БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 войск. В окт. 1941 был арестован япон. полицией, в сент. 1943 приговорён к смертной казни, а через год повешен. Похоронен в Токио.



ЗОРГЕ (Sorge) Фридрих (9.11.1828, Бетау, Пруссия, - 26.10.1906, Хобокен, США), немецкий марксист, деятель международного и амер. рабочего движения, ученик и соратник К. Маркса и Ф. Энгельса. 3. участвовал в Баденско-Пфальцском восстании (май - июль 1849). После поражения восстания эмигрировал в Швейцарию. По настоянию полицейских властей вынужден был выехать в Бельгию, а затем в Великобританию, в 1852 переселился в США. Проездом в Лондоне познакомился с К.Марксом. Активно участвовал в пропаганде марксизма в США. Был одним из руководителей Коммунистич. клуба в Нью-Йорке (осн. в 1857) и ряда др. рабочих и социалистич. орг-ций в США. Активный деятель 1-го Интернационала, организатор его секций в США. В 1872-74 ген. секретарь 1-го Интернационала. Участвовал в основании Социалистической рабочей партии Сев. Америки (1876- 1877); возглавлял борьбу против лассальянцев.

Соч.: Erinnerungen eines Achtundvierzigers, "Neue Zeit", 1899, Bd 2, № 31-40; в рус. пер. -Рабочее движение в Соединенных Штатах, СПБ. 1907.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953 (см. указ. имен); Ленин В. И., Предисловие к рус. переводу книги "Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др.", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 15; Румянцева Н. С., Фридрих Зорге - человек упрямой справедливости, М., 1966.

Л. И. Голъман.


ЗОРИЛЛА (Ictonyx striatus), хищное млекопитающее сем. куньих. Дл. тела 28-38 см, хвоста 20-30 см. Окрашена в чёрный цвет с широкими белыми продольными полосами, хвост белый, на чёрной голове белые пятна. Анальные железы 3. выделяют вонючий секрет, к-рый 3. выбрызгивает, защищаясь от врага. Распространена 3. в Африке к Ю. от Сенегала, сев. Нигерии, Судана и Эфиопии.
[930-3.jpg]

Наземное животное, однакохорошо лазает по деревьям и плавает. Ведёт ночной одиночный образ жизни. Питается мышевидными грызунами и крупными насекомыми. В помёте 2- 3 детёныша. Приносит пользу, уничтожая вредных грызунов.

3ОРИН Валериан Александрович [р. 1(14). 1.1902, Новочеркасск], советский дипломат, гос. и парт. деятель. Чл. КПСС с 1922. Род. в семье учителя. В 1922-32 на руководящей работе в Моск. гор. к-те и ЦК ВЛКСМ. В 1935 окончил Высший коммунистич. ин-т просвещения. В 1935-41 на парт. и педагогич. работе. В 1941-44 в аппарате НКИД СССР. В 1945-47 посол СССР в Чехословакии. В 1947-55 зам. мин. иностранных дел СССР, одновременно в 1952-53 постоянный представитель СССР в Совете Безопасности ООН. В 1955-56 посол СССР в ФРГ. В 1956-65 зам. мин. иностранных дел СССР, одновременно в 1960-62 постоянный представитель СССР при ООН и представитель СССР в Совете Безопасности ООН. С 1965 посол СССР во Франции. С 1971 посол по особым поручениям при МИД СССР. На 20-м съезде КПСС избран канд. в чл. ЦК, на 22-м и 23-м чл. ЦК КПСС. Награждён 3 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

ЗОРИН Дмитрий Иванович [5(18).8. 1905, дер. Кузьменовская, ныне Кинель-Черкасского р-на Куйбышевской обл.,- 25.11.1967, Москва], русский советский писатель. По образованию - юрист. Печататься начал в 1927. Первое крупное произв.- роман "Перелом" (1931), изображающий классовую борьбу в зауральском селе. Пьесы "Вечный источник" (1957) и "Весенний гром" (1961) составляют дилогию, посв. жизни крестьянства в сов. время. В первой создан образ В. И. Ленина, к-рый был оценён критикой как значит. успех драматурга. 3. принадлежат также пьесы "Возвращение Тараса" (1948), "Портрет девушки" (1960), рассказы и очерки. В 1966 опубл. историко-революц. роман "Русская земля".

