БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 архит. ансамблей.

Планировка и застройка городов, их архитектурно-художеств. облик складываются постепенно, в результате длит. коллективного труда архитекторов, инженеров и строителей. Поэтому планомерное Г. требует творч. преемственности и градостроит. дисциплины в осуществлении общих целей, общих архит. и инж. замыслов, заложенных в генеральных планах развития городов и проектах застройки отд. гор. р-нов. Ведущая роль в Г. принадлежит гл. архитекторам городов, к-рые осуществляют творческое и организационно-технич. руководство их планировкой и застройкой.

Перед совр. Г. стоит ряд сложных проблем. Рост населения земного шара, быстрое развитие производит. сил в ряде стран, громадные достижения науки и техники вызвали небывалый рост гор. населения. Особенно быстро растут крупнейшие города мира, достигшие гигантских размеров и огромной численности населения (напр., Большой Нью-Йорк - св. 16 млн. чел., Большой Токио - св. 11 млн. чел.), превратившись в невиданные ранее города-районы. Вследствие этого процесса рациональное расселение и разумное регулирование роста городов стали оченьактуальной проблемой. Пром-сть, Энергетика, транспорт, наука являются гл. градообразующими факторами. Поэтому расселение, местоположение, размеры и дальнейший рост городов и посёлков гор. типа в основном зависят от размещения и развития существующих и стр-ва новых пром. предприятий, науч. центров, электростанций, ж.-д. узлов, морских и речных портов. В капиталистич. странах стихийность развития городов делает невозможным решение этих важнейших вопросов совр. Г. При социализме, в условиях планового х-ва, возможно рациональное размещение градообразующих объектов, важным средством обоснования к-рого являются проекты районной планировки. Нар.-хоз. значение этих проектов доказал опыт Г. мн. социалистич. стран (застройка Моск. обл., Донбасса, Иркутско-Черем-ховского и др. крупнейших р-нов СССР, Остравского р-на в ЧССР, Катовицкого пром. р-на в ПНР). Основой планировки и застройки населённых мест является генеральный план. Гл. положения проектов районной планировки и генеральных планов развития городов (размещение, профиль и размеры градообразующих объектов, очерёдность и размеры капитальных вложений) определяются нар.-хоз. планами. Перспективные нар.-хоз. планы, проекты районной планировки и генеральные планы развития городов, являющиеся надёжной основой сов. Г., обеспечивают правильное размещение новых пром., энергетич., трансп., научных и уч. объектов. Это - гл. средство планомерного, регулируемого роста малых и средних городов. Практика Г. показывает, что в крупных городах с численностью населения св. 1 млн. чел. для обеспечения удобства передвижения и создания необходимого инж. оборудования требуется постройка сложных, дорогостоящих трансп. сооружений (метро, скоростные дороги), крупных систем водоснабжения и канализации, энергоснабжения и др. Кроме того, высокая концентрация транспорта и пром-сти значительно ухудшает санитарно-гигиенич. условия жизни населения. В СССР и в др. социалистич. странах проводится планомерное регулирование роста крупных городов, к-рое осуществляется гл. обр. путём ограничения или запрещения стр-ва на их территориях новых градообразующих объектов, а также путём размещения этих объектов в малых и средних городах, входящих в состав данного экономич. района. При регулировании роста городов существ. значение имеет понятие оптимального размера города. Оно предполагает такую численность населения и такую планировку и застройку, при к-рых сочетаются лучшие качества крупных (широкая сеть культурно-бытового и др. видов обслуживания) и малых (чистота воздушного бассейна, близость к месту работы, к природе) населённых мест и при к-рых для сооружения городов требуется относительно меньшее (в расчёте на одного жителя) количество материальных ресурсов и ден. средств. Регулирование роста малых и средних городов в пределах оптимальных размеров имеет существ. нар.-хоз. значение. Понятие оптимального размера относится и к группе функционально взаимосвязанных городов и посёлков. Оптимальный размер города не является постоянной величиной и зависит от технич. прогресса и уровня развития производит. сил (в т. ч. от скорости движения гор. транспорта). Одним изсредств ограничения роста крупных городов является размещение градообразующих объектов (в производств. отношении связанных с объектами, расположенными в крупном городе) на территории окружающего пром. р-на. Одновременно с разработкой генерального плана крупного города разрабатывается и проект районной планировки пром. р-на, центром к-рого является данный город (напр., одновременно с генеральным планом развития Москвы была разработана схема районной планировки Московской области; с разработкой генерального плана развития Минска составлена схема планировки Минского пром. р-на). Метод размещения производит. сил на территории р-на является более результативным для регулирования роста крупных городов по сравнению с методом создания городов-спутников. В Японии, где чрезвычайно возросла концентрация пром-сти, в р-нах Токио и Йокохамы для размещения работающих на новых предприятиях строятся города-спальни с численностью населения 150-200 тыс. жит. на расстоянии 40- 70 км от предприятий. Эти города неудобны для населения, т. к. осн. масса жителей должна ежедневно затрачивать средства и время на дальние поездки от места жительства к месту работы и обратно. В СССР созданы города-спутники Москвы (Дубна, Жуковский, Зеленоград и др.), Баку (Сумгаит) и т. д. В этих городах большая часть населения работает на местных предприятиях или в науч. учреждениях. Работа по месту жительства радикально сокращает затраты времени на поездки и уменьшает пригородные пасс. потоки.

