БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101убъективного идеализма в духе Фихте 3. под влиянием Спинозы, а также Шеллинга, к-poro слушал в Йене, эволюционировал к объективному идеализму ("Философские беседы", 1817). Наиболее значительны эстетич. сочинения 3.- "Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и искусстве" (т. 1-2, 1815) и посмертно изданные "Лекции по эстетике" (1829). 3. истолковал в них выдвинутое нем. романтиками понятие романтич. иронии в духе объективного идеализма, отождествив её с диалектич. моментом отрицания отрицания. В этом отношении 3. явился одним из предшественников Гегеля, высоко его ценившего (см. "Эстетика", т. 1, М., 1968, с. 74-75).

Соч.: Nachgelassene Schriften und Briefwechsel, Bd 1 - 2, Lpz., 1826; The complete correspondence, N.Y. -В., 1933 (совм. с J. L. Tieck).

Лит.: Мемнон (Давыдов И. И.), Разбор сочинения Сольгера..., "Вестник Европы", 1822, № 13 - 14; Heller J. Е., Sоlgers Philosophic der ironischen Dialektik, Kirchhain, 1928 (Diss.); Boucher M., K. W F. Solger, P., 1934; Herzog R., Die Bewahrung der Vernunft. Erne Untersuchung der Metaphysik K. W. F. Solgers, Munch., 1967. Г. М. Фридлендер.



ЗОЛЬНИК, поддувало, часть слоевой топки, расположенная под колосниковой решёткой. Через решётку в 3. проваливается зола. При чистке топок с поворотными колосниками в 3. сбрасывается также шлак. Через 3. и решётку подаётся воздух, необходимый для сгорания топлива.



ЗОЛЬНИК, слои золы (часто в виде курганной насыпи), насыщенные костями животных и остатками предметов материальной культуры. 3. встречаются на поселениях эпохи поздней бронзы и раннего железного века, гл. обр. лесостепной полосы Сев. Причерноморья и частично Сев. Кавказа. Образовались в результате многократного ссыпания в одно место золы из домашних очагов, остатков жертвоприношений и пищи, домашнего мусора и битой посуды. 3. связаны с культом домашнего очага и земледелия.



ЗОЛЬНОЕ, посёлок гор. типа в Куйбышевской обл. РСФСР. Расположен на прав. берегу Волги, в 20 км к В. от г. Жигулёвска. Добыча нефти.



ЗОЛЯ (Zola) Эмиль (2.4.1840, Париж,- 29.9.1902, там же), французский писатель. Сын инженера. В юности испытал влияние А. де Мюссе и В. Гюго. В раннем творчестве ощутимо воздействие романтич. поэтики (новеллы цикла "Сказки Нинон", 1864, роман "Исповедь Клода", 1865). Лит.-критич. и искусствоведч. книги 3. ("Что я ненавижу", 1866, "Мой салон", 1866, "Эдуард Мане", 1867) направлены против офиц. салонно-академич. иск-ва, в поддержку первых выступлений импрессионистов. Считая большой заслугой Э. Мане и импрессионистов смелость и непосредственность в изображении реальной жизни, 3. осудил позже утрату ими этих качеств. В предисл. ко 2-му изд. романа "Тереза Ракен" (1867) 3. заявил о своей принадлежности к "группе писателей-натуралистов" (см. Натурализм). Вводя в литературу данные естеств.-научных открытий, медицины и физиологии, а также эстетич. теорию позитивизма (И. Тэн), 3. отчасти подменял социальные и историч. факторы формирования личности биологич. обусловленностью. В 1868-70 3. сотрудничал в органах респ. оппозиции: газ. "Трибюн"("Tribune"), "Рапель" ("Rappel"). В канун франко-прус. войны 1870-71 он открыто выступил за низвержение Наполеона III, против провоцируемой им бойни: очерк "Война" (газ. "Клош" - "La cloche", 1870). Политич. неприятие бонапартистского режима - один из идейных мотивов отхода 3. от эстетики натурализма.