Соч.: Вечный источник. Весенний гром, М.. 1962.

Лит.: Караганов А.. Великая тема, великий образ, "Театр", 1958, № 4; Зубков Ю.. "Весенний гром". [Ред.], "Театр", 1962. № 1; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 3, М., 1961.



ЗОРИН Леонид Генрихович (р. 3.11. 1924, Баку), русский советский драматург. Чл. КПСС с 1952. Окончил Азерб. ун-т им. С. М. Кирова (1946) и Лит. ин-т им. М. Горького (1947). Первая пьеса - "Молодость" (1949, пост. Малого театра). Затем на сценах Москвы, Ленинграда и др. городов были поставлены пьесы - "Гости" (1954), "Светлый май" (1958), "Добряки" (1959), "Палуба" (1963), "Энциклопедисты" (1962), "Дион" (пост. 1965), "Декабристы" (пост. 1967), "Варшавская мелодия" (1967), "Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова" (1968), "Коронация" (пост. 1969) и др. В качестве сценариста участвовал в создании фильмов "Мир входящему" (1961, совм. с А. А. Аловым и В. Н. Наумовым), "Друзья и годы" (1966) и др. Для 3. характерно стремление к созданию острого, социально значимого конфликта, к постановке серьёзных обществ. проблем, часто - сатирич. направленность. Некоторые пьесы поставлены за рубежом.

Соч.: Светлый май. Добряки. Увидеть вовремя. По московскому времени, М., 1962з Декабристы, М., 1969.

Лит.: О пьесе Л. Зорина "Гости". "Советская культура", 1954, 5 тоня; Свободин А., Сентиментальный вальс Вахтанговцев, "Театр", 1967, № 6: Лакшин В., Посев н жатва, "Новый мир". 1968, № 9; История советского драматического театра, т. 6. 1953-1967, М., 1971 (см. указатель имён и названий).



ЗОРИНСК, город (с 1963) в Перевальском р-не Ворошиловградекой обл. УССР. Ж.-д. ст. (Мануиловка) на линии Дебальцево - Ворошиловград. 12,4 тыс. жит. (1970). Добыча угля.

ЗОРИЧ А. (псевд.; наст. имя и фам. Василий Тимофеевич Локоть) (1899, Борзна, ныне Черниговской области,- 1937), русский советский писатель, один из первых сов. фельетонистов (сотрудничал в "Правде", затем в "Известиях"). Значит. место в творчестве 3. занимают пронизанные романтич. пафосом рассказы о героях революции. 3. много ездил по стране, публиковал путевые очерки. По его киносценариям были поставлены фильмы "Дон Диего и Пелагея" и "Девушка спешит на свидание".

Соч.: Избр. рассказы. М., 1932; Легкомысленная повесть, Л., 1934; Самое главное. Рассказы. Очерки. Фельетоны. [Вступ. ст. Ф. Левина], М., 1961; Созвездие Ориона. Рассказы, К., 1963.

Лит.: Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 7 (доп.), ч. 1, М., 1971.



ЗОРКУЛЬ, Виктория, озеро на Памире, на границе Тадж. ССР и Афганистана. Расположено на выс. 4126 м. Дл. до 20 км, шир. ок. 3,5 км. Пл. 38,9 км2. Вода пресная, богато рыбой и водоплавающей птицей. Из озера вытекает пограничная р. Памир, один из истоков р. Пяндж.



ЗОРОАСТР, пророк и реформатор др.-иранской религии, получившей назв. зороастризма; более известен как Заратуштра.



