БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101а рис.). Сильное влияние на величину 3. п. оказывают наличие даже не-значит. примесей к осн. газу, заполняющему систему, а также образование на поверхности катода тонких плёнок чужеродных атомов. Действие внешних ионизирующих факторов (напр., радиоактивного излучения) в разрядном промежутке или на поверхностях электродов приводит к снижению 3. п. См. также ст. Электрический разряд в газах и литературу при ней.



ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ БОЕПРИПАСЫ, пули, артиллерийские снаряды (мины), авиационные бомбы, ручные гранаты, предназначенные для уничтожения воспламеняющихся объектов, поражения живой силы и боевой техники действием зажигательных составов. Зажигат. арт. снаряды (мины) и авиац. бомбы снаряжаются термитно-зажигат. составом, фосфором и др. Зажигат. авиац. бомбы широко применялись во время 2-й мировой войны 1939-45 герм. и англо-амер. авиацией при налётах на населённые пункты. Амер. войска во время войны в Корее (1950-53) и во Вьетнаме использовали зажигат. авиац. бомбы и фугасы (мины), снаряжённые напалмом. Применяются также 3. б., сочетающие зажигат. действие с др. видами поражения, напр. осколочно-зажигат. снаряды, бронебойно-зажигат. снаряды и пули и др.

ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, пиротехнические составы, а также горючие вещества или их смеси, применяемые в военном деле для снаряжения зажигательных боеприпасов (бомб, снарядов, мин, пуль и др.). К 3. с. относят также огнемётные смеси. 3. с. получили широкое распространение во время 2-й мировой войны 1939-45. 3. с. делятся на две группы: 1) составы с окислителями - окислами металлов (напр., термит), нитратами или перхлоратами (KNO3, КС1О4 в др.); 2) составы, не содержащие окислителей и сгорающие за счёт кислорода воздуха (загущённые нефтепродукты, напр. напалм; сплав "электрон", содержащий ~ 90% Mg; белый фосфор и др.). Характеристики важнейших 3. с. приведены в таблице.



Основные характеристики зажигательных составов
Зажигательные вещества или смеси

Плотность,

г/см3

Теплота горения, ккал/г

Темп-ра горения, °С
Напалм ......

0,8-0,9

10

~900
Фосфор (белый)

1,8

5,8

~1300
Сплав "электрон"

1,8

6,0

~2000
Термит (железо-алюминиевый)

3,2 (спрессованный)

0,8



~2500
Примечание. 1 ккал = 4,184 кдж.

Скорость горения 3. с.зависит от рецепта смеси и конструкции боеприпаса.

Лит.: Шидловский А. А., Основы пиротехники, 3 изд., [М.], 1964; Е1lern H., Military and civilian pyrotechnics, N. Y., 1968. А. А. Шидловский.



ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, ранцевое пневматическое устройство для зажигания куч и валов порубочных остатков при огневой очистке лесных вырубок, а также напочвенного покрова и подстилки при тушении лесных пожаров встречным огнём. Выпускаемый в СССР аппарат состоит из заплечного резервуара ёмкостью 8 л для керосина, пневматич. насоса и штанги с горелкой. 3. а. работает по принципу паяльной лампы. Во время горения топлива темп-pa пламени достигает 1000 °С. При использовании 3. а. зажигание порубочных остатков ускоряется в 4 раза по сравнению с зажиганием их факелами из различных материалов.



ЗАЖИНКИ, старинный обряд, связанный с началом жатвы. Был широко распространён у славянских и др. земледельч. народов. 3. заключались в том, что первый сноп сжинался священником, знахаркой или к.-л. другим лицом. Иногда он обмолачивался отдельно и его зёрна смешивались с семенами, отобранными для посева. 3. сопровождались особыми зажиночными песнями, содержавшими жалобы на тяжести труда и обращения к богу с просьбой о помощи.



