БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101сечения потока.



ЖИВОЙ ТРУД, см. в ст. Труд.

ЖИВОКИНИ Василий Игнатьевич [1805, Москва,-18(30).1.1874, там же], русский актёр. Сын итальянца, жившего в России, и рус. крепостной танцовщицы. По окончании Моск. театр. уч-ща (где Ж. обучался балетному и драматич. иск-ву, игре на скрипке) в 1825 был зачислен в труппу Малого театра. Первоначально исполнял небольшие роли в драматич. спектаклях, выступал в балетах, играл в оркестре. Расцвет творчества Ж.- 1840-50-е гг. Выступая с огромным успехом в комедиях и водевилях, Ж. создал образы весёлых добродушных простаков. Блестяще владея иск-вом импровизации, Ж. иногда по ходу действия вставлял в роль тут же им сочинённые реплики на злобу дня, обращался с вопросом к кому-либо из зрителей и т. п. В то же время игре Ж. были свойственны ко-мич. преувеличения, черты буффонного гротеска. В числе его лучших ролей: Земляника, Подколёсин ("Ревизор" и "Женитьба" Гоголя), Градобоев ("Горячее сердце" А. Н. Островского), Грумио ("Укрощение строптивой" Шекспира), Арган ("Мнимый больной" Мольера), Лев Гурыч Синичкин (одноимённый водевиль Д. Т. Ленского), Мордашев ("Аз и Ферт" Фёдорова). Исполнял также партии в опереттах и операх. Портрет стр. 183.

Соч.: Из моих воспоминаний, "Библиотека театра и искусства", СПБ, 1914, февр., кн. 2, с. 3-31.

Лит.: Марков П., Малый театр тридцатых и сороковых годов, в сб.: Московский Малый театр. 1824 - 1924, М., 1924, с. 198 - 202; Дмитриев Ю., Московского Малого театра а,ртист Живокини, "Театр", 1960, № 9. М. С. Зилов.



ЖИВОКОСТЬ, дельфиниум, шпорник (Delphinium), род растений сем. лютиковых. (Однолетние виды Ж. часто выделяют в род Consolida.) Листья пальчато-рассечённые, цветки в кистевидных или метельчатых соцветиях, неправильные, крупные, б. ч. синие, голубые, фиолетовые; околоцветник из 5 лепестковидных листочков, верхний из них со шпорцем. Плод из 1 или 3-5 листовок. Ок. 300 видов в Сев. полушарии, а также в горах тропич. Африки. В СССР ок. 100 видов, гл. обр. на Кавказе и Ср. Азии. Наиболее распространены однолетняя Ж. полевая, или сокирки (D. соnsolida), - полевой сорняк, медоносное и красильное растение (даёт синюю краску для шерсти), и многолетняя Ж. высокая (D. elatum), растущая по лесам, кустарникам, лугам и содержащая алкалоиды дельфинин, элатин и др., применяемые в медицине. Оба вида - эффективные инсектициды. Мн. виды Ж. разводят как декоративные.
[909-5.jpg]

1 - живокость полевая: а - разрез цветка; 2 - живокость высокая; б - плод.



 
ЖИВОПИСЕЦ (лат
ЖИВОПИСЕЦ (лат. Pictor), созвездие Юж. полушария неба, наиболее яркая звезда 3,3 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдений в декабре. Частично видно в юж. районах СССР. См. Звёздное небо.

"ЖИВОПИСЕЦ", еженедельный журнал, издававшийся Н. И. Новиковым в Петербурге с апр. 1772 по июнь 1773. Отличался политич. остротой, разнообразием сатирич. жанров. В "Ж." помещены "Отрывок путешествия в*** И*** Т***" и "Письма к Фалалею", содержавшие резкую критику крепостничества. В журнале высмеивались слепое преклонение перед всем французским, карьеризм, пороки дворянства. Издание прекращено из-за преследований со стороны правительства.

Лит.: Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М.- Л., 1952.

ЖИВОПИСНОСТЬ, особенность произведений искусств пластических, дина-мич. взаимодействие форм, объёмов, пятен цвета, линий, света и тени, при к-ром возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов. Ж. проявляется в преобладании цветового пятна (в живописи) и светотеневого (в графике) над чёткой линией, в мягкости переходов, в перетекании и незамкнутости выходящих в пространство объёмов (в скульптуре), в асимметрии планировки и свободе расчленения осн. композиц. элементов, в динамике форм, иногда в активной роли цвета и пластич. декора (в архитектуре). В широком смысле слова Ж.- свободная живая выразительность, яркая образность, красочность.

Лит.: Вёльфлин Г., Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.-Л., 1930.



ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, художественные произведения, к-рые создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства, Ж. выполняет идеологич. и познават. задачи, а также служит сферой создания предметных эстетич. ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. Ж. отражает и в свете тех или иных идеологич. концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие; в силу этого Ж. сама становится сферой обществ. борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображённую художником, Ж. служит действенным средством обществ. воспитания. Мн. произв. Ж. обладают документально-информац. ценностью.

В Ж. ярко проявляются те общие свойства иск-ва, благодаря к-рым Н. Г. Чернышевский назвал его "учебником жизни". В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в произведении Ж., приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художеств. образы, Ж. использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразит. иск-ва полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Сами произв. Ж. неизменяемы, создаваемые Ж. картины зрительно одномоментны; однако Ж. может передавать не только состояние абсолютной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения, изменения (благодаря особой ритмич. организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д.); в Ж. возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет. Всё это позволяет Ж. не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутр. мира человека, к выражению отвлечённых идей.

Доступные Ж. широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (ист., бытовой, батальный, анималистич. и др.).

По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Ж. монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архит. пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с к.-л. определ. местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.). К разновидностям Ж. относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологич. способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Ж. водяными красками по штукатурке- сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, Ж. керамич. красками (связующие - легкоплавкие стёкла, флюсы, глазури - закрепляются обжигом на керамике), Ж. силикатными красками (связующее вещество - растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Ж. смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная Ж., изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Осн. выразит. средство Ж.- цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразит. и декоративные возможности Ж. В произв. Ж. он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Ж. оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определ. цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произв. Ж. частью его художеств. структуры (см. Композиция). Др. выразит. средство Ж.- рисунок (линия и светотень) - ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной Ж. характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразит. контурами, чёткие и ритмичные линии; в древней и отчасти в совр. Ж. встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), к-рые раскрывают зрителю определ. логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Эта Ж., с её ярко выраженными условностью и декоративностью, во мн. эпохи функционировала гл. обр. в ансамбле с архитектурой, подчиняясь глади стен и архит. членениям; более или менее плоскостный характер носили в определ. эпохи и миниатюры, иконы, а в кон. 19-20 вв.- мн. картины.

Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. таким, каким его видит человек, вызвало появление в Ж. объёмно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой Ж., освобождение Ж. от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций). В Ж. такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трёхмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произв. Ж. человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. Объёмнопространственное изображение, так же как и линейно-плоскостное, может использовать выразительность линии и локального цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне; в таких случаях колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Богаче изобразит. возможности тональной Ж.(см. Гон), к-рая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. Валер) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы); общий тон объединяет предметы с окружающей их свето-воздушной средой и пространством; при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой. В Ж. Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения, обусловленный своеобразным художеств. мировосприятием дальневосточного живописца, к-рый как бы включает себя в изображение, чувствует себя одним из элементов мироздания. В подобного рода Ж. возникает ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями; светотеневая лепка отсутствует, фигуры и предметы почти лишены объёма; их положение в пространстве показывается гл. обр. соотношением тонов.

Произв. Ж. состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищённого с поверхности предохранит. плёнкой лака. Изобразит. и выразит. возможности Ж., особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, к-рые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, к-рым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произв. Ж., а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определ. роль в колористич. построении (гл. обр. в акварели). Поверхность красочного слоя произв. Ж., т. е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками;рядом положенные мазки разных цветов могут на определ. расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для к-рого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего - прямоугольный, реже - круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в к-рых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отд. детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на неск. стадий, особенно чётких и последовательных в ср.-век. темперной и классической масляной Ж. (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий осн. светотеневые соотношения; подмалёвок, где лепятся объёмы; лессировки, богато насыщающие картину цветом). Но существует и Ж. более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненныхалла прима) благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.



История развития живописи. Ж. возникла в эпоху позднего палеолита (40 - 8 тыс. лет назад). Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Юж. Франции, Альтамира в Сев. Испании и др.), исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и просто пальцев; создавались правдивые, выразит., динамичные изображения отд. животных, а затем и охотничьих сцен. В Ж. палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка, но композиц. начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, более абстрактно-обобщённые представления о мире отразились в отвле-чённо-ритмизированной Ж. неолита (росписи в Вальторте, Испания); в неолитич. изображениях, сознательно связываемых в повествовательные циклы, появляется человек.

Ж. рабовладельч. общества обладала уже развитой образной системой, богатыми технич. средствами; краски (земляные - жёлтые, красные и коричневые; минеральные - синие и голубые) наносились ровным слоем на белый грунт; появились связующие (альбумин, казеин, глютин, гуммисмолы), волосяные кисти.

В вост. деспотиях (Др. Египте и др. гос-вах), в древней Америке существовала монументальная Ж. (роспись гробниц, реже - зданий), связанная обычно с заупокойным культом и носившая развёр-нуто-повествоват. характер; гл. мест