БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 является также журналистом и публицистом. Ему принадлежат сб-ки стихов "Первые опыты" (1947) и "Эсанзо, песни моей стране" (1955). Гл. содержание творчества Боламбы - воспевание традиц. Африки; ему свойственны мотивы романтич. национализма, стремление увидеть Африку свободной. На Боламбу оказал некоторое влияние европ. модернизм. Но стихи, близкие к нар. поэзии, отличаются оригинальными образами и покоряющей ритмичностью. Боламбе принадлежат также исследования по фольклору баконго и монго, новеллы, кн. "Проблемы эволюции чёрной женщины". Большое место в лит-ре 3. занимает религ. поэзия, отразившая в определённой своей части настроения кимбангизма - афр. религиозно-антиколон. движения 20-50-х гг. В 1960 один из его представителей - А. Нсамбу опубликовал в пер. на франц. яз. сборник антиколон. псалмов. Крупным религ. поэтом является О. Нгонго (р. 1928). В канун провозглашения независимости в поэзии укрепилась антиколониальная тема. В эти годы в газетах 3. и Бельгии появились стихи резкого политич. звучания, но, как правило, анонимные. В 1960 со стихами, исполненными пафоса борьбы за истинную независимость, выступил Патрис Лумумба (1925-61).

В прозе 3. преобладает новелла на фольклорную или морально-бытовую тему. Крупная повествоват. форма - явление более редкое. Наиболее известный писатель - Д. Мутомбо, автор повестей "Наши прадеды", "Молчаливая битва" (обе - о патриарх. прошлом) и "Победа любви". А. Р. Бокванго написал проникнутые христ. духом повести "И пришёл белый человек..." (воспоминания о первых миссионерах, явившихся на землю его племени) и "Монгондомбела, непобедимый воин бруссы" (историч. повесть, исполненная сентимент. идеализации патриарх. прошлого). П. Ломами-Чибамба (р. 1914), автору статей о нар. иск-ве и фольклоре народов 3., принадлежат новеллы историко-этнографич. характера и фантастич. повесть "Нгандо" ("Крокодил", 1949-50), к-рую сам автор называет сказкой; в ней ощутимы идеи кимбангизма. Прозаик из Шабы Ф. Эдм опубликовал повесть "Кунда Калумби, дочь Африки" и сб. новелл "Сцены негритянской жизни".

Лит.: В ритмах там-тама. Поэты Африки, вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1961; Jadоt J. M., Les ecrivains africains du Congo Beige et de Ruanda-Urundi, Brux., 1959; Mudimbe V. Y., La litterature de la Republique democratique du Congo, "Airique litteraire et artistique", 1970, № 11.

Г. И. Потехина.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

В нар. жилище 3. преобладают характерные для мн. афр. стран плетёные или глинобитные хижины без окон, цилиндрич. или квадратные в плане, с конич. или панцирными крышами с покрытием из травы и ветвей; в нек-рых р-нах стены расписывают цветным геом. орнаментом или символич. знаками. Развившиеся в кон. 19 - нач. 20 вв. города (Киншаса и др.) резко делятся на 2 части: комфортабельную "белую", застроенную многоэтажными зданиями, приспособленными к условиям тропич. климата, и неблагоустроенную туземную. После 1960 строятся кварталы стандартных домов для рабочих, проводится благоустройство городов. В архитектуре применяются металлич. конструкции и новые строит. материалы.

