БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ся обычно для областей, размеры к-рых порядка или больше длины звуковой волны.

Структурная схема звукового кино: а - место съёмки (СЛ - съёмочный аппарат, ОС - объект съёмки); 6 - устройство записи звука (М - микрофон, РУ - регулятор уровня записи звука, УЗ -усилитель электрических колебаний звуковых частот, ЗА - звукозаписывающий аппарат); в - изготовление фильма (фотохимическая обработка, монтаж, перезапись, печать копни); г - кинотеатр (ПА - проекционный аппарат, Э - экран); д - устройство воспроизведения звука (ФЭ - фотоэлемент, УФ - усилитель фототоков, УВ - усилитель воспроизведения звука, Г - громкоговоритель).
[922-11.jpg]



С энергетич. стороны 3. п. характеризуется плотностью звуковой энергии (энергией колебат. процесса, приходящейся на единицу объёма); в тех случаях, когда в 3. п. происходит перенос энергии, он характеризуется интенсивностью звука, т. е. средней по времени энергией, переносимой в единицу времени через единицу поверхности, перпендикулярной к направлению распространения волны. Картина 3. п. в общем случае зависит не только от акустич. мощности и характеристики направленности излучателя - источника звука, но и от положения и свойств поверхностей раздела различных упругих сред, если такие поверхности имеются. В неограниченной однородной среде 3. п. является полем бегущей волны. Вдали от источника в 3. п. практически любого излучателя звуковое давление спадает по закону 1/к (где r - расстояния от источника). Наложение двух волн равной амплитуды, движущихся навстречу друг другу, даёт 3. п. стоячей волны; в более общем случае 3. п. бегущих и стоячих волн накладываются друг на друга. В закрытых помещениях 3. п. может быть диффузным, т. е. таким, в к-ром все направления переноса звуковой энергии равновероятны вследствие одновременного наличия большого числа отражённых волн, движущихся во всевозможных направлениях. Для измерения 3. п. применяют микрофоны, гидрофоны, зонды, акустические и др. приёмники звука. При изучении 3. п. сложной формы могут применяться методы визуализации 3. п. (см. Звукового поля визуализация). Изучение 3. п. различных излучателей производят в заглушённых камерах. И. Г. Русаков.



ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИЗМ, условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. 3. с. используется в поэтич. речи. Напр., звук "л" кажется "подходящим" для обозначения чего-то мягкого, ласкового, поэтического (ср. у К. Бальмонта звукопись на "л": "С лодки скользнуло весло...").

ЗВУКОВЫЕ ЗАКОНЫ в языкознании, регулярные изменения, происходящие в ходе развития языка в его звуковом составе (ср. исчезновение гласных "ъ" и "ь" в рус. яз.) или в звуковом составе слов (ср. замену "е" на "о" в рус. яз.; напр., совр. "нёс" из старого "нес"). Различают спонтанные и комбинаторные изменения. Первые имеют место во всех случаях, в к-рых встречается соответствующий звук; напр., в рус. яз. "ъ" во всех положениях оказался заменённым гласным "е". Вторые происходят только в определённых фонетич. положениях; так, замена "е" на "о" происходила только в ударном слоге, если за "е" следовал твёрдый согласный (ср. "подённый", по "день"). Учение о 3. з. наиболее полно развито нем. школой младограмматиков (см. Младограмматизм). Их теория подверглась критике со стороны И. А. Бодуэна де Куртенэ и др., направленной против тезиса о незыблемости 3. з. и преувеличения их роли. С развитием фонологии возникла историч. или диахронич. фонология, в к-рой 3. з. рассматриваются в аспекте учения о фонеме.

Лит.: Бодуэн де Куртенэ И. А., Фонетические законы, в кн.: Избранные труды по общему языкознанию, т. 2, М., 1963; Hermann E., Lautgesctz und Analogic, В., 1931. Л. Р. Зиндер.

ЗВУКОЗАПИСЬ, процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения; 3. называют также записанную звуковую информацию. 3. основана на изменении физич. состояния или формы различных участков носителя записи - магнитной ленты, граммофонной пластинки, киноплёнки и др. 3. представляет собой частный случай записи и воспроизведения информации и осуществляется двумя способами: акустическим и электроакустическим. В первом способе звуковые колебания непосредственно управляют работой прибора, воздействующего на носитель записи, во втором - сначала преобразуются микрофоном в электрич. колебания, мощность к-рых повышается усилителем до необходимого значения, после чего электрич. колебания поступают в прибор, воздействующий на носитель, т. е. непосредственно производящий запись. Электро-акустич. способ обеспечивает лучшее качество 3., большие эксплуатационные возможности аппаратуры и почти полностью вытеснил акустич. способ. Для воспроизведения 3. гл. обр. применяют электро-акустич. способ, при к-ром сначала от фонограммы получают электрич. колебания, соответствующие записанным, а затем усиливают и преобразуют их громкоговорителем в звуковые колебания. На практике различают три осн. системы 3.: механическую, фотографическую и магнитную.

