БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101сов тракторного плуга. На склонах 5° и выше валики образуют поперёк и вдоль пахоты [140(175)Х X230(250) см], используя плуге удлинённым отвалом и спец. перемычкоделателем. На крутых склонах хороший результат получается при лунковании зяби (при помощи лункообразователей на поверхности почвы создают ромбообразные лунки); щелеванин зяби (глубокое рыхление почвы поперёк склонов полосами); безотвальном рыхлении; вспашке с почвоуглублением и кротованием; ступенчатой пахоте. Перед началом таяния снега поперёк склонов устраивают снежные валы, прикатывают снег полосами и т. д. Большему накоплению талых вод способствует снегозадержание. В. И. Румянцев.

ЗАДНЕЖАБЕРНЫЕ МОЛЛЮСКИ (Opisthobranchia), подкласс брюхоногих моллюсков. Наиболее примитивные из 3. м. имеют наружную раковину и мускулистую ногу с боковыми выростами (параподиями). У большинства 3. м. раковина обрастает мантией н частично или полностью редуцирована; внутренностный мешок также редуцирован.

Заднежаберные моллюски: 1 - Scaphander hegnarius; 2 - Limacina helicina; 3 - Umbraculum mediterraneum; 4 - Lobiger serradifalci; 5 - Clione limacina; 6 - Hedylopsis spiculifera.
[914-7.jpg]

Для мн. 3. м. характерна полная вторичная билатеральная (двусторонняя) симметрия. 3. м. - гермафродиты; большинство видов имеет
плавающую личинку - веллигер. 11 отрядов, включающих ок. 10 000 видов. Обитают на всех глубинах Мирового ок.; лишь немногие - в пресных водах. Большинство ведёт донный образ жизни. Имеются хищные и растителъноядные формы.

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ, coгласные, образуемые подъёмом задней части спинки языка к мягкому нёбу. По способу образования преград яа пути выходящей возд. струи 3. с. разделяются на смычные (напр., рус. "к", "г") и щелевые (напр., рус. "х"). См. Согласные.

ЗАДНИЙ МОСТ, комплекс узлов или отд. агрегат шасси самоходных машин (напр., автомобиля, трактора), осуществляющий передачу крутящего момента от карданного вала или непосредственно от коробки передач к движителю.
[914-8.jpg]

Задний мост грузового автомобиля: 1 - картер: 2 -кожухи полуосей; 3 - редуктор главной передачи; 4 - полуось.

У большинства автомобилей 3. м. (рис.) имеет картер, кожухи полуосей, редуктор главной передачи с дифференциалом и полуоси. Гл. передача и полуоси являются частью трансмиссии автомобиля. На 3. м. устанавливаются колёсные тормоза и ступицы с колёсами. Соединение 3. м. с рамой или кузовом автомобиля (у безрамных автомобилей - с несущим кузовом) осуществляется посредством подвески. Прп независимой подвеске задних колёс редуктор гл. передачи крепят непосредственно к раме автомобиля, а качающиеся полуоси в этом случае снабжают карданными шарнирами. Картер 3. м. представляет собой полую несущую балку н является осью автомобиля. Картеры делают литые из стали или ковкого чугуна и штампованные сварные. Трубчатые кожухи полуосей запрессовывают или вваривают в картер 3. м., и они составляют с ним одно целое. Картеры 3. м. делают разъёмные (в вертикальной плоскости) н неразъёмные. Картер разъёмного типа состоит из двух частей, соединённых между собой болтами. В средней расширенной части картера 3. м. устанавливают редуктор гл. передачи. При неразъёмном картере 3. м. редуктор гл. передачи имеет отд. картер, к-рый болтами крепится к средней части картера. Расширенная средняя часть картера уменьшает дорожный просвет автомобиля и вынуждает увеличивать высоту расположения пола кузова. Для уменьшения размеров этой части картера (что особенно важно для автомобилей повышенной проходимости и автобусов) редуктор 3. м. уменьшают путём введения дополнительных, т. н. колёсных, передач. И. Д. Тузовский.

