БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ипетта; 5-10 - Виа Систина; 6 - Четыре фонтана; 7-9 - Виа Номентана; 8 - Пьяцца дель Квиринале; 9 - Порта Пиа; 10 - Пьяцца Санта-Мария Маджоре; 11 - 11 - Виа Мерулана; 12-12 - Виа ди Сан-Джованни ин Латерано; 13 - Колизей; 14 - Пантеон; 15-15 - Виа Джулия; 16 - замок Сант-Анджело; 17 - Пьяцца Сан-Пьетро; 18 -дворцы и сады Ватикана; 19 - Капитолий).

Учитывая опыт и прогрессивные идеи сов. Г., передовые архитекторы Запада разрабатывают крупные градостроит. проекты (восстановление и реконструкция Гавра, 1947-56, проект арх. О. Перре). Архитектор Л. П. Аберкромби создал план реконструкции и развития Большого Лондона (1944). В целях ограничения роста населения англ. столицы в послевоенные годы началось стр-во 8 городов-спутников. Однако стр-во спутников не сопровождалось ограничением роста города, а их сравнительно небольшие размеры и медленные темпы стр-ва не соответствовали масштабам естественного прироста населения Лондона. В результате это градостроит. мероприятие не достигло цели. Опыт совр. Г. используется при стр-ве мн. новых городов в развивающихся странах Азии и Лат. Америки (Чандигарх в Индии, 1951-56, арх. Ле Корбюзье и др.; г. Бразилия в Бразилии, арх. Л. Коста). Различныйуровень комфорта в новых жилых массивах обычно закрепляет социальное и имуществ. неравенство жителей, т. к. высокая квартирная плата за хорошие квартиры делает их недоступными для мн. категорий трудящихся. В нач. 1920-х гг. возникает новая область Г. - территориальное планирование, или районная планировка (напр., проект планировки угольного р-на вокруг г. Донкастера в Англии, 1921-22, арх. Л. П. Аберкромби и Т. Джонсон). Однако в капиталистич. roc-вах проекты районной планировки могут иметь лишь нек-рое регулирующее значение.

К сер. 20 в. быстрый стихийный рост городов в сочетании с бурным развитием автомобильного движения вызвал новый кризис Г. капиталистических стран. Поиски преодоления этого кризисапривели к созданию новых теорий т. н. динамич. Г., авторы к-рых видят причины кризиса не в социально-экономич. природе капитализма, а. в том, что планировочная структура городов статична и не учитывает динамики стремит. роста населённых мест. В 1950-60-х гг. появилась теория "экистики" (греч. арх. К. А. До-ксиадис и др.). Авторы этой теории пытаются обосновать неогранич. рост городов в виде непрерывных линейных гор. полос, протянувшихся вдоль трансп. путей по всей терр. земного шара; они считают колоссальную агломерацию населённых пунктов на вост. побережье США и в р-не Великих озёр положит. прообразом будущего человеческого расселения. В 1960-х гг. получили распространение япон. теории метаболизма (арх. К. Тангэ и др.) и европ. - мобильного стр-ва и пространственного (трёхмерного) развития городов (франц. арх. Э. Альбер, И. Фридман и мн. др.). Несмотря на различия предложенных решений, градостроителей этогонаправления объединяет стремление покончить с традиц. распластанностью городов на земной поверхности и перенести Г. в пространство путём создания искусств. ярусов над старыми городами, стр-ва постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или в виде конусов, а также городов над мор. заливами, плавающих в океане, и т. д. Однако эти теории во многом нереальны, а проведение отд. градостроит. мероприятий не меняет сущности капиталистич. Г. в целом и имеет ограниченный и непоследоват. характер.

