БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101Верх. Приднепровья. Нек-рые исследователи считают её древнеславянской. Названа по могильнику у с. Зарубинцы Переяслав-Хмельницкого р-на Киевской обл. УССР, обнаруженному В. В. Хвойкой в 1899. Для 3. к. характерны бескурганные могильники с трупосожжениями. Отд. трупоположения встречены лишь в двух пунктах (Корчеватое, Велемичи). Остатки небольших поселений 3. к. со следами наземных или неск. углублённых в землю жилищчасто расположены на высоких и труднодоступных местах. Население жило родовым строем, занималось земледелием, скотоводством, а также охотой и рыбной ловлей. Орудия труда делались из железа, разл. украшения - из бронзы. Керамика лепная. 3. к. развивалась под влиянием латенской культуры. На 3. она граничила с пшеворской культурой. Лит.: Памятники зарубинецкой культуры, М.-Л., 1959; Кухаренко Ю.В., Зарубинецкая культура, М., 1964 (Свод археологических источников, в. Д1 -19).

Ю. В. Кухаренко.



ЗАРУБИНО, посёлок гор. типа в Любытинском р-не Новгородской обл. РСФСР. Ж.-д. ст. (Любытино) на линии Окуловка - Неболчи. Добыча огнеупорной глины для Боровичского комбината огнеупоров.

ЗАРУБИНО, посёлок гор. типа в Хасанском р-не Приморского края РСФСР. Расположен на берегу зал. Посьета (Японское м.), в 12 км к Ю. от ж.-д. ст. Сухановка (на линии Уссурийск - Хасан). Рыбный комбинат.



ЗАРУБКА в горном деле, процесс производства вруба в полезном ископаемом (угле, кам. соли и др.). 3. получают дополнит. свободные поверхности в разрабатываемом пласте для облегчения его отбойки. До нач. 20 в. 3. производилась преим. вручную забойщиками (или зарубщиками) и была одним из самых трудоёмких процессов; ныне 3. выполняется врубовыми машинами.

ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (г. рожд. неизв.- ум. 1727), архитектор и художник. Уроженец Украины. С 1701 - на царской службе в Москве. Создатель т. н. Меншиковой башни в Москве (церковь Архангела Гавриила, 1704-07), в к-рой традиц. композиция рус. многоярусных церквей кон. 17 в. сочетается с элементами и декоративными деталями архитектуры барокко. Те же особенности присущи приписываемой 3. церкви Ивана Воина на ул. Димитрова в Москве (1709-13). Ещё более ярко барочные черты проявились в выполненных по рис. 3. сложных многоярусных иконостасах Преображенского собора в Таллине (1719) и собора Петропавловской крепости в Ленинграде (1722-27).

Лит.: Русская архитектура первой половины 18 века. Исследования и материалы, М., 1954, с. 39-92.



ЗАРУДНЫЙ Николай Алексеевич [13(25).9.1859, Гряково, ныне Полтавской обл.,-17.3.1919, Ташкент], русский зоолог-орнитолог.

Зарубинецкая культура. Одно из погребений Корчеватовского могильника. В 1879-92 совершил 5 экспедиций по Закаспийской обл. (ныне Туркм. ССР), в 1892-1906-4 путешествия по Вост., Центр. и Зап. Персии (отмечены Рус. географич. об-вом медалями и премией им. Пржевальского). С 1906, работая в Ташкенте, продолжал исследование Ср. Азии. Собрал и опубликовал обширные материалы по фауне, особенно по птицам. Именем 3. назван ряд видов позвоночных, насекомых и др. животных.

Лит.: Бобринский Н. А., Николай Алексеевич Зарудный. Зоолог и путешественник (1859 - 1919), М., 1940 (библ.).



ЗАРУДНЫЙ Николай Яковлевич (р. 20.8.1921, с. Ореховец Сквирского р-на Киевской обл.), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1948. Окончил ф-т журналистики Казах. ун-та (1942). Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. В 1961-63 гл. редактор Киностудии им. А. П. Довженко. Автор повести "Мои земляки" (1950), сб. рассказов "Свет" (1961), романов "На белом свете" (1967), "Уран" (1970). 3. принадлежат драмы и комедии: "На крутых берегах" (1955), "Ночь и пламя" (1958), "Если ты любишь" (1959), "Мёртвый бог" (1960), "Остров твоей мечты" (пост. 1962, изд. 1963),"Фортуна" (пост. 1964, изд. 1964), "Синие росы" (пост. 1966, изд. 1966), "Верность" (пост. 1970, изд. 1970) и др., посвящены в осн. современности. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: П'еси, К., 1959; Антеi. Збiрник п'ес, К., 1962; Одноактнi п'еси. Збiрник, К., 1963; Синi роси. П'еси, К., 1968; в рус. пер.- Остров твоей мечты. Пьесы, М., 1966.

