БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101но в 1896-97). Труды Г. имели большое значение для победы эволюц. учения, т. к. ещё до Ч. Дарвина он показал филогенетич. единство споровых и семенных растений. Ряд работ по физиологии растений.

Соч.: Die Entstehung des Embryo der Phanerogamen, Lpz., 1849; Vergleichende Untersuchungen der Keimung, Entfaltung und Fruchtbildung hoherer Kryptogamen... und der Samenbildung der Coniferen, Lpz., 1851.

Лит.: Баранов П. А., История эмбриологии растений..., М.- Л-, 1955; Gоеbе1 К. Е. vоn, Wilhelm Hofmeister. Arbeit und Leben, Lpz., 1924. Д.В.Лебедев.

ГОФМЕЙСТЕР (нем. Hofmeister), придворная должность в ср.-век. Германии (в 19 - нач. 20 вв. - почётный титул), придворный чин (и должность) в 18 - нач. 20 вв. в России. Г. (и стоявшие над ними обер-Г.) управляли дворцовым х-вом и штатом придворных, ведали придворным церемониалом; при герм. княж. дворах обер-Г. - председатель дворцового суда и совета при князе, наместник князя в делах управления.

ГОФРИРОВАНИЕ (от франц. gaufrеr - прессовать складки, оттискивать узор), образование гофр (изгибов, волн) на листах чёрных и цветных металлов, асбоцемента, картона, ткани и т.п. с целью увеличения их жёсткости при работе на изгиб и сжатие. Наиболее часто образуют круглые гофры, реже трапецеидальные, треугольные и более сложные. Г. производят на прессах (формованием) или в профильных валках (прокатыванием). Гофрированные материалы широко применяются в строительстве, самолётостроении и др. отраслях техники.

ГОФТ (Hooft) Питер Корнелис (1581 - 1647), голландский писатель; см. Хофт П. К.



ГОФШТЕЙН Давид Наумович [25.7(6. 8). 1889-12.7.1952], еврейский советский поэт. Чл. КПСС с 1940. Род. в г. Коростышеве в семье служащего. Учился в Петербурге и Киеве. Печататься начал в 1917. Г. противопоставил бурж.-националистич. евр. поэзии новые мотивы деревенской жизни, радости труда. Лирич. пейзажи у Г. отличаются живописной игрой красок, классически завершённой формой (сб. "У дорог", 1919). Темпы жизни большого города запечатлены в цикле "Город" (1919).После Октября Г. писал о величии нар. революции, обличал её врагов (стих. "Процессия", "Октябрь", "На острие меча", "Ты вопрошаешь, тихий брат"). Появление сб. "Лирика" (1923) было значит. явлением в евр. сов. лит-ре. Поэт откликался на события сов. действительности, писал о борьбе трудящихся в странах капитала ("На светлых руинах", 1927; "Избранные произведения", 1937; "Избранные произведения", 1948). Реалистич. стиху Г. присущ энергичный ритм, богатые ассонансы.

Соч.: Литерагур-кентениш, ч. 1-2, М., 1927 - 28; Геклибене верк, М., 1948; в рус. пер.- Новые просторы, М., 1939; Избранное. [Вступ. ст. М. Рыльского], М., 1958; Стихи, М-, 1961; Стихотворения, М., 1970.

Лит.: Литваков М., Ин умру, т. 2, К., 1918; Ойслендер Н., Вег эйн -вегойс. К., 1924; Ременик Г. А., Адихтер а новатор, "Советиш геймланд", 1964, № 3.

Г. Ременик.



ГОХ (Hooch, Hoogh) Питер де (1629- ок. 1685), голландский живописец; см. Хох П.



ГОХУА (кит. - национальная живопись), термин, появившийся в нач. 20 в. и обозначающий совр. кит. живопись водяными красками на шёлковых и бумажных свитках, в отличие от живописимаслом и акварели. В условиях упадка иск-ва в Китае кон. 19 - нач. 20 вв. (отрыв от действительности, повторение сухих канонич. схем) Г. обновила традиции нац. живописи, существовавшей с 3-2 вв. до н. э. и имевшей свои технич. особенности, жанровое своеобразие и специфич. метод изображения предмета при помощи линии и пятна на нейтральном фоне, к-рый давал ощущение неогранич. пространства. Первые мастера, работавшие в Г. (живописцы Жэнь Бо-нянь,

