БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101опиков и тропиков), относительно бедна как по абс. числу видов, так и по числу эндемичных групп. Из млекопитающих эндемичны только семейства бобров (2 вида), горных "бобров" (1 вид), кротов и тушканчиков; из птиц - тетеревиные и гагары (чистиковые относятся к морской фауне); 4 сем. хвостатых земноводных; из рыб - осетровые, лососёвые, щуковые, умбровые, колюшковые и нек-рые др. Бедность фауны Г. о. объясняется тем, что значит. часть её территории лежит в высоких широтах, а также относит. молодостью фауны б. ч. территории - кли-матич. потрясения ледникового времени охватили всю сев. часть Г. о. Общность фауны Неарктич. и Палеарктич. отделов Г. о., ныне полностью разобщённых, объясняется, не говоря о значит. сходстве в климатич. и ландшафтных условиях (зональность), тем, что в плиоцене и четвертичном периоде возникали широкие сухопутные соединения между Аляской и Чукотским п-овом и к С. от них (Бе-рингия, или Берингийский материковый "мост"), по к-рым в обоих направлениях шли интенсивные миграции животных. Так, из Евразии в Америку мигрировали горные бараны, лоси, олени, бурый медведь и др., а также вымершие там мамонт, як, сайгак и нек-рые др. Из Сев. Америки расселились в Евразию сев. олень, овцебык и др.

Для фауны Г. о. характерны следующие гл. черты: 1) в каждой части области фауна на крайнем севере очень бедна и однообразна и становится богаче и разнообразнее к Ю., где при благоприятных природных условиях (вне пустынь и высоких гор) может быть довольно богата. Это объясняется как суровостью совр. условий и однообразием ландшафтов на С. и указанными историч. причинами, так и проникновением в юж. части Г. о. мн. видов из соседних тропич. областей. Кроме того, здесь частью в т. н. ледниковых убежищах (рефугиях) сохраняется нек-рое кол-во элементов оттеснённой сюда доледниковой (третичной) фауны. 2) Общность фауны Г. о. сильнее всего выражена на С. и уменьшается к Ю. Фауна тундровой зоны Евразии и Америки почти не имеет различий, черты общности хорошо выражены и в лесной (особенно таёжной) зоне. В юж. частях Г. о. сходство фаун Сев. Америки и Евразии значительно слабее. Сильно различаются фауны отд. частей юга Г. о. не только на разных материках, но и на одном: на Ю. Палеарктики выделяют три подобласти, на Ю. Неарктики - две. 3) Хотя ряд видов имеет в Г. о. очень широкое распространение как в Евразии, так и в Сев. Америке (волк, лиса, лось, горностай, ястребиная сова и др.), более резко выражено сходство фаун Сев.-Вост. Сибири, Аляски и сев.-зап. части Сев. Америки, теснее связанных с существовавшей ранее Берингийской сушей.

Г. о. обычно подразделяют на 7 подобластей: Арктическую, Циркумбореаль-ную, Средиземноморскую, Центр.-азиатскую, Китайско-Гималайскую, Зап.-Американскую и Вост. -Американскую (см. карту при ст. Зоогеографическое районирование). Илл. см. на вклейке, т. 6, стр. 601.

Лит.: Гептнер В. Г., Общая зоогеография, М. -Л., 1936; Бобринский Н. А., География животных (Курс зоогеографии), М., 1951; Дарлингтон Ф. Д ж., Зоогеография, пер. с англ., М., 1966; Reini g W. P., Die Holarktis, Jena, 1937.

В. Г. Гептнер.



ГОЛАЯ ПРИСТАНЬ, город (с 1958), центр Голопристанского р-на Херсонской обл. УССР, в 12 км к Ю.-З. от Херсона. Пристань на р. Конка (рукав Днепра). 13,6 тыс. жит. (1970). Заводы: "Коммунар" (выпускающий швейные изделия, спорт. лодки и др.), маслодельный, по произ-ву камышитовых плит. Музей Черноморского государственного заповедника АН УССР. На окраине города - грязевой приморский курорт Гопри.