ЗАРУДНЫЙ Сергей Иванович [17(29). 3.1821, Харьковская губ.,- 18(30).12. 1887, блиэ Ниццы], русский учёный-юрист, специалист по гражданскому праву и процессу. Занимал ряд важных должностей в Гос. совете, с 1869 сенатор. Активно участвовал в подготовке крестьянской (1861) и судебной (1864) реформы, занимая бурж.-либеральную позицию (требовал сохранения самоуправления крест. общины и т. п.). Книга 3. "Судебные уставы с рассуждениями, на коих они основаны" (1866) широко использовалась в практике дореволюц. юстиции. 3. известен также переводами Данте и Беккариа.

Соч.: Гражданское уложение Италианского королевства и русские гражданские законы, ч. 1 - 2, СПБ, 1869; Торговое уложение Италианского королевства и русские торговые законы, СПБ, 1870.

Лит.: Джаншиев Г. А., Зарудный и судебная ("форма, М., 1889.


ЗАРУЦКИЙ Иван Мартынович (г. рожд. неизв., Тернополь,- ум. 1614, Москва), предводитель казачьих отрядов в России в нач. 17 в. До лета 1607 был в войске И. И. Болотникова, затем ушёл к Лжедмитрию II, руководил отрядом донских казаков и был пожалован им в бояре. С распадом Тушинского лагеря 3. перешёл на сторону польск. короля Сигизмунда III. Осенью 1610 вернулся в Калугу к Лжедмитрию II; после смерти самозванца женился на вдове Лжедмитрия Марине Мнишек. В янв. 1611 3. примкнул к первому ополчению, в пр-ве к-рого после убийства П. Ляпунова добился первенства. Однако стремясь осуществить свои честолюбивые замыслы, 3. в 1612 выступил против нар. ополчения и пытался организовать покушение на кн. Д. М. Пожарского. Продвижение ополчения к Москве заставило 3. уйти из-под Москвы в Астрахань. В 1614 с приближением правительственных войск и спасаясь от нар. восстания, вспыхнувшего в Астрахани, 3. бежал в уральские степи, где казаки выдали его пр-ву. 3. и сын Марины Мнишек были казнены в Москве, Марина умерла в заточении.

Лит.: Вернадский В. Н., Конец Заруцкого, "Уч. зап. Ленинградского государственного педагогического института", 1939, № 19; Долинин Н. П., Подмосковные полки (казацкие "таборы") в национально-освободительном движении 1611 - 1612 г., Хар., 1958.



ЗАРХИ Александр Григорьевич [р. 5(18).2.1908, Петербург], советский кинорежиссёр и кинодраматург, нар. арт. СССР (1969). Чл. КПСС с 1948. В 1927 окончил Ленингр. техникум экранного иск-ва. В 1929 вместе с И. Е. Хейфицем (работали совместно до 50-х гг.) возглавил 1-ю комсомольскую постановочную бригаду ленингр. фабрики "Совкино" (ныне киностудия "Ленфильм"), выпустившую фильмы, посв. сов. молодёжи,- "Ветер в лицо" (1930), "Полдень" (1931), комедию "Горячие денёчки" (1935). С историч. глубиной, психологич. правдой, большой художеств. силой показан в фильме 3. и Хейфица "Депутат Балтики" (1937) приход в революцию крупного рус. учёного профессора Полежаева (в гл. роли Н. П. Черкасов). Значит. произведением киноискусства стал фильм 3. и Хейфица "Член правительства" (1940), в центре к-рого образ рус. крестьянки (в гл. роли В. П. Марецкая), прошедшей трудный путь от батрачки до депутата Верх. Совета. Совместно с Хейфицем поставил также фильмы "Его зовут Сухэ-Батор" (1942), "Малахов курган" (1944), документальный фильм "Разгром Японии" (1945). На киностудии "Мосфильм" 3. поставил фильмы "Высота" (1957), "Люди на мосту" (1960), экранизировал роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина" (1968). Гос. пр. СССР (1941, 1946). Награждён 3 орденами, а также медалями. Портрет стр. 369.

