БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101ряд специализированных международных женских орг-ций: Междунар. федерация женщин с университетским образованием (осн. в 1919), Междунар. кооперативная жен. гильдия (осн. в 1921), Интернационал открытых дверей для экономич. освобождения женщин-работниц (осн. в 1929), Междунар. федерация женщин деловых и свободных профессий (осн. в 1930). Движение за жен. равноправие и реформу быта развернулось в 20-х гг. в ряде стран Азии (Турция, Китай и др.).

Коммунистич. Ж. д. за пределами СССР оформилось в 20-е гг. Рассматривая Ж. д. как важный революц. фактор, Коммунистич. Интернационал на своих конгрессах не раз обсуждал вопрос о работе коммунистов среди трудящихся женщин. В 1920-26 были проведены четыре междунар. конференции (совещания) женщин-коммунисток. В качестве руководящего центра по работе среди женщин при Коминтерне в 1920 был создан Междунар. жен. секретариат (его секретарём стала К. Цеткин). Возникла жен. коммунистич. печать (в т. ч. международный жен. журнал на нем. яз. "Die kommunistische Fraueninternationale", 1921-25). Были образованы нек-рые беспартийные жен. орг-ции, находившиеся под руководством компартии ("Союз красных женщин и девушек" в Германии, 1925, и др.).

Но в целом коммунистич. Ж. д. за пределами СССР было численно и организационно слабым, страдало элементами схематизма, сектантства и шаблона. Наступление фашизма в Германии и ряде др. капиталистич. стран в нач. 30-х гг. сопровождалось существенными изменениями в расстановке сил в междунар. Ж. д. В странах, где к власти пришёл фашизм, прогрессивные жен. орг-ции, а также бурж. орг-ции, ставившие целью эмансипацию женщин, были разгромлены. Вместе с тем фаш. опасность привела к зарождению демократич. антифаш. Ж. д., к-рое становилось частью движения единого антифаш. нар. фронта. Женщины составляли значит. силу в едином антифаш. фронте во Франции, Испании, вносили большой вклад в борьбу кит. народа против япон. захватчиков. В авг. 1934 в Париже по инициативе группы передовых женщин ряда стран, в т. ч. и СССР, состоялся Всемирный конгресс женщин против войны и фашизма. 1096 делегаток конгресса представляли СССР, Францию, Великобританию, США, Испанию, Бельгию, Швецию, Болгарию, Индокитай и др. страны (среди них наряду с 320 коммунистками было 158 пацифисток, 64 феминистки, 16 христ. социалисток и др.). На конгрессе выступали Е. Д. Стасова, Д. Ибаррури, И. Блюм и др.; был создан Всемирный женский комитет против войны и фашизма. В 1935 Н. К. Крупская обратилась к Междунар. лиге женщин за мир и свободу с призывом объединить усилия против опасности войны; но, хотя лига и участвовала в работе конгресса в Париже, эта пацифистская opr-ция не проявила большой активности в борьбе против фашизма и милитаризма. В мае 1938 состоялась антивоенная Междунар. жен. конференция в Марселе. В целом, однако, демократич. Ж. д. накануне 2-й мировой войны 1939-45 широкого развития не получило; национальные демократич. жен. орг-ции ещё не были созданы.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 женщины участвовали во всех формах сопротивления фаш. оккупантам. Многие из них погибли в боях или пали жертвами фаш. террора. Несмотря на трудности воен. времени, между женщинами-антифашистками поддерживались организац. связи. Большую роль в укреплении интер-нац. связей женщин-антифашисток сыграл Антифашистский комитет советских женщин (с 1956 - Комитет советских женщин). Во мн. странах Европы и Азии в ходе войны или вскоре после освобождения от фаш. оккупации возникли массовые демократич. жен. орг-ции.

Вместе с тем мн. бурж. феминистские, пацифистские, религ. и прочие жен. орг-ции, возникшие в кон. 19 - нач. 20 вв., прекратили в годы войны свою деятельность и лишь по её окончании стали восстанавливать нац. секции и возобновлять прерванные междунар. связи.

