БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101жно вырастить 40-60 голов молодняка и более и после его откорма в 3-4-мес возрасте получить 160- 200 кг мяса. Убойный выход у откормленных И. 85-90% . Племенных И. используют до 3 лет.

Мясо И.- диетич. продукт, отличающийся высокими вкусовыми качествами и хорошей усвояемостью. Мышечная ткань составляет ок. 50% массы тушки. Индейководство наиболее развито в Великобритании, США, Канаде, где про-из-во индюшиного мяса ведётся в основном на пром. основе. В СССР р-ны разведения И.- Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Воронежская обл., юж. р-ны Украины. Интенсивный способ ведения индейководства позволяет разводить И. в любых климатич. условиях. Создаются крупные специализированные индейко-водч. х-ва, где выращивают на мясо до 400 тыс. голов молодняка в год (Старин-ская птицефабрика Киевской обл. и др.). Индюшат-бройлеров выращивают интенсивным методом в клетках или на глубокой подстилке без использования пастбищ. Кормят птицу полноценными сухими комбикормами, к-рые постоянно находятся в автокормушках. Помещения оборудуют автопоилками. Раздача кормов, уборка помещений и др. трудоёмкие процессы механизированы. Затраты комбикормов на 1 кг привеса 3,5-4 кг. В пром. индейководстве используют помесную и гибридную птицу, полученную от межпородного и межлинейного скрещивания. В крупных х-вах взрослых И. содержат в широкогабаритных птичниках, где механизированы осн. производств, процессы. Племенную работу с И. ведут генетич. станции, плем. заводы и плем. фермы.

Наиболее распространённые породы И.: бронзовая широкогрудая, белтсвиллская, английская мини, а в СССР, кроме того, северокавказская, московская белая, чёрная тихорецкая.

Илл. см. на вклейке к стр. 25.

Лит.: Прево А. А., ЖидкихЗ. А., Разведение индеек, М., 1958; Жидких 3. А-, Выращивание и откорм индеек, [М., I960]; Марсден С. - Д ж., Мартин Д ж. - X., Индейководство США, пер. с англ., М., 1962; Основы технологии крупного индейководческого хозяйства, М., 1967.

3. А. Жидких.

ИНДЕЙСКАЯ СМОКВА, виды опунции со съедобными плодами.

ИНДЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, устная и письменная поэзия и проза индейцев Америки. Задолго до открытия Америки европейцами у индейцев сложились эпич. предания о судьбах племён; нек-рые из преданий сохранились в пиктографич. форме (см. Пиктографическое письмо)- "Валам Олум" делаваров, летописи дако-тов и кайова, гимны оджибве, а также мифы, сказки, трудовые песни, пословицы. В Центр. Америке и Андах - областях, где возникло рабовладельческое общество, И. л. достигли наибольшего развития. С возникновением классовых отношений ведущими темами стали прославление правителей и знати, воспевание воен. побед и всемогущества божеств; вырабатывались лит. каноны. Религиоз-но-магич. верования пронизывали многие лит. произв.: гимны богам (ацтеки, майя, инки и др.), стихотворные изложения мифов, молитвы, пророчества.

Становление классового общества дало толчок к развитию светской лит-ры, изменило идеологич. направленность старых лит. жанров, напр, эпоса ("Пополь-Byх" киче). Хроники майя, ацтеков, чичимеков и др. излагают в ритмизованной прозе историю того или иного города-государства. Последующие хронисты (Тесосомок, Иштлилыпочитль, Чимальпахин, Гарсиласо де ла Вега и др.), после завоевания Америки писавшие уже латиницей, широко использовали эти хроники, благодаря чему они дошли до нашего времени, Большое распространение имели драмотич. произв., мифологич. и истории по содержанию, тесно связанные с танцами. Из драм сохранились лишь "Рабиналь-ачи" (майя) и "Ольянтай" (инки). Больше текстов дошло до нас в области поэзии: воен. песни, поэмы о весне, стихи на тему о краткости жизни и переменчивости судьбы, любовная лирика. Совр. нар. И. л. представлена драматич. балетами (гл. обр. на темы исп. завоевания и христ. легенд), сказками, лирикой. Влияние И. л. заметно в творчестве нек-рых совр. североамер., мекс., гватемальских и перуанских писателей (М. А. Астуриас и др.).

