БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101 новых родов и видов млекопитающих, 25 родов и видов пресмыкающихся и земноводных, 57 родов и видов рыб, в т. ч. реликтовая рыба Polypterus).

Совместные работы Ж. Кювье и Ж. С. положили начало реформе классификации позвоночных животных по сравнит.-анатомич. признакам. На основе сравнит.-анатомич. доказательств единства строения организмов внутри отд. классов позвоночных Ж. С. предпринял поиски морфологического единства животных разных классов, использовав метод сравнительного изучения зародышей, к-рый впоследствии лёг в основу эмбриологич. доказательств эволюции и биогенетического закона. Для обоснования учения о единстве плана строения животных Ж. С. в "Философии анатомии" (т. 1, 1818) применил разработанную им т. н. синтетич. морфологию, опирающуюся на "теорию аналогов", а также на принципы связей, избирательного сродства органич. элементов и равновесия (уравновешивания) органов. Однако, стремясь всемерно расширить учение о единстве плана строения, Ж. С. допустил ряд серьёзных ошибок (признавал, напр., соответствие между наружным хитиновым скелетом членистоногих и внутренним костным скелетом позвоночных).

Учение Ж. С. о едином плане организации всех типов животного мира (без учёта качеств. различий) было метафизично, однако оно способствовало утверждению в науке идеи единства происхождения, а потому подвергалось жестоким нападкам со стороны учёных, стоявших на позициях неизменяемости видов. В 1830 в Парижской АН развернулась дискуссия между Ж. С. и Кювье, который отрицал существование связей и переходов в организации животных разных типов. Кювье упрекал Ж. С. в каузализме (причинном толковании явлений) и пантеизме, т. е. по существу в атеизме. Отстаивая учение о единстве животного мира, Ж. С. подверг резкой критике как теорию Кювье о 4 изолированных типах строения животного мира, лишённых общности в организации и переходов, так и телеологич. принцип Кювье о "конечных причинах". Формально победу в дискуссии одержал Кювье, вскрывший ряд фактич. ошибок Ж. С., однако прогрессивную идею Ж. С. о единстве животного мира, явившуюся основой учения об эволюции органич. природы, поддержали мн. передовые мыслители и учёные (швейц.-А. Декандоль, нем.- И. Гёте, рус. - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и др.). В 1831 Ж. С., несмотря на жестокие нападки реакц. кругов, выступил с прямой защитой эволюц. идеи. Для обоснования своих взглядов Ж. С. привлёк обширный материал из разных биологич. наук (эмбриологии, палеонтологии, сравнит. анатомии, систематики). Ж. С. создал учение об уродствах как естеств. явлениях природы ("Философия анатомии", т. 2, 1822). Положил начало эксперим. тератологии, получив в опытах на куриных эмбрионах ряд искусств. уродств. Создал науку об акклиматизации животных, развитую его сыном И. Жоффруа Сент-Илером.

Соч. в рус. пер.: Избр. труды, М., 1970. Лит.: Амлинский И. Е., Жоффруа Сент-Илер и его борьба против Кювье, М., 1955; Канаев И. И., Очерки из истории сравнительной анатомии до Дарвина, М.-Л., 1963, гл. 12. И. Е. Амлинский.


ЖОХОВА ОСТРОВ, в группе о-вов Де-Лонга в Вост.-Сибирском м. Пл. ок. 58 км2. Выс. до 123 м. Сложен гл. обр. базальтами. Тундровая растительность. Открыт в 1914 рус. гидрографич. экспедицией на судах "Вайгач" и "Таймыр". Назван по имени участника экспедиции А. Жохова.



ЖОШУЙ, Эдзин-Гол (в верх. и ср. течении Xэйхэ), река в Китае. Дл. ок. 900 км. Истоки - в ледниках хребтов Циляньшань и Таолайшань (горы Нань-шань). Впадает неск. рукавами (главные - Марин-Гол, Их-Гол) в озёра Гашун-Нур и Сого-Нур. Летнее половодье; зимой и весной сильно мелеет.

