БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101уренная кирпичная стена и т. п.), применяются раздельные конструкции со сплошной воздушной прослойкой (рис., а) или слоистые конструкции, выполненные из отд. слоев материалов, резко отличающихся по своим физич. свойствам. 3. стен, имеющих окна или двери, практически определяется 3. проёмов, обычно более низкой, чем 3. глухой части ограждения. Для повышения звукоизоляц. качеств перекрытий или для уменьшения их массы без ухудшения 3. целесообразно устраивать перекрытия раздельного типа со сплошной воздушной прослойкой или перекрытия с подвесными потолками. Для повышения 3. от ударного шума сплошных однородных перекрытий применяют полы на упругом основании (рис., 6) или на отд. прокладках из упругих материалов. Рекомендуется также настилать мягкие рулонные полы (напр., на тепло- и звукоизоляц. основе). В качестве упругих прокладок под полы используют маты из минеральной или стеклянной ваты, древесно-волокнистые плиты и т. п.

Для обеспечения необходимой 3. весьма важно качество строит.-монтажных работ; даже самые незначит. щели, отверстия, трещины в конструкциях резко ухудшают звукоизоляц. свойства последних. При проектировании зданий следует учитывать, что изоляция помещений от внутр. и наружных шумов должна обеспечиваться также правильной планировкой здания, снижением уровня шума от санитарно-технич. и инж. оборудования и рациональными конструкциями ограждений. Наибольший технич. и экономич. эффект достигается при комплексной защите зданий от шумов. См. также Акустические материалы.

Лит.: Заборов В. И., Теория звукоизоляции ограждающих конструкций, М., 1969; Никольский В. Н., Заборов В. И., Звукоизоляция крупнопанельных зданий, М., 1964. В.Н.Никольский.

ЗВУКОМЕРНАЯ КАМЕРА, специально оборудованное помещение для акустических измерений. Различают два осн. типа 3. к.: заглушённая камера - для измерений осн. характеристик электро-акустич. аппаратуры (микрофонов, громкоговорителей и др. приёмников и излучателей звука) в условиях, эквивалентных свободному пространству, и реверберационная камера (гулкая 3. к.) - для измерений звукопоглощения различных материалов, конструкций и предметов, акустич. мощности источников звука и др. в диффузном звуковом поле.

ЗВУКОМЕТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, приёмная (береговая) часть океанской гидроакустич. системы определения местоположения судна (самолёта), подающего звуковые сигналы, распространяющиеся в подводном звуковом канале (см. Гидроакустика) на сверхдальние расстояния (тыс. км). В Атлантическом ок. звуковой канал расположен на глуб. ок. 1200-1500 м, в Тихом ок.- 500- 700 м. 3. с. состоит из приёмной акустич. антенны (системы гидрофонов), к-рая устанавливается на материковом склоне на глубине оси звукового канала, подводного кабеля для соединения антенны с береговой аппаратурой, усилителей, регистрирующих и записывающих устройств, приборов единого времени,средств автоматич. передачи данных и источников электрич. питания.

Схема расположения звукометрических станций американской системы "Софар" в Атлантическом океане: 1 - Ньюфаундленд; 2- мыс Сейбл; 3- мыс Хаттерас; 4- Бермудские острова; 5- Виргинские острова; 6- Форталеза (Бразилия); 7- острова Зелёного Мыса; 8- Канарские острова; 9 - Азорские острова; 10- остров Клэр (Ирландия);11-место взрыва.
[922-16.jpg]

При аварии с судна (самолёта) сбрасывают спец. малогабаритную бомбу массой 1-2 кг, к-рая взрывается на глубине, где проходит ось звукового канала. Распространяющаяся после взрыва звуковая волна (рис.) принимается неск. парами 3. с. (не менее двух пар, из к-рых одна станция может быть общей). По разности времени прихода звукового сигнала к парам 3. с. определяется место взрыва (аварии) с точностью ок. 5 миль (ок. 10 км) на расстоянии ок. 2000 миль (ок. 4000 км).

3. с. возможно также использовать для приёма условных сигналов с подводной лодки, определения на подводной лодке её места по времени прихода к ней звуковых сигналов, для предупреждения о приближающемся шторме или цунами по принятым станцией инфразвуковым колебаниям, порождённым этими явлениями, с. А. Барченков.

ЗВУКООПЕРАТОР в кино, один из членов съёмочной группы; руководит звуковой бригадой. Участвует в разработке режиссёрского сценария, в подборе актёров (голосовые данные и дикция). Готовит звуковую экспликацию, проводит пробные записи звука, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма; в студиях радиовещания, телевидения и грамзаписи - сотрудник, осуществляющий запись и воспроизведение магнитных фонограмм, монтаж записи, сделанной под руководством звукорежиссёра, снятие копий и реставрацию старых записей.