В кон. 1868 3. начал работу над серией романов о Второй империи. У истоков замысла этой эпопеи - наследие О. Бальзака. В серию "Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи" (1871-93) вошли 20 романов, объединённых идеей вскрыть динамику развития личности, семьи, социальных групп в обществе, а самого общества - в истории. Сопоставляя республиканское настоящее с имперским прошлым, 3. обнажал внутр. родство между двумя режимами, развенчивал бурж.-респ. демагогию и лицемерную ложь о классовой гармонии. Рабочий был и остался пленником нужды ("Западня", 1877). В обществе господствует власть золота ("Деньги", 1891). Страсть к наживе охватила всё общество - деревню ("Земля", 1887), город ("Дамское счастье", 1883), разнуздала самые низменные животные инстинкты в человеке ("Накипь", 1882). Молодые буржуа у 3. деморализованы историч. опытом своих отцов. Они либо безвольно гниют на корню ("Добыча", 1871), либо расчётливо продвигаются по служебной лестнице ("Карьера Ругонов", 1871, "Его превосходительство Эжен Ругон", 1876). Писателю нередко казалось, что одичание человека коренится в самой его природе ("Человек-зверь", 1890). Но в художеств. анализе социальных и психологич. факторов, определяющих формирование человека-собственника, сам 3. опровергал биологич. детерминизм ("Чрево Парижа", 1873). Идея наследственности постепенно утрачивала в соч. 3. свою универсальную роль, её вытесняла историч. и социальная точка зрения на человека-пролетария, способного возмущаться и противостоять обстоятельствам ("Жерминаль", 1885). В массовых сценах убийства, да и всем сюжетом "Разгрома" (1892) 3. осудил бурж. строй, вступивший в империалистич. фазу своего развития. Взгляды 3. на иск-во отразились в романе "Творчество" (1886), темой к-poro явилась художеств. жизнь Франции 1860-х-сер. 1880-х гг.

"Теория натурализма" (3. сохранил выдвинутый им термин, к-рый по сути дела он в зрелые годы отождествлял с реализмом) обоснована 3. в работах "Экспериментальный роман" (1880), "Романисты-натуралисты" (1881), "Литературные документы" (1881). Физиологич. аспект снижал интеллектуальную силу персонажей 3. по сравнению с героями Бальзака. Но в "Ругон-Маккарах" франц. реализм одновременно и расширил свои границы, запечатлев образы таких "экономических организмов-гигантов" (по выражению П. Лафарга), как шахта, жел. дорога, биржа, проанализировав их влияние на человеч. характер.

В драматургич. наследии 3. наиболее значительны драма "Тереза Ракен" (пост. 1873) и комедия "Наследники Рабурдена" (1874). Рост социалистич. тенденций в рабочем движении 90-х гг. позволил 3. ("Речь к юношеству", 1893) увидеть "... в поднимающемся социализме зачаток социального закона будущего, закона труда для всех..." (цит. по кн.: Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 29, 1954, с. 181). Герой трилогии "Три города" ("Лурд", 1894, "Рим", 1896, "Париж", 1898) интеллигент Пьер Фроман подвергает научной экспертизе христианскую веру и открывает у её истоков эксплуатацию невежественной толпы, грубую торговлю "чудом". Свою мечту о грядущем торжестве разума, труда 3. воплотил в незавершённой социальной утопии-тетралогии "Четыре евангелия" ("Плодовитость", 1899, "Труд", 1901, "Истина", 1903, посмертно, "Справедливость", не заверш.). В 1898, во время Дрейфуса дела, 3. поднял голос против клерикальной и воен. реакции (сб. статей "Истина шествует", 1901). Письмо 3. президенту республики "Я обвиняю" (опубл. в газ. "Орор" - "L'Aurore", 13.1.1898), по выражению Ж. Геда,-самый революц. акт века. Бурж. Франция приговорила 23 февр. 1898 писателя-гражданина к тюремному заключению. 3. удалился в изгнание (вернулся в 1899).

3. мечтал создать театр для народа. В цикле драм "Франция шествует" он намеревался продолжить битву с Третьей республикой, в к-рой под революц. вывеской властвовал монархич. дух. Замысел не был реализован. 3. внезапно скончался от отравления угарным газом.

Прямое влияние 3. испытали писатели разных стран. В России произв. 3. с 1872 печатались порой раньше, чем во Франции. В 1875-80 3. благодаря посредничеству И. С. Тургенева сотрудничал в журн. "Вестник Европы". Глубокий отклик в России породило письмо "Я обвиняю". После Великой Окт. социалистич. революции наследие 3. высоко оценили А. В. Луначарский и М. Горький. "По романам Эмиля Золя,- сказал Горький,- можно изучить целую эпоху" (Собр. соч., т. 25, 1953, с. 94).

