БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ей, штампов и пресс-форм и др. Завод-ветеран "Красное Сормово" - гл. судостроит. база волжского флота. З-д "Двигатель Революции" - крупный производитель судовых дизелей и единственный в стране производитель газомотокомпрессоров для магистральных газопроводов. Имеются з-ды: авиационный им. С. Орджоникидзе, фрезерных станков (Станкозавод), мель-нично-элеваторного оборудования, торфяных машин, телевизионный им. В. И. Ленина (телевизоры "Чайка"). Машиностроение даёт 70% пром. продукции. Значительны предприятия металлургии (передельной), хим. пром-сти (неф-темаслозавод, з-д "Оргсинтез"), деревообработки, стройматериалов. Развиты пищевая и лёгкая пром-сть: мельничный, мясной, молочный комбинаты, макаронная, кондитерские ф-ки, з-ды пивоваренный и шампанских вин; льноткацкий комбинат,чулочно-трикотажные, кож.-обувные, швейные предприятия. Энергетич. база - Горьковская ГЭС на Волге (у г. Заволжье), Балахнинская ГРЭС (ГоГРЭС) и теплоэлектроцентрали. Газопроводы от Саратова и Миннибаева (Тат. АССР), нефтепровод из Альметьевска.

Г. разделяется Окой на две части -восточную (по прав. берегам Оки и Волги), возвышенную (сев.-зап. оконечность Приволжской возв. - Дятловы горы), обычно наз. нагорной, и западную (по лев. берегу Оки и прав. берегу Волги), низинную, наз. заречной. Заречье - гл. пром. часть Г. и трансп. узел, а также осн. часть города по площади и численности населения (пять из восьми районов - Канавинский, Ленинский, Автозаводский, Московский, Сормовский). Нагорная часть состоит из трёх районов: Нижегородского (в основном терр. старого Н. Новгорода), Советского и Приокского.

Л. Л. Трубе.

Архитектура. Пам. архитектуры 16-нач. 18 вв.: кремль (крепостные стены с башнями - 1500, 1508-11) с Архангельским собором (1624-31, Л. и А. Возоулины, на месте старого собора 13 в.); монастыри - Благовещенский с собором (1649) и Успенской церковью (1678) и Печёрский с Вознесенским собором (1632, А. Возоулин) и 2 шатровыми церквами (1642-45 и 1648); Успенская церковь на Ильинской горе (1672-1715); церкви "строгановского стиля" с богатым декоративным убранством фасадов - Смоленская (1694-97) и Рождественская (1719); дом Пушникова (17 в.).

С 1770 нагорная часть Г. получает радиально-кольцевой план и застраивается сначала зданиями в стиле классицизма (б. Дворянское собрание, 1826), а позже - эклектич. и стилизаторскими (театр драмы, 1896, арх. В. А. Шрётер; Госбанк, 1913, арх. В. А. Покровский; дом Сироткина, ныне Художеств. музей, 1913, арх. братья Веснины). В сов. время Г. застраивается по ген. планам (последний - 1966, арх. А. И. Кузнецов и др.). Построены: Дом Советов (1930-е гг., арх. А. 3. Гринберг), цирк (1964), речной (1964) и ж.-д. (1965, реконструкция) вокзалы, аэровокзал (1965), спорткомплекс (1965). В связи со строительством и реконструкцией крупных промышленных сооружений (в т. ч. автозавода, с 1934, арх. А.С.Фисенко и др.) на месте грязных лачуг, ночлежек выросли благоустр., озеленённые жилые массивы - Автозаводский, Сормово. В этих р-нах, как и в старом центре города, продолжается жилищное стр-во и в наст. время. Застраиваются микрорайоны Северного пос. (арх. Г. И. Кавун и др.), Лапшихи (арх. В. В. Баулина, И. Хайруллин), Советского р-на (арх. Ю. Н. Бубнов, В. В. Баулина, С. С. Тимофеев и др.). Интенсивно застраивается территория на левом берегу Оки. Новый центр Г. планируется как система архит. ансамблей на обоих берегах Оки. На левом берегу реконструирована набережная и разбита пл. с пам. В. И. Ленину (1970, скульптор Ю. Г. Нерода, арх. В. В. Воронков, Ю. Н. Воскресенский). Пам. В. П. Чкалову (1940, скульптор П. А. Менделевич, арх. В. С. Андреев), Максиму Горькому (1952, скульптор В. И. Мухина) и др.

А. А. Лейкина.