ЗОРОАСТРИЗМ, религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Бл. и Ср. Востока, а в наст. время у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра, до сер. 6 в. до н. э.). Священный канон 3.- "Авеста". Для 3. характерны: монотеистич. тенденция, выраженная в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазда, по имени к-рого 3. наз. маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала - добра и зла, борьба между к-рыми составляет содержание мирового процесса. К силам зла в 3. принадлежат дайвы (позже дэвы - "демоны") - натуралистич. боги индоиран. религии (остались богами в Индии и у части иран. племён), отличные от асур ("владыка", иран. ахура), богов с особой властью морального порядка. Гл. роль в ритуале 3. играет огонь, рассматривающийся как воплощение божеств. справедливости, арты. Во главе сил добра в 3. стоят Ахурамазда (позже Ормазд) и его дух Спента-Майнью (Святой дух), во главе сил зла - враждебный дух-разрушитель Анхра-Майнъю (позже Ахриман), в дальнейшем как злой бог прямой соперник Ахурамазды.

Маздеизм развивался в эпоху возникновения гос. образований и боролся с культом дайвов, связанным со старым жречеством и родоплеменной знатью. Согласно 3., цель мирового процесса, победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причём особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты): он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла, но совместное коллективное усилие приверженцев истинной веры приведёт к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный 3.; осн. орудия в борьбе со злом - "добрая мысль", "доброе слово", "доброе дело". Особое значение придаётся умножению благого материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистич. предпринимательства у совр. парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. 3. всегда был чужд аскетизм.

3. окончательно оформился как гос. религия при Сасанидах. После араб. завоевания 3. ещё 3-4 века играл значит. роль в Иране и соседних странах; тогда же были написаны многие произведения лит-ры 3. на ср.-перс. языке, в т. ч. обширная энциклопедия 3.- Денкарт (9 в.). С дальнейшим распространением ислама многие последователи 3. эмигрировали в Индию, их потомки - парсы. В эпоху соперничества с христианством и затем исламом в 3. отмечается стремление принизить значение злого духа; парсы признают, по существу, лишь бога Ормазда, а Ахриман мыслится в основном как символ дурных тенденций в человеке.

Источн.: Kent R.G.,Old Persian, 2 ed., New Haven, 1953; Pahlavi texts, transl. by E. W. West., v. 1-5, L., 1890-97 (Sacred Books of the East, v. 5, 18, 24, 37, 47).

Лит.: Струве В. В., Родина Зороастризма, "Советское востоковедение", 1948, т. 5, с. 5-34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, "Archiv orientalni", 1956, v. 24, № 1; История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de 1'Iran ancien, P., 1962. См. также лит. при ст. "Авеста", Заратуштра.

Э. А. Грантовский.



ЗОРЬКА, 1) род травянистых растений сем. гвоздичных; то же, что лихнис; 2) птица рода сплюшек отряда сов; то же, что обыкновенная сплюшка.

ЗОРЬЯН Стефан (псевд.; наст. фам. Аракелян) [4(16).9.1890, с. Караклис, ныне г. Кировакан,-14.10.1967, Ереван], армянский советский писатель. Акад. АН Арм. ССР (1965). Печататься начал в 1909. Первый сб. рассказов 3. "Хмурые люди" (1918) проникнут любовью к обездоленным людям. В повестях "Председатель ревкома" (1923) и "Девушка из библиотеки" (1926) 3. впервые в арм. лит-ре создал образы участников Гражд. войны 1918-20, сильных, волевых людей, преданных революции. Социалистич. преобразования в маленьком городке показаны в романе "Белый город" (1930). Автобиографич. роман "История одной жизни" (т. 1-2, 1934-38) - драматич. картина жизни дореволюц. Закавказья, история нравственных исканий героев, нашедших правду в революции.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 написал историч. роман "Царь Пап" (1944) о героич. борьбе армян против чужеземных захватчиков в 4 в. Начатый ещё в 30-е гг. роман "Семья Амирянов" полностью опубл. в 1963. В "Книге воспоминаний" (1958) 3. рассказал о встречах с М. Горьким, О. Туманяном, А. Ширванзаде и др. Манера письма 3. лирически мягкая, искренняя, лаконичная. Перевёл на арм. яз. "Войну и мир" Л. Н. Толстого, ряд произв. И. С. Тургенева и др. Соч. 3. переведены на мн. языки. 3. был депутатом Верховного Совета СССР 4, 5 и 7-го созывов. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

В рус. пер. - Избранное, М., 1956; Рассказы, М., 1959; История одной жизни, М.-Л., 1961; Семья Амирянов. Роман, М., 1967.

