БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101мает главенствующее положение в системе правовых актов гос-ва; содержащиеся в 3. нормы регулируют обычно основные, наиболее важные обществ. отношения; в 3. наиболее полно выражается гос. воля правящего класса, его экономич. и политич. интересы.

По значению и характеру содержащихся в 3. правовых норм различают конституционные и обыкновенные 3. Конституц. 3. предопределяют содержание текущего законодательства, закрепляют осн. начала и принципы обществ. и гос. строя, порядок образования и деятельности, а также компетенцию гос. органов, из-бират. систему, осн. права и обязанности граждан. Принятие и изменение конституц. 3. требует обычно квалифицированного большинства (2/3 или 3/4) в законодат. органе, а иногда и референдума.

В социалистич. гос-вах 3.- осн. правовой инструмент решения политич. задач, важное орудие хоз. и культурного строительства, обеспечения внутр. и внеш. безопасности гос-ва, защиты социалистич. собственности, расширения и укрепления социалистич. демократии. По Конституции СССР право принятия 3. СССР принадлежит исключительно Верховному Совету СССР, 3. союзных и авт. республик - Верх. Советам этих республик. В зарубежных социалистич. странах право принятия 3. также является прерогативой высших представит. органов власти (напр., Нар. собрания в Болгарии). Определяющая роль 3. по отношению к иным правовым актам гос. органов - один из осн. принципов . социалистич. законности.

Осн. 3. в СССР - Конституция СССР 1936. Особое место среди сов. 3. занимают Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, содержащие общие принципиальные положения для законодательства всех союзных республик по отд. отраслям сов. права. Большое значение имеют 3. о гос. плане развития нар. х-ва и 3. о гос. бюджете. В законодательстве союзных республик важную роль играют кодексы.

Конституции большинства совр. бурж. гос-в официально признают высшую юрид. силу за 3., принимаемым парламентом, фактически всё большее значение имеют акты главы гос-ва и акты пр-ва по вопросам, относящимся к компетенции парламента (см. Делегированное законодательство). Для оправдания этой практики в бурж. правовой науке выделяются два вида 3.: 3. в формальном смысле (как акт, издаваемый парламентом) и в материальном смысле (акт, издаваемый пр-вом и имеющий общенормативный характер). См. также Законодательство, Законодательный процесс. А. Ф. Шебанов.

ЗАКОН О ЗАЩИТЕ МИРА, принят Верх. Советом СССР 12 марта 1951 в ответ на призыв 2-го Всемирного конгресса сторонников мира (Варшава, 1950) к парламентам всех стран о принятии закона об охране мира. Закон считает пропаганду войны тягчайшим преступлением против человечества и устанавливает уголовную ответственность лиц, виновных в пропаганде войны, в какой бы форме она ни велась. 3. о з. м. были приняты в 1950 в Чехословакии, Венгрии, Румынии, ГДР, Болгарии, Польше, в 1951 - в Албании, МНР. С включением по инициативе СССР в пакт о гражданских и политич. правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966) положения о необходимости запрещения пропаганды воины законом запрещение пропаганды войны стало международной договорной нормой.

Публ.: "Правда", 1951, 13 марта.



"ЗАКОННИК БИЛАЛАМЫ", законник, составленный в государстве Эшнунна (Месопотамия) в середине 20 в. до н. э. Сохранился в двух неполных списках на глиняных табличках (60 статей), составлен па аккадском языке. "3. Б." во многом сходен с законником Хаммурапи (см. Хамму-рапи законы), однако, в отличие от пего, не карает похищение раба смертью, а ограничивается имуществ. возмещением ("за раба привести еще одного раба"), запрещает "принимать из рук раба" деньги или вещи давать рабу взаймы (т. е. всякое совершение рабом сделок), ростовщикам - самовольный захват заложников как свободных, так и рабов.

ЗAKОHHИK СТЕФАНА ДУШАНА, сборник законов ср.-век. Сербии. Составлен по инициативе царя Стефана Душана. Принят собором 1349, дополнен в 1354. Сохранился и 24 списках (древнейший - Стружский список 14 в. хранится в Гос. б-ке СССР им. В.И. Ленина в Москве). Генеалогия списков и датировка нек-рых из них вызывают споры среди историков.

3. С. Д. фиксировал взаимоотношения внутри господствовавшего класса и последнего с крестьянством и центр. властью. Устанавливал за одни и те же преступления повышенные наказания для крестьян и пониженные - для феодалов. Он определял категории крестьян, единые нормы их повинностей феодалам. Много внимания 3. С. Д. уделяет порядку суд. процесса, защите roc-вом православной церкви и её институтов.

Публ.: Законик пара Стефана Душана 1349 и 1354, Београд, 1960.

Лит.: Флоринский Т. Д., Памятники законодательном деятельности Душана, Царя сербов п греков, К., 1888; Зборник у чacт шесте стогодишнице Законика Цара Душана. Београд, 1951. С. А. Никитин.