Соч.: Les oeuvres completes. Notes et commentaires de M. Le Blond, [t. 1 - 50], P., 1927-29; CEuvres completes, ed. etablie sous la direction de Henri Mitterand, [t. 1 - 42], P., 1966 - 69; в рус. пер. -Собр. соч., т. 1 - 18. Под общей ред. А. Пузикова. М., 1957; Собр. соч. в 26-ти томах. Вступ. ст. И. Аниснмова, М., 1960-67; Э. Мана, Л., 1935.

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Об искусстве. Сост. М. Лифшиц, т. 1 - 2, М., 1967; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36 ("Пророческие слова", с. 476); Анисимов И. И., Золя, в его кн.: Классическое наследство и современность, М., 1960; Барбюс А., Золя. Вступ. статья А. Луначарского, М. - Л., 1933; Клеман М. и Реизов Б., Э. Золя, Л., 1940; Крупская Н. К., Педагогические сочинения в 10 тт., т. 8, М., 1960, с. 638 - 39; Лану А., Здравствуйте, Эмиль Золя!, М.,1966; Лафарг П., "Деньги" Золя, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1936; Луначарский А., "На кисельных берегах". Современная литература на Западе, в кн.: Литературное наследство, т. 82, М., 1970; Манн Г., Речь о Золя в Праге. Золя. Соч. в 8 тт., т. 8, М., 1958; Пузиков А. И.. Э. Золя, М., 1961; его же, Золя, М., 1969; Эйхенгольц М., Творческая лаборатория Золя, М., 1940; Якимович Т., Молодой Золя. Эстетика и творчество, К.,1971; Freville J., Zola, semeur d'orages, P., [1952]; Gui11emin H., Presentation des Rougon-Macquart, [P., 1964]; Max S., Les metamorphoses de la grande ville dans les Rougon-Macquart, P., 1966; Mitterand H., Zola journaliste.... P., [1962]; Ramond F., Les personnages des Rougon-Macquart, P., 1901; Ternois R., Zola et ses amis italiens. Documents inedits, P., 1967; Zola, [New Haven (Connc.), 1969].

Библиографические издания. Брук Е. Ф. иПаевская Л. В., Э. Золя. (К 50-летию со дня смерти), М.,1953; Mitterand H. е t Suwala H., Emile Zola journaliste. Bibliographic chronologique et analytique, v. 1 - , P., 1968.

В. П. Балашов,



ЗОМАН, нервно-паралитическое отравляющее вещество; пинаколиновый эфир фторангидрида метилфосфоновой кислоты[929-1.jpg]

бесцветная, малолетучая жидкость; tкип42°С(0,2 мм рт. ст.), [929-2.jpg]1,04,[929-3.jpg]1,408. 3. ограниченно растворим в воде, в органических растворителях - хорошо; очень медленно гидролизуется водой, значительно быстрее водными растворами кислот, щелочей и аминов, с образованием нетоксичных веществ.

3. обладает резко выраженным мистическим действием (сужение зрачка), смертельная концентрация в воздухе 0,02 мг/л при экспозиции 1 мин. Действие 3. на кожу в капельно-жидком и парообразном состоянии вызывает общее отравление. Защитой от 3. служат противогаз и защитная одежда.

Лит.: Степанов А., Отравляющие вещества. "Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева", 1968, т.13, № 6, с. 608.

ЗОМБА (Zomba), город, столица Малави. Расположен на склонах г. Зомба на выс. 900 м над ур. м., в 60 км к С.-В. от г. Блантайр, с к-рым соединён автодорогой. 20 тыс. жит.(1966, с пригородами). Опытная с.-х. станция. Летний курорт. В р-не 3.- таб. плантации. Насел. пункт возник в 80-х гг. 19 в.



ЗОМБАРТ (Sombart) Вернер (19.1.1863, Эрмслебен, Гарц,-18.5.1941, Берлин), немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Г. Шмоллера. С 1890 проф. в Бреславле (Вроцлав), с 1906 - в Берлине.

