БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ки на мм). К зависит от К и направления штрихов решётки. Функция к(R) наз. частотно-контрастной характеристикой. В идеальных системах k равен нулю при R = 2A'/лямбда и более, где А' - числовая апертура системы в пространстве изображений, X - длина волны света. Чем меньше k при заданной R, тем хуже качество И. о. в данной системе.

Лит.: Тудоровский А. И., Теория оптических приборов, 2 изд., [ч.] 1, М.- Л., 1948, гл. S, 10, 14; Слюсарев Г. Г., Методы расчета оптических систем, 2 изд., Л., 1969. Г. Г. Слюсарев.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА, раздел искусств пластических, объединяющий живопись, скульптуру, графику, фотоискусство. В отличие от неизобра-зит. видов пластин, иск-в, И. и. отражают действительность в наглядных образах, легко узнаваемых формах самой действительности. В зависимости от специфики различные виды И. и. воспроизводят такие визуально воспринимаемые, объективно существующие качества реального мира, как объём, цвет, пространство, а также материальную форму предметов и световоздушяую среду, ощущения движения и изменения; при этом тенденция к чувств, конкретности изображения может переходить в иллюзионизм. Однако И. и. отражают не только то, что доступно непосредств. зрительному восприятию; мн. произведения содержат временное развитие событий, определённую фабулу, развёрнутое повествование, динамич. действие, что расширяет возможности И. и. в духовном освоении мира; И. и. могут также раскрывать духовный облик человека, характер его взаимоотношений с др. людьми, передавать эмоциональное и психологнч. содержание изображённой ситуации. С разной степенью иллюзорности и условности И. и. дают в своей совокупности многогранную, целостную картину реальной действительности, жизни людей и природы во всём богатстве её индивидуальных проявлений, а нередко и наглядное воплощение не существующих в реальности образов, являющихся плодом человеческой фантазии. Не только чувств, облик эпохи, но и её духовная сущность, актуальные политич., филос., эстетич. и этич. идеи становятся содержанием И. и.

Эстетически осваивая различные стороны действительности, будучи одной из форм познания мира, И. и. играют важную роль в социальной жизни. Постигая смысл происходящих в ней процессов, оценивая их, формируя общественно-эсте-тич. идеалы эпохи, И. и. становятся мощным средством идейного воспитания общества.

Наглядность образа в И. и. позволяет художнику с большой степенью непосредственности выразить и внушить зрителю своё отношение к тому или иному явлению жизни. Поэтому с первых шагов развития классового общества правящие классы стремятся использовать И. и, как идеология, оружие, как средство утверждения в массовом сознании определённой системы взглядов.

С ростом самосознания трудящихся масс и оформлением их особрго мировоззрения И. и. приобретают всё большее значение как форма выражения общенар. идеалов и социального протеста. Борьба идейных тенденций в сфере И. и. принимает особенно острый характер в период развитого капитализма, а в совр. условиях становится частью общей идеологич. борьбы двух систем - социалистической и капиталистической.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (звукоизобразительные, ономатопоэтические), слова, в к-рых звучание частично предопределено значением слова. Различаются звукоподражательные слова, использующие звуки, акустически напоминающие обозначаемое явление (рус. "будь-будь", "ку-ку", осет. тъаепп - "хлоп, бац", канури ndim-dim - о глухом, гулком стуке и т. д.), звукоо6разные (идеофони ч.) слова, в к-рых звук создаёт образное впечатление о форме предметов, их движении, расположении в пространстве, качествах и пр. на основе ассоциаций между звуками и незвуковыми явлениями (движением, формой и пр.), напр, в ни-лотском языке ланго bim-bim - "тол-стый-претолстый>, чуваш, йалт-йалт - о мелькании отдалённой молнии, япон. буру-буру - о дрожании, эве (Африка) baro-bafo - о походке живого подвижного человека маленького роста, boho-bo-ho - о походке полного, тяжело ступающего человека, wudo-wudo-о небрежной походке.

Особенно много И. с. в алтайских, корейском, африканских и мн. др. языках агглютинативного и корнеизолирующего строя, а также в японском, иранских и др. языках. Наряду с этим существуют морфологически оформленные слова, производные от И. с.,- слова со звукоподражательными и идеофонич. корнями (рус. "булькать", турецкие глаголы на -da).

Лит.: Поливанов Е. Д., По поводу "звуковых жестов" японского языка, в его кв.: Статьи по общему языкознанию, М.Д968; Газов-Гинзберг А. М., Был ли язык изобразителен в своих истоках?, М., 1965; Журковскин Б. В., Идеофоны: сопоставительный анализ (На материале некоторых языков Африки и Евразии), М., 1968; Шагдаров Л. Ш., Изобразительные слова в современном бурятском языке, Улан-Удэ, 1962; Samarin W. J., Perspectives on African ideophones, "African Studies", 1965, v. 24; Thun N., Reduplicative words in English, Uppsala, 1963.

