БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101езке [а, b]. Иначе, Ж. к. есть непрерывный образ отрезка [а, b]. Это определение является одним из возможных математически строгих определений понятия непрерывной кривой. Однако Ж. к. может иметь весьма мало общего с тем представлением, к-рое обычно связывается с кривой; напр., Ж. к. может проходить через все точки нек-рого квадрата.

Если точки М (х, у) Ж. к., соответствующие различным значениям t, различны между собой, то такая Ж. к. наз. простой дугой. Иными словами, простая дуга есть Ж. к. без кратных точек. Простая дуга является гомеоморфным (см. Гомеоморфизм) образом отрезка. Если же точки Ж. к., соответствующие [912-5.jpg] и [912-6.jpg], совпадают, а все остальные точки между собой различны и отличны от [912-7.jpg] то Ж. к. наз. простым замкнутым контуром. Такая Ж. к. является гомеоморфным образом окружности.

Франц. математик М. Э. К. Жордан, по имени к-рого названа Ж. к., доказал в 1882, что всякая замкнутая Ж. к. без кратных точек делит плоскость на две области, из к-рых одна является внутренней по отношению к этой кривой, а другая внешней. Это предложение носит наз. теоремы Жордана.

С. Б. Стечкин.



ЖОРДАНИЯ Ной Николаевич (псевд. Костров, Джордж) [9(21).3.1869, Ланчхути,- 1953], лидер грузинских меньшевиков, журналист. Из дворян. Окончил Тбилисскую духовную семинарию, учился в Варшавском ветеринарном институте. В 1890-х гг. входил в группу "Месаме-даси". На 2-м съезде РСДРП (1903) искровец меньшинства. Деп. 1-й Гос. думы от Тбилиси; лидер с.-д. фракции. На 5-м съезде РСДРП (1907) был избран в ЦК от меньшевиков. Примыкая к меньшевикам-партийцам, фактически поддерживал ликвидаторов. Во время 1-й мировой войны 1914-18 социал-шовинист. После Февр. революции 1917 пред. Тбилисского совета. В 1918-21 пред. меньшевистского правительства Грузии. С 1921 белоэмигрант. В 1924, находясь за границей, участвовал в подготовке контрреволюционного мятежа в Грузии.



ЖОРДАНОН, таксономическая категория более низкого ранга, чем вид. Термин предложен голл. ботаником X. Де Фризом в честь франц. ботаника А. Жордана (A. Jordan, 1814-97), установившего в пределах вида (линнеона) крупки весенней (растение сем. крестоцветных) до 200 мелких наследственно стойких форм. Наследственная устойчивость признаков у Ж. связана с апомиксисом; это значит, что размножение семенами совершается у таких форм подобно вегетативному размножению.

ЖОРЕС (Jaures) Жан (3.9.1859, Кастр,- 31.7.1914, Париж), деятель французского и междунар. социалистич. движения, борец против милитаризма и войны, историк. Род. в бурж. семье. Окончил Высшую нормальную школу, получил степень агреже философии (1881). С 1881 преподаватель философии в лицее Альби, а с 1883 в Тулузском ун-те. Чл. палаты депутатов в 1885-89, 1893-98 и с 1902. В 80-х гг. примыкал к бурж. республиканцам, с 1893 - к социалистич. группе. С нач. 1890-х гг. Ж. стал одним из активных деятелей франц. социалистич. движения. Придя к франц. рабочему движению из рядов буржуазии, совершая на протяжении всей своей жизни эволюцию влево, Ж., однако, не смог стать подлинным пролетарским революционером. Изучив наследие К. Маркса и приняв ряд положений марксизма, Ж. пытался эклектически соединить его с др. учениями. И в теоретич., и в практич. вопросах позиция Ж. во франц. рабочем движении и во 2-м Интернационале по большей части была реформистской или близкой к реформистской и подвергалась справедливой критике левого крыла междунар. рабочего движения.

