БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101т им. X. Хуана, Ин-т химии им. А. Алонсо Барбы, Ин-т физики им. А. де Санта-Крус, Ин-т науч. приборов им. Л. Торреса Кеведо. Имеются также науч. учреждения, подчиняющиеся непосредственно мин-вам, в частности Объединение по ядерной энергии (1951). Науч. исследования финансируются как гос-вом, так и отд. фирмами.
В И. имеется неск. академий: Королев, исп. (осн. в 1713), Королев, нац. академия медицины (осн. в 1732), Королев, академия наук и искусств в Барселоне (осн. в 1764), Королев, академия фармации (осн. в 1932) и др. Существует ряд науч. обществ. в. я. Визггм.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
В И. выходит 205 газет общим тиражом 6,5 млн. экз. (здесь и далее тираж на 1970) и св. 3 тыс. журналов и др. периодич. изданий. Крупнейшие ежедневные газеты: "АБэСэ" ("ABC"), изд. в Мадриде с 1905, тираж 213 тыс. экз., и Севилье с 1929, тираж 67,6 тыс. экз., орган монархич. кругов; "Арриба" ("Arriba"), с 1935, тираж 25 тыс. экз., орган партии Национальное движение; "Вангуардия" ("Vanguard ia"), изд. в Барселоне с 1881, тираж 206,6 тыс. экз.; выражает взгляды крупной каталонской буржуазии и чиновничества; "Иа" ("Ya"), с 1935, тираж 139 тыс. экз., орган католич. кругов; "Мадрид" ("Madrid"), с 1939, тираж 77 тыс. экз., вечерняя газета, выражает взгляды либерального крыла религиозно-политич. орг-ции "Опус ден"; "Марка" ("Магса"), спортивная газета, с 1938, тираж 130тыс. экз.; "Нуэво диарио" ("Nuevo Diario"), с 1967, тираж 60 тыс. экз., связана с религиозно-по-литич. орг-цией "Опус ден"; "Пуэбло" ("Pueblo"), с 1940, тираж 242 тыс. экз., вечерняя газ. Исп. профсоюзной орг-ции; "Солидаридад насьональ" ("Solidaridad Nacional"), с 1936 (до 1939 - как еженедельник), тираж 50 тыс. экз., орган партии Нац. движение; "Куадернос пара эль диалоге" ("Cuadernos para el Dialogo"), еженедельная газ., изд. в Мадриде с 1963. Выражает взгляды левых католиков. Тираж 35 тыс. экз.
Органы Коммунистич. партии И. (издаются нелегально): газ. "Мундо ооре-ро" ("Mundo Obrero"), с 1931; журнал "Нуэстра бандера" ("Nuestra Bandera").
В Мадриде функционирует офиц. Информационное агентство Испании (ЭФЭ- EFE - Editorial Falange Espanola, осн. в 1939). Радиовещание в И. осуществляется с 1919. Имеется гос. радио - Нац. радио И. Работают 15 радиостанций - в Мадриде и в крупных провинц. городах. Вещание ведётся по трём программам на собственно И., её владения, а также на страны Азии, Африки, Бл. Востока, Европы, Сев. и Юж. Америки (на 21 яз., в т. ч. на англ., исп., франц., арабском).
Экспериментальные телепередачи в Мадриде велись с 1951, регулярные начались в 1956. В 1970 телепередачи велись по 2 программам 30 телестанциями, главные из к-рых расположены в Мадриде, Барселоне, Сарагосе, Бильбао, Гвадалахаре. Нац. радио И. и исп. телевидение находятся в ведении Главного управления радиовещания и телевидения Мин-ва информации и туризма.
Ю. К. Беленко.
XIII. Литература
Литература в И. развивается на испанском, или "кастильском", яз. (испанская) и на языках нац. меньшинств - баскском (баскская), каталанском (каталанская) и на галисийском диалекте португ. яз. (галисийская).
