БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101, А. Гонсалес де Линарес и др. Одним из крупнейших философов-материалистов был врач и психолог Мата-и-Фонтанет, продолжатель учения X. Уарте.
В 20 в. требования, выдвигавшиеся ростом пром-сти, технич. прогрессом и начавшейся науч. революцией, диктовали необходимость улучшения организации науки и в отсталой И. В 1900 создан Ин-т биологич. исследований, в 1907 организован Совет по развитию науч. исследований, субсидировавший нек-рые науч. разработки. Были осн. Лаборатория физ. исследований, Матем. лаборатория, Музей естеств. наук и др. В Лаборатории физ. исследований, возглавлявшейся Б. Кабрерой, успешно велись работы по магнетизму, спектроскопии, кристаллофизике, физ. химии. X. Паласнос создал исп. школу рентгеноструктурного анализа. В 1922 M. Каталан открыл явление мультиплетности атомных спектров. В 1932 лаборатория была реорганизована в Нац. ин-т физики и химии. Физ. исследования проводятся и в Лаборатории автоматики, где изучается передача, приём и распространение электромагнитных волн.
В 20-е гг. в области математики работал X. Рей Пастор, известный своими трудами по проективной геометрии и истории физико-матем. наук. Комплекс исследований по энтомологии провёл И. Боливар. Крупными специалистами в области общей патологии были в 1-й четверти 20 в. Л. Корраль-и-Маэстро, P. H. Сантос, в патологии и эндокринологии - Г. Мараньон-и-Посадильо, в офтальмологии - P. Кастральехо Брионес.
В области технич. наук работали: Э. Эррера-и-Линарес, один из энтузиастов воздухоплавания (в частности, дирижаблестроения); конструктор вертолётов X. де ла Сиерва, пересекший в 1928 Ла-Манш на вертолёте собственной конструкции; Л. Торрес Кеведо, один из пионеров автоматики и телемеханики в И.
После 2-й мировой войны 1939-45, начиная с 50-х гг., в связи с быстрым подъёмом машиностроения (в частности, судостроения, автомобилестроения и тракторостроения), электроэнергетики, элект-ротехнич. и электронной пром-сти, растёт число науч. учреждений в области технич. и точных наук.
Развиваются науч. исследования по магнетизму, магнетохимии, спектроскопии, кристаллофизике, хим. термодинамике (школа Б. Кабреры и M. Каталана), квантовой теории поля и элементарных частиц (гл. обр. в ун-тах Мадрида, Барселоны и др.- X. Паласьос, А. Галиндо, П. Паскуаль и др.), ядерной физике, физике плазмы, ядерной энергетике (Объединение по ядерной энергии - С. делъ Рио, M. А. Вигон, P. Ортис, Л. Г. Хорда и др.), электро- и радиофизике, электронике, кибернетике (Нац. ин-т электроники, Ин-т электричества и автоматики под рук. Г. Сантесмасеса).
В области биологии выдающегося результата добился испано-амер. биохимик С. Очоа, к-рый вместе с Корнбергом в США впервые экспериментально воспроизвёл ферментативный синтез ДНК и РНК (Нобелевская пр., 1959, совместно с Корнбергом).
Ведущие испанские учёные медики - К. X. Диасоле (руководитель Ин-та мед. исследований), Ф. M. Лагос (руководитель Клинцч. госпиталя в Мадриде), Л. Пиньеро (руководитель Мед. ин-та в Валенсии) и др.
Лит.: Enciclopedia de Ia cultura espanola, v. 1-5, Madrid, 1963-68; R е у Pastor J., Los progresos de Espana е Hispano-america en las ciencias teoricas, Madrid, 1932. В. П. Визгин.
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Философия. В 1-5 вв. филос. учения выходцев из И. (Модерат из Кадиса, 1в., Луций Анней Сенека) были неотъемлемой частью римской философии. В гос-ве вестготов, завоевавших И. (сер. 5 - нач. 8 вв.), философия была подчинена теологии, изучавшейся в церк. и монастырских школах.
