БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101я населённых пунктов к городским или сельским в разных странах неодинаковы (см. Городские поселения). В 1969 гор. население составило ок. 33% всего населения мира (в Европе 59%, Азии 21%, Африке 16%, Сев. и Центр. Америке 62%, Юж. Америке 49%). В нек-рых странах 75- 80% населения относится к городскому (Великобритания, ФРГ, Австралия и др.); в США -73% (1968).

В СССР доля гор. населения в ходе индустриализации страны поднялась с 18% в 1926 до 56% к нач. 1970 (гор. население 136 млн. чел., сельское - 105,7 млн.). Резкое преобладание гор. населения характерно для осн. пром. р-нов страны (напр., в Московской обл. с Москвой 86% , Донецкой 87% , Ворошиловградской 83%, Кемеровской 82%, Свердловской 81%, Челябинской 78% ) и нек-рых р-нов нового пром. освоения природных ресурсов (в Мурманской обл. 89%, Магаданской 75%, Камчатской 76%). Доля сел. населения высока гл. обр. в республиках и областях с широким развитием трудоёмких отраслей с. х-ва (Узбекская ССР 36% , Таджикская-37%, Молдавская- 32% ). В Сов. Союзе поставлена и успешно выполняется в процессе коммунистич. строительства задача всемерного сближения культурно-бытовых условий жизни гор. и сел. населения. с. А. Ковалёв.

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. К Г. х. относятся жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, предприятия и организации бытового обслуживания населения, гор. транспорта, связи, торговли и общественного питания, а также соответствующие службы, сооружения, учреждения просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т. д.

Г. х. находится в ведении муниципальных органов, к-рые в зависимости от своих прав и обязанностей, определяемых социальным строем страны, её гос. политикой, законодательством и эконо-мич. возможностями, осуществляют руководство Г. х., надзор за состоянием обслуживания населения, эксплуатацией, развитием предприятий, организаций и служб Г. х. Уровень развития Г. х. и степень благоустройства городов оказывают большое влияние на условия труда, быта и отдыха их населения, во многом сказываются на производительности труда и поэтому имеют большое социальное и экономич. значение.

В СССР плановое и интенсивное развитие Г. х.- важнейшая часть программы непрерывного повышения материального благосостояния народа, предмет постоянной заботы КПСС, пр-ва СССР, пр-в союзных республик, местных Советов. Развитие Г. х. обеспечивается за счёт систематически выделяемых гос-вом крупных капитальных вложений и материальных ресурсов. Значит. внимание развитию Г. х. уделяется и в др. социалистич. странах.

Зачатки Г. х. возникли с созданием и развитием городов.

Во 2-й пол. 20 в. в большинстве стран наблюдается ускоренный рост гор. населения. В связи с этим значительно возросло социальное и народнохозяйственное значение Г. х.

Г. х. в капиталистич. странах формируется стихийно и крайне неравномерно. Хотя его развитие осуществляется гл. обр. за счёт налогообложения трудящихся, уровень благоустройства городов, особенно рабочих районов, во мн. странах резко отстаёт от потребностей широких слоев населения. Частная собственность на гор. земли, предприятия и сооружения не позволяет Г. х. развиваться комплексно, по единому градостроительному плану. Интенсивный рост гор. населения мн. капиталистич. стран усугубляет диспропорцию между потребностями жителей и состоянием Г. х.

В царской России Г. х. было слабо развито. На примерно 800 городов страны к 1917 приходилось лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных. Мн. предприятия коммунального х-ва находились во владении частных предпринимателей, акционерных обществ, иностр. концессионеров, которые руководствовались только коммерч. интересами. Большинство населения, особенно рабочие пром. центров, жило в неблагоустроенных домах, находившихся, как правило, в антисанитарном состоянии, что приводило к распространению инфекц. заболеваний и высокой смертности гор. жителей. Сеть учреждений социально-культурного назначения была развита слабо и обслуживала гл. обр. зажиточные слои общества.

Великая Окт. социалистич. революция, ликвидировав в стране бурж.-помещичье господство, превратила Г. х. "...из средства дополнительной эксплуатации рабочих масс в организацию обслуживания их материальных и культурно-бытовых нужд" [Из резолюции пленума ЦК ВКП(б) 11-15 июня 1931, см. "КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 4, 1970, с. 544]. Гор. Советам были переданы дома, отобранные у крупных домовладельцев, и в них переселены семьи рабочих. Принадлежавшие частным предпринимателям коммунальные предприятия были национализированы. Уже в первые годы Сов. власти были приняты меры по восстановлению и реконструкции Г. х., к-рое пришло в упадок в результате 1-й мировой войны 1914-18, Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20.

