БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101манский тип (собор в Орвието, 1290-1569); даже храмам с готич. сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, ок. 1278-ок. 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итал. городах велось интенсивное стр-во гражд. зданий - ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310) и дворцов (Дворец дожей, в осн. 14-16 вв., и Ка д'Оро, 1422-40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готич. стиля. Влияние венец. Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В итал. изобразит. иск-ве распространение Г. было ограничено ранним развитием культуры Возрождения.

В вост. областях Европы готич. постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии Г. распространилась в кон. 13-15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Старомест-ская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388-1547), построены Карлов мост в Праге (1357- 1378), королев. замок Карлштейн (1348- 1357) и зальные церкви юж. Чехии. Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382-1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, ок. 1385-ок. 1476). В Польше развитие Г. началось в 13-14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378-1492, и Торуни, 13-14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, ок. 1360-1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343-1502) и нередко украшались фресками. В Латвии переход к Г. падает на 13- 14 вв. (Дамская церковь в Риге, 1211 - ок. 1300; замок в Цесисе, 13-16 вв.). В юж. Эстонии в 14 в. строились кирпичные готич. церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готич. облик Таллина определился в 14-15 вв., когда были построены стены и мн. башни, сложились укреплённый центр - Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341-1628) и церковью Олевисте (хор - ок. 1400). К 14-15 вв. относятся и ранние готич. памятники Литвы (Тракайский замок на о-ве); в 15-16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.

В позднеготич. эпоху накопление эмпи-рич. знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали в противоречие с догматич. основой Г., вели к её распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания. Этот процесс отчётливо проявился в 14 в. во франц. миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) Бургундии, в чеш. скульптуре (Пётр Парлерж) и живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и Тршебоньского алтарей). Ещё интенсивнее он шёл в 15 в., ускоренный влиянием итал. и нидерл. Возрождения, а в 16 в. Г. повсеместно уступала место ренессансной культуре. Тем не менее нац. готич. наследие, глубоко укоренившееся в нар. жизни мн. европ. стран, оказывало сильное влияние на иск-во Возрождения и барокко, особенно в Сев. Европе, а затем стало объектом подражания и стилизации (см. Ложная готика). Романтизм 19 в. усилил интерес к Г., вошедшей в круг осн. источников духовных традиций человечества. Археол. изучение Г. вызвало возрождение принципов готич. конструкции, повлияв на формирование новых конструктивных систем, а попытки реставрации ср.-век. художеств. ремёсел стали отправной точкой для поисков новых путей развития декоративного искусства.

Илл. см. на вклейках - к стр. 33 и табл. IX, X (стр. 208-209).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Нессельштраус Ц. Г., Искусство Западной Европы в средние века, Л.- М., 1964; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966; Harvey J., The gothic world. 1100 - 1600, L., 1950; Sedlmayr H., Die Entstehung der Kathedrale, Z., 1950; Jantzen H., Die Gothik des Abendlandes, Schauberg - Koln, 1962; Martindale A., Gothic art. From the twelfth to fifteenth centuries, N. Y.- Wash., [1967]. E. П. Ювалова.





ГОТЛАНД (Gotland), самый большой: остров в Балтийском м., терр. Швеции. Главный город и порт - Висбю. Площадь 2960 км2, нас. 54,1 тыс. чел. (1970). Поверхность - плато (высота до 83 м), сложенное гл. обр. силурийскими известняками. Отвесные обрывистые берега, особенно на С.-З. Распространены карстовые формы рельефа. Климат умеренный, морской. Осадков св. 500 мм в год. Хвойные (гл. обр. еловые) и широколиств. леса занимают 44% территории. Торфяники. Земледелие (рожь, овёс, сах. свёкла, лён, картофель), овцеводство. Разработки известняка. Цем., пищ. пром-сть. Туризм.

В нач. н. э. Г. населяли герм. племена (возможно, назв. "Г." происходит от готов). В ср. века Г. с г. Висбю был важным пунктом транзитной торговли на Балтике. Г., номинально принадлежавший Швеции, фактически был независимой республикой со своим гор. правом. В 1361 был захвачен и опустошён датчанами. По Брёмсебрускому миру 1645 вновь перешёл к Швеции.

Во время 1-й мировой войны 19 июня (2 июля) 1915 близ Г. произошёл бой между отрядами рус. и герм. воен. кораблей.



ГОТО Сёдзиро (19.3.1838, Коти, - 4.8.1897, Токио), японский политич. а гос. деятель. По происхождению самурай из княжества Тоса. Принимал активное участие в незавершённой бурж. революции 1867-68. В 70-80-х гг. был одним из лидеров помещичье-бурж. либерального движения, возглавлял группировку крупной и ср. буржуазии в партии Дзиюто. С кон. 80-х гг. Г. начал выступать за объединение всех групп правящего лагеря для борьбы с растущим демократич. движением и требовал усиления внешнеполитич. экспансии. Эта политика явилась базой соглашения между либеральной оппозицией и пр-вом. В 1889-93 занимал министерские посты.