ГОЛБРЕЙТ, Галбрейт, Гэлбрейт (Galbraith) Джон Кеннет (р. 15. 10.1908, Онтарио, Канада), американский экономист, доктор философии (1934). Окончил ун-т в Торонто в 1931. В 1931-42 преподавал в ряде амер. ун-тов. В 1943-48 редактор журн. "Форчун" ("Fortune"). С 1949 проф. Гарвардского ун-та. Автор работ по различным аспектам совр. капитализма. Сторонник гос. вмешательства в экономику. Выдвинул теорию "уравновешивающей силы", в качестве к-рой будто бы выступает гос-во, содействующее созданию равновесия между спросом и предложением путём регулирования деятельности монополий. Стремясь опровергнуть марксистскую теорию накопления и обнищания, пытается доказать социальное перерождение капитализма, превращающегося якобы в результате технич. развития в новое общество изобилия - "индустриальное общество". Г. выступает в поддержку теории конвергенции двух систем- капиталистической и социалистической (см. Конвергенции теория). Сторонник мирного сосуществования двух систем, противник войны во Вьетнаме. Возглавляет Амер. к-т демократич. действий (с 1967).

Соч.: American capitalism. The concept of countervailing power, Boston, 1952; The affluent society, Camb., 1958, 2 ed., Har-mondsworth, 1968; Economic development, Camb., 1963; The new industrial state, Boston, 1967; в рус. пер. - Новое индустриальное общество, М., 1969.

Лит.: Козлова К.. "Новое индустриальное общество" Джона Гэлбрейта, "Мировая экономика и международные отношения", 1968, № 1. В. Г. Сарычев.



ГОЛГОФА (греч. Golgotha, от арамейск. гулгута, букв. - череп), холм в окрестностях Иерусалима, на к-ром, по христ. преданию, был распят Иисус Христос. Расположение Г. точно не установлено. Слово "Г." употребляется иногда как символ подвижничества и нравственных страданий ("взойти на Г.").

ГОЛД (Gold) Майкл (псевд.; наст. имя и фам. Ирвинг Гранич, Granich) (12.4.1894, Ист-Сайд, Нью-Йорк, -15.5. 1967, Сан-Франциско), американский писатель, публицист, критик. Род. в эмигрантской евр. семье. С 1914 участник социалистического, с 1919- коммунистич, движения в США. Был сотрудником, затем редактором журн. "Нью массес" - "New Masses" (см. "Мейкстрим"). В программной статье "Навстречу пролетарской литературе" (1921) формулирует задачи нового революционного искусства. Тема сб. рассказов и стихов "120 миллионов" (1929, рус. пер. 1930) - пробуждение классового сознания людей труда. Автобиографический роман "Евреи без денег" (1930; в рус. пер.- "Еврейская беднота", 1931) рисует жизнь бедняков Ист-Сайда. Г.- автор сб. статей "Изменим мир!" (1936), ист. драмы "Боевой гимн" (1936, совм. с М. Блэнкфортом; в рус. пер.- "Джон Броун", 1937), воспевающей борца за освобождение негров. В сб. статей "Полые люди" (1941) Г. осуждал ренегатов прогрессивного движения и декадентов. В 1952 опубликовал цикл стихов "Весна в Бронксе".

Соч.: The Mike Gold reader, N. Y., 1954; в рус. пер.: Проклятый агитатор, М., 1925.

Лит.: Кармон У., Майкл Голд и "Нью-Мэссес" 1911 - 1916-1941, "Интернациональная лит-ра", 1941, №5; Lawson J. H., The stature of Michael Gold, "Political Affairs", 1967, June, N° 6, p. 10 - 14. Б. А. Гиленсон.



ГОЛДИН Николай Васильевич [р. 7(20). 3.1910, г. Гришино, ныне Красноармейск Донецкой обл.], советский гос. деятель. Чл. КПСС с 1929. Род. в семье железнодорожника. Трудовую деятельность начал в 1924 слесарем ж.-д. депо. В 1937 окончил Харьковский электромеханич. ин-т. В 1937-39 прораб, инженер в тресте "Электромонтаж" в Харькове. С 1939 на руководящей работе в строительстве; в 1950-53 зам. мин. строительства предприятий тяжёлой индустрии СССР, в 1953-54 зам. мин. строительства СССР, в 1954-57 зам. мин. строительства предприятий металлургич. и химич. пром-сти СССР. В 1957-58 зам. пред. Кемеровского совнархоза. В 1958-61 гл. инженер строительства Бхилайского металлургич. комбината в Индии. В 1965-67 зам. мин. монтажных и спец. строительных работ СССР. С февр. 1967 мин. строительства предприятий тяжёлой индустрии СССР. На 24-м съезде партии (1971) избран чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 7-8-го созывов. Пред. Об-ва сов.-инд. культурных связей (с 1970). Гос. пр. СССР (1949). Награждён 4 орденами Ленина, 6 др. орденами, а также медалями.



