БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101солидарность и всестороннюю поддержку героич. вьетнамского народа; борьбу против опасности мировой термоядерной войны, за мир во всём мире; борьбу за претворение в жизнь принципов мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; наращивание усилий, направленных на предотвращение распространения ядерного оружия и его запрещение; солидарность с народами и странами, являющимися постоянными объектами агрессивных посягательств империализма; единые действия против всех актов агрессии империализма, против развязывания им локальных войн и иных форм интервенции в любых р-нах мира; борьбу против неоколониализма, фашизма и расизма, за демократизацию всех сторон обществ. жизни.

В документе подчёркивается, что сплочение коммунистич. и рабочих партий - важнейший фактор объединения всех антиимпериалистич. сил. В нём сформулированы принципы взаимоотношений между партиями, определены формы сотрудничества между ними, подтверждена нераздельность нац. и интернациональной ответственности каждой партии, указаны пути преодоления возникших в коммунистич. движении разногласий. Документ обращает особое внимание на необходимость усиления борьбы коммунистич. партий против ревизионизма, правого оппортунизма, национализма и левосектантского авантюризма и призывает коммунистич. и рабочие партии к сплочению на принципах марксизма-ленинизма, под знаменем пролетарского интернационализма. "Верность марксизму-ленинизму , пролетарскому интернационализму, беззаветное и преданное служение интересам своего народа, общему делу социализма, - указывает документ, - необходимое условие эффективности и правильной ориентации единых действий коммунистических и рабочих партий, залог успеха в достижении ими своих исторических целей" (там же, с. 309).

Подавляющее большинство участников междунар. Совещания коммунистич. и рабочих партий 1969 полностью одобрило принятый Совещанием документ. Делегации коммунистич. партий Австралии, Италии, Сан-Марино и Реюньона, также высказываясь за укрепление единства коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил, выразили полное согласие только с разделом документа, в котором излагается программа борьбы против империализма.

Публ.: Документы международного Совещания коммунистических и рабочих партий. Москва, 5-17 июня 1969, М., 1969.

Е. И. Кусков.

"ЗАДАЧИ РУССКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ", произведение В. И. Ленина (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 433-70), посвящённое обоснованию направления, форм и методов практич. деятельности Росс. социал-демократии в условиях отсутствия марксистской партии в России и существования разрозненных рабочих кружков и с.-д. групп. Написано в ссылке в кон. 1897, напечатано впервые в Женеве в 1898 отдельной брошюрой (2-е изд. - 1902, 3-е - 1905). Работа раскрывает единство демократич. и социалистич. задач рабочего класса, показывает необходимость создания партии как передового отряда пролетариата, даёт определение "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" как зачатка "... революционной партии, которая опирается на рабочее движение, руководит классовой борьбой пролетариата, борьбой против капитала и против абсолютного правительства..." (там же, с. 460). Отмечая, что теоретич. принципы с.-д. освещены в лит-ре, Ленин выдвигает в "3. р. с-д." как главное - практич. работу с массами по подготовке их к революции, указывает формы этой работы и даёт чёткие определения каждой из них: пропаганда - разъяснение рабочим теории науч. социализма, вопросов об обществ.-политич. строе, классах, классовой борьбе, об ист. задаче с.-д. и рус. рабочего класса; агитация - участие с.-д. во всех стихийных проявлениях борьбы рабочего класса против капиталистов за сокращение рабочего дня, повышение зарплаты, улучшение условий труда и т. п.; организация - создание революц. рабочих кружков и групп как будущих составных частей партии. Предугадывая возникновение в России экономич. и политич. кризиса, Ленин формулирует тезис о гегемонии пролетариата.

В будущей революции, показывает, что из многочисленных и разнообразных сил, выступающих против абсолютизма (буржуазия, мелкая буржуазия города и деревни, интеллигенция), лишь рабочий класс является до конца последовательным его врагом, заинтересованным в полной ликвидации самодержавия и неспособным ни на какие компромиссы с реакцией. В силу этого только пролетариат может быть вождём демократич. революции и довести её до победы. Вместе с тем Ленин подчёркивает в работе важность создания единого фронта против самодержавия, право и даже обязанность рабочего класса вступать в союз с др. классами и слоями, сохраняя при этом полную самостоятельность в принципиальных вопросах. "3. р. с.-д." непосредственно предшествовали развёрнутому изложению идеологич. и организац. основ партии в работе "Что делать? " и решениях 2-го съезда РСДРП. Г. В. Антонов.

"ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ (Речь на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи)", выступление В. И. Ленина 2 октября 1920, в к-ром поставлены историч. задачи коммунистич. воспитания молодёжи и определена её роль в построении коммунизма. Впервые напечатана в газ. "Правда" № 221, 222, 223 (5, 6, 7 окт. 1920). В том же году выпущена отд. брошюрой. С 1920 по 1971 издавалась 499 раз, на 75 языках, всего св. 25 млн. экз. Вошла в 41-й т. Полн. собр. соч. В. И. Ленина.

3-й съезд РКСМ проходил в условиях ещё продолжавшейся Гражд. войны, но Коммунистич. партия уже приняла свою новую Программу-программу построения социалистич. общества. 9-й съезд РКП(б) (март - апр. 1920) наметил пути возрождения нар. х-ва, завершалась работа комиссии ГОЭЛРО над планом электрификации страны, были приняты меры, обеспечившие развёртывание культурной революции. По теоретич. разработке и по определению центр. вопросов практики революц. преобразований речь Ленина на съезде комсомола была развитием его идей о плане социалистич. строительства и роли молодёжи в новом обществе. В речи изложены задачи комсомола в строительстве нового общества, научно обоснованные принципы коммунистич. воспитания молодёжи, раскрыт характер её организаций в социалистич. обществе. Ленин указал на неразрывное единство деятельности старшего и молодого поколений Сов. страны, направленной на построение коммунизма. В совместной со старшим поколением борьбе за построение социализма и коммунизма молодёжь более глубоко осознаёт цели и задачи нового общества, своё место в их достижении. Обращаясь к молодёжи в 1920, Ленин говорил, что именно ей "...предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. Ибо ясно, что поколение работников, воспитанное в капиталистическом обществе, в лучшем случае сможет решить задачу уничтожения основ старого капиталистического быта, построенного на эксплуатации" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 298).

В условиях приближавшейся победы на фронтах Гражд. войны первоочередной задачей трудящихся, взявших власть в свои руки, было восстановление нар. х-ва. "...Коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому... Перед вами, - обращался Ленин к комсомольцам,- стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве" (там же, с. 307). "Перед вами задача строительства, - продолжал Ленин, - и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием..." (там же, с. 308). Программу коммунистич. воспитания молодёжи Ленин ставил в зависимость от развития культурной революции. Для того чтобы построить коммунизм, молодёжь должна настойчиво учиться - учиться коммунизму.

Ленин разъяснял, что "... ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм" (там же, с. 303). Учиться надо потому, что настоящим "коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" (там же, с. 305). Ленин говорил, что культуру коммунизма нельзя рассматривать обособленно от мировой цивилизации. Она является закономерным результатом историч. развития и вобрала в себя все прогрессивные элементы мировой человеческой мысли. "Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей..." (там же, с.304). Бережное и критич. отношение к накопленным веками интеллектуальным богатствам - характернейшая черта ленинского плана культурной революции. Ленин подчёркивал, что только со знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только перерабатывая её, можно строить пролетарскую культуру. Овладение совр. знаниями - долг каждого комсомольца. Ленин указывал на необходимость соединения знаний с практич. работой. Он обращал особое внимание на то, что "учиться коммунизму" - значит подчинять свою деятельность общему делу. Учение молодёжи Ленин связывал с воспитанием у неё коммунистич. морали. Он утверждал, что коммунизм должен стать основой повседневной деятельности каждого человека, превратиться в убеждение, быть не только экономич., политич., но и нравственным идеалом. Огромное значение имеет разработка Лениным принципов коммунистич. морали.

Он противопоставил бурж., якобы внеклассовым, внепарт. взглядам чёткую, открыто парт. точку зрения коммунистов. Ленин не признавал внеклассовой нравственности: "Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата",-говорил он (там же, с. 309). Нужно вырабатывать ненависть к старому обществу, к-рое было основано на принципе "...либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя...", надо выступать "... против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела" (там же, с. 312). Ленин показал тесную связь нравственности с задачами классовой борьбы, интересами построения коммунизма. "...Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов" (там же, с. 311). Задачу нравственного воспитания молодёжи Ленин связывал с её повседневным трудом, выдвигая требования воспитания уважения к труду на благо всего общества, чувства ответственности за выполнение порученного дела.