Испанская литература. Лит-pa И. формировалась в ср. века на основе нар. творчества, а также под воздействием антич. и араб, культуры (об араб, лит-ре на территории И. см. в ст. Арабская культура; посредниками между двумя культурами нередко выступали евр. писатели). В период Реконкисты развивались нар. лирика (отд. её образцы созданы в жанрах, свойственных исп.-араб. поэзии,- мувашшаха и др.) и героич. эпос, повествующий о борьбе против мавров, о гегемонии Кастилии и междоусобной борьбе знати ("Песнь о моём Сиде", созд.ок. 1140, поэмы о Фер-нане Гонсалссе, о семи инфантах Лары и др.). Особое место в ср.-век. лит-ре И. занимала клерикально-рыцарская лит-ра. Родоначальником "учёной" литературы на исп. яз. был поэт Г. де Берсео (кон. 12 в.-после 1246), автор сб. "Чудеса богоматери" и житий. Популярностью пользовались анонимные авантюрно-дидактич. романы "Книга об Аполонии" (13 в.), "Книга об Александре" (13 в.), "Рыцарь Сифар" (ок. 1300). Важную роль в развитии прозы сыграли составленные под рук. Альфонса X (1221-84) "Первая всеобщая хроника" и др. труды. Мотивы гуманизма характерны для крупнейших произв. "учёной" литературы 14 в.: сб-ка новелл-притч "Граф Луканор" (1328-35) Хуана Мануэля (1282-1348), стихотворной "Книги о благой любви" (1343) Хуана Руиса (1283 - ок. 1350) и "Поэмы о придворной жизни" (1385- 1403) П. Лопеса де Аллы (1332-1407).
В 15 в. особое распространение получили нар. романсы и сатирич. поэзия. Влияние нар. поэзии ощущается и в творчестве И. Лопеса де Мендосы (маркиз де Сантильяна; 1398-1458), вместе с X. де Меной (1411-56) и др. обратившегося впервые к опыту итал. ренессансной поэзии. В "Строфах на смерть отца" (1476)поэтаХ. Манрике (1440-79)мысль о всесилии смерти сочетается с прославлением честно прожитой жизни. В прозе наиболее известны Ф. Перес де Гусман (ок. 1377-ок. 1460), А. Мартинес де Толедо (ок. 1398 - ок. 1470), X. Родригес дсль Падрон (1395? - 1452?) и Родригес де Лена (1-я пол. 15 в.).
В кон. 15 - нач. 16 вв. исп. лит-ра вступила в эпоху Возрождения. Крупнейшее произв. раннего Возрождения - роман-драма Ф. де Рохаса (ок. 1465 - 1541) "Трагикомедия о Калисто и Мели-бее", известная под назв. "Селестина". В поэзии (X. Боска Альмогавер, ок. 1490-1542; Гарсиласо де ла Вега, 1503-36, и др.) утверждается "итальянская школа". Большой популярностью пользовался рыцарский роман (исп. версия "Амадиса Гальского" Г. О. Родригеса де Монтальво, 1508, и др.). Зрелое Возрождение в эпич. поэзии представлено поэмами А. де Эрсильи (1533-94), Б. де Вальбуэны (1568-1627), Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562-1635) и др., а в лирической поэзии- "севильской" (Ф. де Эррера, 1534-97), "саламанкской" (Л. де Леон, 1527-91) школами. В 16 в. развивается поэзия "мистиков." (X. де ла Крус, 1542-91; Тереса де Хесус, 1515-82). Для прозы этого периода характерны пасторальные романы (образец пасторального жанра - роман "Диана", кн. 1-7, 1558-59, X. де Монте-майора, ок. 1520-61), "мавританские" повести, посвящённые "неверным", сатирич. плутовские романы, оказавшие большое влияние на формирование европ. реализма (анонимная повесть "Жизнь Ласарильо с Тормеса", 1554; роман "Жизнеописание плута Гусмана де Аль-фараче", 1599-1604, M. Алемана-и-де-Энеро, 1547 - ок. 1614, и более поздние романы Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, 1580-1645, Л. Белеса де Гевары, 1578 - 1645) и др. Идейной и художеств, вершиной лит-ры Возрождения в И. было творчество M. де Сервантеса (1547 - 1616); его роман "Дон Кихот" (1605-15) оказал огромное воздействие на европ. культуру. В 16 в. складывается ренес-сансная драма (Лопе де Руэда, 1505-65; X. де ла Куэва, 1550-1610, и др.); её величайшие достижения связаны с творчеством Лопе Ф. де Вега Карпьо ("Фуэн-те Овехуна", ок. 1613, и др.), к школе к-рого принадлежало большинство драматургов эпохи. X. Руис де Аларкон-и-Мендоса (1581 -1639) развивал жанр комедии характеров, а Тирсо де Молина (1571 или ок. 1583-1648) создал религ.-филос. драмы и впервые драматизовал легенду о Дон Хуане (Жуане).
Как реакция на ренессансыый гуманизм, осознание кризиса его идеалов возникла в 17 в. лит-pa барокко, представленная творчеством прозаиков Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, связанного с концептпзмом, Б. Грасиана-и-Моралеса (1601-58), а также поэта Л. де Гонгоры-и-Арготе (1561-1627), положившего начало гонгоризму, и драматурга П. Кальдерона де ла Барки (1600-81), в своих пьесах пытавшегося дать глубокое филос. осмысление жизни. Во 2-й пол. 17 в. в лит-ре
И. торжествуют идеи феодально-католической реакции.