Во время господства арабов (8-12 вв.) в И. получила распространение арабская философия, к-рая сыграла важную роль в передаче антич. филос. наследия ср.-век. европ. мысли. В 12 в. испано-араб. (кор-довские) философы Ибн Баджа, Ион Туфайль и особенно Ибн Рушд были крупнейшими представителями араб, ари-стотелизма. В 10 в. И. становится также центром евр. философии. Иегуда Галеви представлял ортодокс, линию евр. религ. философии. В 11-12 вв. ей противостояли евр. неоплатоники Ибн Гебироль, Ибн Эзра и др. Евр. философы 12 в. Ибн Дауд, Маймонид и др., опираясь на авторитет Аристотеля, отвергали как ортодоксию Галеви, так и неоплатонизм Ибн Гебироля и утверждали свободу человеческой воли. В 13-14 вв. эти традиции евр. аристотелизма продолжил астроном и философ Герсонид.
Собственно исп. философия в ср. века была развита слабо: здесь почти не было крупных представителей ранней схоластики. Неортодоксальная линия с аптитеологич. тенденцией в исп. философии была связана с аверроизмом. Борьба с инакомыслящими-прежде всего с мусульманами - требовала определённой систематизации и рационализации схоластики; именно в И. в 13 в. началась деятельность крупнейшего и весьма своеобразного схоласта Раймунда Луллия. Осн. центром схоластич. мысли становится в 13 в. Саламанка.
В 15 в. с зарождением гуманистич. мировоззрения против церк. ортодоксии выступили А. Турмеда, А. Тостадо, Aнтонио де Небриха. В своей борьбе со схоластикой исп. философы (Педро де Лерма, Альфонсо Вальдес) опирались на традиции зап.-европ. вольнодумства и гуманизма; крупнейшим исп. гуманистом 1-й пол. 16 в. был Л. Вивес. Стремление к объективному познанию природы привело к созданию т. н. естеств. философии (M. Сервет, Гомес Перейра, Фернан Перес де Олива, Алонсо Фуэнтес), а в дальнейшем - к материализму, одним из основоположников к-рого в И. был X. Уарте.
16 в. ознаменовался укреплением ортодоксальной церк. мысли. И. стала идеология, оплотом контрреформации, в связи с чем особенно важны три явления: широкое распространение новой формы христ. деятельности в миру (орден иезуитов); обновление схоластики; расцвет внутрицерк. мистики. T. н. вторую схоластику создали доминиканцы Ф. де Витория, Д. де Сото, М.Кано, Д.Бапьес и прежде всего иезуит Ф. Суарес. Значит, место в исп. философии этого периода заняли вопросы христ. антропологии. Исп. католич. богословы заново поставили проблему свободы воли (учение Луиса Молины - т. н. молинизм, со сторонниками к-рого спорили доминиканцы - Д. Баньес). В И. 16 в. чрезвычайно усилилась ортодокс, линия в мистике, чему в значит, мере содействовали деятели кармелитского ордена Хереса Авильская и Хуан де ла Крус.
С сер. 17 в. философия приходит в упадок. Учение Мигеля де Молиноса - квиетизм, не умещавшееся в рамки ортодоксии, было объявлено ересью. Не были полностью признаны церковью и идеи в области нравств. богословия иезуита А. Эскобар-и-Мендосы.
Просветительская философия развивалась в И. в значит, мере под влиянием франц. философии 17-18 вв. Крупнейшие представители Просвещения в И. 18 в. - Б. X. Фейхоо, Г. Ховельянос и Г. .Маянс-и-Сискар. Против схоластики выступали философы-естествоиспытатели M. Мартинес, А. Пикер-и-Арруфат и др.
В 1-й пол. 19 в. передовыми публицистами-просветителями были А. Листа-и-Арагон, M. Mартель, Ларра и Марчена. Во 2-й пол. 19 в. выразителями материалистич. тенденции были Ф. Пи-и-Маргаль, П. Мата-и-Фонтанет и др. Получают распространение философия нем. мыслителя К. Краузе (Сане дель Рио и др.), неокантианство и неогегельянство, позитивизм, идеи писателя и философа мелкобурж. социалиста А. Ганивета. Зарождаются идеи, близкие к более позднему католич. модернизму (Ф. де Кастро и особенно M. Менендес-и-Пелайо). Католич. неосхоластику развивал X. Баль-мес. В кон. 19 в. в И. усиливаются религ.-мистич. настроения: спиритизм, теософия и др.