Деревянная скульптура в 3. отличается исключит. стилистич. разнообразием: наряду с правдивыми, близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные. Статичны и торжественны фигуры царей народа бакуба (известны 18 фигур, самая ранняя датируется кон. 16 в.), возглавлявших в течение мн. веков гос-во Бакуба (или Бушонго). Из поколения в поколение мастера следовали незыблемым традициям, раскрывая торжественный облик властителей; портретное сходство передаётся чисто внеш. признаками (у ног помещён символ данного монарха). Экспрессивны и динамичны - "кариатиды" - фигурки (б. ч. женские) народа балуба, несущие на голове и поднятых руках сиденья стульев, тронов, барабаны или подставки для стрел. Их внутр. напряжённость достигается выразит. ритмом линий, смелым сопоставлением объёмов, повышенной экспрессией в передаче общего эмоционального состояния; лица с большими лбами, сильно нависающими веками, узкими миндалевидными глазами и характерной татуировкой выражают страдание, гнев, безучастность. Среди разнообразной скульптуры др. народов 3. встречаются сильно стилизованные и не лишённые изящества фигурки народа бена-лулуа, обобщённые - у баяка, гротескные - у басонго. Особый вид деревянной резной скульптуры представляют маски, нек-рые из них отличаются проникновенностью настроения (маски вачокве), другие - доведённой до предела лаконичностью (маски барега), третьи - поисками выразит. геометризованных решений с выявлением анатомич. структуры лица (маски басонго). В период колон. режима скульптура 3. во многом утратила свою самостоятельность, вырождалась в посредственное ремесленничество. Скульпторы стали подражать европ. стандартам, заимствовать сюжеты из религии и быта европейцев. В кон. 1940-х гг. появились живописцы-станковисты: "примитивы" - пейзажист А. Монжита, портретист А. Киабелуа; группа художников, создающих яркие декоративные композиции, где растения и животные сплетаются в причудливо красочный узор,- Пили-Пили Мулонгойя, Мвензе и др. Картины живописца Кабея удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Монреале (1967).

Развито изготовление деревянной и глиняной посуды (наиболее интересны кубки народов бакуба и мангбету в виде человеческой головы). Распространенены плетёные изделия из волокон пальмы рафии (циновки, сумки), имеющие бархатистую фактуру и двухцветный геом. рисунок (т. н. касайский бархат), встречаются также различные по форме и величине орнаментированные корзины. Делаются украшения из дерева, железа и меди (в т. ч. изящные деревянные гребни, украшенные стилизов. декоративными композициями).

Лит.: Ольдерогге Д. А., Искусство народов Западной Африки в музеях СССР, Л.-М., 1958; Лебедев Ю. Д. Искусство западной тропической Африки М., 1962; Gaffe R., La sculpture au Congo Beige, P. -Brux., 1945; Perier G. D. Les arts populaires au Congo Beige, Brux. 1948; L'art negre du Congo Beige, Ghent 1950; L'art au Congo Beige, "Les arts plas tiques", Brux., 1951, № 1; L'art au Congo

Beige, Brux.,1951; Bruyere M.. Contribution а I'etude des habitations pour indigenes au Congo Beige, Brux., 1952; Kochnitzky L., Negro art in the Belgian Congo, 4 ed., N. Y., 1958; Olbrechts F. M., Les arts plastiques du Congo Beige, Brux. -Anvers-Amst., 1959; Воdrоgi Т., Afrikanische Kunst, Bdpst, 1967.

XV. Музыка

Процесс развития муз. культуры, формирования и образования муз. проф. культуры баконго, монго, баленгола, локеле, бангала батеке, балуба и др. народов начался ещё в раннеклассовых гос. образованиях на терр. 3.: Бушонго, Конго, Лунда и др. Вожди и правители содержали придворных музыкантов, певцов, танцовщиков, оркестры и хоры. Певцы-сказители участвовали в нар. празднествах, воспевали ратные подвиги, мудрость и щедрость своих вождей.

Появление португальцев на терр. 3. в кон. 15 в. и развитие работорговли надолго задержали формирование культуры афр. народов. Бельг. проникновение в 3. в кон. 19 в. и засилье католицизма привели к тому, что даже зачатки муз. профессионализма стали угасать. Поэтому в нар. музыке сохранилось много архаич. черт, особенно у пигмейских народов. Муз. инструментарий богат и разнообразен, хотя конструкция мн. инструментов и не претерпела особых изменений. Распространены барабаны нгома, иконко и др., к-рые используются не только для передачи сообщений (в этом иск-ве достигнуто большое мастерство), но и как аккомпанемент певцам и танцовщикам. "Барабанному языку" учат с детства. Популярны также струпные (лира, арфа, цитра, муз. лук и др.), духовые (трубы, флейты, рога и др.) инструменты, а также различные погремушки, трещотки и колокольчики, создающие ритмич. фон в оркестре. Возникшие в нач. 1950-х гг. культ.-просвет. организации изучали и пропагандировали народную муз. афр. культуру, создавали кружки художеств. самодеятельности.