У Чан-ши, Чэнь Ши-цзэн), стремились обогатить традиц. методы обращением к натуре. В дальнейшем развитие нац. живописи шло двумя путями: только средствами Г. в традиц. манере исполнения - творчество Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня и др. - или соединением принципов Г. с достижениями европ. живописи (геом. перспектива, светотеневая моделировка объёма, напряжённый психологизм, пристальный интерес к человеку) - творчество Сюй Бэй-хуна, Цзян Чжао-хэ и др. В 1940- 1950-е гг. живопись Г. становится более разнообразной по сюжетам, в ней появляются лирич. и жанровые композиции на темы современности. Однако, стремясь к отражению новой действительности, мн. живописцы ограничиваются механич. введением совр. мотиве" в традиционно выполненные пейзажи.

Лит.: Николаева Н., О национальной традиции в современной китайской живописи гохуа, в сб.: Художественные направления в современном зарубежном искусстве, М., 1959, с. 5 - 25. Н. С. Николаева.

ГОХШТЕДТ, Хёхштедт (Hochstadt), город и ж.-д. станция в Баварии., на лев. берегу Дуная. В р-не Г. 13 авг. 1704 во время войны за Испанское наследство (1701-14) англо-австр. армия (48 тыс. чел., по др. данным - 58 тыс.; 52 орудия) под команд. поинца Евгения Савоиского и герцога Дж. Мальборо-разбила франко-баварскую армию (ок. 47 тыс. чел,, по др. данным - ок. 60 тыс.; ок. 90 орудий) под команд. франц. маршалов К. Таллара и Ф. Марсеня а баварского курфюрста Максимилиана. Англо-австрийцы потеряли 12-13 тыс. чел., франко-баварцы - 20-28 тыс. Англо-австр. армия не завершила победы преследованием, и франко-баварской армии удалось отойти за Дунай и соединиться с резервами, что вызвало затяжку войны. В англ. лит-ре сражение при Г. наз. сражением при Бленхейме.

ГОЦ, видные деятели партии эсеров, члены её ЦК, братья. Абрам Рафаилов и ч Г. (1882, Москва, - 1940),. с 1906 активный чл. боевой орг-ции эсеров. В 1907 приговорён к 8 г. каторги. После Февр. революции 1917 лидер фракции эсеров в Петрогр. совете. Пред. ВЦИК, избранного 1-м Всеросс. съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917. В окт. дни 1917 входил в контрреволюц. "Комитет спасения родины и революции". Один из организаторов юнкерского мятежа в Петрограде 28-29 окт. (11-12 нояб.) 1917. В 1920 за участие в борьбе против Сов. власти арестован и в 1922 осуждён по процессу правых эсеров. В дальнейшем амнистирован и находился на хозяйственной работе. Михаил Рафаилович Г. (псевд. - М. Рафаилов) [1866-26. 8 (8. 9). 1906, Берлин], в 1885 поступил в Моск. ун-т. За участие в народническом движении 24 окт. 1886 арестован и в 1888 выслан в Вост. Сибирь. За вооруж. сопротивление вместе с др. ссыльными властям в Якутске 22 марта 1889 (см. Якутская трагедия) приговорён к бессрочной каторге. В 1895 амнистирован, жил в Кургане, затем в Одессе. В 1901 эмигрировал в Париж, где вместе с Н. С. Русановым и И. А. Рубановичем издавал эсеровский журн. "Вестник русской революции". В 1902 переехал в Женеву. Там участвовал в издании ЦО партии эсеров "Революционная Россия" и руководил по существу всей работой партии.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 550 - 51: Спиридович А. И., Записки жандарма, 2 изд., [Хар., 1928].



ГОЦИНСКИЙ Нажмутдин (1859, с. Гоцо, ныне Даг. АССР, - 1925, Ростов-на-Дону), один из руководителей контрреволюции на Сев. Кавказе (1917-21). Крупный землевладелец, сын Магомеда Донгонола - одного из наибов Шамиля. После Февр. революции 1917 вошёл в даг. бурж.-националистич. облисполком, а также в "горское пр-во" в качестве муфтия (духовного главы). В 1917 провозглашён четвёртым имамом Сев. Кавказа. Г. стремился создать на терр. горцев Сев. Кавказа имамат -шириатскую монархию под протекторатом Турции. В марте 1918 отряды Г. свергли Сов. власть в Порт-Петровске я совм. с герм.-тур. интервентами воевали против Красной Армии. В 1920-21 в горах Дагестана при активном участии Г. был поднят антисов. мятеж; после его подавления (в марте 1921) Г. бежал в Чечню. В 1925 арестован и расстрелян по приговору сов. суда.