.Е. А. Поцелуевский.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ МУЗЕЙ имени А. С. Пушкина в Москве, второе в СССР по значению (после Эрмитажа в Ленинграде) собрание произведений зарубежного иск-ва с древнейших времён до наших дней. Открыт в 1912. Вырос из основанного в сер. 19 в. "Кабинета изящных искусств" Моск. ун-та. По инициативе проф. И. В. Цветаева кабинет был превращён в музей слепков при ун-те (в его ведении находился до 1923). На собранные частные и обществ, средства было построено здание музея (1898-1912, арх. Р. И. Клейн) и закуплены много-числ. слепки и копии (нек-рые из них сделаны по заказу музея н имеют уникальный характер) выдающихся произведений иск-ва; в музей поступили также всемирно известная коллекция памятников Др. Египта, собранная египтологом В. С. Голенищевым, небольшое число подлинников зап.-европ. живописи, собрание античных ваз,монет и медалей. В сов. время И-и. м. пополнился произв. иск-ва из быв. Румянцевского музея, Эрмитажа, Третьяковской гал. (картины зап.-европ. художников из коллекции П. М. и С. М. Третьяковых), ряда частных собраний. В реорганизации И. и. м. и превращении его в один из значит, художеств, музеев и н.-и. центров большую роль сыграли крупные сов. искусствоведы Н. И. Романов, В. Н. Лазарев, Б. Р. Вяппер. И. и. м. хранит памятники иск-ва Др. Востока и Др. Греции (в т. ч. произв. иск-ва из урартской крепости Эребуни на терр. совр. Армении я антич. городов Сев. Причерноморья, найденные гл. обр. в результате археол. раскопок, к-рые проводит музей), Др. Рима, Византии, стран Зап. Европы. Картинная галерея И. и. м. располагает большим собранием произв. голл. и флам. живописцев 17 в. (в т. ч. произв. Рембрандта, Я. ван Рёйсдала, Г. Терборха, А. Бейере-на, А. ван Остаде, Я. Иорданса, ф. Сней-дерса, П. П. Рубенса, А. ван Дейка); хорошо представлена франц. живопись 17-19 вв. (в т. ч. произв. Н. Пуссена, К. Лоррена, А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Л. Давида, К. Коро, Г. Курбе). В И. и. м. - одно из самых богатых в мире собраний живописи барбизонской школы. Получив в 1948 значит, часть коллекций быв. Музея нового зап. иск-ва, И. и. м. стал обладателем одного из лучших в мире собраний картин франц. импрессионистов (см. Импрессионизм), а также П. Сезанна, П. Гогена, В. ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо. В Отделе гравюры и рисунка И. и. м. ок. 350 тыс. произв. (1971) зарубежной и отечеств, графики, в т. ч. одно из самых значит, собраний сов. графики. И. и. м. ведёт большую н.-и. и научно-популяризаторскую работу, устраивает выставки произв. иск-ва из сов. и зарубежных музеев. При И. и. м. - крупная реставрационная мастерская.

Лит.: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура, М., 1961; 50 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сборник статей, М., 1962. В. М. Петюшенко.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ МУЗЕЙ (Orszagos Szepmiiveszeti Museum) в Будапеште, крупнейшее в Венгрии собрание произведений зарубежного изобразительного искусства. Осн. в 1896 (здание музея построено в нео-классич. стиле в 1900-06, арх. А. Ши-кеданц и Ф. Херцог). В коллекции музея, основу к-рой составили крупные частные собрания, в т. ч. собрание Эстер-хази, представлены памятники др.-егип., антич., визант., старого венг. иск-ва (до кон. 18 в.), уникальная коллекция ев-роп. графики 15-20 вв. (в т. ч. рисунки Леонардо да Винчи, А. Дюрера, Рембрандта, Я. ван Рёйсдала, А. Ватто и др.), произведения живописи и скульптуры европ. мастеров 13-20 вв. (в т. ч. картины Эль Греко, Д. Веласкеса, Ф. Гойи, Л. Кранаха, Джентиле Беллини, Джорджоне, ср.-век. скульптура). Музей издаёт "Бюллетень" ("Szepmuveszeti Мп-zeum kozlemenyei"; выходит с 1947 2 раза в год на венгерском и французском языках).

Лит.: Путеводитель по Музею изящных искусств, Будапешт, 1965; Р i g 1 е г А., A Regi keptar katalogusa (Orszagos Szepmuveszeti Miizeum), kot. 1-2, Bdpst, 1951; Katalog der Galerie alter Meister (Museum der bildenden Kiinste), Bd 1-2, Bdpst, 1967.

"ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР", ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал, орган Всесоюзного об-ва изобретателей и рационализаторов. Издаётся в Москве с 1929. В 1929-38 выходил под назв. "Изобретатель", в 1938-56 не издавался, в 1956- 1958 наз. "Изобретательство в СССР", с 1958-"И. и р.". Публикует творческие решения актуальных задач технич. прогресса, правовые и экономич. консультации. Тираж (1972) 400 тыс. экз.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, часть социалистич. права, регламентирующая отношения, связанные с технич. творчеством. Основы сов. И. п. заложены декретом СНК РСФСР от 30 июня 1919 "Положение об изобретениях", установившим охрану изобретений на социалистич. началах.