Так, в 1899 Ж. одобрил вступление социалиста А. Мильерана в пр-во Вальдека-Руссо. В 1902 Ж. возглавил правую Франц. социалистич. партию, а после объединения в 1905 последней с Социалистич. партией Франции, руководимой Ж. Гедом, стал одним из лидеров прав. крыла Объединённой социалистич. партии. Однако при всех своих ошибках в теории и практике социалистич. движения Ж. был убеждённым защитником демократии, противником сил реакции и войны. Он принял самое живое участие в борьбе против "президента реакции" Ж. П. Казимира-Перье (июнь 1894- янв. 1895), энергично участвовал в кампании за пересмотр Дрейфуса дела (хотя в ходе этого политич. конфликта и допускал ошибки). В 1904 Ж. основал газ. "Юманите", ставшую боевым органом революц. демократии. Активно участвовал в движении солидарности франц. народа с рус. Революцией 1905-07. Ж. вёл также решительную борьбу против политики колониализма, в особенности против захвата Марокко. Являясь крупнейшим оратором своего времени, мужественно обличал гл. поджигателя войны - империалистич. буржуазию. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 он пал первой жертвой реакции - был убит франц. шовинистом Р. Вилленом.

Ж.- организатор и редактор многотомного коллективного труда "Социалистическая история (1789-1900)", в к-ром первые 4 тома, посвящённые Великой франц. революции, написаны им самим. В изучении Великой франц. революции Ж. первым обратил внимание на вопросы экономич. и социальной истории революции и привлёк новые материалы для их исследования. Он оказал влияние на последующую историографию франц. революции и, в частности, на науч. творчество А. Матъеза.

В. И. Ленин, критиковавший оппортунистич. ошибки Ж., в то же время указывал, что субъективно Жорес действовал из лучших, благородных побуждений (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10, с. 25). Отличительные черты Ж.- безупречная честность, мужество в борьбе против сил реакции, преданность делу демократии.

Соч.: Euvres, v. 1-9, P., 1931 - 39; Textes choisis, t. 1, P., 1959; в рус. пер.- Новая армия, П., 1919; История Великой французской революции.т. 1 - 3, М. ,1920-23; Против войны и колониальной политики, М., 1961.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 437); Торез М., Избр. произв., [пер. с франц.], т. 1, М., 1959 (см. Указатель имён); Лукин Н. М., [Жорес как историк французской революции], Избр. труды, т. 1, М., 1960, с. 159 - 77; Манфред А. 3., Ж. Жорес - борец против реакции и войны, в его кн.: Очерки истории Франции XVIII - XX вв., М., 1961; Молчанов Н. Н., Жорес, М.. 1969; Blum L., J. Jaures, 3 ed., P., 1937; Feuillard J. Jaures homme d'aujourd'hui, [4 ed., P.], 1948; Tetard G., Essais sur J. Jaures, Colombes. 1959; Goldberg H., The life of J. Jaures..., Madison, 1962; Croix A.. Jaures et ses detracteurs, Saint-Ouen, 1967. A. 3. Манфред.

ЖОРЖ (George) (наст. фам.- Веймер; Weimer) Маргерит Жозефин (23.2.1787, Байё,-11.1.1867, Пасси), французская актриса. С 5-летнего возраста выступала на сцене в детских ролях. В 1801 училась у известной драматич. артистки Рокур. В 1802-08, 1813- 1818 выступала в театре "Комеди Фран-ссз". Исполняла роли в классицистских трагедиях: Гермиона, Роксана, Клитемнестра ("Андромаха", "Баязет", "Ифигения в Авлиде" Расина), Клеопатра, Медея ("Родогюна", "Медея" Корнеля), Меропа, Семирамида ("Меропа", "Семирамида" Вольтера) и др. Иск-во Ж. отражало поздний период в развитии классицизма с характерной для него внешней помпезностью, декоративностью. В 1808-12 выступала в России (Петербург, Москва). Эффектная декламация, продуманность игры Ж. произвели сильное впечатление на зрителей. Её игра вызвала полемику между сторонниками рус. сценич. школы и последователями классицизма. Своеобразное творч. соревнование между Ж. и Е. С. Семёновой закончилось победой рус. актрисы. С 1822 выступала в театре "Одеон", в 30-е гг. 19 в.- одновременно в театрах "Одеон" и "Порт-Сен-Мартен". В эти годы Ж. играла роли в произв. драматургов-романтиков (В. Гюго и др.) и несколько отошла от традиц. классицистской манеры исполнения. В 1849 оставила сцену.