Большие успехи в развитии Г. х. были достигнуты за годы довоен. пятилеток (1929-40). В ходе социалистич. строительства возникали новые города и реконструировались старые. Интенсивно росли водопроводно-канализац. х-во, сеть прачечных и бань, гор. энергетич. х-во. Мн. города получили автобусный, троллейбусный и таксомоторный транспорт; в Москве был построен метрополитен. Даже в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в городах вост. р-нов страны - Урала, Сибири, Ср. Азии и Д. Востока - в связи с эвакуацией населения и пром-сти из прифронтовых р-нов интенсивно велось жилищное, коммунальное и социально-культурное строительство. За годы войны нем.-фаш. захватчики нанесли Г. х. СССР огромный ущерб. Полностью или частично было разрушено св. 70 млн. м2 жилой площади, ок. 250 водопроводов, 114 канализационных систем, 46 трамвайных и 5 троллейбусных х-в, 362 коммунальные электростанции и большое число др. предприятий и учреждений Г. х. Восстановительные работы в Г. х. начинались сразу после освобождения городов от фаш. оккупантов. В 1946-50 одновременно с восстановлением городов развивались все отрасли Г. х.

Г. х. СССР располагает огромными осн. фондами, совр. сооружениями, оснащёнными новейшим оборудованием, средствами механизации и автоматизации. Осн. фонды жилищно-коммунального х-ва и бытового обслуживания СССР на 1 янв. 1970 составили 29% от стоимости всех осн. фондов нар. х-ва страны (в ценах 1955). Общая (полезная) площадь гор. жил. фонда на кон. 1969 составила 1469 млн. м2 (в т. ч. обобществлённый фонд - 1014 млн. м2), а на одного городского жителя составляла 10,8 м2; в 1969 в СССР на 1000 чел. населения было построено 9,3 квартиры (в США 7,4, ФРГ 9,2, Великобритании 6,7). Большое развитие получил гор. общественный транспорт; после войны построены метрополитены в Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси; строится (1971) метрополитен в Харькове. К нач. 1969 1714 городов (96%) и 2511 посёлков гор. типа (63%) имели водопроводы. Общая суточная мощность всех водопроводов превышает 49 млн. м3, из них 30 млн. м3 приходится на долю коммунальных водопроводов. В 1968 населению на коммунально-бытовые нужды было отпущено ок. 9 млрд. м3 воды. Ок. 6,5 млрд. м3 воды забирается из поверхностных источников; перед подачей в сеть вода подвергается физикохимич. обработке на очистных сооружениях с обязательным доведением её качества до требований гос. стандарта. К кон. 1968 гор. обобществлённый жил. фонд страны был обеспечен канализацией на 68%, центр. отоплением на 66%, электрич. освещением почти на 100 %. Быстрыми темпами ведётся газификация жил. фонда и предприятий Г. х. на базе использования природного и сжиженного газа; к кон. 1969 в городах и посёлках гор. типа насчитывалось ок. 17 млн. газифицированных квартир (в 5 раз больше, чем в 1960). Интенсивно развиваются и др. отрасли коммунального х-ва, сеть организаций и предприятий бытового обслуживания населения. За 1960-68 число предприятий розничной торговли гос. и кооперативных организаций увеличилось на 21%, предприятий общественного питания на 40%, детских садов и яслей-садов более чем в 2,8 раза (по числу детей в них - в 6,3 раза), число абонентов гор. телефонных станций в 2,4 раза.

"Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы" предусмотрено: расширить работы по благоустройству населённых пунктов, улучшению коммунального обслуживания населения; завершить в основном обеспечение гор. населения централизованным водоснабжением, построить за пятилетие водопроводы в 700 городах и рабочих посёлках; довести газификацию жил. фонда в городах и посёлках гор. типа до 65-75% ; значительно увеличить использование электроэнергии для бытовых нужд населения; усилить работы по улучшению санитарного состояния населённых пунктов и окружающей среды (см. 1971, с. 50).

В СССР управление Г. х. (осн. фонды гор. благоустройства, б. ч. коммунально-бытовых предприятий, учреждений социально-культурного назначения, государственного жил. фонда) находится в непосредств. ведении местных Советов депутатов трудящихся. Центр. респ. органами управления отраслями Г. х. являются соответствующие респ. (или союзно-респ.) мин-ва, осуществляющие технич. политику развития своих отраслей, организацию науч. исследований и разработок совр. оборудования, подготовку и утверждение правил, инструкций, норм по капитальному стр-ву и т. д. Нек-рые пром. предприятия и орг-ции союзных и респ. мин-в имеют свой ведомственный жилой фонд и отд. коммунальные службы; наряду с этим они проводят в городах совместно с местными Советами значит. работу по жил., коммунальному, социально-культурному стр-ву и внешнему благоустройству городов.

Лит.: Селеванов Т. А., Тельперин М. А., Планирование городского хозяйства, М., 1970; Файнберг А. И., Домбровский А. А., Строганова Т. А. [и др.], Экономика, организация и планирование городского хозяйства. Учебник, 2 изд., М., 1969; Джунь Б. М., Эффективность использования основных фондов коммунального хозяйства, К., 1969;

Клопотов К. К., Жилищно-коммунальное хозяйство на подъеме, М., 1971; Гольцман Л. Н., Экономика коммунального хозяйства, Услуги, тарифы, М., 1966; Брокер Д. А., Боярский А. Я. [и др.], Жилищно-коммунальная статистика. Учебник, М., 1965. К. К. Клопотов.



ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА, в дореволюц. России пред. гор. думы и гор. управы. Должность Г. г. впервые учреждена в 1785. По гор. реформе 1870 Г. г. избирался на 4 года гор. думой и утверждался в должности либо министром внутр. дел, либо губернатором, в Москве и Петербурге утверждался царём. С 1892 Г. г. считался состоящим на гос. службе.



ГОРОДСКОЙ КЛИМАТ, климатич. условия крупного совр. города, создаваемые самим городом. Крыши и стены гор. построек и искусств. покрытия улиц нагреваются больше, чем естеств. поверхность, и повышают темп-ру воздуха в городе. Пром. предприятия, отопительные системы и автотранспорт нагревают воздух над городом и загрязняют его дымом и газообразными продуктами сгорания, а тем самым и обогащают ядрами конденсации. В результате продолжительность солнечного сияния в городах снижена на 25-30 мим в день (Лондон), приток солнечной радиации также снижен (в крупных городах США в среднем на 15% ), а темп-pa воздуха повышена, особенно ночью и зимой. В среднем темп-ра воздуха большого города на 1-2 °С выше, чем окружающей местности, а макс, температурные различия между ними достигают 5-8 °С и более. В связи с этим иногда наблюдается приток воздуха от окраин к центру города (городской бриз), а также усиление восходящих движений воздуха над городом с соответствующим образованием облаков. В городе меньше дней со снегом, длиннее вегетац. период в садах и безморозный период. Относит. влажность воздуха в городе понижена в среднем на 6%, облачность и годовая сумма осадков увеличены на 10-15% . Повышенное содержание ядер конденсации в гор. воздухе и ослабление скорости ветра в городе (в среднем на 25% ) приводят к увеличению повторяемости туманов (в городах США на 30% летом и на 100% зимой) и к возрастанию их интенсивности. Дымные туманы (смоги) в ряде больших городов приводят к увеличению заболеваемости и смертности, в особенности от болезней дыхательных путей и сердечно-сосудистых. Распределение темп-ры, загрязнение воздуха, направление и скорость ветра зависят от расположения улиц, площадей и зелёных зон. Общие закономерности Г. к. должны учитываться при планировании новых городов и кварталов.

Лит.: Шелейховский Г. В., Задымление городов, М.- Л., 1949; Кратцер П. А., Климат города, пер. с нем., М., 1958. С. П. Хромов.



ГОРОДСКОЙ МОСТ, мост для движения гор. транспорта и пешеходов, расположенный в черте города. Г. м., как правило, строят для совмещённого движения различных видов гор. транспорта. При наличии раздельных трансп. трасс Г. м. могут быть предназначены специально для одного из видов транспорта (трамвайный мост, автомоб. мост, метромост). Выбор места расположения Г. м. определяется комплексом планировочных, инж. и трансп. условий и согласуется прежде всего с генеральным планом развития города. Место перехода и инженерное решение Г. м. принимают по результатам технико-экономич. сравнения различных вариантов. Планировочные условия предусматривают увязку трассы перехода моста с сетью гор. улиц, возможность создания предмостных площадей и устройства транспортных развязок. Большое внимание уделяется Г. м. как архит. элементу застройки города (рис. 1), учитывается необходимость его гармонич. сочетания с набережными, площадями и гор. зданиями.

Интенсивность трансп. потоков и их направление определяют собой необходимую ширину моста и организацию движения на подходах. Если улица, ведущая к Г. м., располагается в одном уровне с проездами вдоль набережных, то на предмостных площадях организуется развязка примыкающих потоков движения. Наиболее совершенно пересечение набережных с подходами к Г. м. в разных уровнях (рис. 2). Обычная схема совр. Г. м. состоит из пролётов речной части (собственно мост) и путепроводов над проездами по набережным (напр., гор. мосты через р. Москву). Подъём на мост с примыкающих к нему улиц осуществляется по наклонным участкам дороги - рампам, устроенным в виде эстакад или насыпей.

Наиболее распространены Г. м. из железобетона и стали. Как правило, в Г. м. для свободного обозрения гор. застройки используют конструкции пролётного строения с ездой поверху. Конструкции с ездой понизу применяются в висячих мостах.

Лит.: Гибшман Е. Е., Городские инженерные сооружения, М., 1959; Страментов А. Е., Введение в городское строительство, М., 1963; Надёжин Б. М., Мосты и путепроводы в городах, М., 1964.

Б. М. Надёжин.



ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на терр. города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников и зон массового отдыха, удалённых от жилых массивов и пром. р-нов, Г. т. обслуживает всю агломерацию. Г. т. является важной отраслью городского хозяйства.

Развитие совр. городов (особенно с населением 100 тыс. жит. и больше) сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в