БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101, интенсивно переживающего действительность. Поновому осмысляется мир в иск-ве великих рус. живописцев кон. 19 - нач. 20 вв.- в социально-насыщенных, образно-заострённых картинах В. А. Серова, напряжённо-драматич. произв. М. А. Врубеля.

В 20 в. действительность осознаётся и претворяется в разных аспектах в Ж. крупнейших художников капиталистич. стран: П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже, А. Марке во Франции; Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. Во мн. их картинах, настенных росписях нашло повышенно-эмоциональное выражение правдивое осмысление трагич. противоречий действительности, переходящее в обличение уродств капиталистич. строя; Ж. передовых художников пропагандирует прогрессивные политич. идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздавая ист. и совр. события; в ней воплотились также жизнерадостнооптимистич. восприятие мира, увлечение его материальностью. С эстетич. осмыслением новой, "технической" эры связано не только отражение пафоса индустриализации жизни, не только проникновение в Ж. геометричных, "машинных" форм, к к-рым нередко сводятся формы органические, но и поиски в Ж. отвечающих мироощущению современного человека, его духовным потребностям эмоционально-образных цветовых решений, новых форм, к-рые могут быть использованы в декоративном иск-ве, архитектуре и пром-сти.

Широкое распространение в Ж., гл. обр. капиталистич. стран, с нач. 20 в. получили различные модернистич. течения (см. Модернизм), отражающие общий кризис культуры бурж. общества, в той или иной степени порывающие живую связь с реальностью; однако и в модернистич. Ж. порой находят косвенное отражение "больные" проблемы современности, безудержный дух протеста (напр., в Ж. экспрессионизма с её драматич. неистовостью, кризисными настроениями). В Ж. мн. модернистич. течений (кубизм, футуризм, сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных, иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами. Дальнейшая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х гг. привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной Ж. (см. Абстрактное искусство), что ознаменовало распад Ж. как средства отражения и познания действительности; абстрактная Ж. вплоть до 1960-х гг. была широко распространена в иск-ве гл. обр. капиталистич. стран. С сер. 1960-х гг. в странах Зап. Европы и Америки Ж. порой становится одним из элементов "поп-арта".

В 20 в. возрастает роль монументально-декоративной Ж., как изобразительной (напр., революц.-демократич. монументальная Ж. в Мексике), стремящейся в первую очередь вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею идей, так и неизобразительной, обычно плоскостной, отвлечённо-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами совр. архитектуры. В то же время станковая Ж. по-прежнему играет гл. роль, хотя усиление декоративности элементов художеств. формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художеств. ансамбля.

В 20 в. растёт интерес к исканиям в области техники Ж. (в т. ч. восковой и темперной; для монументальной Ж. изобретаются новые краски - пироксилиновые в Мексике, силиконовые, на кремнийорганич. смолах в СССР), однако по-прежнему преобладает масляная Ж.

Многонац. советская Ж. тесно связана с коммунистич. идеологией, с принципами партийности и народности иск-ва. Опираясь на традиции реализма, сов. Ж. критически перерабатывает опыт рус. и мировой Ж., художеств. систем, сложившихся во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Обогащённая новым видением мира, она представляет качественно иной этап развития Ж., к-рый определяется торжеством метода социалистич. реализма. В СССР Ж. развивается во всех союзных и автономных республиках, зарождаются новые нац. школы Ж. Сов. Ж. присущи острое ощущение реальности, чувственной, материальной плоти мира, духовная насыщенность образов, а часто и романтич. приподнятость образного строя. Стремление охватить социалистич. действительность во всей её сложности, полноте привело к использованию многообразных жанровых форм, к-рые наполняются новым содержанием. Уже с 1920-х гг. особое значение приобретает историко-революц. тема (полотнаМ. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Позднее появляются патриотич. полотна, повествующие о героич. прошлом России, показывающие ист. драму Великой Отечеств. войны 1941-45, стойкость сов. человека.

Большую роль в развитии сов. Ж. играет портрет. Одно из его направлений - типологическое - создаёт собират. образы людей из народа, участников революц. переустройства жизни (А. Е. Архипов, Г. Г. Ряжский и др.), другое продолжает традиции углублённого психологич. портрета, показывающего внутр. мир, духовный склад сов. человека (М. В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др.). Во мн. портретах на первый план выступает присущее сов. Ж. жизнеутверждающее начало (напр., в произв. П. П. Кончаловского).

Типичный уклад жизни сов. людей со всеми её многообразными проявлениями отражается в жанровой Ж., дающей поэтически яркое изображение новых людей и нового быта. Для сов. Ж. характерны большие полотна, проникнутые пафосом социалистич. строительства (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др.). Много места занимают картины труда, часто привлекающие своим нац. колоритом. Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и авт. республик лежит в основе сложившихся в сов. Ж. нац. школ (М. Сарьян, С. А. Чуйков, У. Тансыкбаев, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А.Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко и др.), представляющих составные части единой художеств. культуры сов. социалистич. общества.