После провозглашения независимости (1960) произошли изменения и в культурной жизни, к-рые нашли также отражение и в музыке. Появился т. н. гитаристский стиль, осн. чертой к-рого стало использование европ. инструментария (гитары, саксофона и др.) на основе афр. нар. музыки. Формируются проф. оркестры, воспитываются музыканты и исполнители, пользующиеся популярностью не только в 3., но и за пределами страны. На фестивалях афр. иск-ва в Дакаре (1966) и Алжире (1969) муз. коллективы из 3. отмечались наградами. В 1968 в Киншасе создана Нац. академия музыки и драматич. иск-ва.

Лит.: Вооne O., Les xylophones du Congo Beige, Tervuren, 1936 (Annalles du Musee du Congo Belge. Ethnographiе, ser. 3, t. 3); Carrington J., A comparative study of some Central African gong-languages, Bruss., 1949. Л.О.Голден.

XVI. Театр

У народов, населяющих 3., ещё с древних времён существовали театрализованные зрелища (как правило, импровизационные, с элементами танца и пения), связанные с процессом труда, бытом, охотой. В 40-е гг. 20 в. возникли самодеятельные любительские коллективы, появилась драматургия. В 1955 художник и драматург А. Монжита организовал в Леопольдвиле (ныне Киншаса) труппу Лига фольклора Конго (существовала до сер. 60-х гг.), к-рая разыгрывала клоунады и пьесы Монжиты, показывала представления на сказочные и бытовые сюжеты.

После 1960 в республике продолжалось развитие любительского театра. В 60-е гг. в Киншасе наибольшей популярностью пользовались Африканское театральное объединение (ЮТАФ) и Конголезское театральное объединение (ЮТЕКО), находившиеся под влиянием миссионерских организаций. В их репертуаре преобладали пьесы на историч. и религ. сюжеты: "Нгонго Лютете" Д. Боламбы (1966), "Мученики Уганды" М. Андрен (1968) в ЮТАФ; "Нгомбе" Монжиты (1968), "Женевьева-мученица в Идиофа" Боламбы (1967) в ЮТЕКО. Театр двенадцати (организован в 1965, Леопольдвиль) ставил преим. актуальные пьесы, в к-рых осуждалась косность традиционного быта и обычаев: "Оптимист" С. Найгизики (1966), "Котелок Кока Мбале" и "Оракул" Г. Менга (1966, 1968), "Секрет выбора" Е. Любойа (1967).

В 1969 в Киншасе при поддержке гoc-ва организована Нац. труппа, руководитель - Н. Миканза. Лучшие постановки: "Не стрелять по антилопам" П. Мюшьете и Н. Мнканзы (1969), "Чёрный мессия-Симон Кимбангу" Ф. Елебе (1971) - об основателе религ. секты, участнике нац.-освободит. борьбы в Африке.

Лит.: Jadot J. M., Les ecrivains africains du Congo Beige et du Ruanda-Urundi, Brux., 1959; Rop A. de. Theatre Nkundo, Leopoldville, 1959. Н.И.Львов.



ЗАИЧНЕВСКИЙ Пётр Григорьевич [18(30).9.1842, с. Гостиное, ныне Мценский р-н Орловской обл.,-19(31).3.1896, Смоленск], русский революционер. Из дворян. В 1858-61 учился на физ.-мат. ф-те Моск. ун-та, был чл. революц. кружка "Библиотека казанских студентов". С 1859 принимал участие в литографировании и распространении запрещённых сочинений (А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, Л. Фейербаха, П. Прудона и др.). В 1861 с П. Э. Аргиропуло организовал новый революц. кружок. В марте 1861 произнёс речь в Москве в поддержку независимости поляков, в июне выступал перед крестьянами в Подольске и сёлах Мценского у. с разъяснением грабительского характера крестьянской реформы 1861. 22 июля арестован в Орле. В апр.1862. находясь в заключении, составил прокламацию "Молодая Россия", содержавшую бланкистскую программу революц. переворота и социально-политич. требования в духе утопического социализма. В 1863 отбывал каторжные работы на Усольском заводе (Иркутская губ.), в 1864-68 находился на поселении в Витиме. В 1869 возвратился в Европ. Россию. С 1874 жил в Орле, где организовал революц. кружок якобинского направления, установил тесные связи с кружками Москвы, Петербурга, Курска, Смоленска, а также с заграничной группой рус. якобинцев П. Н. Ткачёва - "Набат". В 1877-85 - в ссылке на севере Европ. России. Весной 1889 вновь арестован в Орле и сослан в Вост. Сибирь. До конца 1895 жил в Иркутске, вёл иностранный отдел газеты "Восточное обозрение".