Лит.: Борьба за победу и упрочение Советской власти в Дагестане, Махачкала, 1960.

ГОЦЦИ (Gozzi) Гаспаро (4. 12. 1713, Венеция, - 26. 12. 1786, Падуя), итальянский поэт, критик и журналист. Защищал театр. реформу К. Голъдони, выступая против своего брата - драматурга К. Гоцци. Один из пионеров итал. журналистики, Г. изд. "Гадзетта Венета" ("Gazetta Veneta", 1760-62; переизд. в 1915 во Флоренции), где всю сатирич. хронику писал сам, а также "Оссерваторе" ("Osservatore", 1761; переизд. в 1897 во Флоренции). В письмах Г. красочно представлены венецианские нравы его времени ("Семейные письма", 1755, новое изд. 1808). Автор стихотв. сатир ("Послания" и пародий (сб. "Приятные стихи

современного автора", 1751), полемич. эссе в защиту Данте ("Суждение древних поэтов о современной критике Данте", 1758). Рассказы Г. оказали влияние на романтич. нем. прозу.

Соч.: Scritti scelti, Torino, 1960.

Лит.: Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII века, Л., 1966.И. Н. Голенищев-Кутузов.



ГОЦЦИ (Gozzi) Карло (13. 12. 1720, Венеция, - 4. 4. 1806, там же), итальянский драматург. Потомок знатной, но разорившейся семьи. Был военным. С 1744 посвятил себя лит-ре и театру. В борьбе с просветительской драматургией К. Голъдони Г. создал оригинальный жанр театр. сказки - фьябы, используя сюжетные мотивы фольклора и нек-рые принципы комедии дель арте (персонажи - маски; диалект, импровизация и т. д.): "Любовь к трём апельсинам"(1761), "Ворон" (1761), "Король-олень"
(1762), "Турандот" (1762), "Зелёная птичка" (1765) и др. Для фьяб Г. характерны контрастные противопоставления добра и зла, патетики и буффонады, архаич. лит. языка и повседневного венецианского диалекта. Они прославляли высокие человеческие страсти, высмеивали бурж. эгоизм и вместе с тем ставили своей задачей "воспитание низших классов" в духе религии и слепого повиновения государям ("Чистосердечное рассуждение и подлинная история происхождения моих десяти
сказок для театра"). Г. написал также 23 трагикомедии в манере исп. "комедии плаща и шпаги" и "Бесполезные мемуары" (1797), содержащие красочную картину жизни театральной Венеции. В Италии Г. был быстро забыт, но его фьябы вызвали большой интерес у ф. Шиллера, у нем. и франц. романтиков. Е. Б. Вахтангов блестяще поставил "Турандот" (1922). По мотивам "Любовь к трём апельсинам" С. Прокофьевым создана одноим. опера. Портрет стр. 188.

Соч.: Le Fiabe, a cura di E. Masi, Bologna, 1884; в рус. пер.- Сказки для театра, вступительная ст. С. С. Мокульского, М., 1956.

Лит.: Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII в., Л., 1966.

Р. И. Хлодовский.



ГОЦЦОЛИ (Gozzoli) Беноццо (собств. ди Лезе ди Сандро, Benozzo diLese di Sandro) (1420, Флоренция, - 1497, Пистоя), итальянский живописец Раннего Возрождения. Учился у Л. Гиберти и Фра Анджелико. В работах Г. поэтически-сказочная светская трактовка религ. сюжетов, тонкость жизненных наблюдений и декоративная красочность колорита сочетаются с "ковровостью" композиции, условным построением пространства (фреска "Шествие волхвов" в капелле дворца МедичЯ-Риккарди во Флоренции, 1459).

Лит.: Hoogewerff G., Benozzo Gozzoli, P., 1930; Bargellini P., La fiaba pittorica di Benozzo Gozzoli, 2 ed., Firenze. 1947. В. Э. Маркова.

ГОЧАР (Gocar) Йосеф (14. 3. 1880, Семин, ок. Пршелоуча, - 10. 9. 1945, Прага), чешский архитектор. В 1901-05 учился в Праге у Я. Котеры. С 1923 преподавал в пражской АХ. В нач. 1910-х гг. выступил как представитель "архитектурного кубизма" (дом "У чёрной божьей матери" в Праге, 1911-12). С кон. 1920-х гг.- лидер функционализма в чеш. архитектуре. Для построек Г. (гимназия, комплекс школ и ясли в Градец-Кралове, 1924-28) характерны свобода и целесообразность пространств. композиции, простота и ясная соразмерность форм. Лит.: Besesova М., Josef Gocar, Praha ,1958.



