БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 (биол.), 1) введение видов или сортов растений в к.-л. местность (область, страну), в к-рой они раньше не встречались (см. Интродукция растений). 2) Распространение животных за пределы естеств. ареала и их приспособление к новым условиям; в этом смысле термин "И." употребляют как синоним начальной фазы акклиматизации.

ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ, введение (привлечение) видов или сортов растений в места, области, где они раньше не встречались. Термин применяется со 2-й пол. 19 в. Теория И. р. впервые была обоснована в 1855 А. Декандолем, а затем развита и углублена Н. И. Вавиловым на основе созданной им теории центров происхождения культурных растений. В первичных центрах сосредоточен осн. ген-фонд диких сородичей и древнейших форм культурных растений - носителей генов, ценных в селекционном отношении. Во вторичных географич. центрах мн. культурных растений (вследствие мутаций и гибридизации) часто сосредоточены носители новых признаков, перспективных для селекции (урожайность, высокое качество продукции, скороспелость и др.). В результате вмешательства человека растения из этих центров переселялись в новые области, расширялся ареал того или др. вида. Т. о. от диких видов, к-рые часто представляют ценность и сами по себе, произошли совр. культурные пшеница, ячмень, рожь, овёс, кукуруза, соя, хлопчатник, подсолнечник и др. География важнейших культурных растений изменилась. Ареалы их значительно расширились. При этом связь с первичными центрами нередко терялась; напр., родина кофе - Эфиопия, а ныне осн. производство его сосредоточено в Лат. Америке; осн. производство арахиса, родина которого Сев. Аргентина, сосредоточено в Экваториальной Африке. По Н. И. Вавилову, источниками для И. р. могут быть:1) генцентры, из к-рых можно черпать важные доминантные гены, определяющие устойчивость к болезням и вредителям, высокое качество продукции и др.; 2) окраины ареалов высокоразвитого земледелия, где сосредоточены носители рецессивных генов, определяющих многочисл. ценные в селекционном отношении признаки.

Материал для И. р. поставляют гл. обр. науч. экспедиции, направляемые мн. странами мира в первичные и вторичные центры происхождения культурных растений. Повседневную интродукцию дикорастущих видов с последующей их акклиматизацией ведут ботанические сады и др. ботанические и селекционные учреждения.

Лит.: Вавилов Н. И., Избранные труды, т. 5, М., 1965; Жуковский П. М., Новые очаги происхождения и генцентры культурных растений и узко-эндемичные микроцентры родственных видов, "Ботанический журнал", 1968, т. 53, № 4; Whyte R. О., Plant exploration collection and introduction, Rome, 1958. Д. В. Тер-Аванесян.

ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro - внутрь и jacio - бросаю, кладу), 1) в теории Познания-введённое австр. философом Р.Авенариусом понятие о недопустимом, с его точки зрения, вкладывании воспринимаемых образов в сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его мнению, разделения идеального и реального вообще, так как основой своей философии он делает понятие опыта, растворяя в нём противоположность духовного и материального и пытаясь т. о. опровергнуть материализм вообще. Критика этих понятий опыта и И. дана В. И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18). 2) В психологи и-включение индивидом в свой внутр. мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок др. людей, что является основой идентификации. Противоположной И. является проекция. В глубинную психологию понятие И. было введено венг. психоаналитиком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как психологич. механизм, играющий важную роль в процессе формирования "сверх-я", совести и др.

ИНТРОСКОПИЯ (от лат. intro - внутри, внутрь и ...скопия), визуальное наблюдение объектов, явлений и процессов в оптически непрозрачных телах и средах, а также в условиях плохой видимости. Задачей И. является обнаружение и идентификация различных отклонений от заданных свойств (параметров) изделий, тел и сред, исследование явлений и процессов, происходящих в полупрозрачных и непрозрачных средах. Нек-рые методы и средства И., применяемые для неразрушающегоконтроля пром. изделий и материалов, сходны с методами и средствами дефектоскопии и, в частности, рентгеноскопии. Однако ряд задач, связанных с визуальным наблюдением объектов под водой, в толще горных пород и ледников, в тумане или при сильном снегопаде, может решаться лишь методами И.