После разгрома фаш. блока, в обстановке общего ослабления мирового капитализма, образования мировой социалистич. системы, подъёма нац.-освободит. движения и укрепления демократич. сил во всём мире в междунар. Ж. д. развиваются новые процессы. Важнейшее значение имело основание в дек. 1945 первой в истории Ж. д. массовой междунар. демократич. орг-ции - Международной демократической федерации женщин (МДФЖ), в состав к-рой при её создании вошли нац. орг-ции 39 стран. Наряду с МДФЖ в междунар. Ж. д. продолжают действовать старые бурж. женские орг-ции. В целях объединения всех сил, способных в той или иной мере участвовать в защите прав женщин, в борьбе за благополучие детей, за мир, демократию и нац. независимость, МДФЖ поддерживает совместные действия различных нац. и международных жен. орг-ций. Однако руководство многих "традиционных" жен. орг-ций отказывается от единства действий, находясь под влиянием антикоммунизма.

Всё более деятельное участие в экономич. и культурном строительстве и обществ. жизни принимают женщины в развивающихся гос-вах Азии и Африки. Здесь создаются нац. и региональные жен. объединения (напр., Всеафриканская конференция женщин, осн. в 1962; Всеарабская федерация женщин). В странах Лат. Америки массовые жен. демократич. организации были созданы в кон. 40 - нач. 50-х гг. Растёт активность представителей развивающихся государств в междунар. жен. организациях.

В связи с тем, что после 2-й мировой войны в подавляющем большинстве стран женщины получили избират. и др. политич. права, одной из важнейших задач Ж. д. становится борьба за фактич. реализацию прав женщин, признанных в законодат. порядке. Всё большее внимание уделяют жен. орг-ции вопросам, порождаемым трудовой деятельностью женщин. Вместе с тем ширится круг общесоциальных, нац. и междунар. проблем, входящих в сферу интересов участниц Ж. д. Не только МДФЖ, но и многие другие жен. орг-ции активизируют борьбу за предотвращение мировой термоядерной войны, против гонки вооружения, против расизма и нищеты, поддерживают нац.-освободит. движение. Так, напр., требование о запрещении ядерных испытаний активно поддержали почти все жен. орг-ции стран Европы, США, Канады, Австралии. Coop подписей под петициями, адресованными ядерным державам, проведение массовых демонстраций против ядерных испытаний, за всеобщее и полное разоружение, за мир и безопасность заняли важное место в совр. Ж. д. В 1969 в Лондоне по инициативе британской секции Междунар. лиги женщин за мир и свободу состоялась междунар. конференция за запрещение химич. и бактериологич. оружия, в к-рой приняли участие видные учёные и обществ. деятели капиталистич. и социалистич. стран.

В июне 1970 в Истаде (Швеция) была проведена консультативная встреча представителей европ. орг-ций МДФЖ и Междунар. лиги женщин за мир и свободу, посвящённая проблемам европ. безопасности.

Со 2-й пол. 60-х гг. центральное место в деятельности многих жен. орг-ций занимает борьба против агрессии США в Индокитае. В этой борьбе наряду с нац. орг-циями МДФЖ активно участвуют амер. секция Междунар. лиги женщин за мир и свободу, движения "Женщины, боритесь за мир" (США), "Голос женщин" (Канада) и др. Эта борьба проводится в различных формах: антивоенные демонстрации; поддержка американской молодёжи, отказавшейся от призыва в армию; сбор средств на оказание мед. и др. помощи вьетнамскому народу; публикация материалов об амер. агрессии, а также материалов, разъясняющих позицию пр-ва ДРВ и Врем. революц. правительства Республики Юж. Вьетнам. МДФЖ и её нац. орг-ции активно выступили против агрессии Израиля на Бл. Востоке.

