БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 до 15 мм применяют сборные фрезы с наружным диаметром менее 120 мм со вставными гребёнками, а для модулей более 15 мм - с наружным диаметром более 120 мм со вставными зубьями. Червячными фрезами, оснащёнными пластинами из твёрдых сплавов, нарезают зубчатые колёса с модулем меньше 5 мм.

Долбяк предназначен для нарезания зубьев колёс с наружным и внутр. зацеплением. Долбяк представляет собой режущий инструмент, выполненный в виде зубчатого колеса с режущими элементами.

Зубострогалъные резцы применяются для нарезания конич. зубчатых колёс для наружного зацепления (рис. 4), изготавливаются из быстрорежущей стали Р-9 или Р-18. По назначению различают резцы прорезные (черновые и чистовые).

[930-20.jpg]

Рис.4. Зубострогальный резец: а -углы заточки; б - внешний вид.

Прорезные резцы служат для предварительной (черновой) обработки впадин между зубьями конич. колёс с крупным модулем (более 10 мм). Чистовые резцы изготавливаются для чистовой обработки конич. колес с модулем от 0,3 до 20 мм.

3убострогальные резцовые головки предназначаются для нарезания конич. зубчатых колёс наружного зацепления с зубьями, очерченными по дуге окружности. Такие резцовые головки выполняются в виде диска, в к-рый вставлены (по периферии) отдельные резцы (рис. 5). Резцовые головки изготовляются 10 типоразмеров с различ ными диаметрами (цельными или сварными). Вставные резцы применяют сварные (режущая часть - из стали Р-18, державка - из стали 45).

Рис.5 Зубострогальная резцовая головка (1) и нарезаемое зубчатое колесо (2)

.[930-21.jpg]



Лит. см. при статье Зубообрабатывающий станок. В. В. Данилевский.


ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык рода зубров сем. полорогих. Дл. тела самцов до 3,5 м, выс. в холке 1,6-1,5) м, весят 700-900 кг (редко до 1,2 т). Самки мельче (весят 400-600 кг). Окраска бурая, различных оттенков. Длинные волосы па затылке и нижней части шеи образуют чёлку, бороду и бахрому подгрудка. Хвост короткий с длинной и пышной кистью. Половая зрелость у самок наступает в 3-4 года, у самцов неск. раньше. Самки приносят ежегодно по 1 телёнку. Питается 3. зимой корой ивы, осины и др. древесных пород, а также побегами и почками деревьев и кустарников, летом - травой и листьями. Пасутся обычно утром я вечером. Стадные животные. Взрослые самцы держатся со стадом только в период спаривания. В историч. время 3. были распространены в лесах Центр. Европы и па 3. Европ. части СССР. К 20 в. дикие 3. сохранились лишь в России и были представлены двумя подвидами - равнинным, беловежским, населявшим Беловежскую пущу, и горным, кавказским, обитавшим в горных лесах Сев.-Зап. Кавказа. Последние З.в этих местах исчезли соответственно в 1919 н 1927, лишь в зоопарках ряда стран уцелели 48 зубров.

В неволе от кавказского самца и беловежских самок были получены кавказско-беловежские 3. Для восстановления численности 3. созданы специальные питомники. К 1970 число 3. возросло до 1000, что составляет примерно половину поголовья, имевшегося в России до 1-й мировой войны 1914 -18. 3. разводят в 25 странах, в т. ч. в США, Канаде, наиболее успешно - в СССР и Польше, где сосредоточено более 2/з мирового поголовья, соответственно 351 и 320 голов (1970). Уже созданы новые стада диких 3. па воле в Беловежской пуще, в Карпатах и на Кавказе. Стадо диких 3. в сов. и польск. части Беловежской пущи состоит из 241 беловежского 3. (1970); в Цейском заказнике (Сев.-Осет. АССР) обитают 65 кавказско-беловежских 3. Молодых 3. для выпуска на свободу в пределах прежнего ареала выращивают в двух питомниках в Приокско-Тер-расном и Окском заповедниках (Московская и Рязанская обл. РСФСР).