И. осуществляется с помощью средств визуализации пространственного распределения различных проникающих излучений и полей: упругих колебаний среды (на частотах от 10 гц до 1000 Мгц), всего освоенного диапазона электромагнитных колебаний (от жёстких гамма-излучений до низкочастотных колебаний), магнито-статич., электрич. и гравитационных полей, а также потоков элементарных частиц (нейтрино, нейтронов и др.). Гамма-рентгеновская И. использует гамма- и рентгеновские излучения, проникающие сквозь жидкие и твёрдые объекты произвольной формы, любого химич. состава и темп-ры. Высокая разрешающая способность рентгеновского излучения позволяет наблюдать весьма мелкие неоднородности в непрозрачных материалах. Инфракрасная И. основана на свойстве мн. веществ поглощать и отражать инфракрасные лучи в соответствии с химич. составом, структурой молекул и агрегатным состоянием вещества. Распространение инфракрасных лучей подчиняется законам световой оптики; с помощью оптич. средств формируют невидимые инфракрасные изображения, к-рые затем могут быть преобразованы в видимые. Методы непосредственного наблюдения распределения полей, напр, магнитного или элект-рич., основаны на магнитооптич. явлениях (см. Фарадея эффект, Керра эффект). Ультразвуковая И. базируется на свойстве ультразвука проникать сквозь металл, пластмассы, живую ткань, большинство строит, материалов и оптически непрозрачные жидкости (см. Звуковидение, Голография). В радиоинтроскопии в качестве проникающих излучений используют электромагнитные волны длиной от долей мм до неск. м. Наиболее часто применяют радиоволны миллиметрового и сантиметрового диапазонов для получения изображений достаточно мелких объектов. Радиоинтроскопия позволяет "видеть" в толще горных пород и ледников, составлять карты радиоизлучений земной поверхности, облачного покрова и т. д.

Лит.: Крылов Н. А., Электронно-акустические и радиометрические методы испытаний материалов и конструкций, Л.- М., 1963; Ощепков П. К., Меркулов А. П., Интроскопия, М., 1967.

К. М. Климов.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto - смотрю внутрь), то же, что самонаблюдение.

ИНТРУЗИВНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, глубинные породы, магматич. горные породы, образовавшиеся в результате застывания магмы на глубине, в толще земной коры. И. г. п. противопоставляются эффузивным горным породам, представляющим собой магму, излившуюся и затвердевшую на поверхности Земли в форме т. н. лавы вулканов. См. также Магматические горные породы.

ИНТРУЗИЯ (позднелат. intrusio, от лат. intrudo - вталкиваю), геологич. термин, употребляемый в двояком смысле: 1) процесс внедрения магмы в толщу горных пород, слагающих земную кору; застывание такой внедрившейся магмы ведёт к образованию интрузивных горных пород; 2) И.- геологич. тело, сложенное магматич. породой и образовавшееся в процессе внедрения и застывания магматич. расплава в земной коре (интрузия, интрузивное тело, плутон). По отношению к структуре вмещающих пород различают И. согласные и несогласные. К первым относятся пластовые интрузии, лакколиты, лополиты и др., ко вторым - батолиты, штоки, дайки и др. По глубине, на к-рой произошло внедрение магмы, различают И. глубинные (абиссальные) и И. малых глубин (гипа-биссальные). При этом условия застывания магмы и воздействие её на окружающие породы резко различны: на малых глубинах застывание идёт быстро, с образованием тонкокристаллич. или порф? "•-ровых пород, а контактное изменение захватывает небольшие площади вмещающих пород; для больших глубин характерны среднезернистые и крупнозернистые породы и очень мощные изменения окружающих пород.

ИНТУБАЦИЯ (от лат. in - в, внутрь и tuba - труба), введение в гортань через рот специальной трубки с целью устранения нарушения дыхания при ожогах, нек-рых травмах, тяжёлых спазмах гортани, дифтерии гортани и её острых, быстро разрешающихся отёках, напр, аллергических. И. иногда может заменить гор-лосечение (трахеотомию). По миновании опасности удушья трубка обычно извлекается и больной переходит на нормальное дыхание.