Культурное строительство. До Окт. революции в Н. Новгороде насчитывалось 28 общеобразоват. школ (8,4 тыс. уч-ся), 4 ср. спец. уч. заведения (500 уч-ся), высших уч. заведений не было. В 1970/71 уч. г. в 225 общеобразоват. школах Г. обучалась 181 тыс. уч-ся, в 34 проф.-технич. школах и уч-щах - 14,1 тыс. уч-ся, в 24 ср. спец. уч. заведениях - 38,7 тыс. уч-ся, в 10 вузах (Горьковском университете, Горьковском политехническом институте, Горьковском институте инженеров водного транспорта, инженерно-строит., с.-х., мед., пед. и др.) - 57,8 тыс. студентов. В 1970 в дошкольных учреждениях воспитывалось св. 53 тыс. детей.

В Г. имеются (на 1 янв. 1971) 185 массовых библиотек (8910 тыс. экз. книг и журналов), 61 клубное учреждение, 5 театров - Академич. театр драмы им. М. Горького, Театр оперы и балета им. А. С. Пушкина, Театр юного зрителя им. Н. К. Крупской, театр комедии, театр кукол; филармония, цирк; Историко-архит. музей-заповедник, Музей М.Горького (с филиалом - "Домик Каширина"), Художеств. музей, 133 киноустановки.

Выходят обл. газеты "Горьковская правда" (с 1917), "Ленинская смена" (с 1919), вечерняя городская газета "Горьковский рабочий" (с 1932). Радио и телевидение Г. ведут передачи по 1 радио-и 2 телевизионным программам, включая ретрансляцию Москвы. Телецентр.

Здравоохранение. На 1 янв. 1969 в Г. было 275 мед. учреждений; в стационарах развёрнуто 16,6 тыс. коек (143,1 койки на 10 тыс. жит.). Функционировали 17 диспансеров (8 противотуберкулёзных, 4 онкологич. и 5 кожно-венерологич.), станция скорой помощи с 12 подстанциями, 5 травматологич. пунктов, 11 сан.-эпидемич. станций; работают 86 детских яслей (9 тыс. мест) и 131 детский комбинат (25,1 тыс. мест). Работали 5,4 тыс. врачей (1 врач на 215 жит.). Н.-и. ин-ты: травматологии и ортопедии, эпидемиологии и микробиологии, педиатрич. ин-т, профессиональных заболеваний и гигиены, кожно-венерологический.

Л. ф. Сизык.

Илл. см. на вклейке, табл. VI, VII (стр. 128-129).

Лит.: Потапова Е. Д., Революционный Нижний Новгород. Краткий путеводитель, Горький, 1959; Елисеев А. И., Родной город. Памятные места, события, имена, Горький, 1967; Гаранина Л. Ф., Город Горький. Путеводитель-справочник, Горький, 1964; Знакомьтесь, город Горький. Путеводитель, Горький, 1971.



ГОРЬКОВ Лев Петрович (р. 14. 6. 1929, Москва), советский физик, чл.-корр. АН СССР (1966). Окончил Моск. физико-технич. ин-т в 1953. В 1955-66 в Ин-те физ. проблем АН СССР и Ин-те физ. химии АН СССР. С 1966 зав. отделом Ин-та теоретической физики АН СССР. Осн. труды по теории твёрдого тела (в частности, теории сверхпроводимости). Ленинская пр. (совм. с А. А. Абрикосовым и В. Л. Гинзбургом; 1966) за разработку теории сверхпроводящих сплавов и свойств сверхпроводников в сильных магнитных полях.



ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, образована в мае 1961. Управление - в г. Горьком. Пролегает в основном по терр. Владимирской, Горьковской, Кировской областей, Тат. АССР, Удм. АССР, Map. АССР, Чуваш. АССР, частично Пермской, Свердловской и Рязанской областей, Морд. АССР и Башк. АССР. Граничит с Моск. ж. д. (ст. Петушки и Черусти), с Северной ж. д. (ст. Новки, Свеча и Сусоловка), с Куйбышевской ж.д. (ст. Красный Узел и Цильна) и со Свердловской ж. д. (ст. Чепца и Дружинино). Эксплуатац. длина Г. ж. д. в совр. границах (1970) 5497 км, или 4,1% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Г. ж. д. связывает Европ. часть страны с Уралом, Сибирью, вост. р-нами и р-ны Европ. Севера и Северо-Запада с р-нами Поволжья, Кавказа и др. Отд. участки Г. ж. д. - старейшие на сети. Напр., линия Москва (Петушки) - Горький построена в 1861-62, участок Муром - Ковров в 1880, линия Киров - Чепца (и далее до Перми), а также линия Киров - Котлас (Сусоловка) в 1899, линия Красный Узел - Канаш - Зелёный Дол - Казань в 1893-94. В 1906 вступила в эксплуатацию магистраль Вологда (Свеча) - Котельнич - Киров, создавшая прямую ж.-д. связь центр. и сев.-зап. р-нов с Уралом. С первых лет Сов. власти в р-нах Поволжья, в т. ч. и в р-не тяготения Г. ж. д., осуществлялось новое ж.-д. стр-во. В 1918 были сданы в эксплуатацию линия Арзамас - Канаш, создавшая кратчайшую ж.-д. связь Москвы с Казанью, и линия Агрыз - Ижевск - Воткинск. После окончания стр-ва магистрали Казань - Агрыз - Дружини-но - Свердловск (1924) был получен второй выход из Европ. части на Урал и далее в р-ны Сибири и Д. Востока. В 1927 после сдачи в эксплуатацию участка Горький - Котельнич был создан ещё один выход из центр. р-нов на Урал (Москва - Горький - Киров - Пермь - Свердловск), осуществлена ж.-д. связь столицы Map. АССР Йошкар-Олы с Зелёным Долом. Для освоения богатых лесных массивов и месторождений фосфоритов были закончены в 1940 линия Яр - Фосфоритная и линия, соединившая столицу Чуваш. АССР Чебоксары со ст. Канаш. Вводом в эксплуатацию участка Ижевск - Игра (1945) и Пибаньшур - Игра (1947) были соединены две линии: Казань - Свердловск и Киров-Пермь - Свердловск. Г. ж. д. обслуживает крупные пром. р-ны по производству автомобилей, машин, станков, судов, выработке электроэнергии, продуктов химии, точного машиностроения, нефтепереработки, р-ны лесозаготовок и деревообработки, месторождения строит. материалов, торфа, а также с.-х. р-ны по произ-ву зерна, льна и р-ны развитого животноводства. В 1969 грузооборот Г. ж. д. составил 117 млрд. т*км, или 4,9% от сетевого. Св. 96% грузооборота дороги обслуживается электрич. и тепловозной тягой. В общем объёме грузооборота транзит составляет 35%, ввоз 25%, вывоз 21% и местное сообщение 18%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют каменный уголь, лесоматериалы, чёрные металлы, руда, нефте-грузы, продукция машиностроения и хлебные грузы. Ввоз: уголь, металлы, строит. материалы, отд. виды нефтепродуктов, продукция лёгкой и пищевой пром-сти. Вывоз: лесоматериалы, автомобили, нефтегрузы, продукция машиностроения. В местном сообщении перевозятся преим. строит. грузы, торф, лесоматериалы, грузы с. х-ва. Ср. грузонапряжённость Г. ж. д. примерно 20 млн. т*км/км, что в 1,3 раза больше среднесетевой. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов Г. ж. д.: Зелецино, Верхнекамская, Чернушка, Казань, Горький, Навашино, Игумново, Киров, Ижевск, Владимир, Балахна. Г. ж. д. координирует работу с речным транспортом. Крупные пункты перевалки: Горький, Казань, Котельнич, Камбарка, Сарапул, Сайгатка, а их осн. грузы: уголь, хлеб, руда, строит. и лесоматериалы.

Общий пассажирооборот Г. ж. д. составляет ок. 10% сетевого. В 1969 по дороге перевезено 115 млн. пассажиров, из них 100 млн. в пригородном сообщении. Через Г. ж. д. транзитом следуют поезда из Москвы и Ленинграда на Урал, в Сибирь и на Д. Восток. Г. С. Райхер.

ГОРЬКОВСКАЯ КОЗА, местная молочная коза, разводимая в Горьковской обл. Отличается крепкой конституцией и выносливостью. Молочность 400-550 кг, наибольшая до 1200 кг. Жирность молока 4,5-5,0%. Живая масса козлов 50-60 кг, наибольшая до 75 кг, маток 38-42 кг, наибольшая до 50 кг. Масть преим. белая. Шерсть короткая, состоит гл. обр. из ости, с небольшим кол-вом пухового подшёрстка. Настриг шерсти 250 г. Плодовитость 200-220 козлят на 100 маток. Шкуры высокого качества, идут на выработку ценных видов кожи.

ГОРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, в составе РСФСР. Образована 14 янв. 1929. Расположена в центре Европ. части СССР, по обоим берегам Волги. Пл. 74,8 тыс. км2. Нас. 3674 тыс. чел. (1971). Делится на 46 адм. районов , имеет 24 города, 62 посёлка гор. типа. Центр - г. Горький. Награждена орденом Ленина (1965). (Карту см. на вклейке к стр. 144).



