БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ, часть конструкции горизонтального дренажа.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА).
ЖЕЛЕЗО САМОРОДНОЕ, по условиям нахождения различаются теллурическое.
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки лит. сотрудников.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
АЙСАН, озеро в межгорной котловине среди отрогов.
ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИЗЛУЧЕНИЙ ионизирующих.
ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ ТЕЛЕСКОП, катадиоптрический телескоп.
ЗУБР (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

139861221536085229101Мин-ва нар. просвещения. В 1870 женские уч-ща были переименованы в гимназии и прогимназии. Ж. г. предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи осн. классов, 8-го педагогического (см. Педагогические классы). Первые 3 класса (иногда и больше) составляли прогимназию и могли существовать как самостоят. уч. заведение. Курс обучения в Ж. г. Мин-ва нар. просвещения был несколько выше, чем в Мариинских, но ниже, чем в мужских гимназиях. Окончившим 7 классов выдавали аттестат на звание учительницы нач. школы, окончившим 8 классов - домашней учительницы, а получившим при этом медаль - домашней наставницы (см. Домашний наставник). Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все Ж. г. Мин-ва нар. просвещения были платными. В 1880 в России было 79 гимназий и 164 прогимназии: к 1909 число Ж. г. и прогимназий составило 958.

Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных Мин-вом нар. просвещения, и подчинялись местному уч. округу. В 70-х гг. были открыты 23 такие гимназии, в т. ч. 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоят. родителей. В лучших частных Ж. г. курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (напр., Ж. г. Стоюлиной в Царском Селе, классич. гимназия С. Н. Фишер в Москве). Нек-рые частные Ж. г. носили сословный характер, напр. Ж. г. аристократич. типа княжны Оболенской в Петербурге. В 80-х гг. нек-рые частные Ж. г. были преобразованы в министерские.

Лит.: Родевич М., Сб. действующих постановлении и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения, СПБ. 1884; Рождественский С. В.. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802 - 1902, СПБ, 1902: Учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии. СПБ, 1906: Скворцов И. В., Прошлое н настоящее санкт-петербургских женских гимназии Ведомства учреждении императрицы Марии. 1858 -1908. СПБ. 1908: Лихачева Е.. Материалы для истории женского образования в Pоссии, [т. 1-4], СПБ. 1890-1901; Малиновский Н. П., Очерки по истории женского среднего образования и России, "Русская школа", 1914, №9 -10: Лапчинская В. П., Н. А. Вышнеградский и его роль в развитии женского образования в России (1821 - 1872), "Советская педагогика", 1962, №6. В. П. Лапчинская.



ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА. Существовавшие в России женские училища делились па Мариинские, т. е. училища, находившиеся в ведении Ведомства учреждений имперотрицы Марии, училища Мин-ва народного просвещения н училища, находившиеся в ведении Синода, - епархиальные училища.

Мариинские женские училища: а) ср. женские уч. заведения, возникшие в 1858 по инициативе прогрессивного рус. педагога Н. А. Вышнеградского и переименованные в 1862 в женские гимназии; 6) платные женские уч. заведения с 4-годичным сроком обучения. Предназначались для девочек из низших слоев населения, начали открываться с 1887 (первое училище открыто в Петербурге в 1882). Уч. курс включал: закон божий, рус. язык, арифметику, географию и историю России, естествоведение, чистописание, пение, рукоделие, рисование, черчение.

Училища Мян-ва нар. просвещения - женские уч. заведения, созданные по положению 1858, делились на училища с 6-годичным курсом обучения (1-й разряд) и с 3-годичным сроком обучения (2-й разряд). Цель училищ (согласно положению) - "сообщать ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства". В училищах 1-го разряда в качестве обязат. предметов преподавались: закон божий, рус. язык, арифметика, геометрия, физика, география, естеств. история, история, чистописание, рисование, рукоделие. В училищах 2-го разряда преподавались: закон божий, рус. грамматика, сокращённая рус. история и география, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Эти училища существовали в основном на пожертвования частных лиц, городских купеч. и мещанских обществ и т. д. В 1870 они были переименованы в гимназии и прогимназии.

Лит. см. при ст. Женские гимназии. В. П. Лапчинская.