Великая Окт. социалистич. революция открыла новый этап развития Г. В первые годы Сов. власти началась разработка новых приёмов планировки и застройки городов, жилых кварталов и улиц, а также новых типов жилых и обществ зданий. Уже в сер. 20-х гг. начались преобразования рабочих окраин Москвы, Ленинграда, Баку и др. крупных пром. центров, ликвидация громадной разницы в качестве застройки и уровне благоустройства центральных (бывших буржуазно-аристократических) р-нов и неблагоустроенных пролет. окраин. Так, напр., была реконструирована быв. Нарвская застава (ныне в Кировском р-не) в Ленинграде (1925-27, арх. А. И. Гегелло, Г. А. Симонов, А. С. Никольский и др.). Застроенная до Окт. революции убогими деревянными домами и рабочими казармами, она стала красивой и благоустроенной частью социалистич. города; на Тракторной улице были построены новые кварталы, удобные для жизни трудящихся; были также сооружены школы, дошкольные дет. учреждения, Дворец культуры им. А. М. Горького и др. Строились рабочие посёлки при Каширской ГРЭС, Волховской ГЭС и др. Индустриализация страны вызвала необходимость стр-ва новых городов (Запорожье, Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск и мн. др.). Развитие Г. в свою очередь вызвало подъём теоретич. мысли. Н. А. Ладовский в кон. 1920-х гг. разработал принципиально новую схему "развивающегося" города:парабола с растущим по её оси обществ. центром, к-рый последовательно огибают жилая, пром. и зелёная зоны. Н. А. Милютин выдвинул предложение (1930) о параллельном развитии пром. и жилых гор. зон (т. н. поточно-функциональная схема), к-рое было использовано, в частности, при стр-ве района Харьковского тракторного з-да. Была закончена разработка и началось успешное осуществление ген. плана реконструкции Москвы (утверждён в 1935; арх. В. Н. Семёнов, С. Е. Чернышёв и др.). В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 были определены конкретные мероприятия по коренному переустройству старой Москвы в Москву социалистическую и изложены принципы сов. Г., положенные в основу переустройства др. сов. городов. Одновременно были начаты разработка и осуществление генеральных планов Ленинграда, Харькова, Баку, Горького, Еревана, Новосибирска, Тбилиси, Хабаровска, Челябинска, Ярославля и мн. др. городов.

Ист. трудовым подвигом сов. народа стали восстановление и реконструкция сотен городов и посёлков и десятков тыс. сел. населённых мест, разрушенных нем. фашистами в период Великой Отечеств. войны 1941-45. Это был творч. процесс, в результате к-рого города стали более совершенными в функциональном и архитектурно-художеств. отношении. В результате осуществления генерального плана восстановления Волгограда (арх. К. С. Алабян,Н. X. Поляков, В. Н. Симбирцев и др.)город получил архит. оформленный выход к берегу Волги; в Минске по новым проектам были сооружены архит. ансамбли центра (арх. М. П. Парусников, В. А. Король, Б. Р. Рубаненко, Г. В. Заборский и др.); в Киеве проведена радикальная перестройка гл. улицы - Крещатика (арх. А. В. Власов, А. В. Добровольский, Б. И. Приймак и др.); в Ленинграде в соответствии с генеральным планом восстановления и дальнейшего развития города (1945-48, арх. Н. В. Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др.) были созданы новые архит. ансамбли (пл. Ленина, пл. Революции), перестроены р-ны Инженерного замка и пл. Искусств, созданы Приморский и Московский парки Победы и началось развитие центра города вверх и вниз по Неве. В Новгороде наряду с восстановлением кремля и др. памятников архитектуры был создан ансамбль новой гл. площади (арх. А. В. Щусев). В послевоенные годы построены десятки новых городов (Ангарск, Братск, Дивногорск, Норильск, Волжский, Дубна, новосибирский Научный городок,
Зеленоград, Мончегорск, Навои,Рустави, Сумгаит, Темиртау, Шевченко и др.). В 1950-60-х гг. большого размаха достигла реконструкция старых городов. В Москве продолжалось коренное преобразование центр. р-нов города, были возведены высотные здания, определившие новый силуэт столицы, созданы архит. ансамбли проспекта Калинина (1964-69, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндояиц и др.), Кутузовского (1957, арх. В. Г. Гельф-рейх) и др. проспектов, района Зарядья (арх. Д. Н.Чечулин и др.). В 1971 утверждён новый генеральный план развития Москвы до 2000 (арх. М. В. Посохин, Н. Н. Уллас и др.). План предусматривает большое развитие ист. центра города, создание системы архит. ансамблей вдоль набережных р. Москвы, вдоль ряда осн. магистралей (на Новокировском проспекте, на ул. Димитрова и др.). Создание новых жилых р-нов, крупные работы по благоустройству гор. территорий, дальнейшее развитие транспорта, культурно-бытового и мед. обслуживания населения значительно улучшат жизненные условия москвичей. В Ленинграде построены новые жилые р-ны - Автово (въездная пл., 1954, арх. В. А. Каменский) и Дачное (с 1960, арх. В. А. Каменский и др.), создаётся система ансамблей приморской части Васильевского о-ва, благодаря которым город широким фронтом выходит к берегу Финского зал. В Ульяновске в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина перестроен центр города и создан мемориальный комплекс, посвящённый основателю Сов. государства (проект застройки - арх. Б. С. Мезенцев и др.).
[0712-4.jpg]



