БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101нию с шаговыми, у сальных свиней - с мясными, у шёрстных овец - с мясными и т. д.).

Изучение связей интерьерных показателей с направлением продуктивности и типами конституции животных позволяет углубить познание биологич. основ продуктивности, прогнозировать её уже в раннем возрасте, точнее оценивать животных по конституции и племенным качествам.

Совр. исследования И. ж. в СССР и за рубежом (США, Великобритания, ФРГ, Польша, ГДР, Чехословакия, Дания и др.) особое внимание уделяют связи интерьерных показателей с продуктивностью животных, наследованию этих показателей. Установлены высокие коэффициенты корреляции (соотношения), напр., между относительным содержанием крови и плазмы (на единицу живой массы) и молочной продуктивностью; содержанием иода в гормоне щитовидной железы тироксине, а также типом высшей нервной деятельности и удоями коров; содержанием в крови липидных компонентов и процентом жира в молоке; показателями красной крови и резвостью лошадей; белковым составом сыворотки крови и скороспелостью свиней; содержанием щелочной фосфатазы и фосфолипидов в сыворотке крови и яйценоскостью кур; активностью щитовидной железы и энергией роста цыплят и поросят; строением кожи и длиной и тониной шерсти у овец и т. д.

В 60-е годы в СССР, США, Великобритании, Дании, Швеции, Польше, Чехословакии и др. странах популярным объектом исследований И. ж. стали группы крови и наследственно обусловленные типы белков крови, молока и яиц. Изучены характер их наследования и связь с продуктивностью и воспроизводительной функцией животных. Установлено, что группы крови и типы индивидуальных белков у животных в течение жизни не меняются. Накопление сведений о группах крови и типах белков позволяет контролировать данные о происхождении животных, различать однояйцевых и двуяйцевых близнецов, изучать структуру пород, их происхождение и взаимосвязь (что особенно важно для пород древнего происхождения), особенности внутрипородных групп - мужских линий и маточных семейств и т. д.

Лит.: Горбелик В. И., Интерьер крупного рогатого скота, М., 1962; Эйдригевич Е. В., Раевская В. В., Интерьер сельскохозяйственных животных, М., 1966; Тихонов В. Н., Использование групп крови при селекции животных, М., 1967. М. М. Кот.

ИНТИМА (от лат. intimus - самый глубокий, внутренний), внутренняя оболочка стенки кровеносных сосудов (кроме капилляров); состоит из слоя эндотелия, лежащей под ним прослойки рыхлой соединительной ткани и внутренней эластической мембраны, отделяющей И. от средней оболочки. В венах И. формирует карманообразные клапаны, вследствие чего кровь в этих сосудах может течь только в одном направлении.

ИНТИНА (от лат. intus - внутри), тонкая бесцветная внутренняя оболочка микроспоры (пыльцы) у семенных растений, состоящая из пектиновых веществ и целлюлозы. И. наз. также внутренний слой оболочки в спорах у споровых растений. Ср. Экзина.

ИНТОКСИКАЦИЯ (от лат. in - в, внутрь и греч. toxikon - яд), отравление организма образовавшимися в нём самом или поступившими извне токсическими веществами. К поступившим извне (экзогенным) токсинам относятся яды животного, растительного происхождения (бактериальные токсины, змеиный яд и др.), промышленные яды (мышьяк, свинец, бензол и др.), лекарства (при приёме без контроля врача или при индивидуальной непереносимости), боевые отравляющие вещества. К образующимся в самом организме (эндогенным) токсическим продуктам относятся вещества, возникающие при тяжёлых заболеваниях печени, почек, нарушении обмена веществ, деятельности желез внутренней секреции; микробные токсины (при инфекционных заболеваниях), а также продукты распада тканей (при злокачественных опухолях, обширных ожогах и др.). И. веществами, образующимися в организме, наз. аутоинтоксикацией, отравления гормональными продуктами - токсикозами (токсикозами иногда называют и отравления, вызванные экзогенными ядами). Болезнетворное действие зависит от количества, продолжительности воздействия, от физико-химических, биологических свойств ядов, а также от реактивности организма. Ядовитые вещества могут оказывать действие непосредственно на ткани или после всасывания на отдельные органы или системы, преимущественно на нервную, сердечно-сосудистую, кроветворную системы, препятствовать насыщению крови кислородом, нарушать различные обменные (биохимич.) процессы. При отравлении ядами применяются меры быстрейшего их выведения: назначают противоядия, симптоматич. средства, отмывание крови в аппарате "искусственная почка". При аутоинтоксикации - лечение основного заболевания, при к-ром образуются токсины.