ИНТУИТИВИЗМ, идеалистич. течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и филос. направлениям прошлого, как специфич. течение И. возникает на рубеже 19-20 вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение рассудочного способа мышления в связи с механистическим и позитивистским пониманием научного знания и ограничением опыта исключительно сферой чувств, восприятия. Будучи разновидностью иррационализма, И. противоположен философии диалектического материализма.

Можно выделить две формы И. Для первой, антиинтеллектуалистической формы характерно противопоставление интуиции и интеллекта [А. Бергсон (Франция) и философия жизни в целом], для второй - попытка соединить их [рус. философы Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, франц. неотомисты Э. Жильсон, Ж. Маритен и др., отчасти Э. Гуссерль и феноменологич. школа - М. Шелер, Н. Гартман (Германия) и др.]. Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логич. мышлению, логич. знанию, истолковывая её как непосредств. слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологич. вариантах философии жизни (напр., у нем. философа Л. Клагеса) И. сближается с инстинктом, дающим непосредств. знание предмета помимо сознания. Представители второго направления И. стремятся выйти за пределы непосредственно чувств, опыта и предлагают философии опереться на опыт особого рода - духовный (в частности, "религиозный") опыт. Критикуя свойственные И. гипертрофированные представления о роли интуиции в познании, диалектич. материализм рассматривает последнюю как органический момент познават. процесса, находящийся в единстве с дискурсивным мышлением. См. Интуиция.

ИНТУИЦИОНИЗМ в математике, философское направление, отвергающее теоретико-множественную трактовку математики и считающее интуицию единств, источником математики и гл. критерием строгости её построений. На базе И. возник также ряд других направлений в основаниях логики и математики, в частности конструктивное направление. См. Математический интуиционизм.

ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА, форма логики предикатов, отражающая взгляд интуиционизма на характер логич. законов, считающихся, с его точки зрения, допустимыми в применении к доказательствам суждений из тех частей дедуктивных наук (особенно математики), к-рые существенно связаны с понятием математической бесконечности.

В соответствии с концепцией интуиционизма, в И. л.нет исключённого третьего принципа и закона снятия двойного отрицания. В качестве И. л. обычно рассматривается формальная логич. система, построенная нидерландским математиком А. Гейтингом в 1930 (охватывает логику предикатов; ещё ранее - на основании соображений, отличных от интуиционистских, - систему И. л. в применении к логике высказываний, составляющей часть логики предикатов, построил сов. учёный В. И. Гливенко). Интуиционистская логика Гейтинга отличается тем, что выразимые в ней содержательные рассуждения являются приемлемыми с точки зрения интуиционизма нидерландского математика Л. Э. Я. Брауэра.

С развитием конструктивных направлений в математике и логике И. л. нашла в них применение и поэтому стала часто называться конструктивной логикой (хотя в И. л. и нет нек-рых принципов, признаваемых многими представителями этих направлений, напр, принципа конструктивного подбора, выдвинутого конструктивным направлением, возглавляемым советским математиком А. А. Марковым ).

ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio, от лат. intueor - пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

В истории философии понятие И. включало разное содержание. И. понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная И.). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувств, мира) есть вид непосредственного знания, к-рое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. В истории философии нередко чувств, формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, напр., утверждал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция..."(Избр. произв., М., 1950, с. 86). Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. И. трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная И.): "...безоговорочно несомненное, ясное, как солнце... только чувственное", а потому тайна интуитивного познания и "...сосредоточена в чувственности" (Фейербах Л., Избр. философские произведения, т. 1, М., 1955, с. 187).

И. понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (3. Фрейд).

В нек-рых течениях бурж. философии И. трактуется как божеств, откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования И. имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистич. диалектика усматривает рациональное зерно понятия И. в характеристике момента непосредственности в познании, к-рое представляет собой единство чувственного и рационального. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, напр, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль И. особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но И. не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по к-рым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью к-рых он делается. И. не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отд. звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина. И. бывает достаточно для усмотрения истины, но её недо