Лит.: Депутат Балтики, [сб. статей], М.-Л., 1937. Л.А.Парфёнов.

ЗАРХИ Натан Абрамович (1900, Орша,- 17.7.1935, Москва), советский киносценарист и драматург, засл. деят. иск-в РСФСР (1935). Известность 3. принесли сценарии фильмов, созданные им для режиссёра В. И. Пудовкина,-"Мать" (1926, по роману М. Горького) и "Конец Санкт-Петербурга" (1927); эти работы утверждали кинодраматургию как самостоят. вид лит. творчества. Большим успехом пользовалась пьеса 3. "Улица радости" (1932, премьера в Моск. театре Революции), шедшая во мн. театрах СССР. По сценариям 3. поставлены также фильмы: "Булат-Батыр" (1928, совместно с Ю. В. Таричем), "Города и годы" (1930, совм. с Е. В. Червяковым), "Бомбист" (1932).

Соч.: Н. Зархи о своём творческом методе, в кн.: Как мы работаем над киносценарием, М., 1936: Сценарии, М.- Л., 1937; О моём творческом опыте, в сб.: Вопросы кинодраматургии, в. 3, М., 1959; Улица радости, М., 1940.

Лит.: Леонидов О., Мастер советской кинодраматургии, "Искусство кино", 1940, № 7-8; Белова Л., Н. А. Зархи - теоретик кинодраматургии, в сб.: Вопросы киноискусства, в. 8, М., 1964.


ЗАРЬЯН Наири (псевд.; наст. имя и фам. Айастан Егиазарьян) [31.12.1900 (13.1.1901), с. Хараконис Ванского вилайета Зап. Армении (Турция),- 12.7.1969, Ереван], армянский советский писатель. Чл. КПСС с 1930. Род. в крест. семье. Во время кровавых репрессий турецких властей против армян в 1915 3. бежал в Россию. С 1923 учился в Ереванском ун-те. Печатался с 1921. В поэме "Рушанская скала" (1930) изображено социалистич. преобразование села, преодоление собственнической психологии. В сб-ках стихов "Крепость" (1935), "Вечные вершины" (1937) 3. выступил как певец социалистич. строя. Тема коллективизации получила яркое воплощение в романе "Ацаван" (1937-47, рус. пер. 1965), переведённом на мн. языки. В период Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 опубликовал сб-ки "Бранный клич" (1941), "Месть" (1942), "Слушайте, века" (1942), поэму "Голос родины" (1943). Богатством выразит. средств отличаются историч. трагедия 3. "Ара Прекрасный" (1946), комедии "У родника" (1948) и "Опытное поле" (1950), шедшие на сценах арм. театров. В романе "Господин Петрос и его министры" (1958, рус. пер. 1961) показано пробуждение революц. сознания нар. масс в период господства дашнаков. Тема борьбы за мир занимала значит. место в поэзии 3. Лучшим его произв. присущи выразительная простота и эмоциональность стиля. 3. был пред. республиканского Комитета защиты мира. Неоднократно избирался в руководящие органы СП СССР. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

В рус. пер.- Избранное, М.. 1954; Стихи, М., 1963; Давид Сасунский, М., 1968.


ЗАРЯ, совокупность красочных световых явлений в атмосфере при заходе Солнца или перед его восходом; представляет собой закономерную смену окраски неба, к-рая зависит от положения Солнца относительно линии горизонта (рис.). Когда Солнце склоняется к горизонту и нет облаков, небо над горизонтом окрашивается в жёлтый или оранжево-красноватый цвет, иногда с коричневым оттенком. Это объясняется тем, что при прохождении солнечными лучами длинного косого пути в атмосфере голубые и фиолетовые лучи ослабляются благодаря рассеянию света, оставшиеся же лучи, а заодно и освещаемая ими атмосфера приобретают желтоватую и красноватую окраску.-
[919-14.jpg]

Цвет неба во время заката. Цифры сбоку указывают положение центра Солнца по отношению к горизонту (выше горизонта со знаком + , ниже горизонта со знаком -).

