БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 новые окраинные р-ны, удалением жилых р-нов от мест приложения труда. Следствие этого - увеличение дальности пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом, и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растёт и объём грузовых перевозок внутри городов. Развитие Г. т. и улучшение обслуживания населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени населения.

Г. т. включает: трансп. средства (подвижной состав); путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады, мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок); пристани и лодочные станции; средства энергоснабжения (тяговые электроподстанции, кабельные и контактные сети, бензозаправочные станции - бензоколонки); ремонтные мастерские и заводы; депо и гаражи; станции технич. обслуживания, пункты проката автомобилей; линейные устройства (связь, сигнализация, блокировка); диспетчерское управление. По назначению Г. т. подразделяют на пассажирский, грузовой и спец. транспорт.

Г. т. пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомоб. транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной "трамвай", моторные и гребные лодки, паромные переправы); возд. транспорт (вертолёты).

Быстрый рост автомобилестроения во 2-й четв. и особенно в нач. 2-й пол. 20 в. в развитых капиталистич. странах привёл к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них б. ч. пассажирских перевозок. Так, в городах Великобритании и Франции легковыми автомобилями выполняется ок. 70%, а в городах США - ок. 90% всех пасс. перевозок (1967). Стихийное развитие легкового автомоб. транспорта без необходимой увязки его с общей проблемой Г. т., в частности с пропускной способностью улично-дорожной сети, привело во мн. случаях в крупных и особенно крупнейших городах капиталистич. мира к "транспортному параличу" гор. движения, гл. обр. в центр. р-нах городов в часы "пик". Это потребовало введения ряда ограничений на движение индивидуального транспорта (в Нью-Йорке-Манхаттан, в Лондоне - Сити) и вынудило муниципалитеты мн. крупных городов обратить внимание на преимущественное использование средств массового общественного транспорта, в частности внеуличного.

В СССР главенствующая роль в гор. пассажироперевозках принадлежит массовому общественному транспорту (особенно поездки на работу и с работы, составляющие 98-99% от всех поездок). Доля легкового автомоб. транспорта в общем объёме гор. пасс. перевозок в СССР невелика (в 1967 ок. 4%).

С сер. 1960-х гг. в ряде стран появляется новый вид пасс. транспорта - скоростной трамвай; он распространён в ФРГ, Бельгии, Швеции, США. В СССР линии скоростного трамвая проектируются в Ленинграде, Киеве, Риге, Волгограде, Саратове, Перми и др. городах. Возможность организации маршрутного (а не только линейного, как у метрополитена) движения в сочетании с достаточно высокой скоростью (25-30 км/ч) и значительно меньшей (сравнительно с метрополитеном) стоимостью строительства делает скоростной трамвай весьма перспективным видом транспорта для мн. крупных городов СССР.

По данным Междунар. союза общественного транспорта, во всём мире (без СССР) имелось в 1967 36 городов с метрополитеном, 401 город с трамвайным и 271 город с троллейбусным транспортом. В 31 городе мира имелся такой вид Г. т., как монорельсовые дороги, однако только две из них находились в нормальной эксплуатации - в Вуппертале (ФРГ) и Токио протяжённостью ок. 13 км каждая. Остальные дороги либо экспериментальные, либо носят характер аттракционов.

В дореволюционной России трамвайное сообщение было (в нынешних границах СССР) в 42 городах с общей протяжённостью одиночного эксплуатац. пути 1690 км и годовым объёмом перевозок 1128 млн. пассажиров. Автобусы имелись в весьма ограниченном количестве и эксплуатировались гл. обр. в междугор. сообщении на курортах Крыма и Кавказа. За время 1-й мировой войны 1914-18 и Гражд. войны и воен. интервенции 1918- 1920 Г. т. пришёл в полный упадок. Сов. государству пришлось восстанавливать разрушенное трамвайное х-во, а затем развивать его, одновременно вводя новые виды транспорта. С 1924 начало развиваться автобусное сообщение; в 1933 в Москве было организовано троллейбусное сообщение, а в 1935 открыта первая линия метрополитена.

В 1970 все города СССР обслуживались массовым пасс. транспортом. Все его виды (метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус) имеются в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку; трамвай, троллейбус и автобус - в 56 городах, трамвай и автобус - в 54, троллейбус и автобус - в 55 городах. Остальные города обслуживаются только автобусом. Общий объём перевозок на массовом общественном транспорте в городах СССР за 1970 составил ок. 36 млрд. пассажиров и, кроме того, на пригородных линиях автобусами и ж.-д. транспортом перевезено ок. 7 млрд. пассажиров. Доля отд. видов Г. т. в пасс. перевозках составляла (1970): метрополитена 6,4%, трамвая 22,2%, троллейбуса 17,0% и автобуса 54,4% . Протяжённость линий пасс. Г. т. достигла к кон. 1970: метрополитена 214,5 км (двойного пути), трамвая 8261 км, троллейбуса 8142 км (одиночного пути). Протяжённость маршрутов автобусов в городах составила 87 800 км.