В просветит, лит-ре 18 в. развиваются классицистское и реалистич. направления. Идеи франц. классицизма стремились утвердить в своих теоретич. трудах И. де Лусан (1704-54) и его последователи; просветит, эстетику пропагандировал Б. X. Фейхоо (1676-1764). Классицист-ские трагедии создали H. Фернандес де Моратин (1737-80), X. Кадальсо-и-Васкес (1741-82), H. Альварес де Сьен-фуэгос (1764-1809), Г. де ла Уэрта (1734-87); в поэзии получил развитие жанр басни (T. де Ириарте, 1750-91; Ф. M. Саманьего, 1745-1801). Принципы классицизма с традициями нац. драмы совмещал Л. Фернандес де Моратин (1760-1828), заложивший основы бурж.-демократия. просветит. драмы ("Святоша", "Что означает „да" девушек". и др.). По пути просветит, реализма следовали романист Д. де Торрес-и-Вильяр-роэль (1693-1770), X. Ф. де Исла (1703-81), автор антиклерик. романа "Херундио де Кампасас" (1758-68), X. Кадальсо-и-Васкес, автор памфлета "Марокканские письма" (опубл. 1789), крупнейший исп. просветитель Г. M. де Ховельянос (1744-1811), автор пьесы "Благородный преступник" (1774). Драматургия P. Ф. де ла Круса (1731-24) развивает в малых жанрах демократич. традиции исп. нар. драмы. В поэзии Кадальсо, Ховельяноса и особенно X. Мелендеса Вальдеса (1754-1817) звучат уже сентименталистские и предро-мантич. мотивы.
В нач. 19 в. в условиях Испанской революции 1808-14 господствующим направлением в лит-ре стал революц.-пат-риотич. классицизм: поэты M. X. Кинтана (1772-1857), X. H. Гальегос (1774-1853), А. Листа (1775-1848); в драмах Ф. Мар-тинеса де ла Росы (1787-1862) намечается переход к романтизму.
Становление и развитие исп. романтизма связано с революц. движением против реакц. абсолютистского режима. Прогрессивная направленность отличает раннее творчество А. де Сааведры (герцог де Ри-вас; 1791-1865) - автора поэмы "Мавр-подкидыш" (1833) и одной из первых ро-мантич. драм "Дон Альваро, или Сила судьбы" (1835). Революц. поэт-романтик X. де Эспронседа (1808-42) обличал бурж. цивилизацию. Антифеод, и антиклерик. идеи характерны для драм А. Гарсиа Гутьерреса (1813-84), Х.Э. Арт-сенбуча (1806-80), А. Хиля-и-Сарате (1796-1861). Авторы историч. романов. M. X. де Ларра (1809-37), Ф. Мартинес де ла Роса, Э. Хиль-и-Карраско (1815-46) испытали влияние В. Скотта. В 1840-х гг. в романтизме усилились консервативные тенденции. Наиболее значит, представитель романтич. лит-ры на этом этапе поэт и драматург X. Соррилья-и-Мораль (1817-93) в пьесе "Дон Хуан Тенорьо" (1844) дал оригинальное истолкование легенды о Дон Хуане. Во 2-й пол. 19 в. романтизм приобретает эпигонские черты; выделяется лишь поэт Г. А. Бек-кер (1836-70).
С романтич. движением связана своими истоками костумбристская (бытописательная) лит-pa, представленная очерками С. Эстебанеса Кальдерона (1799-1867), P. де Месонеро Романоса (1803-82), комедиями M. Бретона де лос Эррероса-(1796-1873) и др. Реалистич. тенденции, присущие кастумбризму, особенно отчётливо обнаружились в сатирич.публицистике М. X. де Ларры. Эти же тенденции прослеживаются в 40-х гг. 19 в. ив социальном романе X. Гомеса де Авельянеды (1814-73), В. Айгуальса де Иско (1801-73) и др.
Реалистич. направление в лит-ре И. укрепилось в сер. 19 в.; получили развитие т. н. областнич. роман и новелла. От консервативного романтизма к областничеству развивалось творчество романистки Фернан Кабальеро (наст, имя - С. Бель де Фабер, 1796-1877), а также А. де Труэвы (1819-89), автора много-числ. сб. рассказов. Идеализация патриархальных черт нар. жизни характерна и для романов X. M. де Переды (1833- 1906), в к-рых критика разлагающей власти денег сочеталась с защитой католицизма. П. А. де Аларкон (1833-91) создаёт реалистич. новеллы о героике антинаполеоновской борьбы н полную нар. юмора повесть "Треугольная шляпа" (1874). X. Валера (1824--1905) в своих романах "Пепита Хименес" (1874), "Донья Лус" {1879) и др. положил начало реалистич. психологич. роману. Крупнейший представитель критич. реализма в лит-ре И.- Б. Перес Гальдос (1843-1920), автор серии историч. романов "Национальные эпизоды" (1873-1912) и романов, содержащих критику совр. ему общества. В драматургии реалистич. тенденции обнаруживаются в пьесах M. Тамайо-и-Бауса (1829-98) и X. Эчегарая (1832-1916).