ГОШ; Ош (Hoche) Луи Лазар (24. 6. 1768, Монтрёй, - 19. 9. 1797, Вецлар), французский генерал (1793). Род. в семье отставного солдата. С 1784 служил в гвардии. В 1789 перешёл на сторону революции. В 1792-93 отличился в боях с интервентами в Сев.-Вост. Франции. Был близок к якобинцам, пользовался большой популярностью. Успешно оборонял Дюнкерк от англо-австр. войск в 1793, затем командовал Мозельской и соединённой Мозельской и Рейнской армиями,нанёс поражение австр. войскам у Вёрта и Фрёшвиллера. В марте 1794 необоснованно арестован, в августе освобождён. В 1794-95 успешно руководил подавлением контрреволюц. восстания в Бретани и Вандее. В 1797, командуя Самбро-Маасской армией, разбил австрийцев у Нёйвида и Альтенкирхена. В июле 1797 отказался от поста воен. министра. Скоропостижно скончался в своей штаб-квартире (возможно, отравлен).

ГОШКЕВИЧ Иосиф Антонович (1814- 5. 10. 1875), русский дипломат и востоковед. Окончил Петербургскую духовную академию (1839). В 1839-48 - в составе русской духовной миссии в Пекине. В 1853-55 переводчик с кит. языка в посольстве Е. В. Путятина в Японии. В 1856-58 сотрудник азиатского департамента МИД. Составил при помощи японца Татибана первый японско-рус. словарь (СПБ, 1857). Был первым рус. дипломатич. представителем в Японии (1858-65). Написал ряд работ о Китае и Японии, об особенностях япон. и кит. языков.

Соч.: О корнях японского языка, Вильно, 1899.

Лит.: Файнберг Э. Я., И. А. Гошкевич - первый русский консул в Японии (1858 - 1865 гг.), в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967.



ГОЩА, посёлок гор. типа, центр Гощанского р-на Ровенской обл. УССР, на р. Горынь (басс. Днепра), в 33 км к Ю.-В. от Ровно. Маслосыродельный з-д.

ГОЩИНЬСКИЙ (Goszczynski) Северын (4. 11. 1801, Ильинцы, близ Умани,- 25. 2. 1876, Львов), польский революционер, поэт, публицист. Участник Польского восстания 1830-31. В дальнейшем вёл революц. пропаганду в Краковской республике и в Галиции, был одним из организаторов и руководителей конспиративной патриотич. орг-ции "Содружество польского народа". С 1838 жил во Франции. На рубеже 30-х и 40-х гг. принимал участие в деятельности Польского демократического общества. В 20-е гг. выступил со стихами тираноборч., антимагнатского и антиклерикального содержания. В поэме "Каневский замок" (1828) романтич. таинственность, мотивы бунта и мести сочетались с изображением крест. движения 1768 ("колиивщины") и нар. гнева, с интересом к укр. фольклору. Выступал как лит. критик, публицист, автор фольклорноэтнографич. сочинений ("Дневник путешествия в Татры", 1832, поэма "Собутка", 1834), поэмы в прозе "Король старого замка" (1842). В 40-е гг. попал под влияние мистицизма.

Соч.: Dzieta zbiorowe, t. 1 - 4, Lwow, 1911.

Лит.: Sucnodolski В.. Seweryn Goszczynski. Zycie i dzieta. (1801 - 1830), Warsz., 1927. И. С. Миллер, Б. Ф. Стахеев.

ГОЭЛРО план, первый единый гос. перспективный план развития нар. х-ва Сов. республики на основе электрификации страны, разработанный в 1920 по заданию и под руководством В. И. Ленина Гос. комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО), образованной Президиумом ВСНХ 21 февраля 1920 в соответствии с резолюцией сессии ВЦИК от 3 февр. 1920 о разработке плаца электрификации. К работам комиссии было привлечено св. 200 деятелей науки и техники. Среди них И. Г. Александров, Г. О. Графтио, А. Г. Коган, К. А. Круг, Б. И. Угримов, М. А. Шателен и др. Возглавлял комиссию Г.М. Кржижановский. ЦК Ком