Лит.: Заблоцкий М. А., Восстановление зубра в СССР и за границей, "Охрана природы и заповедное дело в СССР", 1960, №4; его же, Зубр и культурный ландшафт. Вопросы охотничьего хозяйства СССР, М., 1965; Разведение зубров в Беловежской пуще. Материалы I и II Польско-Советской конференции по разведению зубров в Беловежской пуще, Варшава, 1965; Успехи восстановления зубра. Материалы III Польско-Советской конференции. Беловежа-Каменюки. 18-21 апреля 1967, Варшава, 1969. М. А.Заблоцкий.



ЗУБРОБИЗОН, бизонозубр, межвидовой гибрид (помесь) зубра с бизоном. 3. первого поколения имеют признаки и зубра, и бизона (промежуточное наследование признаков родительских форм), но обычно крупнее и массивнее обоих. От зубра отличается более крупной головой, строением задних ног ("саблистость") и большей оброслостью головы и передней части тела.
[930-22.jpg]



Впервые 3. был получен в России (в Аскании-Нова) в 1907 от самца зубра и самки бизона. Позднее было успешно проведено и обратное скрещивание. 3. плодовиты при спаривании между собой, с зубром и бизоном. В 1940 группа 3.- 1 самец и 4 самки из Аскании-Нова были завезены в Кавказский заповедник, где хорошо акклиматизировались. Их потомство в кол-ве св. 600 голов (1970) живёт на свободе, заняв угодья, ранее использовавшиеся истреблённым в 1927 кавказским зубром. Помимо этого осн. стада в Кавказском заповеднике, небольшое стадо 3. (60 голов) живёт па воле в Нальчикском лесо-охотничьем х-ве (Кабардино-Балкария). В др. местах СССР, в т. ч. и в Аскании-Нова, 3. нет, как и в др. странах Европы и Америки.

М. А. Заблоцкий.



ЗУБРОВКА, лядник (Hierochloe), род растений сем. злаков. Многолетние травы с ползучим корневищем. Яйцевидные колоски с обоеполым верхушечным цветком и двумя тычиночными боковыми цветками собраны в метёлки. Ок. 30 видов в умеренных и высоких широтах обоих полушарий и в горах тропиков. В СССР 8 видов. Широко распространена 3. душ и стая (Н. odorata), растущая на лугах, полянах, в кустарниках, иногда как сорное растение. Содержит пахучее вещество кумарин. Используется для приготовления ароматических настоек ("зубровка" и др.). 3. южная (Н. аustralis) - излюбленный корм зубров (отсюда название), гл. обр. обитающих в Беловежской пуще.

Зубровка душистая .
[930-23.jpg]



ЗУБЦОВ, город, центр Зубцовского р-на Калининской обл. РСФСР. Пристань на Волге, при впадении в неё р. Вазуза, в 153 км выше Калинина. Ж.-д. станция на линии Москва - Рига. Ремонтно-механич. и молочный з-ды. Впервые упоминается в летописи под 1216. В 1485 в составе Тверского княжества присоединён к Московскому гос-ву Иваном III. С 1776 - уездный город Тверской губ.

ЗУБЧАТАЯ МУФТА, устройство для соединения валов. Различают жёсткие компенсирующие муфты для постоянного соединения валов и сцепные управляемые - для соединения и разъединения валов при вращении или в состоянии покоя. См. также ст. Муфта.

ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, механизм, состоящий из колёс с зубьями, к-рые сцепляются между собой и передают вращательное движение, обычно преобразуя угловые скорости и крутящие моменты. 3. п. разделяют по взаимному расположению осей на передачи (рис. 1): с параллельными осями - цилиндрические; с пересекающимися осями - конические, а также редко применяемые ци-линдро-конические и плоско-цилиндрические; с перекрещивающимися осями - зубчато-винтовые (червячные, гипоидные и винтовые). Частным случаем 3. п. является зубчато-реечная передача, преобразующая вращат. движение в поступательное или наоборот. В большинстве машин и механизмов применяют 3. п. с внешним зацеплением, т. е. с зубчатыми колёсами, имеющими зубья на внешней поверхности, реже - с внутренним зацеплением, при к-ром на одном колесе зубья нарезаны на внутр. поверхности.