Схема планировки Москвы с лесопарковым защитным поясом. Проект. 1971 (1 - территория развития общегородского центра; 2 - границы планировочных зон; 3 - основные транспортные магистрали; 4 - границы рек и водоёмов).

Ликвидированы последствия землетрясения 1966 и сооружён новый общегор. центр в Ташкенте. Крупные архит. комплексы создаются в Алма-Ате, Архангельске, Баку, Владивостоке, Горьком, Донецке, Душанбе, Ереване, Киеве, Мурманске, Новосибирске, Перми, Свердловске, Харькове и др. городах. За 50 лет существования Сов. государства создано заново и образовано ок. 900 городов, накоплен громадный опыт Г. и разработаны его теоретич. основы.

Теория и практика Г. решает две задачи: Задачу реконструкции и развития старыхгородов и задачу стр-ва новых городов. Быстрый рост производит. сил страны увеличивает размах сов. Г. В кон. 1950-х гг. в СССР ежегодно возникало ок. 20 новых городов и 50 посёлков гор. типа, быстро растут мн. старые города. Для создания наиболее благоприятных условий жизни населения и функционирования города в целом проводится зонирование гор. территорий. Градостроит. решения разрабатываются с учётом создания промышленных и жилых районов (а также зон отдыха и др.) и выполнения санитарно-технич. требований (см. Водоснабжение, Воздушный бассейн, Инсоляция, Очистка населённых мест, Санитарно-защитная зона, Шумозащита); они предусматривают инженерную подготовку и благоустройство гор. территорий (см. Благоустройство населённых мест), формирование продуманной системы городских дорог (позволяющей быстро достигнуть мест работы и отдыха), а также организацию разветвлённой сети культурно-бытового, мед. и др. обслуживания населения. Вопросыбытового обслуживания, воспитания школьников и дошкольников, организации гор. движения решаются созданием жилых р-нов, к-рые делятся на микрорайоны. В р-нах размещаются кинотеатры, клубы, парки, поликлиники, родильные дома, торг. центры и др. пункты обслуживания населения. Для осуществления общегородских общественно-политич., административно-хозяйств., культурно-просветит. функций создаются гор. обществ. центры. Важнейшей частью городов являются пром. р-ны: здесь работает значит. часть населения, от планировки и застройки этих р-нов во многом зависят условия труда. При застройке пром. р-нов учитывается возможность совместного использования неск. заводами подъездных ж.-д. линий и сортировочных станций, а также сетей инж. оборудования и элементов благоустройства территорий. Такое кооперирование даёт экономич. и технич. преимущества и осуществляется на основе проектов планировки и застройки пром. р-нов и узлов. Составную часть единого с городом планировочного комплекса образует пригородная зона. Она является резервом последующего развития города, местом кратковрем. и длит. отдыха больших масс гор. населения (дома отдыха, туристские базы, пионерские лагеря, водные станции, пляжи и др.), зоной размещения многих жизненно важных коммунальных (водоприёмники, очистные станции и др.) и транспортных (аэродромы, товарные ж.-д. станции,склады) объектов. Чтобы обеспечить успешную планировку и застройку пригородных зон, генеральные планы развития городов и проекты планировки пригородных зон разрабатываются одновременно, и регулирование застройки в этих зонах осуществляется гор. архитектурно-планировочными органами или по согласованию с ними.