ГОЛДИНГ (Golding) Уильям Джералд (р. 19.9.1911, графство Корнуолл), английский писатель. Окончил Оксфордский ун-т (1935). Во время 2-й мировой войны 1939-45 служил в брит. флоте. В 1945-61 работал учителем. Широкую известность получил первый роман Г. "Повелитель мух" (1954, рус. пер. 1969), где на примере исключит. ситуации - злоключения мальчиков на необитаемом острове - вскрываются опасные тенденции совр. цивилизации, могущие привести к фашизму и войне. Острота морально-этич. проблематики характерна и для последующих филос. романов Г.- "Наследники" (1955), "Свободное падение" (1959), "Шпиль" (1964, рус. пер. 1968) и др. Реалистичность в описании действительности сочетается у Г. с символикой, вырастающей из сюжета его романов, тяготеющих к филос. обобщениям, к-рые, однако, выражаются в образной форме, а не дидактически.

Соч.: Pincher Martin, L., 1956; The pyramid, L., 1967.

Лит.: Ивашева В. В., Английская литература XX в., М., 1967; Елистратова А. А., Уильям Голдинг и его роман "Шпиль", в кн.: Зарубежные литературы и современность, в. 1, М-, 1970; Аллен У., Традиция и мечта, М., 1970; Кinkead-Weekes M., Oregоr I., W. Golding. A critical study, L., [1967]. М. М. Зинде.



ГОЛДОВСКИЙ Евсей Михайлович [7(20). 1.1903, Никополь, -27.11.1971, Москва], советский учёный, изобретатель, засл. деят. науки и техники РСФСР (1947), доктор технич. наук (1939). В 1924-30 работал в Гос. техникуме кинематографии, в 1930-32 - на кинофабрике "Союзкино". С 1932 науч. сотрудник Всесоюзного н.-и. кинофотоинститута (НИКФИ). Руководил разработкой теории совр. процессов кинотехники, системы оборудования для освещения киностудий, техники узкоплёночной кинематографии. Разрабатывал сов. системы широкоэкранного кинематографа, трёхплёночного панорамного кинематографа, широкоформатной киноаппаратуры для съёмок и демонстрации фильмов на 70-мм киноплёнке и др., а также методы проектирования зрительных залов кинотеатров. Автор науч. работ и книг (ок. 80) по вопросам кинотехники. С 1930 преподаёт во ВГИКе (профессор с 1935). Награждён 5 орденами, а также медалями.

Соч.: Светотехника киносъёмки, М., 1944; Проблемы кинопроекции, М., 1955; Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа, М., 1958; Принципы широкоформатного кинематографа, М., 1962; Основы кинотехники, М., 1965; Очерки истории кинопроекционной техники, М., 1969.



ГОЛДСМИТ (Goldsmith) Оливер (10.11. 1728,

дер. Паллас, Ирландия,-4.4.1774, Лондон), английский писатель. Сын священника. Окончил Дублинский ун-т (1749). Автор "Исследования о современном состоянии словесности в Европе" (1759), компилятивных историй Др. Греции и Рима, серии сатирич., социально-бытовых очерков "Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке" (1762). Известность приобрела поэма "Путешественник" (1765). Комедии Г. "Добрячок" (1768, рус. пер. 1955) и "Ночь ошибок, или Унижение паче гордости" (1773, рус. пер. 1899, 1954), а также трактат "Опыт о театре, или Сравнение весёлой и сентиментальной комедии" (1773) противостояли сентиментально-нравоучительной комедии. Лучшие произв. Г.- поэма "Покинутая деревня" (1770, рус. пер. 1902), о разорении деревни в результате аграрного переворота, и роман в духе сентиментализма "Векфильдский священник" (1766, рус. пер. 1786, 1959), посвящённый истории семьи сел. пастора, преследуемой помещиком. Критика бурж. отношений у Г. сочетается с идеализацией патриархального уклада.