С 1880-х гг. получили распространение идеи натурализма, теоретиком к-рого выступала романистка Э. Пардо Басан (1852-1921). Под воздействием натурализма создавались и нек-рые произв. Кларина (наст, имя - Л. Алас-и-Уренья, 1852-1901; роман "Регентша", 1884, и др.), романы А. Паласио Вальдеса (1853-1938); в области поэзии принципов натурализма придерживался С. Py-эда (1857-1933).
В кон. 19 в. в среде исп. интеллигенции возникло идейно-культурное течение "Поколение 1898 года". Творчество писателей этого течения отразило глубокий кризис исп. общества и культуры. Предшественником "Поколения" был писатель и социолог А. Ганивет (1862 или 1865-98), а его духовным вождём - M. де Унамуно (1864-1936), через все произв. к-рого проходит трагич. восприятие действительности, индивидуалистич. бунт против неё. P. M. дель Валье Ин-клан (1869 -1936) в гротескных пьесах и романах 1920-х гг. обличает бурж.-помещичью И. Критич. оценка действительности в ранних романах П. Барохи-и-Не-си (1872-1956), Асорина (наст, имя - X. Мартинес Руис, 1874-1967) и драмах X. Бенавенте-и-Мартинеса (1866-1954) сочеталась с неверием в возможность переустройства общества. Крупнейшие поэты "Поколения" - А. Мачадо-и-Руис (1875-1939)иХ. P. Хименес (1881-1958). Романист В. Бласко Ибаньес (1867- 1928) следовал в основном традициям критич. реализма 19 в.
После 1-й мировой войны 1914-18 в И. приобрели популярность "левые течения" - "ультраизм", сюрреализм и др. T. н. чистую поэзию представляли П. Салинас (1891 или 1892-1951), X. Гильен (р. 1893), а также В. Алейксандре (р. 1898), Л. Фелипе (1884-1968). В нач. 20-х гг. в лит-ру вступил великий исп. нар. поэт и драматург Ф. Гарсиа Лорка (1898-1936).
После падения монархии (1931) и в годы Нац.-революц. войны 1936-39 отмечается подъём социального романа и поэзии. Известность приобрели романы P. X. Сендера (р. 1901), С. M. Арконады (1898-1964), X. Ардериуса (р. 1890), M. Д. Бснавидеса (.1895-1947) и др. В поэзии ведущее место заняли P. Альберти (р. 1902) и M. Эрнандес (1910-42), появились сб-ки стихов Э. Прадоса (1899 - 1962), X. Эрреры Петере (р. 1909) и др. В драматургии Ф. Гарсиа Лорка, P. Альберти, M. Эрнандес, А. Касона (наст, имя А. Родригес Альварес, 1903-65) и др. стремились создать театр социального действия.
После поражения Республики (1939) исп. лит-pa переживает кризис. MH. литераторы эмигрировали. Писатели, поддержавшие франкистский режим, утверждали идеи "hispanidad" (мистич. единение исп. нации). Большое влияние на лит-ру оказала философия экзистенциализма, ставшая для нек-рых писателей формой протеста против офиц. идеологии. Так для "тремендистского" (от исп. tremen-do - ужасный) романа характерны мотивы отчаяния, безысходности: "Ничто" (1944) К. Лафорет (р. 1921), ранние романы К. X. Селы (р. 1916).
С нач. 50-х гг. оппозиция франкизму охватывает всё более широкие слои писателей. В поэзии на смену т. н. гарсиласиз-му (от имени исп. поэта Гарсиласо де ла Вега), проповедовавшему самоизоляцию иск-ва от жизни, и религ. поэзии приходит социальная поэзия, начало к-рой положил сб. "Дети гнева" (1944) Д. Алонсо (р. 1898), стихи Э. де Норы (р. 1923); наиболее яркие образцы социальной поэзии - "Иберийские песни" (1955) Г. Ce-лайи (р. 1911), "Жестокая красота" (1958) А. Фигеры (р. 1902), "Прошу мира и слова" (1955) и "Речь идёт об Испании" (1964) Б. де Отеро (р. 1916), сб-ки стихов X. А. Гойтисоло (р. 1928), К. Альвареса (р. 1933) и др.
В прозе традиции критич. реализма 19 в. развивают X. А. Сунсунеги (р. 1901), Села; многие молодые проза