Лит.: Пополь-Вух, М.- Л., 1959; Зубрицкий Ю. А., "Апу-Ольянтай", в сб.; Культура индейцев, М., 1963; Кинжалов Р. В., Культура древних майя, Л., 1971. Р. В. Кинжалов

ИНДЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ, языки аборигенов Америки (кроме эскимосов и алеутов). По разным данным, на них говорят от 12 до 20 млн. чел. В генетич. отношении изучены неравномерно. Учитывая очевидные или доказанные генетич. связи, можно назвать осн. семьи И. я. (в эпоху колонизации): 1) на-дене - атапаскские (внутр. Аляска и С.-З. Канады, большой р-н на Ю. США и С. Мексики, р-н в Калифорнии и Орегоне), тлингит и хайда (Ю. Аляски); 2) алгонкино-ритванская - алгонкинские (В. и Ю. Каналы, С.-В. США), ритванские (вийот и юрок в Калифорнии) и, возможно, вымерший яз. беотук (Ньюфаундленд); 3) пенутианская - калифорнийские пенутианские яз. (мивокские, йокутс и др в Калифорнии) и, по мнению ряда учёных, т. н. орегонские пенутианские - такелма, калапуя, кус, языки яконэ (в Орегоне) и чинук (в Орегоне и Вашингтоне); 4) семья хока (Калифорния, Аризона и пр., Мексика), включая языки тлапанек (шт. Герреро в Мексике) и коауильтекские (Техас и Мексика); 5) каддо-ирокезская - ирокезские (в Аппалачах, вокруг оз. Эри и Онтарио и по р. Св. Лаврентия, а также в Виргинии, Сев. Каролине, Кентукки и Теннесси) и каддо (Оклахома, С. Техаса и Луизианы, Арканзас и пр.); 6) семья сиу (от Саскачевана и В. Монтаны на Ю.-В. до Арканзаса), с к-рой сближают яз. ючи (Джорджия и Юж. Каролина); 7) мускоги-натчезская (на Ю.-В. США); 8) ютоацтекская на 3. США (Невада, Юта, Колорадо, Техас и пр.), в Мексике (С.-З. страны, а также в центре и на юге) и в Центр. Америке; 9) семья майя-соке (В. и Ю.-В. Мексики, весь Юкатан и почти вся Гватемала), с к-рой сближают языки шинка (Гватемала) и тотонакские (В. Мексики); 10) отомангские (отоми, миштеко-пополокские, сапотекские, чоротега и др.) в центр, и юж. Мексике, на Ю. Никарагуа и Коста-Рики; 11) чибча (Коста-Рика, Панама, часть Колумбии, Венесуэлы, Экуадора, Перу); 12) аравакская (Б.Антильские о-ва, В. Колумбии, С. Венесуэлы, Гвиана, ср. и верх. Амазонка, местами на 3. Юж. Америки); 13) ка-рибская (Колумбия, Венесуэла, Антильские о-ва, Гвиана, С. Бразилии); 14) кечуа-аймара: кечуа (Ю. Экуадора, 3. Перу и Боливии, С. Чили) и аймара (Боливия и Ю.-В. Перу); 15) же (В., Ю. и центр Бразилии); 16) тупи-гуарани (В., С., 3. Бразилии, Парагвай, С. Аргентины, Уругвай и пр.).