ЗАДОНСК, город, центр Задонского района Липецкой обл. РСФСР. Расположен на лев. берегу р. Дон, на автодороге Москва - Воронеж, в 25 км к Ю.-В. от ж.-д.станции Улусарка (на линии Елец - Касторное). Овощесушильный з-д, маслозавод, пищекомбинат. Техникум механизации и электрификации с. х-ва, культ.-просвет. уч-ще.

Известен с 14 в. как Тешев (по назв. протекающей здесь р. Тешевка); к кон. 16 в. Тешев был разрушен татарами; в нач. 17 в. восстановлен. В 1779 при образовании Воронежского наместничества Тешев, переименованный в 3., был сделан уездным городом.

"ЗАДОНЩИНА", памятник древнерусской литературы конца 14 в. (видимо, не позднее 1393), повествующий о Куликовской битве 1380. Об авторе "3." известно лишь, что его звали Софонием и что он был родом из Рязанщины. Ранний список "3." относится к 70-м гг. 15 в. (всего списков -7; 2 из них -в отрывках, 1- выписки). Автор "3." широко использовал "Слово о полку Игореве", что объяснялось общей идейной направленностью обеих произв. - борьбой за единение рус. княжеств против внешнего врага. Однако это заимствование не было лишь формальным подражанием: рассказывая о Мамаевом побоище, автор "3." отбирал и творчески переосмысливал ситуации и поэтич. образы "Слова".

Лит.: Ржига В. Ф. [Текст, перевод "Задонщины" и статья о памятнике], в кн.: Повести о Куликовской битве, М., 1959; Адрианова-Перетц В. П., "Слово о полку Игореве" и "Задонщина", в сб.: "Слово о полку Игореве" - памятник XII в., М., 1962; "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла, М.- Л., 1966 (Тексты, статьи, исследования "Задонщины", библиография). Л. А. Дмитриев.



ЗАДОРНОВ Николай Павлович [р. 22.11 (5.12). 1909, Пенза], русский советский писатель, засл. деятель культуры Латв. ССР (1969). 3. принадлежат 2 цикла историч. романов об освоении в 19 в. рус. народом Д. Востока, о подвигах землепроходцев. Первый цикл - из 4 романов: "Далёкий край" (кн. 1-2, 1946- 1949), "Первое открытие" (1969, первое назв.-"К океану", 1949), "Капитан Невельской", (кн. 1-2, 1956-58) и "Война за океан" (кн. 1-2, 1960-62). Второй цикл (об освоении Д. Востока крестьянами-переселенцами) тематически связан с первым: романы "Амур-батюшка" (кн. 1-2, 1941-46) и "Золотая лихорадка" (1969). В 1971 опубл. роман "Цунами" - об экспедиции адмирала Е. В. Путятина в Японию в 1854-55. Написал также роман о современности "Жёлтое, зелёное, голубое..." (кн. 1, 1967), книгу путевых очерков "Голубой час" (1968) и др. Гос. пр. СССР (1952) за романы "Амур-батюшка", "Далёкий край", "К океану". Награждён 3 орденами, а также медалями.

Лит.: Зорин М., Дороги истории. О творчестве Н. П. Задорнова, Рига, 1960; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 2, Л., 1964.



ЗАДРУГА (сербскохорв., от задружна куhа - большая семья), большая патриархальная семья у южных славян. До кон. 19 в. 3. представляла собой "... наилучший еще существующий образец такой семейной общины" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1963, с. 62). 3. обычно состояла из 20-30 чел. (иногда из 50- 80) - сыновей одного отца с их жёнами и детьми, живших в одном дворе. Х-во и потребление были общими. Во главе 3. стоял домохозяин (домачин, господарь, главатарь и др.), руководивший всейжизнью семьи с помощью своей жены (домачица, господарица и др.), ведавшей жизнью жен. половины дома. Во 2-й пол. 19 в. развитие у южнослав. народов капиталистич. отношений ускорило дробление 3. на индивидуальные семьи; с нач. 20 в. 3. стала редким пережиточным явлением. Лит.: Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963.



