БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101тавители постоянных комиссий Верх. Совета, его депутаты, иногда специалисты, представители общественности; 3) принятие закона путём голосования. Закон считается принятым, если за него голосовало более 1/2 всех депутатов; конституционный закон принимается квалифицированным большинством (не менее 2/3); 4) опубликование принятого закона за подписями председателя и секретаря Президиума Верх. Совета в офиц. органах - "Известиях Советов депутатов трудящихся" и "Ведомостях Верховного Совета СССР"; с опубликованием закона связаны его доведение до всеобщего сведения и его вступление в силу (см. Действие закона). В зарубежных социалистич. странах 3. п. строится на аналогичных принципах.

В бурж. гос-вах 3. п. характеризуется сосредоточением права внесения законопроектов в руках глав гос-ва и пр-ва; под их контролем находится по существу и вся законодат. деятельность парламента. Огромную роль в 3. п. играют разного рода парламентские комитеты и комиссии (см. Комиссии парламентские), рассматривающие законопроекты по существу и зачастую предрешающие их дальнейшую судьбу. После принятия закона парламентом следует стадия его санкционирования главой гос-ва, а в нек-рых странах (напр., во франции) и стадия промульгации (т. е. решения главы гос-ва об опубликовании закона). Только после этого следует опубликование принятого закона. л. ф. Шебанов.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, 1),один из осн. методов осуществления гос-вом своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов. В СССР 3.- исключит. прерогатива Верх. Совета СССР (см. Конституция СССР, 1971, ст. 32), Верх. Советов союзных и авт. республик. 3.- важнейшая часть всей деятельности Верх. Советов, поскольку законы, издаваемые ими, охватывают наиболее важные стороны хоз., социально-культурного и гос. строительства, коренные вопросы внеш. политики. См. также Законодательный процесс. 2) Совокупность правовых норм, регулирующих обществ. отношения в целом или один из видов обществ. отношений (гражд. 3., уголовное 3. и т. д.).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ, см. Трудовое законодательство.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ, объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений обществ. жизни или этапов ист. процесса, характеризующая поступат. развитие истории.

В домарксистской философии и социологии отд. мыслители приходили к идее закономерного характера ист. процесса (Аристотель, идея детерминизма в истории франц. философа Ж. Бодена, теория ист. круговорота итал. мыслителя Дж. Вико, геогр. детерминизм франц. философа Ш. Монтескье, франц. философ Ж. Кондорсе, нем. мыслитель И. Г. Гер-дер). франц. материализм, хотя и стоял в целом на идеалистич. позициях в объяснении истории, в своеобразной форме также подошёл к признанию 3. о. В 19 в. проблемы 3. о. разрабатывались в трудах франц. историков эпохи Реставрации (О. Тьерри, ф. Минье, ф. Гизо). Огромное значение для развития идеи 3. о. имели взгляды Г. Гегеля, к-рый, по выражению ф. Энгельса, "...первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 496). К пониманию закономерного характера истории пришёл А. Сен-Симон; теорию трёх стадий историч. развития дал основатель позитивизма О. Конт (Франция).

Науч. решение вопроса о 3. о. было дано впервые с позиций материалистич. понимания истории. Выделение производств, отношений как первичных и материальных позволило применить критерий повторяемости к явлениям истории. Это явилось условием открытия 3. о. Как установил марксизм, в обществ. жизни действие законов проявляется в виде тенденций, т. е. законы определяют осн. линию развития общества, не охватывая и не предопределяя множества случайностей и отклонений; именно через эти случайности и отклонения необходимость пробивает себе дорогу как закон. В истории поэтому имеют место как динамические, так и статистич. закономерности. В применении к массовым обществ. явлениям уместно говорить о статистич. закономерности, допускающей индивидуальные отклонения, через к-рые прокладывает себе дорогу тенденция. Если же рассмотреть общую линию ист. развития, то выражающая её общесоциологич. закономерность выступает как динамическая. Критерием для выделения общего и повторяющегося в истории служит прежде всего понятие обществ.-экономич. формации. Марксизм отвергает неокантианское отрицание повторяемости в обществ. явлениях и вместе с тем не абсолютизирует повторяемости. Наличие общих 3. о. предполагает своеобразие развития отд. стран и народов, проходящих сходные этапы развития. Закономерный характер истории означает также поступательный характер её развития, связан с идеей прогресса.

Открытие 3. о. позволило представить развитие общества как естеств.-ист. процесс. Законы развития общества есть законы исключительно деятельности людей, а не нечто внешнее по отношению к ней. Отвергая фатализм и волюнтаризм в решении вопроса о соотношении объективных законов истории и сознательной деятельности людей, марксизм исходит из того, что люди сами творят свою историю при материальных и духовных предпосылках, унаследованных от предшествующих поколений, и определённых обстоятельствах. Но, опираясь па объективно существующую 3. о., они находят в самой действительности источники и силы для её преобразования, т. е. действуют активно.