ЗВУКОПИСЬ, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т. п. О 3. имели представление ещё теоретики древнеинд. поэтики, связывавшие с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т. п.) разные "стили" поэзии. В целях 3. может использоваться: а) повтор звука: "Ворон канул на сосну,/ Тронул сонную струну " (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: "Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж" (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: "Ветер веет и вьется украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжелыми складками/Шелков зеленых" (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: "В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьей дворян, /Четверкою рыдван, /Тащился" (И. Крылов). Приёмы 3. могут быть канонизированными (общепринятыми в данной лит-ре) или индивидуальными. Так, аллитерация канонизирована в тюркской нар. поэзии и индивидуальна в русской. См. Поэтика, Стихосложение, Фоника.

Лит.: Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Брик О. М., Звуковые повторы, в сб.: Поэтика, П., 1919; Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической техники, "Вопросы языкознания", 1963, № 1; Бернштейн С. И., Опыт анализа "словесной инструментовки", в сб.: Поэтика, в. 5. Л., 1929. Л. А. Леонтьев.


ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ, устройства для поглощения падающих на них звуковых волн. 3. к. включают звукопоглощающие материалы, средства их укрепления, иногда -декоративные покрытия (см. Акустические материалы). Наиболее распространённые типы 3. к. - звукопоглощающие облицовки внутр. поверхностей (потолков, стен, вентиляц. каналов, шахт лифтов и т. п.), штучные звукопоглотители, элементы активных глушителей шума.

Звукопоглощающие облицовки применяются для снижения энергии отражённых звуковых волн. Конструкции звукопоглощающих облицовок чаще всего состоят из слоя однородного пористого звукопоглощающего материала (иногда с фактурным слоем) или слоя пористого волокнистого материала и защитного слоя в виде перфорированного топкого твёрдого экрана или покрытия. Эффективность звукопоглощающей облицовки оценивается коэфф. звукопоглощения (КЗП) в определ. диапазоне частот (октава или 1/3 октавы). Значение КЗП зависит от способа крепления конструкции к ограждению и физчич. характеристик самой конструкции, гл. из к-рых является комплексное акустич. сопротивление (см. Импеданс акустический). Увеличение звукопоглощения на низких частотах достигается утолщением конструкции или устройством воздушной прослойки между конструкцией и ограждением. Для обеспечения почти полного поглощения звука применяются звукопоглощающие облицовки в виде клиньев из звукопоглощающего материала, устанавливаемых перпендикулярно поверхности ограждения.

Штучные звукопоглотители обычно служат для снижения шума от технологич. оборудования в производств. зданиях. Они представляют собой конструкции в виде отд. щитов, конусов, призм и т. п., укрепляемых (подвешиваемых) в помещениях в непосредственной близости от источников шума. Эффективность штучных звукопоглотителей характеризуется значением общего звукопоглощения в м2 на 1 штучный звукопоглотитель. Благодаря явлению дифракции волн штучные звукопоглотители имеют больший, чем звукопоглощающие облицовки, коэфф. звукопоглощения. Стенки звукопоглотителей обычно выполняются из слоя пористого волокнистого материала и защитного слоя в виде перфорированного твердого тонкого листа.

Элементы активных глушителей шума (чаще всего пластины или цилиндры) снижают шумы при распространении потока воздуха или газа; они устанавливаются преим. в воздуховодах аэрогазодинамич. установок. Пластины могут состоять из однородных пористых звукопоглощающих материалов или слоя пористого волокнистого материала и защитного слоя из перфорированного твёрдого листа (обычно металла). Эффективность глушителей шума оценивается затуханием звука в децибелах (дб) па 1 м длины глушителя и зависит от толщины пластин (диаметра цилиндров), их коэфф. звукопоглощения и расстояния между элементами.

Лит.: Звукопоглощающие и звукоизоляционные материалы. М., 1966; Осипов Г. Л., Шумы и звукоизоляция, М., 1967.

Г. Л. Осипов.



ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ, см. Акустические материалы.


ЗВУКОПОДВОДНАЯ СВЯЗЬ, связь, осуществляемая в водной среде посредством излучения п приёма модулированных звуковых или ультразвуковых колебаний. 3. с. пользуются для двусторонней связи между судами или между судами и береговыми объектами, между надводными судами и глубоководными аппаратами, водолазами, аквалангистами и т. д. Наряду со сложной, тяжёлой корабельной аппаратурой для 3. с. применяют лёгкие, портативные приёмо-передающие устройства, смонтированные непосредственно на снаряжении водолаза или аквалангиста, а также звукометрические станции. Связь посредством передачи звуковых сигналов под водой известна давно, напр. туземцы Гвинейских о-вов осуществляли подводную связь посредством спец. барабанов. Интенсивное развитие 3. с. началось с появлением подводных лодок (ПЛ), когда возникла потребность в связи между ПЛ, находящимися длительное время в подводном положении, между ПЛ и надводными кораблями. Развитию 3. с. особенно способствовали создание атомных ПЛ, способных длительное время находиться в подводном положении, широкое исследование глубин Мирового океана, проведение важных поисковых и спасательных работ в океанах. Станция 3. с. по принципу действия и устройству (рис.) аналогична гидролокатору. Но в отличие от него, излучаемые ею колебания звуковой или ультразвуковой частоты промодулированы (посредством микрофона, телеграфного ключа или спец. кодового устройства) сигналами, содержащими информацию.
[922-17.jpg]

Упрощённая блок-схема станции звукоподводной связи: 1 - телеграфный ключ; 2 - микрофон; 3 - модулятор; 4 - генератор электрических колебаний; 5 - модулятор; 6 - коммутатор "приём-передача"; 7 - акустическая система для излучения и приёма звуковых или ультразвуковых колебаний в воде; 8 - усилитель электрических колебаний; 9 - электродинамический громкоговоритель; 10 - головной телефон.