Совр. принципы и приёмы планировки и застройки широко осуществляются при стр-ве новых городов на свободных территориях. Требования совр. Г. в старых или уже сложившихся городах постепенно выполняются путём их реконструкции. При реконструкции предусматриваются: оздоровление гор. территории методом постепенного улучшения инсоляции и проветривания зданий, уменьшения плотности застройки; расширение старых улиц и пробивка новых магистралей для улучшения трансп. связей между различными р-нами города; обеспечение безопасности гор. движения посредством перестройки магистралей и улиц, отделения транспорта от пешеходов (стр-во трансп. развязок, трансп. туннелей, переходов и др.). В городах с богатым архит. наследием при реконструкции решается задача сохранения их исторического художеств. облика и органич. сочетания новой застройки с памятниками архитектуры. Реконструкция сопровождается повышением комфортабельности жилых и обществ. зданий (водопровод, канализация, теплофикация, газификация и др.) и расширением сети предприятий торговли, культурно-бытового и мед. обслуживания населения. Повышение архитектурно-художеств. качеств застройки достигается сохранением и завершением старых и формированием новых архит. ансамблей, созданием наиболее благоприятных условий для обзора скульпт. монументов и памятников архитектуры (снос малоценных зданий, перепланировка окружающей территории), гармонич. сочетанием новой и старойзастройки. Архит. среда, облик населённых мест влияют на сознание людей на протяжении всей их жизни. Красивые и удобные города способствуют жизнедеятельности населения, формированию его оптимистич. мироощущения и повышению культурного уровня, укрепляют чувство любви к Родине. Рациональные и эстетически совершенные планировка и застройка городов создаются путём формирования систем пространственно взаимосвязанных архит. ансамблей и всестороннего и наиболее эффективного учёта местных природно-климатич. условий. Целостный архит. облик малого населённого пункта может быть определён одним архит. ансамблем, а единство архит. облика крупного города создаётся системой архит. ансамблей, пространств. сочетанием различных групп ансамблей. Осн. приёмами построения архит. ансамблей, широко применяемыми и в совр. градо-строит. практике, являются: центрический (напр., Кремль и Смоленская пл. в Москве, где в первом случае живописная, а во втором симметричная пространств. композиции подчинены вертикалям - колокольне Ивана Великого и адм. высотному зданию); анфиладный (пространств. композиция Дворцовой площади и пл. Декабристов в Ленинграде, мемориального центра, сквера Н. М. Карамзина и площади им. В. И. Ленина в Ульяновске); осевой (сочетание взаимосвязанных ансамблей пл. Ломоносова, ул. Зодчего Росси и пл. Островского в Ленинграде, ансамблей Московского университета на Ленинских горах и Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках в Москве); магистральный (система ансамблей Невского проспекта в Ленинграде); панорамно-групповой (сочетание группы трёх ансамблей - Петропавловской крепости, стрелки Васильевского о-ва и Дворцовой набережной в Ленинграде). Для успешного формирования архит. ансамблей, яркого выражения их идейно-художеств. содержания большое значение имеет синтез искусств.

Большую роль в Г. играют сады и парки. Они имеют оздоровит. значение (см. Озеленение населённых мест) и являются активным средством формирования