В истории существуют законы различной степени общности: общесоциологические, проявляющиеся на всех этапах человеческой истории (напр., закон соответствия производств. отношении характеру и уровню развития производит. сил); законы, действующие в определённой группе формации (напр., законы классовой борьбы в условиях антагонистич. обществ): законы, свойственные лишь отд. формациям (напр., закон планомерного, пропорционального развития в условиях социализма).

Признание 3. о. в марксизме означает также и возможность её познания. По сравнению с познанием законов природы здесь имеет место ряд специфич. черт, в частности познание 3. о. зависит от степени, зрелости обществ. отношений, оно в большей мерс связано с интересами определённых классов. В самом методе познания существует ряд особенностей; в меньшей мере, чем в естествознании, возможен эксперимент и поэтому значительна роль теоретич. методов познания. Однако с развитием средств познания в область обществ. наук всё активнее проникают точные методы исследования. Особенно велика роль содержательного Качеств. анализа социальных объектов, особого исследования требует вопрос об условиях и границах формализации ц т. д. Поэтому марксизм выступает против позитивистской традиции механич. переноса средств количеств. анализа из области естествознания в область обществ. наук.

Познание законов обществ. развития открывает возможность их использования в практич. деятельности людей. В условиях антагопистич. обществ использование 3. о. связано с борьбой классов. В социалистич. обществе возникают условия для сознат. использования объективных законов истории: здесь изменяется соотношение стихийности и сознательности в обществ. развитии, возрастает возможность научного управления обществ. процессами. Эта возможность используется коммунистич. партией для выработки научно обоснованной политики развития всех сфер общества, для предвидения тенденций и направления обществ. развития.

Вопрос о 3. о. является одним из острых вопросов борьбы марксистской и бурж. идеологий. Марксистской позиции в вопросе о 3. о., подтверждаемой ходом ист. развития, противостоит ряд течений бурж. философии и социологии, характерной чертой к-рых является или отказ от признания 3. о., или отказ от возможности её познания и использования. Позиция обществ. науки относительно 3. о. в конечном счёте неизбежно связана с классовой позицией. Признание 3. о. в марксизме является теоретич. основой учения о закономерном характере социалистич. революции, о неизбежности торжества коммунизма.

Лит.: Маркс К., Капитал. т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. 2 изд., т. 23. с. 8-20; его же, К критике политической экономии, там же, т. 13; его же, [Письмо] П. В. Анненкову. 28 декабря 18-46, там же, т. 27; Энгельс Ф., Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, раздел 4, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20. с. 16-32, 267-96; его же, [Письма] Ф. А. Ланге, 29 марта 1865, там же. т. 31. И. Блоху, 21 [22] сентября 1890, там же, т. 37, К. Шмидту, 5 августа 1890, там же. К. Шмидту. 12 марта 1895, там же, т. 39, В. Боргиусу, 25 января 1894, там же: Ленин В. И.. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же. Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, гл. 6; его же. Карл Маркс, там же, т. 26; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм. М.- Л., 1УЗЗ; Кон И. С.. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959: Глезерман Г. Е., О законах общественного развития, М., I960: Popper К. R.. Misere del'histоricisme. P., 1956; Аron R., Les desillusions du progres, P., 1969.

Г. М. Андреева



ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ, в международном праве правила ведения войны, установленные обычно многосторонними соглашениями между гос-вами. Направлены па устранение наиболее жестоких способов ведения войны, па защиту мирного населения в условиях восп. действий. Регулируют также отношения между воюющими государствами, между воюющими и нейтральными гос-вами. 3. и о. в. должны соблюдаться в случае любого вооруж. конфликта: они обязательны и для ООН, если она применяет вооруж. силы в соответствии с Уставом ООН для предупреждения или пресечения актов агрессии.

Наиболее важными междунар. соглашениями, в к-рых кодифицированы правила сухопутной, морской и отчасти возд. войны] являются Гаагские конвенции и декларации 1899 и 1907, Женевский протокол 1925 о запрещении применения химич. и бактериологич. оружия, Женевские конвенции 1949 о защите жертв войны, Гаагская конвенция 1954 о защите культурных ценностей. Не все 3. и о. в. кодифицированы в междунар. соглашениях и актах; нек-рые 3. и о. в. устарели и не отражают совр. уровня развития воен. техники. Однако во всех случаях воюющие и гражд. население остаются под охраной и действием общепризнанных обычаев, а также общих начал совр. междунар. права, направленных на гуманизацию войны. Одним из общих начал междунар. права является недопустимость применения оружия массового уничтожения людей. Это положение содержится в Санкт-Петербургской декларации 1868, Декларации Брюссельской конференции 18/4, Гаагских конвенциях и декларациях 1899 и 1907, в Женевском протоколе 1925, в Декларации о запрещении применения ядерного оружия для целей войны, принятой Ген. Ассамблеей ООН 24 нояб. 1961.