При механической записи звука (рис. 1) игла или резец выдавливает или вырезает на поверхности движущегося носителя канавку, форма к-рой соответствует форме записываемых звуковых колебаний. В процессе воспроизведения электропроигрывателем граммофонная игла, двигаясь по извилинам канавки, повторяет эти колебания и передаёт их или мембране, излучающей звук через рупор, или электромеханич. преобразователю звукоснимателя, вырабатывающему электрич. сигналы. Механич. 3. впервые практически осуществлена в 1877 амер. изобретателем Т. А. Эдисоном, построившим фонограф с записью звука на валике, обёрнутом оловянной фольгой. В дальнейшем фольга была заменена воском. Механич. 3. на граммофонных пластинках получила широкое распространение из-за простоты и удобства воспроизведения звука в домашних условиях.

При фотографической 3. в такт со звуковыми колебаниями изменяется (модулируется) сила или форма светового луча, падающего на движущуюся киноплёнку. В результате звук оказывается "сфотографированным" (рис.2). После хи-мич. проявления на плёнке образуется затемнённая дорожка записи, прозрачность или ширина к-рой изменяется по длине плёнки в соответствии с закономерностью записанного колебания.
[922-12.jpg]

Рис. 1. Схема механической звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 - микрофон; 2- усилитель электрических колебаний; 3- носитель записи; 4- рекордер; 5 - резец; 6- дорожка записи (канавка); 7 - механическая фонограмма; 8 - звукосниматель; 9 - граммофонная игла; 10- громкоговоритель.


[922-13.jpg]

Рис. 2. Схема фотографической записи (а) и её воспроизведения (б): 1-микрофон; 2- усилитель электрических колебаний; 3- источник света; 4- модулятор света; 5- носитель записи (киноплёнка); б-дорожка записи (фотографическая фонограмма); 7- фотоэлемент; 8- громкоговоритель.

Для воспроизведения 3. фотографическую фонограмму, к-рая двигается с той же скоростью, с какой двигалась плёнка при записи, просвечивают лучом света, проходящим сквозь дорожку записи и падающим на фото-элемент. Фотоэлемент преобразует колебания силы света в электрич. колебания. Прообразом аппаратов фотографич. 3. является фотографофон, изготовленный в 1901 нем. инж. Э. Румером. Фотографич. 3. применяют гл. обр. в звуковом кино.

При магнитной записи в такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отд. участки носителя, движущегося через магнитное поле. Поле создаётся магнитной головкой, через обмотку к-рой проходят усиленные электрич. токи микрофона (рис. 3). При воспроизведении происходит обратное преобразование: движущаяся магнитная фонограмма возбуждает в магнитной головке электрич. сигналы. Первый аппарат для магнитной 3. на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 дат. инж. В. Паульсеном.


[922-14.jpg]

Рис. 3. Схема магнитной звукозаписи (а) неё воспроизведения (б): 1- микрофон; 2- усилитель электрических колебаний; 3- магнитная головка; 4- магнитное поле головки; 5- носитель записи; 6- магнитная фонограмма; 7- громкоговоритель. Стрелкой указано направление движения носителя записи (магнитной ленты).

С 40-50-х гг. 20 в. получила распространение магнитная 3. на магнитную ленту посредством магнитофонов, к-рые являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства 3. в домашних условиях.

3. развивается по пути совершенствования трёх названных систем 3. и постепенного перехода от монофонической звукозаписи к стереофонической звукозаписи, при воспроизведении к-рой слушатель получает информацию о пространств, расположении отд. источников звука: звук как бы приобретает "объёмность", и восприятие его во многих отношениях становится более естественным.

В. Г. Корольков.



Звукозапись в радиовещании. В 20- 30-е гг. применение 3. в программах радиовещания носило эпизодич. характер, сам процесс 3. не был составной частью радиопроизводства. Внедрение с нач. 40-х гг. магнитной 3. в процесс подготовки радиопередач явилось революционизирующим фактором в развитии радиовещания, создало предпосылки для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир 3. событий общественной жизни. 3. способствовала развитию радиопублицистики, радиодраматургии, радиотеатра, муз. вещания, позволила сохранять и использовать в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального иск-ва, исполнительского мастерства, нар. творчества.

В зависимости от содержания различают 3.: документальные - записи событий, выступлений, интервью и др.; доку ментально-художественные - обычно композиции, сочетающие записи документального, публицистического и художественного характера; художественные - записи произведений художественной лит-ры, театра, музыки, а также оригинальных произведений радиоискусства (напр., радиоспектакли). Широко применяются записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие создавать звуковой фон, к-рый помогает исполнителям и аудитории почувствовать реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия).