Более мелкие семьи языков: в Брит. Колумбии - вакашские и цимшианские языки, в Брит. Колумбии и на С.-З. США - селишские и кутенэ, в шт. Вашингтон - чимакумские, в Вашингтоне, Орегоне, Айдахо - шахаптинские (группы шахаптин, ваилатпу, лутуами), в Калифорнии - юки, в Нью-Мексико - изолированные языки керес и суньи, в Нью-Мексико и к С.-В.- семья тано-киова, в Луизиане, Миссисипи и Техасе - туникские, в центре Мексики (шт. Мичиокан и др.) - яз. тараск, на Ю. Мексики - уаве и куитлатлек, в Центр. Америке - языки мискито-матагальпа, пайя, ленка, хикаке, в Венесуэле и Колумбии - куика-тимотские, гуаибо, гуа-рауно, хирахара, пуинаве, на границе Венесуэлы и Бразилии - шириана, в Колумбии, Перу и Экуадоре - группы уитото и сапаро (возможно, родственные тупи-гуарани), тукано, хибаро, вымершие атальяпские и юнка-пуруа, на 3. Бразилии и в соседних р-нах Перу, Боливии и Колумбии - семьи пано, чапакура, самуко, бороро-отуке, катукина, мура, намбиквара, в центре и на В. Бразилии - группы каинган, камакан, паташо, бото-кудская и машакали (возможно, родственные же), караджа, вымершие семьи короадо, карири, шукуру, в Боливии, Парагвае, на С. Аргентины и на Ю.-З. Бразилии - семьи маской, матако-мака, гуайкуру, чикито, мосетен, луле-вилела, в Аргентине и Чили - пуэльче, уарпе, комечингон, алакалуфская, арауканская, чон (теуэльче и она), на Огненной Земле - яган, а также десятки мелких групп и языков Ю. Америки, генетич. связи к-рых не установлены.

Среди многих попыток генетич. сближения североамер. И. я. между собой наиболее известна недоказанная гипотеза Э. Сепира (1929), сближавшего алгон-кино-ритванские языки с вакашскими, селишскими, кутенэ и чимакумскими (гипотеза "алгонкино-вакашской семьи"), пенутианские с цимшианскими, шахап-тинскими, мише-соке (сейчас относимыми к майя-соке) и языком уаве (гипотеза "макропенутианской семьи"), языки хо-ка - с каддо-ирокезскими, сиу, ючи, му-скоги-натчезскими, юки, кересом, туник-скими и др. (семья "хока-сиу") и т. д.

Амер. учёный Дж. Гринберг предложил след, генетич. классификацию языков Юж. и Центр. Америки. I. Чибчанская макросемья: 1) чибчанские, шириана, мисумальпа, пайя, шинка и др., 2) паэс-ская семья: паэс, мура, хирахара, юнка и др. П. АН до-экваториальная макросемья: 1) андская семья, в т. ч. группа кечуа-аймара, южная группа (яган, ала-калуф, чон, пуэльче, арауканские), группа сапаро-кауапана, группа леко-сек-шибито, симаку, 2) хибаро, эсмеральда, кофские, яруро, 3) туканская семья (тукано, катукина и др.) и пуинаве, 4) экваториальная семья - аравакские, тупи-гуарани, тимоте, карири, самуко, салива и др. III. Же-пано-карибская макросемья: 1) семья же (же, каинган, ботокудский, чикито, гуато и др.), бороро, каража, 2) семья пано: пано-такана, мосетен, матако-мака, луле, видела, маской, чарруа, гуайкуру, 3) намбиквара, 4) уарпе, 5) карибские, языки пеба, уитотские и др. IV. Отомангская макросемья. V. Тараскский яз. VI. Макросемья хока, в т. ч. хока, хикаке, юруманги. VII. Пе-нутианская макросемья, включающая также языки уаве, майя-соке, тотонакские. VIII. Тано-ютоацтекская макросемья.

В грамматич. отношении И. я. разнообразны. Часто встречаются инкорпорирующие языки (каддо-ирокезские, многие ютоацтекские, цимшианские, отчасти алгонкинские и пр.), агглютинативные с развитой аффиксацией и словосложением (отоми и др.), нередки флективные (орегонский пенутианский яз. такелма, юма и салинаиз семьи хока). Большинство И. я. бесписьменны. Древней иероглифи-кой обладали майя, сапотеки, "ольмеки" (народ неизвестного языка в Мексике), куна (семья чибча в Панаме), кечуа и аймара. После европ. завоевания тупи (Бразилия), ацтекский, кечуа и нек-рые др. языки получили латинскую письменность и стали языками христианской и светской лит-ры. Ныне лит. языками нац. значения являются лишь гуарани (в Парагвае), кечуа и отчасти аймара.