Природа. Волга, пересекающая область с 3. на В., делит её на две части: в основном возвышенное, б. ч. лесостепное Правобережье и низинное лесное Заволжье. Правобережье, за исключением юго-зап. окраины - Окско-Тешской низины, занято Приволжской возв., наз. здесь Мордовской возв. (выс. до 250 м), с Перемиловскими горами по Оке, Фадеевыми по Волге и др. Рельеф в целом грядово-увалистый, многочисленны овраги, особенно по берегам Оки и Волги, местами (по р. Пьяна и др.) - карст (Борнуковская и др. пещеры). Заволжье занимает Волжско-Ветлужская низина; лишь на С, заходят отроги Вятского Увала (выс. до 192 м). Климат умеренно континентальный с умеренно холодной и продолжительной зимой и тёплым летом. Ср. темп-pa января -12, - 13 оС, июля 18, 19 °С. Годовое количество осадков от 450-500 мм в Правобережье до 550-600 мм в Заволжье. В Правобережье нередки засухи. Веге-тац. период с темп-рой выше 5 °С 165- 170 дней в Заволжье и 170-175 дней в Правобережье. Все реки относятся к басс. Волги. Волга и Ока протекают в пределах области каждая на протяжении 260 км. Притоки Волги: справа - кроме Оки (с Тешей), Кудьма, Сура (с Пьяной и Алатырем); слева - Узола, Керженец, Ветлуга. Озёра - Пустынские (карстовые, по р. Серёжа, в Правобережье), Светлояр (в Заволжье) и др.

На р. Волге Горьковское водохранилище. Болота покрывают ок. 5% терр. (особенно много их в Заволжье).

В почвенном покрове преобладают дерново-подзолистые и подзолистые почвы (66% всей терр.); серые лесные занимают 16,3%, чернозёмные 7,9%, аллювиальные пойменные 3,6%, болотные и торфяные 6,2%. В Заволжье почвы подзолистые под таёжными лесами и дерново-подзолистые под смешанными, в Правобережье - серые лесные широколиств. лесов (дубрав) и выщелоченные чернозёмы луговых степей.

Леса сильно вырублены и занимают 43% терр. области. Наибольшим распространением пользуются таёжные (елово-пихтовые с примесью сибирской лиственницы) и смешанные леса; по песчаным дюнным всхолмлениям, особенно в Заволжье, - боры; по влажным низинам - тёмные еловые леса. Большие площади земель подвержены эрозии. Ведутся лесовосстановит. работы. Животный мир сочетает сев. и юж. виды: волк, лисица, бурый медведь, рысь, барсук, ёж, крот, крапчатый суслик, хомяк и др. Под охраной - лось, по Керженцу и др. рекам - бобр (в заказниках).

Население. 94,4% населения области - русские (1970, перепись), ок. 2% татары, 1,4% мордва и др. Ср. плотность нас. 49,1 чел. на 1 км2 (1971). В Правобережье она в 3 раза больше, чем в Заволжье. Гор. нас. 66% , около половины его приходится на г. Горький. Городец, Горький, Арзамас, Балахна - древние города, Павлово, Богородск, Выкса, Кулебаки - старые пром. центры, Дзержинск, Кстово, Заволжье - новые пром. города.

Хозяйство. Г. о. выделяется преобладанием тяжёлой индустрии, использующей преим. привозное сырьё и топливо. Валовая продукция крупной пром-сти за 1913-40 выросла в 23 раза, а за 1941-70 продукция всей пром-сти увеличилась в 12 раз. Машиностроение и металлообработка дают св. 40% всей пром. продукции области. По произ-ву автомобилей Г. о. стоит на первом месте в СССР. Автозавод в Горьком связан по кооперированию более чем с 1000 предприятиями, в т. ч. с десятками заводов области. В Павлове производят автобусы и автошофёрский инструмент, в Арзамасе - коммунальные автомашины и запасные части к автомобилям, в Заволжье - моторы к автомобилям и гусеничные тягачи, в Лыскове - автосигналы и стеклоочистители, Бор поставляет автостекло. Судостроение - на старейшем в стране з-де "Красное Сормово" (Горький) и з-дах в Навашине, Городце, Чкаловске, Бору, Октябрьском. Изготовляются фрезерные станки, телевизоры, разнообразное оборудование (Горький), химич. оборудование (Дзержинск), дорожностроит. машины (Выкса), ж.-д. тормозные системы (Первомайск), металлоконструкции; слесарно-монтажный, мед. инструмент, ножи и др. метизы - на з-дах старинного Павлово-Вачско-Сосновского р-на металлообработки. Работают передельные металлу