Проблема расселения неразрывно связана с проблемой городского движения. Появление автомобиля сделало повседневно доступными многие пригородные территории и способствовало быстрому росту городов. В современном Г. всё большее значение приобретает фактор времени. Прогрессивность системы расселения, качества планировки и застройки городов и целых групп населённых мест определяются, в частности, разветвлённостью сети и скоростью движения гор. транспорта. Протяжённость пути от места жительства к месту работы или к месту отдыха зависит от размещения пром-сти, н.-и. и проектных ин-тов, уч. заведений, адм.-хозяйственных, торговых, зрелищных и др. объектов. Поэтому важно правильное взаимное размещение производства, науч., адм. и обществ. центров и жилищ. Возникновение проблемы гор. движения и транспорта, достигшей особой остроты в крупнейших городах США и Зап. Европы, является следствием стихийного развития населённых мест и средств транспорта, недооценки в нач. 20 в. влияния автомобиля на планировку и застройку городов. В США миллионы частных автомашин заполнили гор. улицы. Города перестали быть безопасными для пешеходов и транспорта. Современные виды транспорта и требования к гор. движению несовместимы с исторически сложившейся сетью улиц и площадей. Для обеспечения безопасного, быстрого и удобного гор. движения прокладываются новые и реконструируются старые улицы, строятся гор. магистрали непрерывного движения, специальные скоростные дороги, изолирующие потоки транспорта от пешеходов, гл. улицы и площади освобождаются от трансп. движения. Однако неразрешимой частью проблемы гор.движения и транспорта, особенно в крупных амер. и европ. городах, является проблема создания в непосредств. близости от места работы врем. стоянок автомобилей. Быстрый рост количества автомобилей в СССР вызывает необходимость своевременного проведения мероприятий по реконструкции старых и прокладке новых транспортных магистралей, по строительству дорог непрерывного движения и резервированию территорий для крупных наземных и подземных стоянок автомобилей (рассчитанных на неск. тысяч одновременно стоящих машин) возле заводов и фабрик, больших зрелищных предприятий, вокзалов, стадионов, пляжей и других зданий и сооружений, привлекающих большие массы посетителей.

Материальный фонд городов, здания, инж. сооружения рассчитываются на срок технич. амортизации ок. 80-100 лет, однако часто эти здания и сооружения существуют более длит. сроки. Магистральная сеть города, рассчитываемая только на совр. потоки гор. транспорта, может оказаться неприемлемой для будущих, значительно больших потоков и новых видов транспорта. Установленные размеры гор. территории и мощность инж. сооружений могут оказаться недостаточными для долговрем. развития города. Поэтому особо важной проблемой совр. Г. стала разработка научно обоснованных долговрем. прогнозов развития как отд. городов, так и всего Г. в целом. При планировке и застройке городов должны учитываться достижения социального и научно-технич, прогресса. Долговрем. прогнозы развития городов разрабатываются в СССР по общей программе многими н.-и. учреждениями и ин-тами Комитета по гражд. строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Госплана СССР, Мин-ва здравоохранения СССР, АН СССР. Их исследования основаны на науч. прогнозах социального прогресса, перспектив развития культуры, здравоохранения, науки и техники в области пром-сти, транспорта, строит. материалов и строит. индустрии, оказывающих влияние на Г. Планировка сельских населённых мест обладает рядом специфич. особенностей, однако в будущем все населённые пункты, в т. ч. и сельские, достигнут гор. уровня благоустройства и культурно-бытового обслуживания. Поэтому решение сов. градостроителями стоящих перед ними проблем, касающихся большинства населения страны, приобретает универсальное народнохозяйственное значение.

Большие изменения произошли в Г. стран, вступивших на путь социалистич. развития. Обществ. собственность на землю, средства и орудия произ-ва создали возможность проведения крупных градостроит. мероприятий. С развитием плановых начал в нар. х-ве практич. значение получили проекты районной планировки (напр., реконструкция Верх-несилезского кам.-уг. бассейна в ПНР, развитие р-на Усти-Мост и др. пром. р-нов ЧССР, ряда пром. районов ГДР, ВНР, СРР и НРБ). В послевоен. период одновременно с восстановлением ист. городов проводилась их реконструкция на основе социалистич. Г.: зонирование, разуплотнение застройки, упорядочение трансп. сети, ликвидация различий в качестве жилищ, уровне благоустройства и культурно-бытового обслуживания центральных и окраинных районов,стр-во новых жилищ для трудящихся и др. (напр., осуществление ген. плана восстановления и развития Варшавы, 1946, арх. Р. Петровский, 3. Скибневский, М. Новицкий, Я. Захватович и др.). Большое внимание уделяется сохранению и использованию с учётом совр. требований архит. наследия (напр., в Праге и Чески-Крумлове в ЧССР), созданию новых и преобразованию старых обществ. центров (переустройство центра Софии, кон. 1940 - нач. 1950-х гг., арх. Г. Овчаров, Д. Цолов и др.; реконструкция центра Берлина, 1964-69, арх. Й. Нетер, Р. Корн и др.). Строятся города-спутники (напр., Гавиржов в Остравско-Карвин-ском бассейне в ЧССР, с 1952, Нове-Тыхы близ г. Катовице в ПНР, с 1952), в к-рых создаются благоприятные условия для жизни населения. Индустриализация вызвала стр-во новых городов (Эйзенхюттенштадт в ГДР, с 1950; Димитровград в НРБ, с 1947; Дунауйварош в ВНР, с 1950). В стр-ве многочисленных новых жилых районов и особенно новых городов наиболее полно раскрылись преимущества социалистич. Г. Наряду с его общими принципами, характерными для всех стран социалистич. лагеря, в Г. отд. социалистич. стран есть свои различия, к-рые определяются особенностями ист. и экономич. развития, местными природными условиями, а также развитием нац. градостроит. науки.