В пейзажной Ж., как и в др. жанрах, нац. художественные традиции сочетаются с поисками нового, с совр. чувством природы. Лирич. линия рус. пейзажной Ж. (В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, Н. М. Ромадин и др.) дополняется развитием индустр. пейзажа с его стремительными, активными ритмами, с мотивами преображённой природы (Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский). Высокого уровня достигла натюрмортная Ж. (И. И. Машков, П. П. Кончаловский).

Эволюция социальных функций Ж. сопровождается общим развитием живописной культуры. В границах единого реалистического метода сов. Ж. добивается многообразия художеств. форм, приёмов, индивидуальных стилей. Тяга к монументальным формам характеризует сов. Ж. с первых лет её существования. Широкий размах строительства, создание крупных обществ. зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. В 1960-е гг. усилилось взаимовлияние монументальной и станковой Ж., возросло стремление максимально использовать выразит. средства Ж.

Лит.: Юон К., О живописи, Л., 1937; Киплик Д. И., Техника живописи, [6 изд.], М. -Л., 1950; Каменский А., Зрителю о живописи, М., 1959; Сланский Б., Техника живописи, пер. с чеш., М., 1962; Недошивин Г. А., Беседы о живописи, 2 изд., М., 1964; Всеобщая история искусств, тт. 1 - 6, М., 1956-66; История русского искусства, тт. 1 -13, М., 1953- 1969; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970; Ward J., History and method of ancient and modern painting, v. 1-4, L., 1913-21; Venturi L., Painting and painters, N. Y. -L., 1946; Fоsсa F., La peinture qu'est-ce que c'est?, [Porrentruy, 1947]; Соgniat R., Histoire de la peinture, P., 1956; Barron J. N., The language of painting, Cleveland - N. Y., 1967. См. также лит. при статьях Искусство. Искусства пластические.

В. В. Филатов (общие вопросы живописи, история живописи до кон. 19 в.), О. В. Мамонтова (живопись кон. 19-20 вв.), М. Л. Нейман (советская живопись).
910.htm
ЖИВОРОДКИ, лужанки (Viviparus), род пресноводных брюхоногих моллюсков подкласса переднежаберных. Отверстие раковины закрывается крышечкой, что даёт Ж. возможность переживать неблагоприятные условия. Молодь у Ж. развивается в теле матери и выходит уже вполне сформированной (отсюда назв.).


[910-1.jpg]

Раковина живородки обыкновенной; справа - крышечка,

Ж. широко распространены в стоячих и текучих водоёмах; в СССР встречается неск. видов: самый обычный - Ж. обыкновенная (V. viviparus), высота раковины до 3,5 см.



ЖИВОРОДЯЩАЯ ЯЩЕРИЦА (Lacerta vivipara), пресмыкающееся сем. ящериц. Дл. тела 15-18 см, хвоста 10-11 см. Окраска сверху бурая с чёрными крапинками; брюхо у самцов оранжевое, у самок - зеленоватое или желтоватое. Ж. я. распространена в Европе (исключая юго-вост. часть) и Сев. Азии. В горах поднимается до 3 тыс. м. Обитает гл. обр. на кочковатых болотах с кустарниками, в хвойных и лиственных лесах. Питается насекомыми, пауками и др. мелкими беспозвоночными. Оплодотворённые яйца остаются в яйцеводах, где их развитие длится ок. 3 мес. Детёныши производятся на свет обычно ещё в лицевых оболочках, из к-рых вылупляются через неск. минут (яйцеживорождение); дл. до 4 см, окраска чёрная. У старых самок бывает 8-12 детёнышей, у молодых - 2-5. Зимуют в норках, под корнями деревьев, под корой и т. п. Яйцеживорождение развилось у Ж. я. под воздействием холодного континентального климата. Однако в горах Пиренейского п-ова размножается, откладывая яйца.

ЖИВОРОДЯЩИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, подавляющее большинство видов млекопитающих (сумчатые и плацентарные). В отличие от яйцекладущих млекопитающих (их всего 6 видов), Ж. м. рождают живых детёнышей.

ЖИВОРОДЯЩИЕ РАСТЕНИЯ (plantae viviparae), растения, на надземных органах к-рых формируются небольшие зелёные растеньица, падающие на землю и развивающиеся затем во взрослую особь (вивипария). У мн. обитателей мангровых лесов крупные проростки развиваются в плодах, висящих на деревьях. С этим явлением внешне сходно "прорастание на корню" хлебных злаков, у к-рых, однако, трогаются в рост спелые зерновки, уже утратившие физиологич. связь с материнским растением. У др. Ж. р. вместо цветков образуются олиственные побеги (камнеломка, очиток), луковички (нек-рые мятлики), клубеньки (гречиха).
[910-2.jpg]

Рис. 1. Обитатель мангровых лесов ризофора (Rhizophora mucronata): 1 - ветка с цветками, плодами и проростками; 2 - продольный разрез плода, в к-ром начал формироваться проросток: 3 - отделение проростка от материнского растения; а - околоплодник; 6 - семядоли; в - подсемядольное колено; г - почечка проростка.