Лит.: Handbook of American Indian languages, pt 1 - 2, Wash., 1911 - 22; Hоyer H. [a. o.], Linguistic structures of native America, "Viking Fund Publications in Anthropology", 1946, v. 6; Handbook of South American Indians, v. 5-6, Wash., 1949-50; Greenberg J., The general classification of Central and South American languages, в сб.: Men and Cultures. Selected papers of the 5th International Congress of anthropological and ethnological sciences, Phil., 1960; Pinnow H. J., Die nordameri-kanischen Indianersprachen, Wiesbaden, 1964. А. Б. Долгопольский.

ИНДЕЙСКИЙ РИС (Zizania aquatica), злак из рода зизания, дико растущий в Сев. Америке.

ИНДЕЙЦЫ,общее назв. коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Назв. возникло от ошибочного представления первых европ. мореплавателей (Христофора Колумба и др., кон. 15 в.), считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу И. принадлежат к американской расе. Общая приблизит. численность И. в Америке св. 30 млн. чел. (оценка на сер. 1960-х гг.). Языковая дробность И. очень велика (см. этнографич. карты при статьях Северная Америка и Южная Америка). Языки И. изучены неравномерно. Религ. верования И. в прошлом - различные родоплем. культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У совр. И. эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых и малодоступных р-нах Америки (басе. р. Амазонка и др.), большинство же И. восприняло христианство: в Юж. Америке гл. обр. католицизм, а в Сев. Америке преим. различные направления протестантизма. Полагают, что предки И. и эскимосов переселились в Америку 30- 20 тыс. лет назад, из Сев.-Вост. Азии через область Берингова м. и пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитич. и ме-золитич. культурам Старого Света. Расселение И. по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

До европ. колонизации (началась в 16 в.) большинство племён Сев. и Юж. Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, мн. племена басе, р. Амазонка и др.). У других формировался отцовский род (племена С.-З. и Ю.-З. Сев. Америки, мн. племена Юж. Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. И. Центр, и Юж. Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

К началу европ. колонизации в Америке сложилось несколько культурно-историч. областей: 1) Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты). 2) Северо-западное побережье Сев. Америки - область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, тлинкиты, вакаши, селиши и др.).

3) В Калифорнии - область собирателей желудей, охотников и рыболовов.

4) Север Канады и внутр. часть Аляски - область расселения алгонкинских и атапаскских племён, осн. источник существования к-рых - охота на оленя-карибу и рыболовство. 5) В вост. части нынешней терр. США жили племена оседлых земледельцев (вост. ал-гонкины, ирокезы, мускоги). 6) После открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу, дакота, оседжи, ман-даны, арапахо, чейенны, пауни. кэддо, вичита). 7) Юго-запад Сев. Америки (совр. штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) - область развитого зем-ледельч. х-ва с применением искусств. орошения (И.- пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла ското-водч. культура навахов, заимствовавших многое у соседних земледельч. племён. 8) Наиболее значит, развития в доколум-бовой Америке достигли И. Центр. Америки и Анд. В этих р-нах преобладало земледельч. х-во с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до сложной оросит, (ацтеки) и террасовой (Др. Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах - картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельч. города-государства. 9) В тропич. частях Юж. Америки (басе. Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали препм. маниок и маис), а также И., жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же). 10) Много общего с культурой И. сев.-амер. степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в 17-18 вв. конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола). 11) На крайнем юге Юж. Америки и на о-вах Огненной Земли местные И. (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Европ. колонизация прервала естеств. ход развития И. Большое число И. Сев. Америки было истреблено колонизаторами, оставшиеся племена поселены в резервации США и Канады. Только на крайнем С. материка местные И. продолжают вести полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и всецело зависят от скупщиков пушнины, нещадно их эксплуатирующих. Значит, часть. И. США