Развитие пасс. Г. т. в СССР характеризуется данными табл. 1 и 2.

В дек. 1967 Сов. Мин. СССР принял пост. "О мерах по улучшению обслуживания населения городским пассажирским транспортом", определяющее направление в технич. политике его развития на ближайшую перспективу.

Г. т. грузовой включает: грузовой автомоб. транспорт общего назначения и специализированный, выполняющий осн. объём грузовых перевозок в городах; грузовой таксомоторный автотранспорт, обслуживающий индивидуальные грузовые перевозки населения; грузовой электротранспорт - трамваи и троллейбусы, осуществляющие в некоторых городах перевозку грузов по стабильным направлениям; конный (гужевой) транспорт, имеющий распространение в малых городах и посёлках гор. типа для перевозки небольших объёмов грузов на короткие расстояния. Грузовые перевозки в городах производятся также ж.-д. пром. транспортом, который обслуживает крупные промышленные предприятия и склады, и водным транспортом в городах, расположенных на берегах судоходных рек и морском побережье.

В городах СССР грузовые перевозки осуществляются, как правило, централизованно крупными трансп. предприятиями, объединяющими в своих х-вах осн. парк грузовых автомобилей.

Г. т. специальный состоит из парка специализированных автомобилей по обслуживанию нужд города и его населения - снегоочистительные и снегоуборочные машины, машины для посыпки улиц песком в зимнее время, подметальные, тротуароуборочные и поливочные машины, мусоровозы, автовышки, пожарные машины, санитарные машины и др. (см. Коммунальные машины.).

Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75 намечено расширить перевозки населения городским пассажирским транспортом, в частности увеличить выпуск автобусов большой вместимости.

Лит.: Петров В. К.,Сосянц В. Г., Городской транспорт. Уч. пособие, М.- Л., 1949; Страментов А. Е., Фишельсон М. С., Городское движение, 2 изд., М., 1965; Городской транспорт № 4 (Организация движения), в сб.: Научные труды Академии Коммунального хозяйства им. К.Д.Панфилова, в. 45, М., 1967; Проблемы перевозок, "Труды Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике", 1968, т. 56, в. 4; Галонен Ю. М., Науменко В. С., Современное состояние и тенденции развития общественного транспорта в крупных городах. Обзоры по городскому хозяйству, М., 1970. И. А. Молодых.

Табл. 1.-Количество городов СССР, имеющих массовый пассажирский транспорт (на конец года)

Табл. 2.- Объём пассажирских перевозок в городах СССР за год (млн. пассажиров)



Вид транспорта

1917

1940

1950

1960

1970
Метрополитен





1

1

3

5
Трамвай

42

81

91

108

110
Троллейбус

--

8

29

53

111
Автобус

-

325

459

1241

2017






Вид транспорта

1917

1940

1950

1960

1970
Метрополитен





377

629

1148

2295
Трамвай

1128

7283

5156

7827

7962
Троллейбус





293

945

3041

6122
Автобус

-

550

957

8932

19518
Всего

1128

8503

7687

20948

35897





ГОРОД-CПУТНИК, город или посёлок гор. типа, развивающийся близ более крупного города и тяготеющий к нему как к центру в производственном, хоз. и культ.-бытовом отношении; часто образует периферийный элемент гор. агломерации или конурбации (см. Агломерация населённых пунктов). В отличие от пригорода (или предместья), Г.-с. не имеет тенденции к слиянию с центр. городом, расстояния между ними зависят от трансп. условий, обеспечивающих единство хоз. жизни гор. центра и Г.-с. Основой для создания Г.-с. служат пром. предприятия, н.-и. учреждения, высшие уч. заведения и т. д., строящиеся близ крупного центра или выводимые из него в результате реконструкции. Создание Г.-с. способствует ликвидации излишней концентрации пром-сти и населения в крупном городе и упорядочению развития всей возглавляемой им агломерации. Г.-с. имеются в СССР, Великобритании, Швеции, Финляндии и др. странах.

В соответствии с функциями различают неск. типов Г.-с.- пром., пром.-трансп., курортные, жилые (т.н. города-"спальни", почти всё занятое население к-рых ездит в центр. город на работу) и др. Г.-с. "спальни" распространены в капиталистич. странах; в социалистич. странах население Г.-с. в значит. мере обеспечивается работой на месте. Так, напр., в Сов. Союзе вокруг крупных городов (Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и др.) намечено и частично осуществлено в плановом порядке создание новых или за счёт существовавших населённых мест благоустроенных Г.-с. нового типа для рассредоточения населения и перевода из центр. города нек-рых предприятий. В капиталистич. странах рост Г.-с. происходит преимущественно стихийно, усложняя хаотич. конурбации; для развивающихся стран, при свойственной им слабости экономич. связей, Г.-с. не характерны.