ЗАЖОР, скопление масс внутриводного льда и шуги в русле реки в период осеннего ледохода и в начале ледостава. Вызывает подъём уровня воды и затопление прибрежных участков реки.



ЗАЗЕМЛЕНИЕ, устройство для электрического соединения с землёй аппаратов, машин, приборов и т. п. Состоит из зарытых в землю металлич. электродов (заземлителей) и проводников, соединяющих их с заземляемыми частями установок. Заземлители представляют собой забитые вертикально в землю стальные трубы (в электрич. установках высокого напряжения - десятки труб), рельсы или горизонтально уложенные стальные или медные полосы и провода. Для уменьшения сопротивления 3. желательно размещать заземлители на уровне грунтовых вод. На радиовещат. станциях с мачтовыми антеннами 3. выполняется в виде сети из 100-120 радиально расходящихся от основания мачты отрезков проводов протяжённостью от 0,35 до 0,5 длины волны передатчика, зарытых в землю на глубину 15-20 см. Иногда в качестве заземлителя используют стальной трос или цепь, напр. для снятия наводимого статич. заряда на бензовозах и др. В электрич. системах различают рабочие 3. (напр., нейтралей трансформаторов), 3. безопасности (напр., корпусов электрич. машин и аппаратов) и грозозащитные 3. (напр., молниеотводов и разрядников). При 3. безопасности необходимо предельно снижать напряжение прикосновения и шаговое напряжение (под к-рые может попасть обслуживающий персонал при коротком замыкании в электрич. установках). Это достигается уменьшением сопротивления заземлителей и выравниванием распределения потенциала на территории, занимаемой заземлённым контуром. Грозозащитное 3. предназначено для защиты электрич. оборудования от воздействия тока молнии и рассчитывается на силу тока до 200 ка в импульсе длительностью в доли сек.

Лит.: Оллендорф Ф., Токи в земле. Теория заземлений, пер. с нем., М.- Л., 1932; Техника высоких напряжений, под ред. Д. В. Разевига, М.- Л., 1963; Ослон А. Б., Заземляющие устройства на линиях электропередачи и подстанциях высокого напряжения, в кн.; Электрические станции, сети и системы, М., 1966.

Д. В. Разевиг.



ЗАЗЕМЛЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬ, прибор для измерения электрич. сопротивления заземления. 3. и. и методы измерения подразделяются на простые (методы амперметра и вольтметра) и сложные для точных измерений (компенсационный, мостовой).

Схемы измерений сопротивления заземления по методам амперметра и вольтметра (а) и компенсационному (б): ? - источник тока; ТТ - трансформатор тока; А - заземлитель; ЗН - зонд; В - вспомогательный заземлитель; R - реостат; ИТ - изолирующий трансформатор; I - ток заземления.
[914-11.jpg]

При измерениях по методу амперметра и вольтметра (рис., а) сопротивление заземлителя А определяют по формуле , где [914-12.jpg] - электрич. напряжение [914-13.jpg] между А и зондом ЗН в зоне нулевого потенциала, а I - ток в зазем-лителе. При компенсационном методе (рис.,б) вольтметр[914-14.jpg]подключают к вторичной обмотке трансформатора ИТ и, перемещая движок реостата R, добиваются равенства U1 = U2. При этом ток в обмотках ИТ не течёт (V ~ показывает нуль) и сопротивление заземления отсчитывают по шкале реостата, т. к. rза=Rаб.

Лит.: Попов В. С., Электротехнические измерения и приборы, 7 изд., М.- Л., 1963.