В ранних работах испытал влияние марксизма, в дальнейшем выступал против историч. материализма и экономич. учения К. Маркса. Работы 3. посвящены прежде всего экономич. истории Зап. Европы, в особенности возникновению капитализма (3. собрал при этом огромный фактич. материал), проблемам социализма и социальных движений. Пытаясь соединить эмпирич. изучение экономики и теоретич. объяснение обществ. жизни, 3. разработал понятие "экономич. системы" как некоей целостности, вызывающей к жизни специфич. для неё экономич. ин-ты и представляющей собой выражение "духа" общества (при этом 3. отождествляет понятия духа и общества). 3. попытался создать свою теорию первонач. накопления, выдвинув в качестве осн. источника накопления капитала аккумуляцию феод. зем. ренты. Начиная с 1920-х гг. концепции 3. использовались реакц. политич. кругами Германии.

Соч.: Noo-Soziologie, В., 1956; Studien zur Entwicklungsgescbichte des modernen Kapitalismus. Bd 1 - 2, Munch. - Lpz., 1913: Die Zukunft dеs Kapitalismus, B., 1932; Deutscner Sozinlismus, В., 1934; в рус. пер.- Социализм и социальное движенце в 19 столетии, СПБ, 1902; Художественная промышленность и культура, СПБ, [б. г.1; Идеалы социальной политики. СПБ, 1906; Современный капитализм, т. 1 - 2, М.. 1903 - 03; т. 3, М,- Л., 1930 (т. 1, 2 изд., М. -Л., 1931); Буржуа, М., 1924; Народное хозяйство а Германии в 19 и в нач. 20 в., М., 1924.

Лит.: Луначарский А. В.. Зомбарт о душе буржуа, в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. -П.. 1923. с. 202 - 23. Ц. Г. Арзаканьян. Б. Т. Григорьян.


ЗОММЕРФЕЛЬД (Somnierfcld) Арнольд (5.12.1868, Кенигсберг, - 26. 4. 1951, Мюнхен), немецкий физик и математик. Окончил Кёнигсбергский ун-т (1891). Проф. математики Горной академии в Клаустале (с 1897), Высшего технич. уч-ща в Ахене (с 1900), Мюнхенского ун-та (с 1906). Важнейшие работы 3. по теории атома, теории металлов, математич. физике. Усовершенствовал модель атома Бора, предложив более общую формулировку квантовых условий, допускающую не только круговые, по п эллиптические орбиты; учёт зависимости массы от скорости позволил при этом дать теорию тонкой структуры водородоподобных атомов (1916). Применив принцип Паули к электронному газу в металле, 3. дал более точную формулу для Видемана - Франца закона и объяснил ряд др. явлений в металлах (джоулево тепло, термоэлектрич. эффекты и т. д., 1928). Создал строгую математич. теорию дифракции (1895), получил интегральное представление бесселсвых функций (интеграл Зоммерфельда, 1896), решил задачу об излучении вертикального диполя, помещённого на границе двух сред (1909), внёс существ. вклад в исследование рентгеновских лучей, разработал теорию тормозного излучения электронов (1931). Портрет стр. 571.

Соч.: Theorie des Krcisels, Bd 1-3. Lpz., 1897 - 1903 (совм. с F. Klein); в pyc.пеp.- Электронная теория металлов, Л. - М., 1938 (совм. с Г. Боте); Механика. М., 1947; Дифференциальные уравнения к частных производных физики, М.. 1950; Механика деформируемых сред, М., 1954; Оптика, М., 1953; Термодинамика н статистическая физика. М., 1955: Электродинамика, М., 1958: Строение атома н спектры, т. 1 - 2, М., 1956.

Н. Д. Рожанский.

3ОHA (от греч. zone - пояс), участок, область, пояс, полоса чего-либо, обладающие определ. качеств. признаком (напр., пограничная зона, зона молчания, зоны Френеля и др.).

ЗОНА в музыке, область, в пределах к-рой могут меняться физ. количеств. характеристики звука (частота колебании, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени муз. звукоряда (до, до-диез, ре и т. д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (напр.,звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до445). Такие области частот называются звуковысотными зонами. Теория зонной природы звуковысотного слуха открыла новые возможности для изучения интерпретации муз. произвед