ЖРЕБИЙ (юридич.), универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Особое значение приобрело в сельской (соседской) общине для определения наделов пахотной земли, передаваемой в индивидуальное пользование (полученный т. о. надел также наз. Ж., напр. др.-греч. "клерос", старопольск. "треб" и т. п.). В Афинах (5 в. до н. э.) Ж. применялся для назначения на обществ. должности. В Др. Риме Ж. также указывал обречённого при т. н. децимации (казни каждого десятого при групповых преступлениях или если виновный не установлен). Феод. право и обычай сохранили Ж., в т. ч. для распределения наследства, тех или иных участков общинной земли, налогов и повинностей.

Ж. был непременным элементом процессуального права на Руси, дуэльных обычаев и т. п. В дореволюц. России Ж. использовался в избират. праве (напр., ст. 17 Положения о выборах в Гос. думу от 11 дек. 1905), при назначении коллегии присяжных заседателей и т. п.

3. М. Черниловский.



ЖРЕЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, школы при храмах в Индии, Египте и др. странах Др. Востока. Предполагается, что существовали два типа Ж. ш., к-рые условно можно назвать подготовительными и специальными. В первых обучали чтению, письму, счёту, рисованию; во вторых учащиеся практически вводились в жреческие обязанности.

Лит.: Модзалевский Д., Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен, ч. 1-2, СПБ, 1874-77; Бернал Дж., Наука в истории общества, пер. с англ., М., 1956.



ЖРЕЧЕСТВО, служители культа, почитавшиеся как посредники в общении людей с воображаемым миром богов и духов (слово "жрец" происходит от старослав. "жрьти" - приносить в жертву). Возникновение Ж. связано с развитием религии. У первобытных племён и некоторых совр. народов (австралийцев-аборигенов, папуасов, ведда, огнеземельцев и др.) не было спец. служителей культа; религ.-магич. обряды совершались преим. главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию "знающих" приёмы воздействия на воображаемый мир духов и богов (знахари, колдуны, шаманы). С разложением первобытной общины, общей социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе монопольное право сношения с духами и богами. Закрепляется преемственность Ж., иногда путём прямой наследственности жреческого звания. Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению и по положению близки к вождям, к-рые и сами зачастую выполняют жреческие функции (священные вожди, "цари-жрецы"). В классовых ра-бовладельч. и феод. обществах Ж. обычно составляло часть господствующего класса. В Др. Египте, Вавилонии, Иране храмовое Ж. владело огромными богатствами, землёй, рабами, располагало большой политич. властью. Жрецы были хранителями всех имевшихся науч. знаний. В древней и ср.-век. Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли самый верхний слой населения. Такое же положение занимали жрецы и в древних гос-вах Америки (особенно в Мексике и Перу). В Иудее 6-1 вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей), всё экономич., политич. и идеологич. могущество сосредоточилось в руках иерусалимского Ж.: это была "иерократическая" форма гос-ва. Лишь в антич. Греции и Риме Ж. не играло самостоят. роли - должности жрецов были выборными и замещались обычно гражд. лицами, но и в этих гос-вах жрецы пользовались значит. преимуществами и оказывали влияние на политич. жизнь. То же было в Японии.

В Китае даосскую религию возглавляли многочисл. жрецы (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц - от императора до главы рода. Религ.-мифологич. и богословские спекуляции профессиональных жрецов способствовали усложнению религии, созданию новых мифов, религ. догматов и систем. В большинстве классовых обществ религия жрецов сильно отличается от нар. верований. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником Ж. явилось духовенство.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Фрэзер Дж., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1-2, М.- Л., 1928; Lippеrt J., Allgemeine Geschichte des Priesterthums, Bd 1 - 2, В., 1883-84. С. А. Токарев.



ЖУАЗЕЙРУ-ДУ-НОРТИ (Juazeiro do Norte), город на С.-В. Бразилии, в шт. Сеара. 71,4 тыс. жит. (1967). Ж.-д. станция, аэропорт. Центр добычи карнаубского воска. Пищ., текст., табачная, дере-вообр. пром-сть; кустарное произ-во изделий из золота. Важный торг. центр.