Лит.: Брайнина Б. и Xитарова С., Стефан Зорьян. Очерк творчества, М., 1960; Агабабян С., Стефан Зорьян, Ер., 1956; История армянской советской литературы, М., 1966.



ЗОСИМ (Zosimus), позднеримский историк (кон. 5 в.). Автор "Новой истории" (в 6 кн., написана ок. 498), в к-рой кратко изложена история Рим. империи от Августа до взятия Рима Аларихом 1 (410). Период с 270 по 410 излагается 3. более подробно. Как идеолог старой рим. языческой аристократии, 3. оппозиционно настроен по отношению к христианству, распространение к-рого он считал одной из главных причин разложения Рим. империи; резко критиковал политику имп. Константина I и Феодосия I.

Соч.: Historia nova, ed. Z. Mendelssohn, Lipsiae, 1887.



ЗОСИМА (ок. 3-4 вв.), греческий учёный, считающийся одним из основателей алхимии. Работал в Александрии. В своих трудах 3. даёт мистико-аллегорич. описание химич. операций, в частности "священного искусства" сообщать неблагородным металлам серебристо-белый и золотисто-жёлтый цвет, что принималось за превращение их в серебро и золото.

Лит.: Фигуровский Н. А., Очерк общей истории химии от древнейших времен до начала 19 в., М.. 1969.

ЗОСТЕРА, род многолетних морских трав сем. взморниковых; то же, что взморник.



ЗОТОВ Никита Моисеевич (ок. 1644- 1718), думный дьяк, с 1710 граф. Начал службу подьячим моск. приказов. В кон. 1670 - нач. 1680-х гг. учитель царевича Петра. В 1695 начальник походной канцелярии Петра I под Азовом, с 1701 глава Ближней канцелярии. Печатного приказа. Участник забав молодого царя.



ЗОФ Вячеслав Иванович (дек. 1889 - 20.6.1937), советский воен. и гос. деятель. Род. в г. Дубно, ныне Ровенской обл. По национальности чех. В революц. движении с 1910, чл. Коммунистич. партии с 1913. Во время 1-й мировой войны 1914-18 работал слесарем на Сестрорецком оружейном з-де, где возглавлял большевистское подполье. После Февр. революции 1917 руководил большевистской организацией Сестрорецка и был деп. Петроградского совета. В июле 1917 по поручению ЦК РСДРП(б) подготовил для В. И. Ленина удостоверение на имя рабочего К. П. Иванова и организовал его переезд из Петрограда в Разлив, а затем осуществлял связь Ленина с ЦК. В 1918-19 комиссар бригады и дивизии, нач. снабжения 3-й армии Вост. фронта. В 1919-20 член РВС Балт. флота и член комитета обороны Петрограда. В 1921 - 1924 комиссар при главнокомандующем мор. силами Республики. С дек. 1924 по 1926 нач. ВМС и член РВС СССР. В 1927-29 пред. Совторгфлота. В 1930-31 зам. наркома путей сообщения, с 1931 1-й зам. наркома водного транспорта. Награждён орденом Красного Знамени.



ЗОХРАБ Григор [14(26).6.1861, Константинополь,- 19.7.1915], армянский писатель, публицист, критик, политич. деятель. Жил в Турции. В 1908-15 чл. тур. парламента и чл. Нац. собрания при Армянском патриархате. Печататься начал в 1878. Зачинатель жанра новеллы в западноарм. лит-ре. В новеллах "Фамилия архимандрита" (1887), "Женский врач" (1888), "Нерсес" (1888), "Буря" (1889), "Прости господи" (1890), "Долг отца" (1892) и др. 3. изобличал алчность капиталистов и ростовщиков, нравы дворянской и бурж. семьи. Он нарисовал образы представителей "низов" ("Аинка", 1892, "Тефарик", 1892), вскрывал язвы совр. общества, защищал жертвы социального неравенства: "Постал" (1901), "Покойник" (1901), "Магдалина" (1902), "Акопик" (1904), "Церковный двор"