 
ЗАЗЗО (Zazzo) Рене (р
ЗАЗЗО (Zazzo) Рене (р.27.10.1910, Париж), французский психолог, глава парижской школы генетической психологии. Ученик А. Валлона. Преподаёт в Ин-те психологии Сорбонны (с 1937; проф. с 1947). Занимается преим. проблемами психич. развития ребёнка, к-рые стремится разрешить на основе принципов диалектич. материализма. Один из осн. методов 3. - сравнит. исследование развития гомозиготных близнецов. Исходя из того, что социальность заключена в самой природе человека и ещё до возникновения речи обусловливает сенсомоторные проявления ребёнка, 3. в противоположность школе Э. Дюркгейма рассматривает психич. развитие ребёнка не как переход от несоциального к социальному (уменьшение коэффициента эгоцентризма), а как последовательность различных форм социальности. Согласно 3., наследственность и среда суть переменные, действие к-рых в конечном счёте зависит от отношений личности с окружающими. Установление асимметричных отношений внутри пары близнецов 3. считает важным фактором формирования каждого из них как своеобразной личности, несмотря на тождество многих психофизиологич. характеристик. С 1960-х гг. 3. работает в области дефектологии.

Соч.: La devenir de I'intelligence, P., 1946; Les jumeaux, le couple et la personne, v. 1 - 2, P., 1960; в рус. пер.- Стадии психического развития ребенка, в сб.; Развитие ребенка, М., 1968. Л. И. Анцыферова.

ЗАИКАНИЕ, сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. 3. чаще всего бывает функциональным, когда не отмечается к.-л. ор-ганич. поражений в речевых механизмах центр. и периферич. нервной системы. В редких случаях 3. может быть вызвано органич. поражениями центр. нервной системы (при черепно-мозговых травмах, пейроинфекциях и т. п.). Как правило, 3. возникает у детей в раннем возрасте (от 2 до 5 лет) в период формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи; чаще встречается у легко возбудимых, нервных детей. Различают три формы 3. по типу судорог, периодически возникающих в различных отделах речевого аппарата. Наиболее ранняя и лёгкая - клоническая, при к-рой повторяются звуки или слоги слова (м - м - мячик, па-па - па - паровоз). Со временем она нередко переходит в более тяжёлую - тоническую, когда в речи появляются длительные остановки в начале или в середине слова (м- - -ячик, авт- - -обус). Встречается и смешанная форма 3. Иногда к судорогам речевых мышц во время речи или перед её началом присоединяются судороги мышц лица, конечностей. Эти, т. н. сопутствующие, движения также являются непроизвольными, насильственными.

Одной из причин функционального 3. являются чрезмерно высокие требования, предъявляемые к речи детей: понуждениек повторению непонятных и трудных слов, к декламации сложных стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию. Часто 3. возникает у детей с недоразвитой речью, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматич. средств для выражения мыслей. Возникновению 3. способствуют физич. наказания, испуг. 3. может появиться и в результате подражания.

В школе 3. обычно усиливается: дети начинают переживать свой недостаток, к их речи предъявляются новые требования. Наивысшего развития 3. достигает обычно в юношеском возрасте и после 30 лет начинает ослабевать. Очень важно не пропустить у ребёнка начала 3. При повторении им отд. звуков или внезапных остановках речи в начале или середине слова необходимо обратиться к врачу-невропатологу и логопеду, т. к. 3. само по себе, как правило, не исчезает, а приобретает со временем тяжёлую, стойкую форму. Не следует фиксировать внимание ребёнка на 3., заставлять повторять трудные для него слова, т. к. это вызывает у него страх перед собственной речью, закрепляет 3. Полезен полный речевой покой (режим молчания) для выработки торможения патологич. связей (в течение месяца ребёнок шёпотом говорит лишь в необходимых случаях). На этот срок исключаются чтение, разучивание стихов, сказок, посещение кино, театров, просмотр телевизионных передач. Для устранения 3. наряду с логопедич. занятиями проводят медикаментозное, физиотерапевтич. и психотерапевтич. лечение. Большое значение придаётся регулирующему влиянию среды, поэтому ведётся необходимая разъяснительная работа с членами семьи. Занятия по устранению 3. всегда проводятся в группах, т. к. необходима постоянная речевая практика в условиях коллектива. Содержание и формы логопедич. занятий изменяются в зависимости от возраста заикающихся. На занятиях развивают навыки самостоятельной, свободной от 3. речи (от самых лёгких, доступных форм речи до сложных, обобщённых, развёрнутых сообщений). Для более полного устранения 3. необходимы спокойная обстановка в семье, правильное отношение к заикающемуся со стороны окружающих.