ЖУАН (Joao) в Португалии. Наиболее значительны: Ж. I (11.4.1357, Лисабон, -14.8.1433, там же), король с 1385. Основатель Ависской династии. Побочный сын португ. короля Педру I, великий магистр Ависского ордена, после смерти Фернанду I (1383) он, а не др. претендент на португ. престол (кастильский король) был избран кортесами королём. Ж. I упрочил свою власть, разгромив кастильские войска в авг. 1385 при Алжубарроте, отстояв т. о. независимость Португалии от Кастилии. Стремился проводить политику централизации гос-ва, противопоставив феод. аристократии служилое дворянство и города. Завоеванием в 1415 Сеуты положил начало португальской экспансии в Африке.

Ж. II (3.5.1455, Лисабон,-25.10.1495, Алвор), король с 1481. Ограничил крупное феод. землевладение и феод. юрисдикцию. Был сторонником активной экспансии в "заморские" земли, содействовал экспедициям вдоль зап. (берега Африки (плавание Б. Диаша). По инициативе Ж. II было заключено португ.-исп. соглашение (Тордесилъясский договор 1494) о разделе сфер колониальных захватов в Зап. полушарии.

Ж. IV (19.3.1604, Вила-Висоза, -6.11. 1656, Лисабон), король с 1640. Основатель Брагансской династии. В 1630-40 герцог Брагансы. Возведён на престол в результате всеобщего восстания португальцев в 1640, ликвидировавшего исп. господство в Португалии. Кортесы признали его королём в янв. 1641. В 1654 добился изгнания голландцев из португ. колоний в Бразилии.

Ж. VI (13.5.1767, Лисабон,-10.3.1826, там же), король с 1816. В 1799-1816 регент (фактически правил страной с 1792, из-за психич. заболевания своей матери Марии I). Являясь сторонником абсолютной монархии, был вынужден лавировать между либералами и абсолютистами. Придерживался проангл. ориентации. В 1793 присоединился к первой ан-тифранц. коалиции. С вторжением войск Наполеона I в Португалию (1807) переехал в Бразилию. В 1821, вернувшись в Лисабон, был вынужден признать либеральную конституцию Португалии (вступила в силу в 1822); в 1825 признал независимость Бразилии.



ЖУАНВИЛЬ (Joinville) Жан (ок. 1224, замок Жуанвиль, Шампань, - 24. 12. 1317, там же), французский хронист. Сенешал графства Шампань. Участвовал в 7-м крестовом походе (1248-54), был ближайшим советником короля Людовика IX. Автор мемуаров, в к-рых значит. место отведено событиям этого похода, в них дан яркий портрет Людовика IX. Мемуары Ж. - не только ценный исто-рич. источник, дающий красочное изображение рыцарского общества 13 в., но и замечат. лит. памятник, важный для истории франц. языка.

Соч.: Histoire de saint Louis..., P., 1906.

Лит.: Люблинская А. Д., Источниковедение истории средних веков. [Л.], 1955, с. 144-45; Delaborde H. F., Jean de Joinville..., P., 1894.



ЖУАН-ПЕСОА (Joao Pessoa), город на С.-В. Бразилии, на прав. берегу р. Параиба; адм. ц. штата Параиба, 221,5 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция, узел шосс. дорог. Текст., пищ. пром-сть; крупный цем. з-д. Торг. центр. Осн. в 1585.



ЖУБАНОВ Ахмет Куанович [16(29).4. 1906, урочище Косуактам, ныне Актюбинской обл.,-30.5.1968, Алма-Ата], советский музыковед, композитор, дирижёр, нар. арт. Казах. ССР (1944), акад. АН Казах. ССР (1946). Чл. КПСС с 1940. В 1932 окончил историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории. Один из основоположников казах. проф. муз. иск-ва и музыковедения. Автор книг, очерков и статей, гл. обр. о нар. казах. музыке. Среди муз. произв. Ж. оперы, написанные совм. с Л. А. Хамили, "Абай" (1944) и "Тулеген Тохтаров" (1947), симф. поэма "Абай", многочисл. переложения песен казах. нар. комп. Курмангазы, Даулеткерея и др. В 1934-45 организатор и дирижёр оркестра им. Курмангазы, в 1935-37 художеств. руководитель Филармонии им. Джамбула. С 1961 зав. отделом муз. иск-ва Ин-та лит-ры и иск-ва им. Ауэзова. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Аравин П., Ахмет Жубанов, А.-А., 1966; Ерзакович Б., Памяти академика А. К. Жубанова, "Известия АН Казахской ССР, сер. общественных наук", 1968, в. 4.