Многие жен. орг-ции (нац. орг-ции МДФЖ, секции Международной лиги женщин за мир и свободу, отделения Междунар. федерации женщин юридич. профессий, осн. в 1929, и др.) деятельно выступают в поддержку греч. демократов, против расизма в ЮАР и Юж. Родезии. В авангарде этой борьбы - коммунистки, участвующие в ней в соответствии с программными и тактич. установками коммунистич. партий. Последние рассматривают демократич. Ж. д. как один из важнейших элементов единства антиимпериа-листич. сил, выступающих за демократию и социализм.

Международные жен. орг-ции участвуют в деятельности ООН. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1967 Декларации о ликвидации дискриминации женщин было результатом большой предварит. работы, проведённой МДФЖ, Междунар. советом женщин, Междунар. федерацией женщин юридич. профессий, Междунар. альянсом женщин - сторонниц равных прав и обязанностей и др. жен. организациями. Нек-рым междунар. жен. организациям ООН и её специализированным учреждениям предоставлен консультативный статус различных категорий. Консультативный статус 1-й категории присвоен МДФЖ и Междунар. совету женщин.

Лит.: см. при ст. Женский вопрос.

Л. Г. Балаховская (после 1939), А. Б. Герман (до 1939).



ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ И СССР. Возникло в годы революционной ситуации 1859-61 как часть русского обществ. движения эпохи падения крепостного права. Специфика Ж. д. в России была обусловлена особенностями рус. историч. развития. Требование политич. и гражд. свобод, присущее Ж. д. на Западе, в условиях самодержавной России являлось лозунгом общедемократич. движения. С одной стороны, это определило огранич. характер требований Ж. д. в России, с другой - явилось причиной активного участия женщин в освободит. движении, начиная с его разночинского периода. В это время Ж. д. в России развивалось преим. в среде женщин привилегированных классов, носило в целом бурж. характер и являлось разновидностью феминизма. Однако большое влияние на общество демократич. печати ("Колокол", "Современник", "Русское слово", "Искра", а позднее-"Отечественные записки", "Дело", народовольческие нелегальные издания и др.), а также близость мн. деятельниц Ж. д. к революц. кругам привносило в Ж. д. элементы утопич. социализма. Требования политич. равноправия женщин появились только во время Революции 1905-07. С началом пролетарского этапа освободительного движения возникает в кон. 19 в. движение женщин-работниц, явившееся составной частью рабочего движения и постепенно ставшее авангардом Ж. д.

Первой ячейкой Ж. д. в России стал жен. кружок М. В. Трубниковой, принявший участие в создании воскресных школ в Петербурге в 1859 и находившийся под влиянием Н. А. Серно-Соловъёвича. Возникший в этом кружке "женский триумвират" (Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, А. П. Философова) на мн. годы стал инициативным центром Ж. д. В 1859 возникло благотворит. "Об-во дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям С.-Петербурга" (первый пред. М. В. Трубникова), при к-ром позднее были устроены мастерские, обществ. кухни, школы, детские сады. Как событие было воспринято появление А. Н. Энгельгардт, жены известного химика и агронома, за прилавком книжного магазина Н. А. Серно-Соловьёвича. Отдельные женщины из мелкодворянской и разночинной среды становятся переводчицами, переплётчицами, наборщицами, возрастает их роль в журналистике. Возникают первые жен. артели - переплётные В. И. Печаткиной и В. А. Иностранцевой в Петербурге, швейная сестёр Ивановых в Москве и т. п., связанные с революц. орг-циями. В 1863 по инициативе Трубниковой и Стасовой возникает на кооперативных началах "Издательская артель" (существовала до 1871), общество женщин-переводчиц. Участие в обществ. труде создавало условия для экономич. самостоятельности женщины из интеллигенции. Стремление освободиться от опеки мужа, при сложности расторжения церк. брака, привело к росту гражд. браков. С сер. 1860-х гг. получили распространение фиктивные браки, имевшие целью освобождение от родительской опеки. Большое значение для освобождения женщины от семейногогнёта имели общежития-коммуны, самой известной из к-рых была Знаменская коммуна В. А. Слепцова в Петербурге. Важным эпизодом борьбы за жен. образование было посещение девушками в качестве вольнослушателей Петерб. ун-та (1859-61) и Медико-хирургич. академии (1862-64). Среди первых студенток были Н. И. Корсини (Утина), Е. И. Корсини (Висковатова), М. А. Богданова (Быкова), А. П. Блюммер (Кравцова), М. А. Бокова (Сеченова), Н. П. Суслова (Эрисман), Е. Ф. Толстая (Юнге), М. М. Коркунова (Манассеина), большинство к-рых участвовало в революц. движении 60-х гг. 19 в., а впоследствии приобрело известность обществ. деятельностью. В 1867 Е. И. Конради составила петицию о разрешении женщинам посещать ун-т. Зачитанная проф. А. Н. Бекетовым на 1-м съезде естествоиспытателей, эта петиция получила одобрение участников. В 1868 по инициативе Трубниковой, Философовой и Стасовой было подано прошение, под к-рым подписалось св. 400 женщин, ректору Петерб. ун-та разрешить обучение в ун-те женщинам. В 1869 были открыты курсы по гимназическим программам (Аларчинские в Петербурге и Любянские в Москве), носившие подготовительный характер. При поддержке 43 профессоров: Бекетова, Д. И. Менделеева, А. С. Фаминцына, И. М. Сеченова, А. П. Бородина и др., в дек. 1869 было получено разрешение министра просвещения на открытие женских курсов по университетской программе (т. н. Владимирские в Петербурге, начавшие работу в янв. 1870). Высшее женское образование в России ведёт своё начало с открытия Высших женских курсов В. И. Герье в Москве (1872) и Бестужевских высших женских курсов в Петербурге (1878).