Актуальные вопросы совр. Г. занимают большое место в деятельности Союза советских архитекторов и Международного союза архитекторов (см. Архитектурные конгрессы МСА).

Илл. см. на вклейке, табл. XIII, XIV, XV, XVI (стр. 208-209).

Лит-: Говард Э., Города будущего, СПБ, 1911; Зитте К., Городское строительство с точки зрения его художественных принципов,пер. с нем., М., 1925; "Строительство Москвы", 1930, № 1 [дискуссия о принципах планировки социалистических городов]; Милютин Н., Соцгород, М. - Л., 1930; Бунин А. В., История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953 (библ.); Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII века, Л. -М., 1953; Шквариков В. А., Очерк истории планировки и застройки русских городов, М., 1954; его же, Строительство городов в социалистических странах, М., 1959; Гибберд Ф., Градостроительство, пер. с англ., М., 1959; Всесоюзное совещание по градостроительству. Сокр. стенографический отчёт, М., 1960; Транспорт и планировка городов. [Сб.], пер. с нем., М., 1960; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Шквариков В. А., Основные задачи планировки и застройки городов, М., 1961; Баранов Н. В., Современное градостроительство. Главные проблемы, М., 1962; Xауке М. О., Градостроительство и районная планировка. Состояние и перспективы развития, М., 1962; Опыт районной планировки и градостроительства за рубежом. [Сб.], М., 1962; Швидковский О. А., Градостроительная культура социалистической Чехословакии, М-, 1963; Грушка Э., Развитие градостроительства, Братислава, 1963; Кибл Г., Городская и районная планировка. Принципы и практика планировки городов Великобритании, [пер. с англ.], М., 1965; Основы советского градостроительства, т. 1 - 4, М., 1966-69; Градостроительство СССР, М., 1967; Рагон М., Города будущего, пер. с франц., М., 1969; Всесоюзное совещание по перспективам развития городов, М., 1970; Garnier Т., Une cite industrielle, P., 1918; Le Corbusi.er Ch. E., Urbanisme, P., 1924; его же, La ville radieuse, Boulogne, P., 1964; Laved an P., Histoire de I'urbanisme, v. 1 - 2, P., 1926 - 41; Wright F. L., The disappearing city, N. Y., 1932; Saarinen E., The city, its growth, its decay, its future, N. Y., 1943;

Abercrombie P., Town and country planning, 2 ed., L., 1944; Тоlwinski Т., Urbanistyka, t. 1 - 2, 3wyd., Warsz., 1947 - 48; Stein C., Towards new towns for America. N. Y., 1957; Hruza J., Budoucnost mest, Praha, 1962; его же, Theorie mesta, Praha, 1965; Astengo G., Town planning, в кн.: Encyclopedia of world art, v. 14, L., 1967, p. 172 - 264 (есть библиография по вопросам градостроительства); Бунин А. В., Саваренская Т. Ф., Градостроительство XX века в странах капиталистического мира, т. 2, [М., 1971]; Берюшев К. Г., Гигиена планировки населённых мест, в кн.: Руководство по коммунальной гигиене, т. 1, М., 1961. Н.В.Баранов.



ГРАДУИРОВКА средств измерений (нем. graduiren - градуировать, от лат. gradus - шаг, ступень, степень), метрологическая операция, при помощи к-рой средство измерений (меру или измерит. прибор) снабжают шкалой или градуировочной таблицей (кривой). Отметки шкалы должны с требуемой точностью соответствовать значениям измеряемой величины, а таблица (кривая) с требуемой точностью отражать связь эффекта на выходе прибора с величиной, подводимой к входу (напр., зависимость эдс термопары пирометра от темп-ры её рабочего спая). Г. производится с помощью более точных, чем градуируемые, средств измерений, по показаниям к-рых устанавливают действительные значения измеряемой величины. Точные средства измерений градуируются индивидуально, менее точные снабжаются типовой шкалой, напечатанной заранее, или стандартной таблицей (кривой) градуировки. Применение типовых шкал и