ЖЕНСКИЙ ВОПРОС, комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщины в обществе и семье, охраны материнства и младенчества, путей освобождения женщины от угнетения. Ж. в. в марксистско-ленинском понимании - часть вопроса об условиях победы социалистич. революции и построения коммунистич. общества. Подчинённое, бесправное или неполноправное положение женщины в семье и обществе, освящённое религией, характерно для всех классовых антагонистич. формаций. Капитализм создал условия для всё большего вовлечения наёмного женского труда в общественное производство, по подверг женщину дискриминации в отношении оплаты труда, сохранил сё прежнее подчинённое положение в семье, социальное и культурное закрепощение и породил Ж. в. как неотъемлемую часть вопроса общесоциального и рабочего вопроса, в частности. "...Женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает; во-вторых, - и это главное - они остаются в "домашнем рабстве", "домашними рабынями", будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства", - отмечал В. И. Ленин в 1921 (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 368-69). Эта характеристика условий жизни женщины в капиталистич. обществе в значит. мере сохраняет свою силу, несмотря на известное улучшение её положения после 2-й мировой войны, связанное с общим подъёмом рабочего н общедемократического движения.

Вовлечение женщины при капитализме в обществ. произ-во, с одной стороны, и сохранение её бесправного положения - с другой, порождают известную противоречивость в отношении бурж. общества к женщине. Идеологические предшественники Великой франц. революции видели в угнетённом положении женщины нарушение "естественных прав человека". Горячий сторонник женского равноправия А. Кондорсе, один из выразителей идеологии франц. буржуазии периода Великой франц. революции, выступавшей в то время под лозунгами "свободы, равенства, братства", рассматривал рабское положение женщин как следствие глубоко укоренившихся предрассудков во взглядах па женщину и, игнорируя, как н др. бурж. авторы, классовоэкономич. корни Ж. в., видел путь к эмансипации женщины в юридич. равноправии н в воспитании [позднее с защитой сходных взглядов выступил англ. философ, экономист и социолог Дж. С. Милль- автор книги "О подчинении женщины" (1869)]. В годы Великой франц. революции, к-рая нанесла сокрушит. удар феодальным отношениям, были приняты законы, несколько улучшавшие правовое положение женщины. Так. в 1791 был принят закон о жен. образовании. Декретом от 20 сент. 1792 женщине были предоставлены нек-рые гражд. права. В апр. 1794 Конвентом был принят закон, направленный на облегчение разводов. Но уже в годы термидорианской реакции эти завоевания были существенно урезаны.

Кодекс Наполеона (1804) и бурж. гражд. кодексы в других странах резко ограничивают гражд. права женщины, ставят её в подчинённое мужчине положение в вопросах о семье, браке, разводе, родительской власти, имуществе.

Юридич. и фактич. бесправие женщины нашло теоретич. "обоснование" в трудах многих бурж. авторов. По мнению франц. философа О. Копта, сторонника т. н. биологич. теории, весьма распространённой в бурж. литературе, неравноправное положение женщины в обществе определяется "естественной слабостью женского организма"; обществ. равенства между мужчиной и женщиной, по мнению Копта н мн. др. бурж. авторов, не может быть; исключит, призвание женщины - семейные обязанности. Подобная биологич. трактовка Ж. в., объявляющая его вечным и неразрешимым, распространена в капиталистич. странах с теми или иными модификациями и поныне.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в Германии и др. странах получила распространение бурж.-мещанская "теория" трёх "К" (нем. Kirche, Kuche, Kinder - церковь, кухня, дети), к-рыми, по мнению приверженцев этой "теории", должен ограничиваться круг интересов женщины. Эта концепция была позднее в основном воспринята фашистами. Она близка, с определёнными коррективами, взглядам нек-рых совр. бурж. теоретиков Ж. в., к-рые приводят в качестве "довода" против участия женщины в обществ, произ-ве и обществ. жизни соображения о физиологич. особенностях женщины как матери или будущей матери.

