БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101емление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамич. архит. ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Вместе с тем развитие иск-ва Г. отразило кардинальные изменения в структуре ср.-век. об-ва: начало формирования централизованных гoc-в, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - гор., торговых и ремесл.-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев. В период Г., с его более высоким уровнем развития обществ. сознания, ремесла и техники, ослабевали устои ср.-век. религ.-догматич. мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетич. освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирич. эмоций; сложились новые архит. типы и тектонические системы.

Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия ("украшенный стиль"; аббатство Гисборо). 4. "Перпендикулярная готика". Англия (собор в Уинчестере).
[0710-2.jpg]




Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражд. архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торг. ряды, склады, гор. башни-"бефруа" и т. д.). Складывались гор. архит. ансамбли, в к-рые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Гл. гор. площадь обстраивалась домами с аркадами, торг. и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификац. стр-во: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамич. единство пространств. ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием гор. жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преим. богословского), символом Вселенной; весь художеств. строй собора, сочетавший торжеств. величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластич. мотивов со строгой иерархич. системой их соподчинения, выражал не только порождённые феод. строем идеи обществ. иерархии, власти божеств. сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
[0710-3.jpg]

Разрезы готических храмов, 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211 - 1311. 2. Зальная церковь Элизабеткирхе в Марбурге. ФРГ. 1235-83.




Синтез иск-в в Г. несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все ср.-век. представления о мире. Осн. видом изобразит. иск-ва была скульптура. Впервые после античности статуи и скульпт. группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художеств. содержание и развитые пластич. формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистич. основе) интерес к реальным природным формам, к физич. красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этич. ценностей существенно видоизменился: в иск-во вошли тема материнства, тема нравств. страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил ср.-век. общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм иск-ва Г.: в нём переплетались лиризм и трагич. аффекты, высокая духовность и сатира, фантастич. гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряжённый эмоциональный строй готич. иск-ва непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-образным изгибом и остро выразит. ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах. Эпоха Г.- время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных иск-в, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлич. изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах - всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки. Г. зародилась в Сев. Франции в сер. 12 в. и достигла расцвета в 1-й пол. 13 в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоят. политич. и экономич. силы и новыми потребностями гор. жизни; быстрому развитию франц. Г. способствовал нац. подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизов. королевства и независимости растущих городов стали кам. готич. соборы, получившие во Франции свою классич. форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к к-рому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м) и просторен (в соборе в Амьене 118 м X 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого гл. нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, к-рые вместе с диагонально перекрещивающимися рёбрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространств. свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонич. сил, мощью своего ритма.

Двухбашенные зап. фасады франц. соборов с 3 глубокими "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архит.-пластич. мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед коленками порталов и в верх. арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символич. систему, в к-рую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорич. образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбур, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Др. части здания также украшались рельефами, статуями, растит. орнаментом, изображениями фантастич. животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме к-рых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готич. каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44). К ранней Г. относятся также соборы в Лане (ок. 1150-1215), Парижской богоматери (1163-1257), в Шартре (1194-1260). Особым богатством ритма, совершенством архит. композиции и

Планы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211-1311. 2. Церковь Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце. ГДР. 1499 - 1525. 3. Церковь Олевисте в Таллине. 13 - 16 вв.
[0710-4.jpg]

скульпт. декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. - в Реймсе (1211-1311) и Амьене (1220-88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48) с великолепными витражами. С сер. 13 в. соборы франц. типа строились в др. европ. странах - в Германии (Кёльн, 1248-1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254-1517), Испании (Бургос, 1221-1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245-1745), Швеции (Упсала, начат ок. 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344-1420) и Италии (Милан, 1386-1856), где складывались также самостоят. нац. варианты Г. Крестоносцы донесли принципы франц. Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии. В самой Франции в кон. 13 - нач. 14 вв. стр-во соборов переживало кризис: архит. формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художеств. формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собств. культуру, и аристократизация феод. знати, возрастающая утончённость придворного быта. С 14 в. всё большее значение приобретали гор. и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам ("сетчатым", "сотовым", "звёздчатым" и т.д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней ("пламенеющей") Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70). Возрастает значение светского гор. зодчества, в к-ром использовались не столько конструктивные особенности Г. , сколько её композиц. и декоративные приёмы: на гл. площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334-52; замок Пьерфон, 1390-1420), строятся особняки ("отели") богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443- 1451). Кам. скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В позднеготич. иск-ве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображённых с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14-15 вв.), портрет ("Иоанн Добрый", ок. 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц ("Малый часослов герцога Беррийского", ок. 1380-85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам франц. готич. иск-ва принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель.

В Германии расцвет Г. наступил в сер. 13 в. (зап. хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235 -83); на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбург-им-Брейсгау, ок. 1200 - кон. 15 в.; Ульм, 1377- 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275 - 1334; Мариенкирхе в Любеке, ок. 1270- 1350), в к-рых упрощение планов, объёмов и конструкций сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазуров. и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-40). Многообразны по типам, композиции и декору кам., кирпичные и фахверковые светские постройки - гор. ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы - с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластин, экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург- 13в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя нем. Г. (кон. 14- нач. 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499-1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471- 1485) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готич. постройки возникли в Австрии (готич. части собора св. Стефана в Вене, 1304-1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421-1588).

Славу нидерл. Г. принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521 - 1530) и Мехелене (1452-1578), но особенно гражд. постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304, в Брюгге, 1248-1482; ратуши в Брюсселе, 1401-55, Лёвене, 1448-59, Ауденарде, 1526-37), декор к-рых подчас фантастически сложен и богат.

В Англии предпосылки для Г. возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готич. своды - в соборе в Дареме, ок. ИЗО-33), но развитие её, прерывавшееся внутр. ист. потрясениями, было замедленным и длительным. Англ. соборы, б. ч. монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора различаются стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери, 1220- 1266), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" Г.; собор в Эксетере, между 1275-1375) и "перпендикулярный", не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329-77; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446- 1515). С Г. связан расцвет англ. книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Влияния англ., франц., а также нем. кирпичной Г. переплетались в готич. зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готич. части - 1180-1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, ок. 1300-15 в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430).

В Испании гор. соборы (Леон, 1205-88; Севилья, 1402-1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского иск-ва сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготич. однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укреплённые контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325-1607, шир. нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426-51). В 16 в. готич. конструкции были перенесены в исп. колонии в Америке.

Своеобразна Г. Италии, где в 13-14 вв. готич. элементы включались в храмы, сохранявшие общий ро