Соч.: Memoires inedites de mademoiselle George..., P., 1908. Е. Л. финкелъштейн.

ЖОРЖ (George) Пьер (р. 1909), французский географ. Проф. Парижского ун-та (с 1948). Осн. труды по теоретич. и отраслевой экономич. географии, особенно по географии населения, по региональной географии Франции и отдельных её областей, а также др. стран (в частности, СССР и др. социалистич. стран Европы). Труды Ж., основанные на марксистской методологии, оказывают прогрессивное влияние на совр. франц. географич. науку. Один из руководителей франц. геогр. журнала "Annales de Geographiе". Соч.: La region du Bas-Rhone, P., 1936; Les regions polaires, P., 1946; Geographie de I'energie, P., 1950; La ville.Le fait urbain a travers le monde. P., 1052; La campagne. Le fait rural a travers le monde, P., 1956; Precis de geographit economique, 2 ed., P., 1958; Precis de geographic urbaine, P., 1961; Geographit de 1'URSS, P., 1963; Geographie de la population, P., 1965; Sociologie et geographie, P., 1966; La France, P., 1967; Geographie agricole du monde, 8 ed., P., 1968; Geographie de Г Europe Centrale slave et da-nubienne, 2 ed., P., 1968; в рус. пер.- Франция, Экономическая и социальная география, М., 1951; Сельская местность, М., 1959. В. В. Покшишевский.



ЖОРЖ САНД (George Sand) (1804- 1876), французская писательница; см. Санд Жорж.



ЖОСКЕН ДЕПРЕ, Жоскин де Пре (Josquin Despres, Josquin des Pres) (ок. 1440, Пикардия, -27.8.1521, Конде-сюр-Эско), франко-фламандский композитор. Вероятно, ученик Я. Окегема. Работал гл. обр. в Италии, гуманистич. иск-во к-рой оказало определяющее влияние на его творческое мировоззрение. В 1474-79 придворный певчий капеллы в Милане, ок. 1486-94 в Сикстинской капелле в Риме. В 1495-99 руководил соборной капеллой в Камбре, в 1489 в Мо-дене, в 1500 служил в Париже при дворе Людовика XII. В 1501-03 придворный капельмейстер в Ферраре. Последние годы жизни - настоятель собора в Конде. Ж. Д. - один из крупнейших представителей полифонич. иск-ва эпохи Возрождения. Синтезировав достижения нидерландской школы, Ж. Д. создал новаторские произведения духовных и светских жанров, близкие к интонациям нар. песни. В мессах, мотетах, песнях- франц. шансон и итал. фроттолах - подчинял высокую полифонич. технику новым выразит. задачам. В его сочинениях непосредственность чувства выражена в яркости, жизненности тематич. материала. Прогрессивное гуманистич. иск-во Ж. Д. подготовило развитие новых творческих направлений европ. музыки 16 в. Собр. соч. Ж. Д. издаётся в Лейпциге - Амстердаме (до 1968 вышло 54 выпуска; издание продолжается).

Лит.: Яковлева Е. Г., Жоскин де-Прэ. Биографический очерк, М., 1910.



ЖОСТЕР, род кустарников или небольших деревьев сем. крушиновых; то же, что жестер.



ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, народный художественный промысел, развитый в дер. Жостово Мытищинского р-на Московской обл. Возник в нач. 19 в., гл. обр. под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие Ж. р. стилистически взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти (см. Эмали) подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры (см. Федоскинская миниатюра). Ж. р. - живопись на металлич. подносах, покрытых предварительно неск. слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного. Роспись ведётся в неск. последовательных приёмов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуютналожению энергичного и упругого ("долгого") мазка. Осн. мотив Ж. р. - цветочный букет - прост и лаконичен по композиции, в к-рой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объёмно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной рус. нар. кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают лёгким "золотым" орнаментом (т. н. уборка). Завершённая роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. В кон. 19- нач. 20 вв. промысел пришёл в упадок. В сов. время, после объединения в 1928 неск. артелей в одну - "Металлоподнос" (ныне Жостовская ф-ка декоративной росписи), промысел вновь получил художеств. развитие. Крупнейшие мастера сов. времени: А. И. Лёзнрв, И. С. Леонтьев, А. П. Гогин, Д. С. Клёдов. При фабрике - коллекция образцов Ж. р.