Соч.: Works, v. 1-10, L., 1908; Selected works, L., 1950.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. -Л., 1945, с. 510-23; Лозовский А. И., Аграрный переворот в Англии середины XVIII столетия и творчество Гольдсмита, "Уч. зап. Краснодарского педагогического ин-та", 1957, в. 21-а; Раden W. D., Hyder С. К., A concordance to the poems of Oliver Goldsmith, L., 1940; Кirk С. М., Oliver Goldsmith, N. Y., [1967] (библ. с. 195-97); Hopkins R. H., The true genius of Oliver Goldsmith, Bait., [1969]. Ю. И. Кагарлицкий.



ГОЛДСМИТ (Goldsmith) Реймонд Уильям (p. 23.12.1904, Брюссель), американский бурж. экономист. Проф. Йельского ун-та (с 1960). Автор трудов, посвящённых банковской системе США, статистике финансов, исчислению нац. богатства США, анализу платёжного баланса страны, проблемам инвестирования и вывоза капитала. Работы Г. служат апологетике капитализма.

С о ч.: The national wealth of the United States in the postwar period, Princeton, 1962; в рус. пер.-Национальное богатство США в послевоенный период, М., 1968; Studies in the national balance sheet of the United States, v. 1-2, Princeton, 1963; The flow of caрital funds in the postwar economy, N. Y.- L., 1965: Financial institutions, N. Y., 1968. В. Г. Сарычев.



ГОЛЕА, Эль-Голеа, оазис и населённый пункт в сев. части Сахары (вилайя Оазис), в Алжире. 13,5 тыс. жит. (1966). Соединён с Гардаей шоссе. 200 тыс. финиковых пальм, в т. ч. 80 тыс. продуктивных, а также цитрусовые и др. плодовые деревья. Произ-во вяленых фиников, сушёных фруктов. Водоснабжение с помощью артезианских колодцев. Близ Г.- аэродром.



ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославич [22.2(5.3).1892, Москва, - 2.5.1970, там же], советский артист балета и балетмейстер, засл. арт. БССР (1940), засл. деят. иск-в Литов. ССР (1954). По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1909-18 артист балета Большого театра. Одновременно ставил танцы в театрах миниатюр ("Летучая мышь", "Интимный" и др.). В 1918-20 для Детского отдела театр.-муз. секции Моск. совета депутатов трудящихся пост. балеты "Песочные старички" на сборную музыку, "Макс и Мориц" на муз. Л. Шитте. В 1920-24 руководил Моск. камерным балетом, где поставил балеты "Фавн" на муз. К.Дебюсси, "Саломея" на муз. Р. Штрауса, "Мимолётности" на муз. С. С. Прокофьева, танцевальные миниатюры на муз. А. Н. Скрябина. Для творчества Г. 1920-х гг. характерны стремление эмоционально передать ощущение совр. действительности, поиски новых танц. форм, в к-рых классич. танец сочетается с акробатикой и свободной пластикой, использование конструктивных сценич. установок. Творч. искания Г. наиболее полно выразились в балете " Иосиф Прекрасный " Василенко (1925, Большой театр). Др. постановки Г.: "Теолинда" на муз. Ф. Шуберта (1925), "Смерч" Бера (1927), "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (1939), "Ду гуль" Ленского (1941), "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1964). Г. поставил многочисл. миниатюры, подчас объединённые общей программой ("Хореографические композиции", 1960-61; "Скрябиниана", 1962), сюиты нац. танцев (испанских, славянских), программы на эстраде и в мюзик-холле. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Образы народной хореографии, М., 1964.

Лит.: Львов-Анохин Б., Хореограф Касьян Голейзовский, "Театр", 1965, № 11; Энтелис Л., Ставит Голейзовский, "Советская музыка", 1965, № 7. Е. Я. Суриц.



ГОЛЕМИНОВ Марин (р. 28.9.1908, Кюстендил), болгарский композитор, нар. арт. НРБ (1965). Окончил Гос. муз. академию в Софии (1930) и Схола канторум в Париже (1934) по классу композиции В. д'Энди, совершенствовался у И. Хаса и А. Лоренца в Мюнхене (1938-39). С 1941 преподавал в Гос. консерватории в Софии (с 1956 ректор). Как композитор Г. приобрёл известность после постановки его танц. драмы "Нестинарка" (1942), основанной на нар.-тематич. материале. Индивидуальный стиль Г. проявился в Концерте для струнного оркестра и 1-м струнном квартете. Тв