После захода Солнца над горизонтом на востоке начинает подниматься тень Земли, верхний край к-рой окрашен в серо-синий цвет в результате того, что лучи света, проходящие на высотах 15-25 км, попадают в слой атмосферы озона, поглощающего жёлтые лучи. Когда Солнце Находится уже под горизонтом, на западе над ним возникает яркое светлое пятно - т. н. сияние зари, а на востоке над синеватой тенью Земли появляются красная и оранжевая полосы, цвет к-рых постепенно принимает зеленоватые и синие оттенки. При опускании Солнца на 2-3° под горизонт в сиянии зари появляется розовое пятно т. н. пурпурного света, к-рое становится всё ярче (до момента, когда Солнце опустится на 5°) и принимает постепенно форму сегмента, расположенного над зашедшим Солнцем и освещающего пейзаж (в особенности снежный) розоватым светом.

По-видимому, он возникает там, где красноватые лучи Солнца попадают в запылённый слой атмосферы, недавно открытый на высоте ок. 20 км. Позднее пурпурный свет затухает, но оранжевые или красные цветные полосы над горизонтом становятся ярче. Беловатое или синеватое пятно сияния зари при этом медленно опускается вниз и тускнеет. Вместе с угасанием пурпурного света быстро темнеет. При погружении Солнца на 7° уже нельзя читать без искусств. источника света (конец гражданских сумерек). Тень Земли на востоке и её цветная кайма размываются и уже почти не видны на фоне темнеющего неба. При погружении Солнца на 12° цветные полосы на западе становятся зеленоватыми, а при 18° исчезают окончательно, видны самые слабые звёзды, наступает ночь.

Утренняя 3. развивается аналогично, но в обратном порядке.

Лит.: Миннарт М., Свет и цвет в природе, пер. [с голл.], М., 1969. А. X. Хргиан.


ЗАРИ, воинский церемониал и воен. сигнал, исполняемый в установленное время на барабане, горне (трубе) или оркестром. 3. появилась в различных армиях в 18 в. В Сов. Вооруж. Силах при расположении в учебных центрах и лагерях 3. исполняется ежедневно после окончания вечерней поверки, а при расположении войск в казармах - после окончания общей батальонной или полковой вечерней поверки. Музыка 3., исполняемая ныне, написана композитором С. А. Чернецким. При расположении войск в лагере в дни гос. праздников СССР, праздников видов Вооруж. Сил, родов войск, годовых праздников частей (соединений) и при посещении лагерного сбора лицами, перечень которых определён Уставом внутренней службы Вооружённых Сил СССР, проводится торжественная 3.
[919-15.jpg]

Для этого весь личный состав лагерного сбора выстраивается на месте, указанном нач. лагерного сбора. В определённое для 3. время пускаются одна за другой 3 сигнальные ракеты и назначенная арт. батарея производит залп холостыми выстрелами, сводный оркестр играет 3., а затем исполняет Гимн Советского Союза, после чего войска проходят под оркестр.

Лит.: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, М., 1969.

И. И. Андронов.

"ЗАРЯ", марксистский науч.-политич. журнал; издавался в 1901-02 в Штутгарте редакцией газ. "Искра". Вышло 4 номера (3 кн.): № 1- в апр. 1901 (фактически 23 марта по новому стилю), № 2-3- в дек. 1901, № 4- в авг. 1902. Задачи "3." определены в "Проекте заявления редакции „Искры" и „Зари"", написанном В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 322-33). Журнал пропагандировал идеи революц. марксизма, выступал с критикой народничества, "легального марксизма", бернштейнианства и др. течений междунар. оппортунизма. В "3." были напечатаны работы Ленина "Гонители земства и Аннибалы либерализма", "Аграрная программа русской социал-демократии", "Г. г. критики в аграрном вопросе", "Внутреннее обозрение", "Случайные заметки", а также работы Г. В. Плеханова "Критика наших критиков. Г-н П. Струве в роли критика марксовой теории общественного развития", "Cant против Канта, или духовное завещание г. Бернштейна" и др. авторов. Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 162).



"ЗАРИ", 1) парусно-моторная шхуна рус. арктич. экспедиции (1900-02) под командой Э. В. Толл