В СССР работа по устранению 3. проводится в спец. учреждениях: для детей дошкольного возраста - в спец. детских садах и спец. группах при массовых детских садах, а также в полустационарах; для школьников - на логопедич. пунктах при школах, поликлиниках и психоневрологич. диспансерах; для подростков и взрослых - в психоневрологич. диспансерах амбулаторно или в спец. отделениях больниц стационарно. Преодоление 3. достигается лишь длительной система-тич. работой. 3. считается полностью устранённым, когда оно не проявляется даже в длительных беседах с посторонними.

Лит.: Левина Р. Е., К проблеме заикания у детей, "Дефектология", 1969, №3; Чевелева Н. А., Исправление речи у заикающихся дошкольников, М., 1965.

Н. А. Чевелёва.



ЗАИКИН Иван Михайлович [5(17).11. 1880, с. Верхнеталызино, ныне Сеченовского р-на Горьковской обл., - 22.11. 1948, Кишинёв], русский атлет, авиатор. Чемпион России (1904) по поднятию тяжестей. С 1905- борец-профессионал, ученик И. М. Поддубного. В 1908 обучался авиации в Париже, затем демонстрировал возд. полёты по городам России. Как борец гастролировал в Европе, Америке, Африке, Австралии. С 1934 жил в Кишинёве. В Молдавии ежегодно разыгрывается приз им. 3. по борьбе.

ЗАИЛИВАНИЕ в горном деле, способ борьбы с подземными пожарами путём подачи в горные выработки и выработанное пространство заиловочной пульпы (смесь воды с глиной или мелкозернистым песком). 3. производится через индивидуальные скважины, пробурённые с поверхности, через групповые скважины и сеть подземных трубопроводов, а также через подземные скважины. Различают профилактическое 3. и тушение пожаров. При профилактич. 3. пульпа, заполняя пустоты и трещины, препятствует доступу воздуха в пожароопасную зону, что предупреждает самовозгорание полезного ископаемого.

Лит.: Балтайтис В. Я., Тушение пожаров в угольных шахтах, 2 изд., М." 1961; Гофбауэр И., Борьба с подземными пожарами, пер. с чеш., М., 1962.

ЗАИЛИЙСКИЙ АЛАТАУ, горный хребет в системе Тянь-Шаня в Казахской ССР, на границе с Кирг. ССР. Дл. ок. 350 км. Выс. до 4973 м (пик Талгар.). Сложен гл. обр. гранитами, конгломератами, известняками и сланцами. Нек-рые вершины покрыты ледниками. Общая площадь оледенения 484 км2. С сев. склонов стекают лев. притоки р. Или. В предгорьях - сухие степи, к-рые сменяются выше ку-старниково-степной растительностью, лугами и лесами (яблоня, осина, выше - тяньшаньская ель). В сев. предгорьях 3. А. - г. Алма-Ата.



ЗАИМИС (Zaimes) Александрос (28.10. 1855, Афины,-15.9.1936, Вена), греческий государственный деятель. Из аристократич. семьи. Получил юридич. образование в Германии и Франции. В 1896 и 1914-20 директор греч. нац. банка, был тесно связан с банковскими кругами Лондона, Парижа, Берлина. Премьер-мин. в 1897- 1899, 1901-02, 1915-17 (с перерывами), 1926-28. В 1929-35 президент Греции. Содействовал монархо-фаш. элементам, осуществившим в окт. 1935 гос. переворот, приведший к восстановлению монархии.



ЗАИМКА, 1) занятие под с.-х. обработку никому не принадлежащих земель. Существовала с начала развитого земледелия. 3. знает уже рим. и др.-герм. право. 3. имели значит. распространение в дореволюц.