ЗАДУВКА доменной печи, начало подачи воздушного дутья во вновь построенную или капитально отремонтированную доменную печь: 3. означает пуск печи в эксплуатацию. См. Доменное производство.



ЗАЕДА, трещины в углах рта. Вызывают 3. и поддерживают её хронич. течение нек-рые микроорганизмы (стрептококки, Стафилококки, дрожжеподобные грибки), витаминная недостаточность. Аллергические (см. Аллергия) по механизму происхождения 3. могут быть обусловлены приёмом нек-рых лекарственных препаратов, применением пластмассовых протезов, зубных паст и порошков, губной помады. На 3. нередко образуется корочка медового цвета или беловатая. Кожа, окружающая очаг поражения, покрасневшая, отёчная. Для лечения (после уточнения причины, вызвавшей 3.) применяют противомикробные и противогрибковые, а также гормональные препараты (кортикостероиды), витамины, ультрафиолетовое облучение.

ЗАЕЗДКА, один из периодов выездки лошади.



ЗАЁМ, в гражданском праве договор, в силу к-рого одна сторона (заимодавец) передаёт другой стороне (заёмщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи, определённые родовыми признаками - числом, весом, мерой (напр., зерно), а заёмщик обязуется возвратить такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. Договор 3. относится к числу т. н. реальных (права и обязанности сторон по нему возникают лишь с момента передачи 3.) и односторонних договоров (заимодавец имеет право требовать возврата переданного взаймы имущества и не несёт обязанностей, а заёмщик обязан возвратить это имущество и не наделён к.-л. правами). По советскому законодательству договор 3. предполагается безвозмездным - взимание процентов по нему допускается только в случаях, установленных законодательством Союза ССР, а также по заёмным операциям касс общественной взаимопомощи и городских ломбардов. Договор на сумму св. 50 руб. должен быть совершён в письменной форме. См. также Кредит.

ЗАЕЧАР (Заjечар), город в Югославии, в Социалистич. Республике Сербии, в Вост.-Серб. горах, на р. Тимок. 19 тыс. жит. (1967). Муком., пивовар., текст., кож., керамич. пром-сть. Вблизи - добыча угля.



ЗАЕЧАРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1883, крестьянское восстание в Вост. Сербии, в р-не г. Заечар (Тимокская Крайна). См. Тимокское восстание 1883.

ЗАЖИГАЛКА, компактное устройство для многократного получения огня, принцип действия к-рого первоначально был основан на высечении искры при ударе огнива о кремень. В совр. 3. используют искрящие при трении сплавы, электрич. воспламенение раскалённой проволокой, электрич. разряд. Горючим служит высокосортный бензин, испаряющийся после прохождения через капилляры фитиля, или редуцируемый горючий газ (бутан и др.). Ёмкости горючего, воспламеняющие, регулирующие и пр. элементы конструкции 3. монтируются в разнообразных художественно оформленных корпусах. Выпускают также электрич. и механич. 3. для газовых плит. Мощность такой электрич. 3. 200 вт.



ЗАЖИГАНИЕ в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), принудительное воспламенение рабочей смеси в камере сгорания ДВС. Получили распространение две системы 3.-батарейное и от магнето.

Конструктивная схема батарейного зажигания: 1-аккумуляторная батарея; 2 - выключатель зажигания; 3 - первичная обмотка катушки зажигания; 4 - вторичная обмотка катушки зажигания; 5 - свеча зажигания; 6 - распределитель; 7 - конденсатор; 8 - прерыватель.