Я. О. Ольшанский.

ИНТОНАЦИЯ (от лат. intono - громко произношу), совокупность звуковых средств языка, к-рые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов:

а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки - синтагмы;

б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам

повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетич. средства И. (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе - экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, рит-мико-мелодич. средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.

Являясь важным языковым средством, фразовая И. соотносительна с другими языковыми средствами: грамматич. формами (напр., повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. И. присутствует в речи всегда: вне И. устная речь невозможна. Нередко И. служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения.

В различных языках интонационные средства применяются неодинаковым образом. В русском и в германских языках основным средством выражения логич. отношения предикативности служат распределение силы ударения и мелодика речи, тогда как во франц. языке эта функция нередко выполняется другими грамматич. средствами (т. н. описательный оборот). В то же время разные языки обнаруживают в области И. существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодич. понижением конца фразы, а вопросительное значение - заметным мелодич. повышением одного из слогов; перед паузой внутри фразы обычно (кроме определённых случаев) наблюдается повышение голоса. Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психич. склада говорящего, И. является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения.

На письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графич. средствами (напр., членение письменного текста на абзацы, подчёркивание слов, вариация шрифтов). Однако полного соответствия между И. и пунктуацией нет: круг значений и смысловых отношений, выражаемых И., значительно шире, чем тот, к-рый доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по своей природе благодаря И. значительно более конкретна, чем письменная речь.

Лит.: Бернштейн С. И., Материалы для библиографии по вопросам фразовой интонации, в кн.: Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку, М., 1940; Златоустова Л. В., Фонетическая структура слова в потоке речи, Каз., 1962; Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963; Liеbегman Ph., Intonation, perception and language, Camb. (Mass.), 1967; Pike K. L., The intonation of American English, Ann Arbor, 1947; Lehiste J., Suprasegmentals, Camb. (Mass.)-L., 1970. С. И. Бернштейн.

ИНТОНАЦИЯ в музыке, 1) музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько взаимосвязанных значений. И. в самом широком смысле - это высотная организация муз. звуков (тонов) в их последовательности

(ср. с временной организацией - ритмом). Муз. И. отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под И. понимают также манеру ("склад", "строй") муз. высказывания, обусловливающую его экспрессивное (определяющееся выражаемыми в музыке чувствами), синтаксическое (утвердительное, вопросительное и т.п.), характеристическое (национальное, социальное и т. п.) и жанровое (И. песенная, арпозная, речитативная и т. п.) значения. Выразительность муз. И. опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с др. звучаниями, прежде всего с речью, и нек-рые пснхо-фпзиологич. предпосылки. И. в узком смысле - это наименьшее сопряжение тонов в муз. высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразит, значением, семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная И. состоит из 2-3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда И. метафорически называют муз. словом. Однако в отличие от слова муз. И. не имеет точно определённого конкретного смысла.Лишь условно можно говорить и об "интонац. словаре" как совокупности интонаций, применяемых к.-л. композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке многих стран в определённый период ("интонац. словарь эпохи").

Разработка учения о муз. И. началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее - передовые рус. композиторы и муз. критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и зарубежных музыкантов об интонац. природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречий, чинтонац. теорию" муз. творчества, исполнительства и восприятия, разработка к-рой продолжается в СССР и др. социалистич. странах.

2) Степень акустич. точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при муз. исполнении. И. воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри нек-рой области частот, близких к абсолютно точной,- т. н. зоны.

3) В производстве и настройке муз. инструментов с фиксированной высотой звуков (фп., органа и др.) - ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.

Лит.: Асафьев Б. В. (И. Глебов), Музыкальная форма как процесс, Л., 1963; Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965; Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности музыки, М., 1966; Jiranеk J., Asafjevova teorie intonace, jejigeneze a vyznam, Praha, 1967. A. H. Coxop.