Регулирование отношений, возникающих в связи с открытиями, изобретениями и рационализаторскими предложениями, отнесено в СССР к компетенции Союза ССР. Осн. принципы И. п. определены Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961, отд. нормы И. п. содержатся в др. зако-нодат. актах, в т. ч. в Указах Президиума Верховного Совета СССР. Развёрнутая регламентация отношений в области изобретательства дана в Положении об открытиях , изобретениях и рационализаторских предложениях 1959 (с изменениями и дополнениями 1962), утверждённом Сов. Мин. СССР. Сов. Мин. СССР издаёт акты по отд. вопросам И. п. Наибольшее значение среди ведомств, актов в области И. п. имеют указания и разъяснения Комитета по делам изобретений и открытий при Сов. Мин. СССР, являющиеся обязательными для всех министерств, ведомств, предприятий и организаций независимо от их ведомственной подчинённости. Право издания нормативных актов по нек-рым вопросам И. п. предоставлено союзным республикам (напр., о праве изобретателей и рационализаторов на дополнительную жилую площадь). Нормы сов. И. п. призваны содействовать максимально быстрому и широкому использованию технич. новинок в интересах всего общества и обеспечению материального и морального стимулирования творцов новой техники. Эти нормы распространяются не только на изобретения, но и на рационализаторские предложения, к числу к-рых в ряде социалистич. стран относятся как технич., так и организационные предложения (в отд. социалистич. странах, в т. ч. в СССР, введена также правовая охрана открытий).

Для И. п. важнейшее значение имеют нормы, определяющие требования, предъявляемые к изобретениям и рационализаторским предложениям (признаки этих объектов), порядок их оформления и квалификации. Другая важная группа норм устанавливает правовой режим этих объектов. Правовой режим изобретений (в т. ч. порядок их использования) различается в зависимости от системы их охраны, к-рая закрепляется путём выдачи авторского свидетельства или патента. На рационализаторские предложения распространяется правовой режим, установленный для изобретений, защищённых авторскими свидетельствами (с нек-рыми изъятиями).

Важное место в И. п. занимают также нормы, направленные на закрепление за авторами изобретений и рационализаторских предложений ряда имуществ. и неимуществ. прав. Изобретатели по своему выбору могут требовать выдачи авторского свидетельства или патента; изобретателям и рационализаторам принадлежит право авторства, т. е. право считаться автором созданного им предложения, квалифицированного в установленном порядке, о чём указывается в авторском свидетельстве, патенте или удостоверении на рационализаторское предложение. Авторам принятых к внедрению изобретений и рационализаторских предложений предоставляется и ряд других прав и льгот. Осн. имуществ. правом является право на вознаграждение; к нему примыкает право на извещение о начале внедрения и на ознакомление с материалами расчёта вознаграждения, в частности расчёта экономии. Если в связи с внедрением изобретения или рационализаторского предложения изменены технич. нормы и расценки, автору предложения сохраняются прежние нормы и расценки в течение 6 месяцев со дня

начала внедрения. Вознаграждение в сумме до 1 тыс. руб. не облагается подоходным налогом. По искам о защите их прав изобретатели и рационализаторы освобождаются от судебных расходов. Изобретатели и рационализаторы имеют право на помощь в разработке и оформлении их предложений (предоставление материальных ресурсов, экспериментальной базы, консультации и т. п.), на участие во внедрении своего предложения как по месту своей работы, так и в др. организациях. Помощь в оформлении изобретений работающим авторам оказывается по месту их работы, не работающим - местными органами Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР).

При прочих равных условиях изобретатели имеют преимуществ, право занимать должности науч. работников в н.-и. ин-тах и на опытных предприятиях. Авторам внедрённых изобретений, содержащих решение крупной науч. или нар.-хоз. проблемы, её части или отд. вопросов, может быть присвоена учёная степень кандидата наук, а изобретателям, широко известным своими выдающимися изобретениями, в виде особого исключения - присуждена учёная степень доктора наук без защиты диссертации. Авторам ценных изобретений и рационализаторских предложений предоставляется право на дополнительную жилую площадь наравне с науч. работниками. По требованию изобретателя изобретению Комитет может присвоить имя изобретателя или спец. название по его указанию. О всех внедрённых изобретениях и рационализаторских предложениях и о выплаченном за них вознаграждении делается отметка в трудовой книжке изобретателя. В нек-рых союзных республиках учреждено почётное звание заслуженного изобретателя и заслуженного рационализатора (см. в ст. Звания почётные).

Лицам, содействовавшим внедрению изобретений и рационализаторских предложений, проявившим инициативу в их использовании в порядке обмена опытом или заимствования из литературы, а также участвовавшим в патентно-лицензионной работе, могут быть выплачены премии.

И. п. включает также нормы, определяющие: порядок гос. руководства изобретательством и рационализацией; проведение организационно-массовой работы в этой области; порядок защиты гос. интересов в области изобретений за границей; систему информации об изобретательских мероприятиях и др. См. также Патентное право. В. А. Дозорцсв.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО, творческий процесс, приводящий к новому решению задачи в любой области техники, культуры, здравоохранения или обороны, дающи