[914-9.jpg]

При батарейном 3. (рис.) электрич. ток низкого напряжения (6-12 в) от аккумуляторной батареи через выключатель 3. поступает в первичную обмотку индукционной катушки 3. Индуктированный во вторичной обмотке катушки 3. ток высокого напряжения (12 000-15 000 в) подводится к ротору распределителя 3. Ток с ротора поступает к контакту, от к-рого подаётся к свече того цилиндра, где должно произойти воспламенение рабочей смеси. Работа ДВС зависит от выбора момента 3. Для эффективности работы необходимо, чтобы искра между электродами свечи возникла до прихода поршня в верхнюю мёртвую точку, т. е. чтобы 3. происходило с нек-рым опережением. Опережение 3. выражается в градусах угла поворота коленчатого вала и зависит от частоты вращения, нагрузки двигателя и сорта применяемого топлива. Оптимальные углы опережения 3. устанавливаются автоматически во время работы двигателя (центробежно-вакуумным автоматом). Батарейное 3. отличается простотой устройства, меньшей стоимостью и обеспечивает хороший пуск двигателя; применяется гл. обр. на автомобилях. 3. от магнето обеспечивает большую надёжность в работе, не требует аккумуляторной батареи и применяется гл. обр. на тракторах, мотоциклах и спец. автомобилях.

Недостатком системы батарейного 3. является то, что с увеличением частоты вращения коленчатого вала уменьшается напряжение во вторичной цепи. Это препятствует росту быстроходности ДВС, повышению степени сжатия, ограничивает работу на обеднённой смеси. Происходит также быстрый износ контактов прерывателя, снижающий надёжность работы системы 3. В связи с этим начинает применяться контактно-транзисторная система 3., имеющая значительно большее напряжение искрового разряда (30 000 в). Это облегчает пуск двигателя и обеспечивает более полное сгорание рабочей смеси, несколько снижая токсичность отработавших газов.

Лит.: Галкин Ю. М., Электрооборудование автомобилей и тракторов, 2 изд., М., 1967; Набоких В. А., Чепланов В. И., Основные тенденции развития электронных систем зажигания автомобильных двигателей, М., 1967. Б. А. Куров.



ЗАЖИГАНИЯ ПОТЕНЦИАЛ, наименьшая разность потенциалов между электродами в газе, необходимая для возникновения самостоятельного разряда, т. е. разряда, поддержание к-рого не требует наличия внешних ионизаторов.

[914-10.jpg]

Зависимость потенциала зажигания U3 от pd для различных газов (р - давление газа, d - расстояние между электродами).

Самостоят. разряд поддерживается за счёт процессов ионизации в межэлектродном промежутке и на катоде; интенсивность этих процессов возрастает с увеличением разности потенциалов между электродами. 3. п. равен той разности потенциалов, при к-рой интенсивность процессов ионизации оказывается достаточной для того, чтобы каждая заряженная частица до своего ч исчезновения" рождала подобную же частицу. Величина 3. п. определяется природой и давлением р газа, материалом, формой, состоянием поверхности электродов и расстоянием d между ними. В однородном электрич. поле 3. п. зависит от общего числа атомов газа в промежутке между электродами, т. е. от произведения pd (см. Пашена закон; кривые Пашена для нек-рых газов приведены на рис.). Сильное влияние на величину 3. п. оказывают наличие даже не-значит. примесей к осн. газу, заполняющему систему, а также образование на поверхности катода тонких плёнок чужеродных атомов. Действие внешних ионизирующих факторов (напр., радиоактивного излучения) в разрядном промежутке или на поверхностях электродов приводит к снижению 3. п. См. также ст. Электрический разряд в газах и литературу при ней.



ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ БОЕПРИПАСЫ, пули, артиллерийские снаряды (мины), авиационные бомбы, ручные гранаты, предназначенные для уничтожения воспламеняющихся объектов, поражения живой силы и боевой техники действием зажигательных составов. Зажигат. арт. снаряды (мины) и авиац. бомбы снаряжаются термитно-зажигат. составом, фосфором и др. Зажигат. авиац. бомбы широко применялись во время 2-й мировой войны 1939-45 герм. и англо-амер. авиацией при налётах на населённые пункты. Амер. войска во время войны в Корее (1950-53) и во Вьетнаме использовали зажигат. авиац. бомбы и фугасы (мины), снаряжённые напалмом. Применяются также 3. б., сочетающие зажигат. действие с др. видами поражения, напр. осколочно-зажигат. снаряды, бронебойно-зажигат. снаряды и пули и др.

ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, пиротехнические со