ЗАКОННОСТЬ, неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами гос-ва, должностными лицами, гражданами и обществ. орг-циями. 3. представляет собой одну из сторон демократич. гос. строя, выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника обществ. отношений.

Будучи элементом политич. демократии определённого классово-ист. типа, 3. всегда соответствует сё природе и служебной роли. Бурж. 3.- это господство в обществ. отношениях законов, выражающих волю буржуазии и, следовательно, как и вся бурж. демократия,- в конечном счёте средство утверждения и защиты интересов эксплуататоров. В относительно мирные периоды развития капиталистич. общества пролетариат и руководимые им трудящиеся массы выступают за укрепление 3., против попыток реакц. сил подорвать бурж.-демократич. политич. режим, т. к. в этих условиях бурж. демократия и 3. как её элемент представляют собой при капитализме политич. почву для организации пролетариата и развёртывания его борьбы за свои интересы, права и свободы, в конечном счёте - за социализм.

Социалистич. 3. до полной и окончат. победы социализма является одним из важных методов осуществления диктатуры пролетариата. После того как ист. цели рабочего класса становятся также целями н нового, колхозного крестьянства и новой, народной интеллигенции, пролетарская 3. вместе со всей социалистич. демократией перерастает во всенародную. В общенародном гос-ве социалистич. 3. служит интересам всего народа. В соответствии с принципами социалистич. демократии осн. чертами социалистич. 3. являются: верховенство законов в системе юрид. актов, верховенство соответствующих законам решений местных Советов над актами нижестоящих органов гос-ва н должностных лиц; строжайшее исполнение местными органами актов центр. органов власти и управления и недопущение вмешательства центр. органов в законную и целесообразную оперативную деятельность на местах; неуклонная реализация прав и свобод граждан и недопущение какого бы то ни было произвола органов гос-ва и должностных лиц по отношению к гражданам; строжайшее исполнение гражданами своих правовых обязанностей перед обществом, roc-вом и согражданами. Социалистич. 3., правопорядок - основа нормальной жизни общества, социалистич. дисциплины, порядка, являющихся средством обществ. упрочения социалистич. способа произ-ва, непременное условие успешного решения задач коммунистич. строительства.

Укрепление социалистич. 3. имеет огромное значение для нормального функционирования всего экономич. механизма. В связи с переходом к нэпу В. И. Ленин подчёркивал, что "чем больше мы входим в условия, которые являются условиями прочной и твердой власти, чем дальше идет развитие гражданского оборота, тем настоятельнее необходимо выдвинуть твердый лозунг осуществления большей революционной законности..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 329). Разъясняя мысль В. И. Ленина, ЦК ВКП(б) указывал, что "вопрос о революционной законности вовсе не случайно был выдвинут жизнью, ибо революционная законность вызывается хозяйственной необходимостью" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 4, 1970, с. 131). Эти положения остаются актуальными в условиях экономич. реформы, осуществляемой в СССР (начиная с 1965), поскольку социалистич. экономика может наиболее успешно развиваться как единое х-во только прл условии строжайшей плановой и договорной дисциплины, строжайшей 3. как в отношениях между органами управления и предприятиями, так и между самими хоз. органами (см. также Дисциплина государственная).

Многие нарушения 3. при социализме - результат бурж. и иных пережитков в сознании граждан, поэтому особо важное значение приобретает задача искоренения правонарушений, ликвидации наиболее вредных проявлений пережитков несоциалистич. идеологии, психологии и морали в сознании и поведении отд. людей.

Объективные основы существования и незыблемости социалистич. 3. составляют социалистич. обществ. и гос. строй, исключающие эксплуатацию, частную собственность и произвол. КПСС и Советское государство ведут постоянную работу, направленную на упрочение режима социалистич. 3., рассматривая укрепление 3. как общегос., общепарт. задачу. В социалистич. гос-ве осуществляется целая система мер по укреплению 3. В эту систему входят как меры убеждения, профилактики, непосредств. обществ, воздействия на правонарушителей, совершенствование юрид. гарантий 3., так и применение гос. принуждения для исполнения правовых установлений (применение мер уголовного наказания и т. п.).

Дальнейшее расширение демократич. прав, свобод и институтов органически сочетается с решит. требованием соблюдения сов. законов, неотвратимости ответственности за нарушения 3.

П. С. Самощенко.



ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, лица, к-рые в силу закона, без особого полномочия выступают во всех учреждениях, в т. ч. и судебных, в защиту личных и имуществ. прав п законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных граждан либо дееспособных, по в силу своего физич. состояния (по старости, болезни и т. п.) не могущих лично осуществлять свои права и выполнять обязанности (см. также Дееспособность). По сов. законодательству 3. п. в пределах прав, предоставленных им законом, совершают от имени представляемых и в их интересах необходимые сделки либо дают согласие на совершение тех сделок, к-рые по закону представляемые не вправе совершать самостоятельно, оказывают им содействие в осуществлении своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. В гражд. процессе 3. п. являются родители, усыновители, опекуны пли попечители граждан, выступающих в качестве истцов, ответчиков либо третьих лиц. Правомочия 3. п. определяются ГПК союзных республик. В уголовном процессе 3. п. являются родители, усыновители, опекуны, попечители подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), лица, в отношении к-рого ставится вопрос о применении принудит. меры мед. характера, потерпевшего, гражд. истца и гражд. ответчика, свидетеля. Если опека или попечительство над этими лицами осуществляются к.-л. учреждением или орг-цией, 3. п. являются представители этих учреждений и орг-ций. В уголовном процессе 3. п. занимают самостоят. процессуальное положение.



ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, полномочия высших гос. органов издавать законы. Под термином "3. в." понимаются также сами законодат. органы. В бурж. гос-вах в соответствии с принципом "разделения властей" (на законодат., исполнит. и судебную) 3. в. формально может осуществляться только парламентами. В период империализма происходит ослабление роли парламента как носителя 3. в. и расширение законодат. полномочий органов исполнит. власти: правительства, министерств, ведомств и т. д. (см. также Делегированное законодательство, Исполнительная власть).

В СССР закреплённое Конституцией 1936 разграничение компетенции различных гос. органов предполагает осуществление законодат. функций исключительно Верх. Советом СССР, а в союзных и авт. республиках - Верх. Советами этих республик.



ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, право внесения компетентными лицами и учреждениями на рассмотрение законодат. органа законопроекта или предложения о принятии нового закона, об изменении или отмене действующего закона, влекущее за собой обязательность обсуждения вопроса о включении законопроекта в повестку дня закоподат. органа. 3. и.- начальная стадия законодательного процесса. Конституциями или др. законодат. актами обычно устанавливается, кому предоставляется право 3. и. В СССР правом 3. и. обладают обе палаты Верх. Совета СССР, а также Президиум Верх. Совета СССР, Сов. Мин. СССР, комиссии обеих палат Верх. Совета СССР, депутаты Верх. Совета СССР, Верх. суд СССР, сов. профсоюзы в лице ВЦСПС, союзные республики в лице их высших органов гос. власти. В союзных и авт. республиках правом 3. и. обладают соответствующие органы этих республик.

Программой КПСС (1961) предусмотрено расширение круга субъектов права 3. и. и предоставление в дальнейшем этого права ВЛКСМ и другим массовым обществ. орг-циям в лице их общесоюзных или респ. органов.

Предложения об издании тех или иных законов могут исходить от орг-ций и отд. граждан, не обладающих правом 3. и. В условиях социалистич. общества много таких предложений делается при всенародном обсуждении важнейших законопроектов (эти предложения рассматриваются и учитываются при разработке законов).

В бурж. гос-вах право 3. и. предоставляется обычно главе гос-ва, депутатам парламента, пр-ву, нек-рым центр. ведомствам и т. п. В Италии, Швейцарии, США и ряде др. стран формально провозглашено также право т. н. народной инициативы - обязательность рассмотрения законопроекта, подписанного определённым числом избирателей (напр., согласно конституции Италии - не менее 50 тыс. подписей). Фактически 3. и.целиком сосредоточена в руках исполнит. власти - пр-ва, что характеризует упадок системы бурж. парламентаризма. В. В. Кравченко.



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ассамблея), 1) название законодат. учреждений франции, установленных конституциями 1791 и 1848. Первое 3. с. просуществовало с 1 окт. 1791 до 20 сент. 1792, уступив место Нац. конвенту; второе 3. с. заседало с 28 мая 1849 и было распущено в результате контрреволюц. гос. переворота (2 дек. 1851) Луи Наполеона Бонапарта. 2) Название парламента в нек-рых зарубежных гос-вах (напр., в Коста-Рике, Сальвадоре).



ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, порядок деятельности высшего органа гос. власти по созданию законов, обычно закреплённый в конституции. Для 3. п. в социалистич. странах характерны: чёткая юрид. регламентация; активное участие обществ. орг-ций трудящихся; научная обоснованность законопроектов, обеспечивающая отражение ими объективных потребностей обществ. развития; создание в итоге законов, выражающих коренные интересы и подлинную волю нар. масс. В СССР 3. п. состоит из 4 стадий: 1) внесение законопроекта в Верх. Совет органом, обладающим правом законодательной инициативы; этому предшествует тщательная предварит. разработка законопроекта в гос. аппарате, науч. учреждениях; важнейшие проекты подвергаются всенародному обсуждению; 2) обсуждение законопроекта в Верх. Совете СССР или Верх. Совете союзной (авт.) республики после доклада представителя органа, внёсшего проект. В обсуждении участвуют обычно предс