Принято также различать 3. и по др. признакам, напр. по способу-месту записи - студийные, внестудийные, трансляционные; по продолжительности хранения и длительности использования в вещании - фондовые, в т. ч. уникальные, и разовые; по целевому назначению - учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные, рекламные и др.

Фондовые 3. предназначаются для длительного хранения и многократного использования в радиовещании. Как правило, это 3. историч. событий, выступлений гос. и общественных деятелей, 3. выдающихся произведений лит-ры, музыки, театра в исполнении известных мастеров иск-в, фольклорные записи и др. Фондовые 3. отличаются высоким уровнем технич. исполнения, производятся по возможности в спец. студиях, причём делается несколько вариантов, из к-рых затем монтируется наилучший для передачи в фонд. С 60-х гг. большинство фондовых записей Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи (см. Грамзаписи студия) производится в стереофонич. совместимом варианте, пригодном и для монофонич. воспроизведения. Разовые 3. производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей, возможных при прямой передаче в эфир, и использования 3. без присутствия исполнителей в студии. После передачи разовая 3. обычно размагничивается. Ок. 75% всех радиопередач Всесоюзного радио предварительно записывается, что позволяет включать их в программы вещания с учётом разницы поясного времени в различных зонах СССР и в др. странах. (См. также Дом радиовещания и звукозаписи.)



Звукозапись в обучении. В учебных целях 3. (грамзапись) впервые стала использоваться в нач. 20 в. в США, ряде стран Европы, в т. ч. и в России. Первые учебные 3. специально для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностр. яз.). В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых уч. пособий для общеобразовательной школы и др. типов уч. заведений. Осн. типы учебных 3.- пособий: звуковые приложения к учебникам иностр. яз. для общеобразовательной школы, вузов, самоучители для изучающих иностр. ял. самостоятельно; фонохрестоматии по художественной лит-ре, истории СССР, муз. лит-ре; озвученные диафильмы по языку и лит-ре; записи уроков известных муз. педагогов, беседы о музыке, самоучители игры на муз. инструментах, муз. диктанты и др.; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям; уроки гимнастики; записи звуковых признаков различных заболеваний. Как правило, 3.-пособия выпускаются на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, ср. спец. уч. заведениях (особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника, лингафонные кабинеты. Магнитная запись используется в основном в целях овладения живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования культуры родной устной речи, а также исполнительокого мастерства (в муз. и театральных уч. заведениях). В этом отношении магнитная запись является уникальным средством самоконтроля, т. к. она позволяет анализировать звучание своей речи, своего исполнения.

И. Я. Вепринцев, Э. О. Конокотин, В. Н. Ружников.

Лит.: Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д.. Механическая звукозапись, М.- Л., 1964; Парфентьев А. И., Пуссэт Л. А., Физические основы магнитной записи звука, М.. 1957.

ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, см. Акустические материалы.

ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ограждающих конструкций зданий, ослабление звука при его проникновении через ограждения зданий; в более широком смысле - совокупность мероприятий по снижению уровня шума, проникающего в помещения извне.
[922-15.jpg]

Звукоизоляция ограждающих конструкций зданий: а - раздельная конструкция стены; б -пол по сплошному упругому основанию; 1 - стенки; 2 - воздушная прослойка; 3- ригель; 4- чистый пол; 5- бетонный или шлакобетонный слой; 6 - пергамин; 7- сплошная упругая прокладка; 8 - несущая часть перекрытия.

Количественная мера 3. ограждающих конструкций, выражаемая в децибелах (дб), наз. звукоизолирующей способностью. Различают 3. от воздушного и ударного звуков. 3. от воздушного звука характеризуется снижением уровня этого звука (речи, пения, радиопередачи) при прохождении его через ограждение и оценивается частотной характеристикой 3. в диапазоне частот 100-3200 гц с учётом влияния звукопоглощения изолируемого помещения. 3. от ударного звука (шагов людей, пе-редвигания мебели и т. п.) зависит от уровня звука, возникающего под перекрытием, и оценивается частотной характеристикой приведённого уровня звукового давления в том же диапазоне частот при работе на перекрытии стандартной ударной машины, также с учётом звукопоглощения изолируемого помещения.

Внутр. стены и перегородки зданий должны обладать нормативной звукоизолирующей способностью от воздушного звука; междуэтажные перекрытия- от воздушного и ударного звуков. Для повышения звукоизолирующей способности межквартирных стен, а также снижения их массы вместо однородных конструкций, состоящих из одного материала или из неск. слоев разнородных материалов, жёстко связанных между собой (напр., оштукат