ЖУБЕР (Joubert) Бартелеми Катрин (14.4.1769, Пон-де-Во, -15.8.1799, Нови), французский генерал. Учился в Дижонском ун-те, откуда в 1791 ушёл добровольцем в армию. В 1795 за храбрость в боях в Италии произведён в бригадные, а во время Итальянского похода Бонапарта 1796-97-в дивизионные генералы. Франц. войска под команд. Ж. оккупировали Тироль. В 1797-99 командовал Голландской, Маасской и Итальянской армиями. Убит в сражении при Нови во время Итальянского похода Суворова 1799.



ЖУБЕР (Joubert) Петрус Якобус (20.1. 1834, Оудсхурн, Капская пров., -28.3. 1900, Претория), политич. и воен. деятель Республики Трансвааль. Главнокомандующий бурской армией с 1880. Во время англо-бурской войны 1880-81 одержал победу при Маджуба-Хилле; в янв. 1896 разбил вторгшийся в Трансвааль англ. отряд Л. Джемсона. Был в оппозиции к президенту П. Крюгеру, выступая за уступки Великобритании. С 1898 вице-президент. В начале англо-бурской войны 1899-1902 успешно руководил боевыми действиями, но из-за тяжёлой болезни был вынужден передать командование ген. Л. Бота.



ЖУВ (Jouve) Пьер Жан (р. 11.10.1887, Аррас), французский писатель, переводчик. В 1911-13 примкнул к унанимизму. В годы 1-й мировой войны 1914-18 в Швейцарии сблизился с Р. Ролланом, разделял его антивоен. взгляды, написал о нём кн. "Живой Р. Роллан" (1920). Пережив в сер. 20-х гг. духовный кризис, отрёкся от своих прежних соч.; религ.-мистич. умонастроения сочетаются с фрейдистскими тенденциями в романах "Павлина 1880" (1925),"Вагадю" (1931), "Кровавые истории" (1932) и сб-ках стихов "Бракосочетания" (1928), "Кровавый пот" (1934), "Небесная материя" (1937), "Смилуйся, господи" (1938). В период 2-й мировой войны 1939-45, после капитуляции Франции в 1940, находясь в Женеве, выступил как один из крупных лириков (сб. "Парижская богоматерь", 1944) и публицистов Сопротивления. Раздумья о судьбе личности, втянутой в катастрофы века, к-рые рисуются ему предвестием Апокалипсиса, пронизывают и позднее творчество Ж. (сб-ки стихов "Диадема", 1949, "Лирическое", 1956).

Соч.: Poesie, t. 1 - 3, P., 1964; в рус. пер.- Госпиталь, М., 1929; в сб.: Современная революционная поэзия Запада, М., 1930; [Стихи], в сб.: Я пишу твое имя, Свобода. Французская поэзия эпохи Сопротивления, [М., 1968].

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Starobinski J., Alexandre P., Eigeldinger M., P. J. Jouve, poete et romancier, Nеhat., 1946; Micha P., P. J. Jouve, [P., 1956] (Collection Poetes d'aujourd'hui, № 48). С. И. Великовский.

ЖУВЕ (Jouvet) Луи (24.12.1887, Kpoзон, -16.8.1951, Париж), французский режиссёр, актёр, педагог. В 1911 начал сценич. деятельность в "Театр дез Ар". С 1913 работал в театре "Вьё коломбье", был ближайшим учеником и помощником Ж. Копо. В 1922-34 актёр театра "Комедия Елисейских полей" (с 1924 и руководитель), с 1934 до конца жизни (кроме 1941-45)- театра "Атеней".