На приёмной станции 3. с. модулированные колебания вновь преобразуются (декодируются) в электрич. сигналы, содержащие переданную информацию. Чаще применяют однополосную модуляцию колебаний в телефонном режиме работы. Для скрытности 3. с. используют направленные излучение и приём сигналов, различные виды кодирования передаваемой информации или маскируют излучаемые сигналы под акустич. шумы. В благоприятной гидрологич. обстановке 3. с. поддерживается на расстоянии десятков км. На дальность 3. с. влияют излучаемая частота (с её понижением дальность увеличивается), скорость судна, осуществляющего приём (с увеличением скорости дальность уменьшается, т. к. возрастают помехи от хода корабля), и гидрологич. условия в районе связи (см. Гидроакустика).

С. Л. Барченков.



ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА, слова, условно имитирующие неречевой звукокомплекс фонетич. средствами данного языка. См. Изобразительные слова.



ЗВУКОРЕЖИССУРА, в студиях радиовещания, телевидения, грамзаписи - творческое руководство и организация процесса записи на звуконоситель (обычно магнитную ленту) муз., драматургич., лит.произведения, документального, учебного и др. материала для последующего неоднократного воспроизведения, передачи в эфир и хранения. 3. включает также управление средствами подзвучивания в театрах и больших концертных залах, оборудованных элсктроакустич. системами. В нек-рых странах (напр., США, Великобритании, Франции) функции звукорежиссёра делятся между звукоинженером, управляющим за пультом микрофонами, и муз. режиссёром, руководящим записью.

3. как самостоятельный вид творческой деятельности, как профессия зародилась в 40-50-е гг. 20 в. в связи с быстрым развитием и широким применением в радиовещании и звукозаписи высококачественной электроакустич. аппаратуры и магнитной записи. Совр. вещание и звукозапись требуют от звукорежиссёра не только знания аппаратуры, законов акустики и т. п., но и общей культуры, широкой эрудиции во всех областях иск-ва, специфического слуха и высокоразвитого эстетич. вкуса.

3. предусматривает предварительное глубокое изучение намеченного к записи произведения (партитуры, пьесы и др.), разработку совместно с исполнителем, дирижёром, режиссёром акустич:. интерпретации записи, создающей у слушателя эффект присутствия (представление о том, как и где развёртываются события, о мизансценах, действиях актёров и др.). При записи Музыки решаются задачи сохранения и передачи естеств. тембров инструментов, муз. равновесия между группами оркестра, оркестром и солистами, нюансов и общего эмоционального накала исполнения. Чтобы создать в целом задуманный звуковой образ, передать слушателю все краски живого исполнения, иногда даже подчеркнув детали, к-рые неизбежно теряются в театре или концертном зале, звукорежиссёр выбирает и подготавливает к записи помещение, размещает микрофоны и с помощью электроакустич. устройств (управление к-рыми осуществляется на микшерском звукорежиссёрском пульте) подбирает уровень громкости, соотношение и окраску звуковых сигналов, получаемых с различных микрофонов. Совр. стереофонич. звукозапись позволяет точно передать расположение источников звука не только по глубине (расстоянию их от слушателя), по и по фронту (слева, справа, из центра). Работая в непосредственном контакте с исполнителем, звукорежиссёр является для него идеальным слушателем, советчиком и вместе с тем режиссёром, соавтором в создании фиксируемого на плёнке (пластинке) звучащего художественного произведения. 3. включает также руководство монтажом, при к-ром запись произведения создаётся из наиболее удачных фрагментов неск. записанных вариантов.

Записи, сделанные сов. звукорежиссёрами А. В. Гросманом, И. П. Вепринцевым, Д. И. Гаклиным, Г. А. Брагинским, И. Г. Дудкевичем и др., неоднократно отмечались призами на междунар. конкурсах (в т. ч. призом Гран при франц. Академии грамзаписи Им. III. Кро).

В СССР звукорежиссёры специализируются на базе высшего музыкального образования на курсах при Гос. доме радиовещания и звукозаписи и Центр. телевидении. В ряде стран (Польша, ГДР, ФРГ и др.) при консерваториях имеются звукорежиссёрские ф-ты (отделения). Регулярно проводятся междунар. конгрессы и симпозиумы 3. и звукоинженеров (США, ФРГ, Швеция