Лит.: Города-спутники. Сб. ст., М., 1961; Давидович В. Г., Расселение в промышленных узлах, М., 1960; Xауке М. О., Пригородная зона большого города, М., 1960; "Проблемы советского градостроительства", т. 13, М., 1961; Селф П., Города выходят из своих границ..., пер. с англ., М., 1962. В. В. Покшишевский.



ГОРОДЦОВ Василий Алексеевич [И (23).3.1860,с. Дубровичи, ныне Рязанской обл.,- 3.2.1945, Москва], советский археолог. Чл. КПСС с 1938. Проф. Моск. ун-та (1918-44) и ряда др. высших уч. заведений. Осн. работы посвящены различным разделам археол. науки, а также этнографии и историч. географии. Одним из первых открыл и исследовал палеолитич. жилища (Тимоновская стоянка, 1928). Создал классификацию археол. культур эпохи бронзы степной и лесной зон Европ. части СССР и сейчас принятую всеми учёными. Г. исследовал также памятники раннего жел. века (Бельское, Елизаветинское городища и мн. др.) и ср.-век. древности (Старая Рязань, Маджар и др.). Его обобщающие труды по археологии России легли в основу совр. археол. знаний. Г. много сделал в области методики полевых исследований, музейного дела, преподавания и популяризации археологии. Награждён орденом Ленина.

Соч.: Первобытная археология, М., 1908; Бытовая археология, М., 1910; Культуры бронзовой эпохи в Средней России, в кн.: Отчет Российского исторического музея в Москве за 1914г., М., 1915; Археология, т. 1,Каменный период, М.- П., 1923; Старшее Каширское городище, в кн.: Изв. Государственной академии истории материальной культуры, в. 85, М. - Л., 1933; Тимоновская палеолитическая стоянка, М.- Л., 1935.

Лит.: Крайнов Д. А., К столетию со дня рождения В. А. Городцова, "Советская археология", 1960, № 1.

Д. Б. Шелов.

ГОРОЖАНКИН Иван Николаевич [16(28).8.1848, Воронеж,-7(20).11.1904, Москва], русский ботаник. Окончил Моск. ун-т (1871), доцент (с 1875) и проф. (с 1881) там же. Основоположник сравнительно-эмбриологич. направления в рус. ботанике. Изучил строение архего-ниев у голосеменных, первым наблюдал и описал у них процесс оплодотворения, ввёл понятие архегониальных растений (мохообразные, папоротникообразные, голосеменные). На зелёной водоросли хламидомонаде проследил эволюцию полового размножения от изогамии через гетерогамию к оогамии. Создал моск. морфологич. школу ботаников.

Лит.: Мейер К. И., И. Н. Горожанкин и его роль в развитии русской ботаники (1848-1904), М., 1966 (библ.).



ГОРОНТАЛО, холонтало, народ в Индонезии. Г. живут на С. о. Сулавеси, на п-ове Минахаса. Числ. ок. 500тыс. чел., (1967, оценка). Язык Г., распадающийся на неск. диалектов, относится к индонезийским языкам, но имеет много черт, характерных для филиппинских языков. Религия Г.- ислам, с сильными пережитками древних доисламских верований. Осн. занятия - земледелие (рис, кукуруза, кокосовая и саговая пальмы) и животноводство (крупный и мелкий рог. скот, лошади). Развиты плетение, ткачество.



ГОРОНТАЛО (Gorontalo), город и порт в Индонезии, в сев.-вост. части о. Сулавеси, на побережье зал. Томини. 71 тыс. жит. (1961). Центр плантационного р-на. Вывоз копры, капока, кофе, раттана, древесины, смол, шкур.

ГОРООБРАЗОВАНИЕ, процесс формирования горных сооружений в результате проявления вертикальных тектонич. движений, по скорости превосходящих скорость экзогенных процессов - разрушения и сноса (денудации) горных пород или накопления осадков (аккумуляции), ведущих к выравниванию земной поверхности. Г. характерно для подвижных поясов Земли. См. также Горы.

ГОРОСКОП (греч. horoskopos), чертёж для "предсказания судьбы" в ложном учении - астрологии. В 12 "домах" Г. размещаются планеты в соответствии с их расположением на небе в момент рождения человека или совершения к.-н. события. Пользуясь весьма запутанными и туманными правилами, основанными на идее о влиянии расположения небесных светил, гл. обр. планет, на земные события, астрологи "предсказывают" судьбу человека или исход того или иного события .



ГОРОТЕЛИЯ (от греч. hora - обычное в