ГОТО Симпэй (14. 6. 1857, Мидзусава, - 13. 4. 1929, Киото), японский гос. деятель. В 1908-11, 1912-13 мин. связи, в 1916-18 мин. внутр. дел, в 1918 мин. иностр. дел. В 1920-23 мэр Токио, в 1923-24 мин. внутр. дел. После провала вооруж. интервенции япон. империализма против Сов. гос-ва Г. в 1923 вёл неофициальные переговоры с сов. представителями об урегулировании японо-сов. отношений. С 1925 президент японо-сов. об-ва культурных связей.



ГОТО, архипелаг у зап. берегов о. Кюсю (Япония). Входит в префектуру Нагасаки. Пл. 645 км2. Более 30 островов. Наиболее значит. Фукуэ (до 30 км дл.) и Накадори. Выс. до 463 м. Климат влажный субтропический. Рисовые поля, плантации чая и шелковицы. Рыболовство. Города - Арикава, Фукуэ, Томиэ.



"ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ СССР" (ГТО), всесоюзный физкультурный комплекс, составляющий основу гос. системы физического воспитания и направленный на укрепление здоровья, всестороннее физич. развитие сов. людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Является основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях. В комплекс входят гимнастич. упражнения, бег (на короткие и ср. дистанции), прыжки (в длину или высоту), метание (диска, копья, толкание ядра и др.), плавание, лыжные гонки (для бесснежных р-нов - марш-бросок или велогонки), стрельба (только для юношей). Введён в 1931 по инициативе ВЛКСМ; в 1932 дополнен 2-й ступенью и в 1934 - ступенью "Будь готов к труду и обороне" (БГТО). 1-я ступень ГТО рассчитана на девушек и юношей 16-18 лет; 2-я - на взрослых (19 лет и старше). Ступень БГТО - на девочек и мальчиков 14-15 лет. С 1966 введена спец. ступень комплекса - "Готов к защите Родины". В комплекс периодически вносились изменения в соответствии с задачами сов. системы физич. воспитания. В. С. Польшанский.


ГОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, готический минускул, почерк лат. письма эпохи средневековья (12-15 вв.).

[0710-5.jpg]

Г. п. пришло на смену ранее применявшемуся почерку - каролингскому минускулу. Первые образцы Г. п. встречаются в Италии в 10 в., в др. странах Зап. Европы - в кон. 11 в. Господство Г. п. в книгах отмечается с 12 в. в Германии, Франции и др. странах, пользующихся лат. письменностью. Различают четыре вида Г. п.: 1) текстура - острое письмо; 2) фрактура - острое письмо с ломаными очертаниями; 3) швабахер - ломаное письмо с округлёнными очертаниями нек-рых букв; 4) кругло-готическое, переходный вид письма от готич. к гуманистич. письму (в подражание рим. монументальным надписям) эпохи Возрождения. В Германии готич. шрифт применялся наряду с лат. типографским шрифтом антиква. В совр. нем. изданиях (особенно ГДР) готич. шрифт имеет ограниченное применение.

Лит.: Добиаш-Рождественская О. А., История письма в средние века, [2 изд.], М.- Л., 1936; Steffens F., Lateinische Palaographie, 2 Aufl., В. - Lpz., 1929.


ГОТОВАЛЬНЯ, набор инструментов для чертёжно-графич. работ. Осн. инструментами набора являются: циркуль для вычерчивания карандашом или тушью окружностей и дуг; рейсфедер для проведения тушью прямых линий по линейке или криволинейных-по лекалу; кронциркули чертёжный и разметочный для вычерчивания окружностей диаметром до 8 мм и точной разметки линейных размеров; пропорциональный циркуль и др.

ГОТОВАЦ (Gotovac) Яков (р.11.10.1895, Сплит), югославский (хорватский) композитор и дирижёр. В 1920 учился в Академии музыки в Вене у Й. Маркса. В 1923- 1957 дирижёр оперной труппы Хорватского нац. театра в Загребе. Как композитор дебютировал в 1916 в вокальных жанрах (хоры, романсы). Музыка Г. носит ярко выраженный нац. характер. Г. - автор 6 опер, основанных на фольклорном материале и отражающих события из жизни народа (в т. ч. "Эро с того света", 1935), и неск. программных оркестровых соч. ("Симфоническое коло", 1926, 3 симфолич. поэмы); песен, обработок народных лесен.

Лит.: Andreis J., Jakov Gotovac,

Split, 1957.



ГОТОВНОСТИ КОЭФФИЦИЕНТ, одно из важных понятий надёжности в технике; вероятность того, что изделие (двигатель, станок, прибор и т. д.) будет работоспособно в произвольно выбранный момент времени в промежутках между выполнениями планового технич. обслуживания. В случае установившегося режима эксплуатации Г. к. определяют по уравнению:
[0710-6.jpg]

где Т - наработка на отказ; ТВ - среднее время восстановления работоспособности изделия (после возникновения отказа).






0712.htm
ГОФМАНА РЕАКЦИИ, под этим назв. известны три реакции, предложенные нем. химиком А. В. Гофманом. 1) Синтез первичных аминов действием брома и щёлочи на амиды карбоновых к-т. Образующиеся амины содержат на один атом углерода меньше, чем исходный амид:

[0711-1.jpg]

В результате этой реакции могут быть получены алифатич., жирноароматич., ароматич. и гетероциклич. амины. Осуществление Г. р. в спиртовой среде приводит к образованию уретанов(RNHOCOR).