За каждой самой простой задачей он учил видеть общую цель. В труде Ленин видел школу коммунистич. воспитания и критерий проверки воспитанности коммуниста. "Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами",- указывал он в своей речи (там же, с. 317). Понятия сознательности и дисциплины у Ленина неотделимы друг от друга. "На место старой муштры... мы ставим сознательную дисциплину..., без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадежно" (там же, с. 306). В своей речи Ленин раскрыл облик настоящих строителей нового коммунистич. общества - людей, гармонически соединяющих в себе широкую образованность, марксистскую идеологию, психологию кол лективизма, коммунистич. мораль. Ленин считал комсомол "ударной группой", к-рая показывает пример всем трудящимся, несоюзной молодёжи и во всём проявляет "свою инициативу, свой почин". Ленин убедительно показал, что руководящая роль коммунистич. партии - реша-о-щее условие успешной деятельности комсомола, а гл. задача комсомола-"...помочь партии строить коммунизм..." (там же, с. 307). Речь Ленина исторически конкретна, как наказ комсомолу 20-х годов, и исторически программна, как обращение к будущим поколениям.

А. Н. Захариков.



ЗАДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, элемент системы автоматического регулирования (САР), с помощью к-рого устанавливается требуемое значение либо задаётся определённый закон (программа) изменения регулируемой величины (см. Регулирование автоматическое). В зависимости от физич. природы САР, а также характера её сигналов 3. у. могут быть механич., пневматич., электрич., электронными и др. В качестве 3. у., предназначенных для установления значений регулируемых величин, используются калиброванные пружины, грузы, уровни, электрич. сопротивления, эталонные источники тока (напряжения) и т. п. Примером подобного 3. у. может служитьпоплавок регулятора, установленного в карбюраторе автомоб. двигателя для регулирования подачи топлива. Для задания закона (программы) изменения регулируемой величины в простейших САР применяют профилиров. кулачки, шаблоны, фигурные реостаты и др.; в более сложных САР - счётно-решающие устройства .



ЗАДАЮЩИЙ ГЕНЕРАТОР, генератор с самовозбуждением высокочастотных колебаний в радиопередатчиках средней н большой мощности. Отличается высокой стабильностью частоты. Наиболее распространена кварцевая стабилизация частоты 3. г. Для получения мощных колебаний на выходе радиопередатчика колебания, генерируемые 3. г., усиливаются одной или неск. ступенями генератора с посторонним возбуждением. 3. г. выполняются гл. обр. на полупроводниковых приборах (раньше - на электронных лампах).



ЗАДВИНСКОЕ ГЕРЦОГСТВО В ЛАТВИИ (лат. Ducatus Ultradunensis), часть территории ср.-век. Ливонии, захваченная в ходе Ливонской войны 1558-83 польско-литов., феодалами. В состав 3. г. в Л. входили латыш. земли к С. от Даугавы (без Риги) и юж. Эстония. По договорам 1561 и 1566 3. г. в Л. считалось частью Вел. княжества Литовского, а после Люблинской унии 1569 было включено в состав Речи Посполитой. Устройство 3. г. в Л. определилось после Ливонской войны. Во главе 3. г. в Л. стоял назначавшийся королём администратор или губернатор. В 3. г. в Л. фактически господствовало нем. рыцарство, сохранившее в своих руках более половины всех земель и суд.-полицейскую власть над крестьянами. В результате длит. польско-швед. войны (с 1600) 3. г. в Л. постепенно распалось, а его терр., кроме Латгалин, в 1629 отошла к Швеции.

Лит.: Дорошенко В. В., Очерки аграрной истории Латвии в XVI в., Рига, 1960. с. 58 - 76; Tarvel E., Stosunek prawnopanstwowy Inflant do Rzeczypospolitej oraz ich ustroj advministracyjnyw. 1. 1561 - 1621, "Zapiski historyczne", 1969, t. 34, № 1, s. 49 - 77.



ЗАДЕРЖАНИЕ, по советскому праву кратковременное (не более чем на 3 суток) лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с тем, чтобы до решения вопроса об избрании меры пресечения не дать ему возможности скрыться, продолжать преступную деятельность или препятствовать установлению истины. Применяется лишь к подозреваемым в преступлении, за к-рое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Производится органом дознания или следователем. 3. допускается, если подозреваемый был застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения: если очевидцы, в т. ч. и потерпевшие, прямо укажут на него, как на лицо, совершившее преступление, а также если на подозреваемом или на его одежде, или в его жилище будут обнаружены следы преступления. В иных случаях подозреваемый может быть задержан, если он покушался на побег, не имеет постоянного места жительства или если не установлена его личность.

Поскольку 3. связано с лишением свободы, закон предусматривает необходимые проце