3. был основателем якобинского (бланкистского; см. Бланкизм) направления в рус. революц. движении. Движущими силами революции в России он считал революц. интеллигенцию и распропагандированное ею войско. К демонстрациям и террору 3. относился отрицательно, деятельность в народе ограничивал агитацией непосредственно перед восстанием. В 1870-80-х гг. 3. пользовался значит. влиянием в среде революц. молодёжи. Из якобинских кружков 3. (наз. также "централистами") вышли известные революционеры-народовольцы (М. Н. Ошанина, М. В. Лаврова, Е. Д. Сергеева и др.) и социал-демократы (В. П. Арцыбушев, В. Г. Голубев, М. П. Голубева и др.). Портрет стр. 295. Лит.: Козьмин Б. П., Из истории революционной мысли в России. М., 1961.



ЗАЙМОВСКИЙ Александр Семёнович [р. 26.9.(9.10).1905, Одесса], советский учёный в области металловедения и технологии металлов и сплавов с особыми физ. свойствами, чл.-корр. АН СССР (1958). Чл. КПСС с 1945. Окончил Моск. горную академию (1928). Осн. труды посвящены разработке новых сплавов, нашедших широкое применение в технике. Гос. пр. СССР (1946, 1949, 1951, 1953), Ленинская пр. (1962). Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Металлы и сплавы в электротехнике. 3 изд., т. 1 - 2, М.- Л., 1957 (соавтор); Тепловыделяющие элементы атомных реакторов, 2 изд., М., 1966 (соавтор).



ЗАЙМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, разновидность кредитных отношений, в к-рых гос-во (или его местные органы) выступает заёмщиком или кредитором. Обычно 3. г. выпускаются в ден. форме, хотя иногда (при обесценении денег) они выпускались в натуральной форме и погашались продуктами. 3. г. бывают краткосрочные (текущие) со сроком погашения до года, среднесрочные (от года до 5 лет) и долгосрочные (св. 5 лет). По видам доходности различают 3. г. процентные (их держатели получают твёрдый доход по фиксированной ставке) и выигрышные (по к-рым доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения. Размещаются З. г. по подписке среди населения, через банки или сберегательные кассы, путём продажи на бирже и с аукциона. По месту размещения 3. г. делятся на внутренние (в нац. валюте) и внешние, реализуемые на иностр. ден. рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заёмщика или к.-л. третьей страны). Облигации внутр. займов могут покупать в выпустившей их стране иностр. граждане (об-ва), и наоборот, облигации внеш. займов часто скупаются за границей выпустившим их roc-вом или его гражданами и возвращаются в страну-должник (репатриация займов). Размер внеш. долга определяется стоимостью облигаций всех займов данной страны, размещённых среди иностр. держателей.

Социальное содержание 3. г. как способа привлечения ден. средств на покрытие гос. расходов определяется природой и функциями данного гос-ва. В докалиталистич. формациях 3. г. впервые появились в рабовладельческом обществе и применялись гл. обр. при чрезвычайных обстоятельствах. При капитализме 3. г. - осн. форма функционирования гос. кредита. Бурж. гос-во за сравнительно короткий срок мобилизует с помощью займов крупные ден. средства. Обычно 3. г. носят добровольный характер, т. е. бурж. гос-во предлагает капиталистам выгодное помещение капитала. В принудит. порядке займы капиталистич. гос-в размещаются в