Возникшая в 1876 т. н. полемика об исп. науке и её самобытности вылилась в спор о "проблеме И." вообще, в ходе к-рого произошла поляризация течений - "традиционализма" с характерными для него представлениями об "исп. духе", "особом пути" и "великой миссии" И. и "авангардизма", видевшего гл. задачу в том, чтобы "догнать Европу" и включиться в "мировой историч. процесс" "Проблема И." обострилась после поли-тич. кризиса 1898, под знаком к-рого выросло т. н. "Поколение 1898 года", искавшее путей духовного возрождения. X. Ортега-и-Гасет стремился приобщить исп. мысль к европ. (гл. обр. немецкой) культуре. M. де Унамуно видел одну из причин кризиса в забвении духовной самобытности И. Воскресив её, необходимо, по Унамуно, "испанизировать Европу", утратившую контакт с "подлинным бытием". На этом пути Унамуно пришёл к философии существования, разработав оригинальную концепцию персонализма, а в последний период своей жизни - к христ. эсхатологии. Развитие Ортеги-и-Гасета также шло в направлении экзистенциальной философии, но через неокантианство и философию жизни. Унамуно и Ортега получили широкую европ. известность. Если осн. темы Унамуно - история, личность, смерть, то в центре внимания Ортеги - проблемы культуры, истории, "массового общества". Ученики Ортеги - M. Г. Моренте, X. Ma-риас и К. Субири придали исп. экзистенциализму религ. характер. В области эстетики значит, влияние приобрёл Э. д'Орс-и-Ровира, автор многочисл. эссе до теории и истории иск-ва. Распространение марксистской филос. мысли началось в И- в последней трети 19 в., когда в стране появились социалистич. организации. В числе первых пропагандистов марксизма в И. был один из основателей Исп. социалистич. рабочей партии Хосе Меса (перевёл на исп. яз. "Манифест Коммунистической партии", "Нищету философии", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" и др.; в 1891 опубликовал биографию К. Маркса).
После установления в И. франкистского режима в стране усилилось влияние католич. церкви и идеологии. Совр. схоластика в И. представлена сторонниками Суареса - иезуитами (журн. "Pensamiento", с 1945), томистами-доминиканцами (журн. "La ciencia tomista", с 1911), сторонниками августинизма (журн. "La ciu-dad de Dios", с 1882), скотистами-францис-канцами (журн. "Verdad у vida", с 1943, и "Estudios franciscanos", с 1907). Центрами бурж. филос. мысли являются Ин-т гуманитарных наук, журнал и изд-во "Revis-ta de Occidente" (с 1923).
Растёт влияние марксистско-ленинской философии, носителем к-рой является Коммунистич. партия Испании.
Лит.: История философии, т. 2-3, M-, 1941-43; История философии, т. 1, 3, 5, M., 1957-61; Solana у Gonzalez del Camino M., Los grandes esco-lasticos espanoles de los siglos XVI у XVII: sus doctrinas filosoficas yr su sienificacion en Ia historia de Ia filosofia, Madrid, 1928; Menendezу Pelауо M. p., Historia de las ideas esteticas en Espana, 4 ed., t. 1-2, Madrid, 1928-29; его же, Historia de los heterodoxos espanoles, 2 ed., t. 1-7, Madrid, 1911-32; его же, La filosofia espanola, Madrid, 1955; Guy A., Les philosopnes espagnols d'hier et d'aujourd'hui, [v. 1-2], [Toulouse, 1956]; Cruz Hernаndez M., Historia de Ia filosofia espanola, t. 1-2, Madrid, 1957; Alfonso Lopez Quintas, Filosofia espanola contem-poranea, Madrid, 1970. Д. Претель.