Рис. 1. Зубчатая передача с цилиндрическими колёсами: а - прямозубая; о - косозубая; в - шевронная; г - коническая; д - с круговым зубом: е - с внутренним зацеплением.
[930-24.jpg]



Зубчатые колёса выполняют: с прямыми зубьями для работ при невысоких и средних скоростях в открытых передачах и в коробках скоростей; с косыми зубьями для использования в ответств. передачах при средних и высоких скоростях (св. 30% всех цилиндрич. зубчатых колёс); с шевронными зубьями для передачи больших моментов и мощностей в тяжёлых машинах; с круговыми зубьями - во всех ответств. конич. 3. п. Как правило, в машинах и механизмах применяют 3. п. с постоянным передаточным числом [930-25.jpg] , где w1, z1 и w2, z2-угловая скорость и число зубьев соответственно быстроходного и тихоходного зубчатых колёс. 3. п. с переменным передаточным числом осуществляют некруглыми цилиндрич. колёсами, к-рые ведомому элементу сообщают заданную плавно изменяющуюся скорость при постоянной скорости ведущего. Такие 3. п. применяют редко. Передаточное число одной пары колёс в редукторах обычно до 7, в коробках скоростей - до 4, в приводах столов станков - до 20 и более. Окружные скорости для высокоточных прямозубых 3. п.- до 15 м/сек, для косозубых - до 30 м/сек, в быстроходных передачах скорости достигают 100 м/сек и более.

3. п. являются наиболее рациональным и распространённым видом механич. передач. Их применяют для передачи мощностей - от ничтожно малых до десятков тысяч квт, для передачи окружных усилий от долей грамма до 10 Мн (1000 тс). Основные достоинства 3. п.: значительно меньшие габариты, чем у др. передач; высокий кпд (потери в точных, хорошо смазываемых передачах 1-2% , в особо благоприятных условиях 0,5% ); большая долговечность и надёжность; отсутствие проскальзывания; малые нагрузки на валы. К недостаткам 3. п. можно отнести шум при работе и необходимость точного изготовления.

Рис. 2. Образование эвольвентных профилен: NN - общая нормаль; Р - полюс зацепления; а - угол зацепления; w1 н w2,- угловые скорости; 1 и 2 - зубчатые колёса.
[930-26.jpg]



Зубчатые колёса находятся в т. н. зубчатом зацеплении, основной кинематической характеристикойк-рого является постоянство мгновенного передаточного отношения при непрерывном контакте зубьев. При этом общая нормаль (линия зацепления) к профилям зубчатых колёс в любой точке их касания должна проходить через полюс зацепления (рис. 2). В цилиндрич. передачах полюсом зацепления является точка касания начальных окружностей зубчатых колёс, т. е. окружностей, к-рые катятся друг по другу без скольжения. Диаметры начальных окружностей d1 и d2 можно определить из соотношений:

[930-27.jpg]

где А - межосевое расстояние (расстояние между осями колёс). Указанному условию удовлетворяют мн. кривые, в частности эвольвенты, к-рые наиболее выгодны для профилирования зубьев с точки зрения сочетания эксплуатац. и технология, свойств, поэтому эволъвентное зацепление получило преим. применение в машиностроении. Колёса с эвольвентным профилем могут быть нарезаны одним инструментом, независимо от числа зубьев и так, чтобы каждое эвольвентное колесо могло входить в зацепление с колёсами, имеющими любое число зубьев. Профиль зубьев инструмента может быть прямолинейным, удобным для изготовления и контроля. Эвольвентное зацепление мало чувствительно к отклонениям межосевого расстояния. Контакт профилей зубьев происходит в точках линии зацепления, проходящей через полюс зацепления касательно к основным окружностям с диаметрами[930-28.jpg] -угол зацепления. Основной размерный параметр эвольвентных и др. зубчатых зацеплений - модуль т, равный отношению диаметра делительной окружности зубчатого колеса dД к числу зубьев г. Для некорригированных эвольвентных зацеплений (см. Коррширование зубчатых колёс) начальные и делительные окружности совпадают:

[930-29.jpg]Профиль т. н. производящей рейки при образовании зубчатого колеса очерчивается по исходному контуру основной рейки (рис. 3), к-рая получается приувеличении числа зубьев нормального эвольвентного зубчатого колеса до бесконечности.