В кон. 19 в. возникает ряд жен. благотворит. орг-ций: "Об-во попечения о молодых работницах" (1897), "Об-во улучшения участи женщин" (1899), "Русское жен. взаимноблаготворительное об-во" (1899) и др. РСДРП уделяла большое внимание проблемам Ж. д., считая, что у трудящихся женщин нет задач, отличающихся от задач пролетариата. Программа РСДРП, принятая на 2-м съезде в 1903, требовала полного юридич. и политич. равноправия женщин, запрещения жен. труда в отраслях х-ва, вредных для организма женщин, охраны материнства и младенчества. По инициативе В. И. Ленина в 1901 Н. К. Крупская написала брошюру "Женщина-работница".

В период Революции 1905-07 женщины-большевички проводили митинги и собрания женщин, решительно отмежёвывались от бурж. линии в Ж. д. В ходе революции из бурж. Ж. д. выделилось лев. крыло, начавшее активную борьбу за политич. равноправие женщин. В апр. 1905 в Москве образовался "Союз равноправности женщин" ("Всеросс. союз равноправия женщин"), к-рый провёл в мае 1905 1-й Всеросс. съезд женщин (70 делегатов), в окт. 1905 - 2-й съезд и вступил в марте 1906 в "Союз Союзов". К маю 190S союз насчитывал 8 тыс. чл. и имел 79 "автономных отделений" в др. городах. В авг. 1906 союз присоединился к "Междунар. союзу избирательных прав женщин" и участвовал в его конгрессах (Копенгаген, авг. 1906; Амстердам, июнь 1908). Союз издавал в 1907-09 журн. "Союз женщин" (редактор-издательМ. А. Чехова). После поражения Революции 1905-07 союз распался. Его правая часть провозгласила образование "Жен. прогрессивной партии", просуществовавшей недолго и издававшей журн. "Женский вестник".

Осн. организацией Ж. д. осталось "Русское женское взаимноблаготворительное общество". Оно подготовило и провело в дек. 1908 1-й Всеросс. жен. съезд (пред. оргкомитета А. Н. Шабанова, вице-пред. А. П. Философова и О. А. Щапир), на к-ром присутствовало более 1 тыс. делегаток. Несмотря на бурж. характер съезда, в его работе приняла участие группа делегаток-работниц (ок. 50 чел.). Большую работу по подготовке их выступлений провела А. М. Коллонтай, представившая на съезд доклад "Женщина-работница в современном обществе". Из-за преследований полиции Коллонтай, к-рая активно участвовала в