1928). Для романов P. Казельяса (1855-1910), П. Короминеса (1870-1939) и Катарины Альберт [псевд.- В. Катала (1873 - г. смерти неизв.)] характерны натурали-стич. приёмы.
Поэты-"модернисты"- Дж- Марагаль (1860-1911), Г. Аломар (1873-1941), Дж. Карнер (р. 1884) и др., находясь под влиянием европ. декаданса, вместе с тем стремились к созданию нац.-самобытной каталанской лит-ры. Верность реализму сохранили поэты Э. Гуаньябенс (1860- 1941), Дж. M. де Сагарра (р. 1894), К. Риба (1893-1959) и др.
В 1920-х гг. выдвинулась группа поэтов-"авангардистов". - А. Эсклазанс (р. 1895), Дж. Фойш (р. 1894) и др. Нар. и реалистич. традиции характерны для поэзии T. Гарсеса (р- 1901), К. Сальвадора (р. 1893), сатирика Дж. Оливера (р. 1899, псевд.- П. Кварт), прозы Дж. Руйра (1858-1939), Дж. Э. M. Ферран-до (р. 1891), П. Бертрана (1867- ок. 1942), Дж. Пла (р. 1897) и др. После победы фашизма в И. каталанская лит-ра оказалась под запретом. Лишь с кон. 1950-х гг. начали вновь публиковаться книги на каталанском яз. В совр. лит-ре существуют два направления: "неомодерристское", представленное творчеством экзистенциалистов M. де Педроло (р. 1918), Б. Бонета (р. 1926) и др., и реалистическое, к которому принадлежат поэт и прозаик С. Эсприу (р. 1913), поэты Дж. Сарсанедес, Дж. Серда (р. 1920), M. Аримань, Г. Ферратер (р. 1922), Ф. Вальверду (р. 1935), нар. певец Рай-мон (р. 1940) и др., романисты Дж. M. Эспинас (р. 1927). Б- Порсель (р. 1937), Э. Торрес и др.
Лит.: Шишмарев В. Ф., .Очерки по истории языков Испании, М.-Л., 1941; Diaz Plaja G., De literatura catalana. Estudis i interpretaciones. Barcelona, [1956]; Nоnеll L. Antologia de la prosa catalana (de Liul a Josep Pla), Barcelona, [1957]; Ruizi Calonja J, Historia de Ia Hteratura catalana, Barcelona, [1954]; Tasis i Marca R., Un segle de poesia catalana (1833-1953), Barcelona, [1968].
3. И. Плавскин.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники иск-ва на территории И. относятся к эпохе палеолита. Это живо и точно написанные изображения зверей на стенах пещер Алътамира и др. в Кантабрийских горах. От эпохи неолита сохранились в пещерах на востоке И. схематичные сцены охот и войн, а также найденные повсеместно вылепленные от руки примитивные керамич. изделия. Гончарное нск-во достигает расцвета в эпоху бронзы (см. Колоколовидных кубков культура), к к-рой также относятся выложенные кам. плитами подземные гробницы с крытыми коридорами (дромосами) и прямоугольные в плане жилища из камня. От иск-ва иберов сохранились остатки сложенных насухо циклопических кам. стен Таррагоны (6 в. до н. э.) и др. городов, а также отмеченные греч. и финикийскими влияниями скульптура ("Дама из Эльче", 2-я пол. 5 в. до н. э.; илл. см. т. 9, стр. 615) и расписные керамич. вазы. От времени господства римлян дошли (б. ч. в руинах) театры, храмы, акведуки, мосты. Наиболее ранние памятники иск-ва феод, эпохи принадлежат художеств, культуре гос-ва вестготов; это тяжёлые по формам церкви с пышным резным декором в интерьере (Сан-Хуан в Баньосе, 661; Санта-Комба де Банде близ Оренсе, 7 в.; Сан-Педро де ла Наве в провинции Самора, ок. 700, капители в нефе - 9 - 10 вв.), з. также украшения "полихромного стиля" с яркой эмалью и цветными камнями ("вотивная корона" короля Рецесвинга, 7 в., Музей Клюни, Париж). Значит, влияние на развитие средневекового искусства И. оказали замечательные произведения мавританского искусства (дворец Альгамбра и др.).
Формирование собственно исп. художеств, культуры протекало в условиях Реконкисты. С её продвижением к Ю. различные по своим истокам местные художеств, традиции вступали во взаимодействие с культурными влияниями Франции и Италии. Особый отпечаток на иск-во И. наложили аскетизм и фанатич. благочестие, утверждавшиеся в ходе длительной борьбы, которая велась под знаменем католич. церкви. В то же время тяга к яркости и изощрённому богатству форм, шедшая от мавританской цивилизации и ставшая традицией в южных областях И., проникала на С. с приток