Рис. 3. Исходныйконтур основной рейки

[930-30.jpg].



Зубья производящей рейки имеют увеличенную высоту h = (h' + h") для образования радиального зазора в зацеплении (сот), толщину по делительной окружности s, радиус закругления ri, шаг зацепления t, угол зацепления[930-31.jpg] В косозубых колёсах исходный контур принимают в сечении, нормальном к линии зуба.

В конической 3. п. (рис. 4) начальные цилиндры заменяются начальными конусами 1 и 2. Профили зубьев приближённо рассматриваются как линии пересечения боковых поверхностей зубьев с дополнит. конусами 3 и 4, соосными начальным, но с образующими, перпендикулярными образующим начальных конусов.

[930-32.jpg]

Рис.4. Образование конического зацепления.

Модуль, начальные и делительные окружности измеряют на внешнем дополнит. конусе. Для удобства профилирования зубьев дополнит. конусы развёртывают на плоскость 5 и 6. Эвольвентное зацепление может быть улучшено корригированием. Кроме эвольвентного зацепления, в часовых механизмах и нек-рых др. приборах применяют циклоидальное зацепление, работающее с меньшими потерями на трение и позволяющее применять зубчатые колёса с малым числом зубьев, но не обладающее указанными достоинствами эвольвентного зацепления. В тяжёлых машинах наряду с эвольвентными передачами применяют круговинтовые передачи (рис. 5), предложенные в 50-х гг. 20 в. М. Л. Новиковым. Профили зубьев колёс в зацеплении Новикова очерчиваются дугами окружностей.

Рис. 5. Передача Новикова.

[930-33.jpg]



Выпуклые зубья одного зубчатого колеса (обычно малого) контактируют с вогнутыми зубьями другого. Начальное касание (без нагрузки) происходит в точке. В передаче Новикова зубчатые колёса косозубые. Точки контакта зубьев перемещаются не по высоте зубьев, а только в осевом направлении, т. о. линия зацепления параллельна осям колёс. К достоинствам таких 3. п. относятся: пониженные контактные напряжения, благоприятные условия для образования масляного клина, возможность применения колёс с малым числом зубьев и, следовательно, большие передаточные числа. Несущая способность передач Новикова по критерию контактной прочности существенно выше, чем эвольвентных.

Для удовлетворительной работы 3. п. необходима достаточная их точность. Для 3. п. предусмотрено 12 степеней точности, выбираемых в зависимости от назначения и условий работы передачи.

Основные причины выхода из строя 3. п.- поломки зубьев, усталостное выкрашивание поверхностных слоев зубьев, абразивный износ, заедание зубьев (наблюдаемое при разрушении масляной плёнки от больших давлений или высоких темп-р).

Осн. материалами для зубчатых колёс являются легированные стали, подвергаемые термич. или химико-термич. обработке: поверхностной закалке, преимущественно токами высокой частоты, объёмной закалке, цементации, нитроцементации, азотированию, цианированию. 3. п. из сталей, улучшаемых термообработкой до нарезания зубьев, изготовляют при отсутствии жёстких требований к их габаритам, чаще всего в условиях мелкосерийного и индивидуального произ-ва. При особых требованиях к бесшумности и малых нагрузках одно из зубчатых колёс делают из пластмассы (текстолита, капролона, древеснослоистых пластиков, полиформальдегида), а сопряжённое - из стали. 3. п. рассчитывают на прочность по напряжениям изгиба в опасном сечении у основания зубьев и по контактным напряжениям в полюсе зацепления.

3. п. применяют в виде простых одноступенч