Историческая наука. Во 2 в. до н. э.- 5 в. н. э. историческая наука И. была составной частью древнеримской историографии. Уроженец И. Павел Орозий (ок. 380 - ок. 420), ученик Августина, стремился истолковать с христ. позиций процессы упадка Римской империи и зарождения в её пределах варварских гос-в. Орозий и епископ Исидор Севильский (ок. 560-636) оставили ценные сведения о событиях, связанных с историей вестготского королевства. Ранний период Реконкисты представлен монастырскими хрониками и "Песней о Сиде", восходящей к сер. 12 в. К 13 в. относятся своды по истории И. толедского епископа Род-риго Хименеса де Рады и кастильского короля Альфонса X, при дворе к-рого изучение истории велось не только кастильскими (в И. в 13 в. кастильский яз. вытеснил в историч. лит-ре латынь), но и араб, учёными. С именем хрониста Педро Лопеса де Аллы связаны блестящие, но крайне тенденциозные описания эпохи смут и гражд. войн сер. 14 в. В 13-14 вв. успешно развивается каталонская историография, представленная рядом хроник. В 8-15 вв. неск. историч. школ и крупных историков (Ибн Хайян, Ибн Абд Раббихи, Ибн аль-Хатиб и др.) выдвинула арабская И. Центрами историч. науки в араб. И. были в 9-10 вв. Кордова, в 13-14 вв. Гранада. На рубеже 15-16 вв. в историч. науке появляются выразители абсолютистских тенденций; крупнейший из них - хронист Эрнан дель Пульгар. В 1-й пол. 16 в. события, связанные с исп. заморскими открытиями и колонизацией Нового Света, находят отражение в хрониках ряда исп. историков, напр, в трудах историка-гуманиста Бартоломе Лас-Касаса, выступившего с гневной критикой исп. колон, системы. Крупнейшим представителем гуманистич. историографии был философ и историк Хуан Луис Вивес. Однако в условиях реакции, начавшейся во 2-й пол. 16 в., в стране получили преобладание феод.-архаические тенденции (Прудеясио Сан-доваль, Хуан де Марнана и др.). В 17 в. на фоне общего застоя исп. общественной мысли заметный след оставила деятельность группы историков, предпринявших попытку разобраться в причинах прогрессировавшего упадка империи Габсбургов; среди них - историки т. н. экономич. школы Мартинес де Мата, Санчо де Монкада, Альварес Осорио.
Во 2-й пол. 18 в., в кратковременный период реформ, осуществлённых в духе просвещенного абсолютизма, с открытием недоступных ранее исследователям архивов, началась публикация старых источников, основанная на крнтич. анализе текста. Крупнейшие исп. историки П. Кампоманес, Г. Ховельянос выступили с резкой критикой феод, порядков и с пропагандой идей Просвещения. Появились историч. и геогр. энциклопедич. словари.
Напряжённая политич. борьба, к-рая развернулась в И. в 19 в., наложила отпечаток на всю исп. историографию. Наиболее ярким представителем бурж.-либерального направления в историографии 19 в. был Модесто Лафуэнте, автор многотомной, основанной на богатом документальном материале "Всеобщей истории Испании". Абсолютистско-монархич., как и конституционно-монархич., течения не дали крупных исследователей. Начиная с Исп. революции 1868-74 видное место в историч. науке занимает бурж.-респ. течение, представленное в 19 в. работами Ф. Гарридо, H. Сальмерона, Ф. Пи-и-Маргаля и Э. Кастелара и др. К социалдемократич. течению относятся работы X. Меса, X. Морато, П. Иглесиаса, к анархо-синдикалистскому - труды А. Лоренсо.
На рубеже 19-20 вв. огромное влияние на развитие историч. мысли оказало "Поколение 1898 года" (см. раздел Исторический очерк) в лице M. Унамуно, А. Ганивета, X. Ортега-и-Гасета, P. де Маэсту, P. Альтамиры, P. Менендеса Пидаля и др. Беспощадная критика его представителями исп. действительности способствовала пересмотру многих устаревших историч. концепций. Труды представителей "Поколения 1898 года" расширили рамки исследования истории И., начиная от древнейших времён до современности. Отпечаток влияния историч. мысли представителей "Поколения 1898 года" носят появившиеся в 20 в. работы P. Альтамиры "История Испании и испанской цивилизации", А. Бальестероса Беретта "История Испании и её влияние на мировую историю", многотомная, ещё не законченная "История Испании", начатая под редакцией P. Менендеса Пидаля, многотомная "Социально-экономическая история Испании и Америки" под редакцией В. Вивеса. Последняя работа выгодно выделяется среди других работ интересом автора к изучению истории развития производит, сил и социально-экономических проблем страны.
После Исп. революции 1931-39 появилось большое количество историч. исследований, посвящённых революции или связанных так или иначе с различными аспектами обществ, жизни И. в годы революции. Среди авторов, рассматривающих проблемы, выдвинутые революцией, в целом с франкистских позиций, наиболее известные - Э. Комин Коломер, А. Севилья, X. Пла. Приспособляя истори