2) Синтез алифатич. аминов действием алкилирующих реагентов (гало-геналкилов, диалкилсульфатов и др.) на аммиак. В результате образуется (в виде солей) смесь первичного, вторичного и третичного амина и соль четвертичного аммониевого основания; напр., при использовании СН3I получаются [CH3NH3]I; [(CH3)2NH2]I; [(CH3)3NH]I и [(CH3)4N]I соответственно.

3) Термич. расщепление гидроокисей четвертичных аммониевых оснований с образованием третичного амина и олефина:

[0711-2.jpg]

Если атом азота в четвертичном основании связан с различными заместителями, образуется олефин, содержащий наименьшее число алкильных заместителей при двойной связи (правило Гофмана).

Важнейшая область применения Г. р. - исследование структуры алкалоидов.

Л. С. Герман.



ГОФМАНСВАЛЬДАУ, Xофмансвальдау (Hofmannswaldau) Кристиан Гофман (25. 12.1617, Бреславль, - 18. 4. 1679, там же), немецкий поэт. Представитель маринизма в нем. лит-ре и глава т. н. второй силезской школы поэтов. В духе прециозной литературы довёл до предела поэтич. жеманство и игру в галантность. Для его эпиграмм, мадригалов, рондо, песен характерны напыщенность, аффектация и вычурность стиля. Впервые на нем. яз. Г. написал по образцу "Героид" Овидия собрание "Писем героев" (1663, изд. 1673-1680). Легкомысленный гедонизм сочетается в стихах Г. с ощущением бренности всего земного ("Жалоба на непостоянство счастья", "Мир").

Соч.: Auserlesene Gedichte, hrsg. vou F. P. Greve, Lpz., 1907.

Лит.: История немецкой литературы, т. 1, М., 1962, с. 398 - 400; Пуришев Б. И.. Очерки немецкой литературы XV - XVII вв., М., 1955, с. 339 - 41; Ibel R., Hofmann von Hofmannswaldau. Studien zur Erkenntnis deutscher Barockdichtung, В., 1928.

Ю. М. Каган.



ГОФМАНСТАЛЬ, Хофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1. 2. 1874, Вена, - 15. 7. 1929, Родаун), австрийский писатель, эссеист. Происходил из аристократич. семьи. Изучал право и филологию в Вене. Выступил в 90-х гг. Отдал дань импрессионизму, символизму, неоромантизму. Неприятие бурж. действительности и бескрылого натурализма в лит-ре привело Г. к культу красоты и наслаждений (одноактная драма "Смерть Тициана", 1892). В его сб. "Стихотворения и маленькие драмы" (1907) наряду с ущербными настроениями выражена мечта о полноценной жизни, к-рую не могут дать эстетизм и гедонизм (пьеса "Безумец и смерть", 1894, изд. 1899). Однако в вольных переработках трагедий Софокла и Еврипида ("Электра", 1904-06, "Эдип и сфинкс", 1906) герои воплощают жестокость, патологич. чувственность или являются безвольными жертвами рока. В стилизациях под ср.-век. мистерии ("Всякий человек", 1911; "Зальцбургский большой театр жизни", 1922) углубляются декадентские идеи пессимизма и мистика. К Октябрьской революции в России Г. отнёсся враждебно, аристократически отвергнув власть народа (драма "Башня", 1925).

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 12, Fr./M., 1947 - 56; Die Gedichte und kleinen Dramen, Lpz., 1958; в рус. пер.- Драмы, М., 1906.

Лит.: Аксельрод И., Литературно-критические очерки, Минск, 1923; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Нamme1mann H. A., Hugo von Hofmannsthal, New Haven, 1957; Hamburger M., H. von Hofmannsthal. Gott., [1964); Weber H., H. von Hofmannsthal. Bibliographic..., В., 1966. Г. С. Слободкин.



ГОФМАРШАЛ (нем. Hofmarschall), придворная должность в Германии в позднее средневековье (отделилась от должности маршала), придворный чин (и должность) в 18 - нач. 20 вв. в России. Г. и обер-Г. (к-рым были подчинены Г.) ведали дворцовым х-вом (в России заведовали снабжением царского двора, устройством празднеств, приёмов и т. д.).



ГОФМЕЙСТЕР, Хофмейстер (Hofmeister) Вильгельм (18. 5. 1824, Лейпциг, - 12. 1. 1877, Линденау), немецкий ботаник, проф. Гейдельбергского (1863) и Тюбингенского (1872) ун-тов. Один из основоположников эмбриологии растений. Описал образование семяпочки и зародышевого мешка, процесс оплодотворения и развитие зародыша у покрытосеменных растений (1849). Изучив циклы развития высших растений (мохообразных, папоротникообразных, голосеменных), установил (1851) наличие у них чередования поколений: бесполого (спорофит) и полового (гаметофит). Тогда же предсказал открытие у голосеменных подвижных сперматозоидов (к-рое было осуществле