ИНТРАГЕОАНТИКЛИНАЛЬ (от лат. intra - внутри, внутрь, гео... и антиклиналь), линейно вытянутое поднятие, возникающее на определённой стадии развития геосинклинальной системы.

Противопоставляются разделяющим их интрагеосинклиналям, с к-рыми соизмеримы по длине (1000-3000 км).

ИНТРАГЕОСИНКЛИНАЛЬ (от лат. intra - внутри, внутрь, гео... и синклиналь), прогиб в геосинклинальной системе. Противопоставляется интрагеоантиклинали.

ИНТРАДА (итал. intrada, entrata, исп. и португ. entrada, франц. entree, англ, entry, букв.- вступление), небольшая инструментальная пьеса, выполняющая функции вступления к к.-л. торжеств, церемонии, увеселению или муз. произведению. Наибольшее распространение получила в 16-18 вв. Известны И. типа марша с фанфарами (к торжеств, выходам высоких персон), близкие к паване (к различным торжествам), изложенные в виде быстрого танца (к танц. увеселениям). В 17 в. вошла в инструментальную сюиту. Название "И." иногда давали своим произведениям и композиторы 19-20 вв.

ИНТРАЗОНАЛЬНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ, тип растительности, к-рая не образует самостоятельной зоны, а лишь включена в зональную растительность. В отличие от азоналъной растительности, к-рая встречается во всех зонах (заливные луга, растительность песков, каменистых выходов и т. д.), И. р. тесно связана с определёнными зонами. Примеры И. р.- растительность солонцов и солончаков в степной и пустынной зонах, сфагновые болота в лесной и тундровой зонах. При переходе из одной зоны в др. И. р. меняется, неся на себе отпечаток соответств. зоны и занимая в ней обычно небольшие площади. Иногда И. р. местами преобладает над зональной растительностью. Так, в лесной зоне Зап.-Сибирской равнины местами болотная растительность превалирует, а зональные для этих мест леса встречаются небольшими участками на возвышенностях.

ИНТРАЗОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intra - внутри и зона), распространение к.-л. особенностей или компонентов природы (почв, растительности, ландшафтов) в виде отдельных участков, образующих закономерные вкрапления внутри одной или нескольких смежных геогр. зон. Интразональные явления несут отпечаток влияний природы окружающих их зон. И.-частный случай азональности.

ИНТРАМОЛЕКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ (от лат. intra - внутри и молекула), анаэробное дыхание, выделение растением углекислого газа без поглощения свободного кислорода. И. д. постоянно сопутствует обычному дыханию, что впервые доказал рус. биолог С. П. Костычев (1907 -11); однако в нормальных условиях доля И. д. ограничена. Оно характерно для некоторых тканей (меристема, мясистые части плодов, клубней). И. д. зелёных растений близко по химизму спиртовому брожению. И. д. резко усиливается при падении парциального давления кислорода в атмосфере ниже 5%. Большинство зелёных растений при длительном И. д. гибнет вследствие резкого снижения выхода энергии и больших затрат пластич. веществ (в 20-30 раз выше, чем при обычном дыхании), а также из-за отравления токсичными для растений продуктами И. д. Нек-рые растения (напр., рис) благодаря И. д. способны нормально развиваться при постоянном недостатке в среде кислорода. Б. Л. Рубин.

ИНТРИГА (франц. intrigue, от лат. intrico - запутываю) в литературе, сложное и напряжённое сплетение активных поступков персонажей как способ организации сюжетного действия или фабулы в романе(преим. авантюрном) и драме. И. возникает вследствие острого столкновения интересов и целенаправленной, нередко тайной борьбы героев. Пример - И. вокруг письма об опеке в романе "Подросток" Ф. М. Достоевского; её перипетии содействуют здесь обнажению "трагизма подполья" и "этической раздвоенности" главных героев.

ИНТРОДУКЦИЯ (от лат. introductio - введение), 1) краткое вступление к первой части или финалу циклических инструментальных произведений (симфоний, дивертисментов, струнных квартетов и т. п.), а также к одночастным инструментальным сочинениям. 2) Род короткой оперной или балетной увертюры, а также оркестровое вступление к отдельному акту оперы. 3) Вокальный ансамбль или хоровая сцена в опере, непосредственно следующая за увертюрой и открывающая собой первое действие оперы (напр., в операх "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" М. И. Глинки).

ИНТРОДУКЦИЯ