3. и о. в. регламентируют прежде всего права и обязанности воюющих сторон: начало войны и его правовые последствия, порядок ведения восп. действий, способы, средства и методы нанесения ущерба противнику, правовое положение комбатантов и некомбатантов, правовое положение гражд. населения, правовой режпм военнопленных, раненых и больных, правовой режим собственности, режим воен. оккупации, порядок приостановления воен. действий и прекращения состояния войны.

Поскольку переход к состоянию войны изменяет договорные отношения между воюющими гoc-вами, З. и о. в. устанавливают, что воюющие гос-ва должны оказать содействие для возможно скорого выезда персонала посольств и консульств противника, защита интересов воюющего гос-ва и его граждан может быть вверена к.-л. третьему гoc-ву. Граждане неприятельского гос-ва могут быть ограничены в правах и даже интернированы (см. Интернирование). Предусматривается, что посп. действия могут производиться только на территории (сухопутной, морской и воздушной) воюющих гос-в. а также в пределах открытого моря: они не могут затрагивать территорию нейтральных гос-в, нейтрализованные территории и зоны.

В отношении наиболее жестоких средств ведения войны установлены запреты. К недозволенным средствам относятся: яд и отравленное оружие, оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние страдания, химич. и бактериологич. оружие и т. д. Установлены также ограничения в отношении способов использования дозволенных видов оружия, напр, воспрещается атаковать и бомбардировать незащищённые города, селения, жилища и строения. Воюющие обязаны при осадах и бомбардировках принимать все меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, здания, служашие целям пауки, искусства и религии, больницы, госпитали и др., при условии, что эти здания и места не служат одновременно воен. целям и обозначены видимыми знаками. З. и о. в. предусматривают ряд положений, касающихся методов ведения воен. действий: запрещается убивать или ранить неприятеля, к-рый сдался в плен; истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев настоятельной воен. необходимости: незаконно пользоваться парламентёрским и национальным флагами, воен. знаками и форменной одеждой неприятеля, отличит. знаками сан. формирований.

Нек-рые спец. правила установлены для регламентации морской и возд. войны. По вопросам использования космич. пространства в восп. целях нет спец. соглашений, однако действующие нормы междупар. права (напр.. Договор о космосе 1967) запрещают испытание ядерного оружия в космич. пространстве, а также размещение ядерного и др. оружия массового уничтожения в космич. пространстве (напр., Декларация ООН от 17 окт. 1963 о запрещении выводи в космос па орбиту объектов с ядерным оружием). 3. п о. в. регулируют также права и обязанности нейтральных гос-в (см. Нейтралитет).

Нарушение 3. и о. в. рассматривается как междупар. правонарушение. 4-я Гаагская конвенция 1907 указывает на обязанность воюющей стороны возместить убытки, вытекающие из нарушений 3. и о.в., на необходимость привлекать к ответственности лиц из состава её вооруж. сил, виновных в нарушении 3. и о. в. После 2-й мировой войны 1939-45 уставы Нюрнбергского и Токийского междунар. воен. трибуналов, а равно и приговоры этих судов квалифицировали нарушение 3. и о. в. как тягчайшие междунар. преступления - воен. преступления и преступления против человечности.

Практика империалистич. гос-в показывает, что агрессивные войны сопровождаются грубейшими нарушениями 3. и о. в. и элементарных принципов человечности. Грубо нарушала элементарные нормы междунар. права 3. и о. в. гитлеровская Германия во время 2-й мировой войны 1939-45. Эти законы нарушаются США, ведущими агрессивную войну в Индокитае.

СССР и др. социалистич. страны последовательно и неуклонно выступают за строгое соблюдение и прогрессивное развитие 3. и о. в.

Лит.: Ромашкин П. С., Военные преступления империализма, М., 1953; Полторак А. И., Савинский Л.И., Преступная война, М., 1968: Курс международного права, т. 5, М., 1969.

В. И. Кузнецов.



ЗАКОНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, см.Экономические законы.

ЗАКОНЫ ИНЫХ ПИОНЕРОВ, свод осн. правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; в образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистич. орг-ции, осн. принципы коммунистич. нравственности, морально-этич. нормы поведения юных пионеров.

Впервые 3.