Лит.: Яловенко Г. В., Русские художественные лаки, 2 изд., М., 1960.

Б. И. Коромыслов.



ЖОТРАН (Jottrand) Люсьен Леопольд (30.6.1804, Женап, Брабант, -12.12.1877, Брюссель), бельгийский политич. деятель, публицист. По профессии адвокат. Активный участник Бельгийской революции 1830, свергшей голл. господство. В 1847 явился основателем Демократич. ассоциации, отстаивавшей взгляды К. А. Сен-Симона и Ш. Фурье.



ЖОУ ШИ (псевд.; наст. имя Чжао Пин-фу) (1901, пров. Чжэцзян, -1931), китайский писатель. Чл. Коммунистич. партии Китая с 1930. Соратник Лу Синя. Был редактором журн. "Юй сы" и др. Организатор лит. об-ва "Чжаохуашэ" ("Утренние цветы"), один из создателей Лиги свободы и Лиги левых писателей, возглавившей движение за пролет. лит-ру в Китае. Автор сб. "Сумасшедший" (1923- 1924), повести "Февраль" (1929, рус. пер. 1958) о молодых учителях, очерка "Огромное впечатление" (1930), рассказов из крест. жизни "Мать-рабыня" (1930). Перевёл на кит. язык "Дело Артамоновых" М. Горького, пьесу "Фауст и город" А. В. Луначарского и др. Расстрелян гоминьдановской охранкой.

Лит.: Федоренко Н. Т., Китайская литература, М., 1956.



ЖОФФР (Joffre) Жозеф Жак Сезер (12. 1.1852, Ривзальт, - 3.1.1931, Париж), маршал Франции (1916), чл. Франц. академии (1918). Участник франко-прус. войны 1870-71 и колониальных войн в Индокитае и Африке. С 1910 член, а с 1911 вице-пред. Высшего воен. совета и нач. Генштаба. В 1914-16 главнокомандующий франц. армией, в 1914 умело организовал отход, а затем добился победы в Марнском сражении 1914. С дек. 1916 воен. советник пр-ва. В 1917-18 глава франц. воен. миссии в США, а затем в Японии. Оставил мемуары.

Соч.: Memoires du marechal Joffre (1910- 1917), t. 1 - 2, P., 1932.



ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР (Geoffrоy Saint-Hilaire) Изидор (16.12.1805, Париж, -10.11.1861, там же), франц. зоолог. Сын Э. Жоффруа Сент-Илера. Проф. зоологии Нац. музея естеств. истории (с 1841) и ун-та в Париже (с 1850). С 1833 чл. Института Франции, в 1856-57 президент Париж. АН. Ж. С. придерживался взглядов своего отца на единство и эволюцию животного мира; вследствие нападок на отца стремился смягчить его взгляды и выдвинул теорию изменяемости, ограниченной пределами вида. Продолжая исследования отца по уродствам, опубликовал ряд работ по гермафродитизму у человека. Основал общество по акклиматизации хоз. полезных животных и издал труд по вопросам приручения новых видов животных, привлёкший внимание Ч. Дарвина и прогрессивных рус. учёных (К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов, А. П. Богданов и др.).

Соч.: Etudes zoologique, t. 1 - 2, P., 1832; Vie, travaux et doctrines scientifique d'Etienne Geoffroy Saint-Hilaire, P., 1847; Acclimatation et domestication des animaux utiles, 4 ed., P., 1861; в рус. пер.- Общая биология, т. 1 - 2, М., 1860-62.



ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР (Geoffroy Saint-Hilaire) Этьенн (15.4.1772, Этамп, - 19.6.1844, Париж), французский зоолог, эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина, чл. Института Франции (1807). В 1793 занял кафедру зоологии позвоночных при Нац. музее естеств. истории. В 1798-1801 участник экспедиции в Египет, где собрал коллекции выдающегося научного значения (17