[910-3.jpg]

Рис. 2. Живородящая форма альпийского мятлика: 1 - общий вид растения; 2 - метёлка из соцветия; 3 - проросшая луковичка, сформировавшаяся в колоске вместо цветков.



Такие Ж. р. обитают преим. в полярных, высокогорных, сухостепных и пустынных р-нах, где из-за непродолжительности вегетац. периода семена могут не вызреть.



[910-4.jpg]

Рис. 3. Лист бриофиллюма с "детками": а - главный побег; 6 - боковой побег; в - растеньица "детки".

По способу размножения они близки к растениям, размножающимся вегетативно с помощью воздушных клубеньков луковичек, а также надземных столонов (зубянки, лилии, молодило и др.). У ряда Ж. р. (бриофиллюм, нек-рые тропи ч. папоротники и др.) на листьях имеются скопления клеток меристемы, из к-рых вырастают зелёные растеньица - "детки" (см. рис. 1-4).

[910-5.jpg]

Рис. 4. Клубеньки в соцветии живородящей гречихи; а - проросший клубенёк.

Н. И. Шорина.


ЖИВОРОДЯЩИЕ РЫБЫ, в отличие от рыб, мечущих икру, рождающие более или менее сформированных мальков. Больше всего Ж. р. среди акулообразных (большинство акул, скаты-хвостоколы, орляки, гигантские скаты). Среди костистых рыб живорождение известно у бельдюги (Zoarces viviparus), мор. окуней (Sebastes), байкальской голомянки (Соmephorus baicalensis), мн. карпозубых (четырёхглазка - Anableps tetraphthalmus), нек-рых пресноводных полурылов (Hemirhamphidae) и др. У всех Ж. р. оплодотворение внутреннее. Различают собственно Ж. р., у к-рых зародыш соединён с телом матери и питается за её счёт (напр., у куньей акулы), и яйце-живородящих, у к-рых яйца находятся в теле матери, но с ним не соединены и развиваются за счёт желтка (большинство Ж. р.). Развитие мальков происходит в яичниках или видоизменённых яйцеводах и длится от 2-3 недель (у карпозубых) до неск. месяцев (у акул). У акул рождается один или неск. крупных (дл. до 70 см) мальков, у большинства костистых - неск. десятков или сотен; у мурманского мор. окуня - до 350 тыс. мелких личинок (дл. до 8 мм). В аквариумах разводят Ж. р. сем. Poecilidae: гуппи, меченосцев и др. А. А. Световидова.

ЖИВОРОЖДЕНИЕ, вивипария, способ воспроизведения потомства, при к-ром зародыш развивается в материнском организме, питается непосредственно от матери через плаценту и рождается в виде б. или м. развитого детёныша, свободного от лицевых оболочек. Ж. противопоставляется яйцерождению, при к-ром развитие зародыша и освобождение его от лицевых оболочек происходит вне материнского организма (после откладки яиц). Историческая связь Ж. и яйцерождения доказывается нередкими случаями яйцеживорож-д е н и я, при к-ром зародыш развивается из яйца, находящегося в теле матери, питается гл. обр. за счёт веществ, запасённых в самом яйце, а также выделяемых материнским организмом, и освобождается от яйцевых оболочек обычно после откладки яиц. Среди беспозвоночных животных Ж. характерно для нек-рых кишечнополостных, членистоногих, моллюсков, червей, иглокожих и др.; среди хордовых - для сальп, мн. акул и скатов, нек-рых карпозубых, жаб, червяг, саламандр, черепах, ящериц и змей, для большинства млекопитающих(исключая клоачных - ехидну, проехид-ну и утконоса), в т. ч. и человека. Развитие зародыша при Ж. может происходить в яичнике, яйцеводах или их расширениях, преобразованных в матку, а также во влагалище. У мн. живородящих животных вокруг зародыша образуются зародышевые оболочки. О Ж. у растений см. Живородящие растения.



ЖИВОРЫБНОЕ СУДНО, судно для хранения и доставки живой рыбы. Рыба хранится в отсеках судна, соединяющихся с забортной водой через отверстия в обшивке.



ЖИВОСЕЧЕНИЕ, выполнение хирургич. операций на живом животном; то же, что вивисекция.



ЖИВОТ, часть туловища человека, включающая брюшную полость и её стенки. Стенки Ж. образованы кожей, мышцами, апоневрозами, фасциями, сзади в состав стенки входит позвоночный столб (от XII грудного до V поясничного позвонка), спереди и с боков в верх. части Ж. стенки укреплены рёбрами (с VII по XII) и отчасти грудиной. По середине передней стенки проецируется белая линия Ж.- полоса шир. 2-3 мм (иногда более), тянущаяся от мечевидного отростка грудины до лобкового сочленения, образованная соединением апоневрозов мышц Ж. Наибольшей ширины эта линия достигает в области пупка.
[910-6.jpg]

Живот: 1 - белая линия живота: 2 - левая подрёберная область; 3 - собственно надчревная область; 4 - левая боковая область; 5 - пупочная область; 6 - левая паховая область; 7 - лобковая область; 8 - паховые складки; 9 - правая паховая область; 10 -правая