Однако закономерности развития капиталистич. общества, так же как и развитие науки, техники и культуры, втягивающие женщин в произ-во, культурную и обществ. деятельность, выявляют несостоятельность подобных концепций, что было раскрыто идеологами революц. демократии и особенно идеологами пролетариата. Социалист-утопист ТТТ. Фурье показал, что степень освобождения женщины есть мерило всякого освобождения в каждом данном обществе. В отличие от бурж. защитников жен. равноправия, социалисты-утописты (Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.) понимали связь между угнетённым положением женщины и характером бурж. общества; жен. эмансипация - важный пункт их планов переустройства общества. Рус. революц. демократы 19 в. сделали ещё один шаг вперёд в подходе к Ж. в. они отметили исключит. важность вовлечения женщины в обществ. жизнь и призвали её к активной революц. борьбе.

Наиболее ярким защитником раскрепощения женщины среди русских революц. демократов был Н. Г. Чернышевский, в романе к-рого "Что делать?" выведен образ женщины, вырвавшейся из узкого семейного круга и завоевавшей себе право на независимое существование и активную обществ. деятельность. Однако путь к освобождению, намеченный в романе Чернышевского, отражает элементы утопизма, содержащиеся в его учении.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые вскрыли классовые корни Ж. в. и показали, что решение его в пользу трудящихся женщин в капиталистич. обществе невозможно, что первым условием действит. освобождения женщины является уничтожение строя капиталистич. эксплуатации. Основанные на их идеях решения 1-го Интернационала об охране труда работниц не только раскрывали связь угнетённого и униженного положения женщин с частной собственностью на средства произ-ва и эксплуатацией человека человеком, но и показывали несостоятельность прудонистского подхода к Ж. в. (Прудон и его сторонники выступали против участия женщины в общественно полезном труде), создавали теоретич. базу для развития пролетарского жен. движения. Маркс, Энгельс и Ленин рассматривали угнетённые массы трудящихся женщин как величайший резерв пролетарской революции. "Пролетариат,- писал В. И. Ленин, характеризуя диалектич. связь между пролетарской революцией и решением Ж. в.,- не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы для женщин" (там же, т. 40, с. 158). Исключительно важную роль в пропаганде и развитии марксистских взглядов по Ж. в. сыграла книга А. Бебеля "Женщина и социализм" (1879). Существ. вклад в марксистскую постановку Ж. в. внесли труды и деятельность К. Цеткин, Н. К. Крупской и др.

Потребности капиталистич. произ-ва, развитие демократич. и пролет. движения, в частности женского движения, содействовали определённому прогрессу в законодательстве о женском образовании и женском труде, а также нек-рому общему улучшению правового положения женщины. Так, напр., в Великобритании ещёв 1847 был издан закон об ограничении 10 часами рабочего дня для женщин, что рассматривалось основоположниками марксизма как крупный успех рабочего класса; за ним последовали новые законы об охране жен. труда. Женщинам стал открываться доступ в профсоюзы (конгресс тред-юнионов принципиально решил этот вопрос в 1889). Стали создаваться жен. средние школы, первоначально исключительно для девушек из состоят. семей. Во 2-й пол. 19 в. женщинам в Великобритании был открыт доступ к профессии учительницы, а позднее - и к другим профессиям. В 1858 женщины получили право развода (но до 1938 женщина имела меньше прав, чем мужчина, в вопросах развода), в 1870-1900 - ряд уступок в области гражд. права.

Женщины-налогоплательщицы получили в 1869 ограниченное право участия в муниципальных выборах. В 1918 в Великобритании замужним женщинам, женщинам-съёмщицам квартир и обладательницам университетских дипломов в возрасте старше 30 лет было предоставлено избират. право; но только в 1928 право участвовать в выборах получили все женщины, достигшие 21 года. Однако, несмотря на нек-рое улучшение формально-юридич. статуса женщины в Великобритании, здесь сохраняется открытая дискриминация женщин в области оплаты труда. В США женщины получили доступ к профессии учительницы уже в 1-й пол. 19 в., а в 50-70-е гг.- к т. н. свободным профессиям. В 1848 замужние женщины получили в США право иметь собственность. Но законодат. ограничение рабочего дня женщин было впервые введено только в 1874 в штате Массачусетс. С 1880 женщин начали принимать в "мужские" профсоюзы. В 1920 вступила в силу 19-я поправка к конституции США о недопустимости ограничения избират. прав для женщин. Во Франции жен. лицеи были открыты по закону 1880, а первый закон, регулирующий условия жен. труда, был принят в 1892 (закон устанавливал 11-часовой максимальный рабочий день; в 1904 рабочий день для женщин был сокращён до 10 часов). Вносившиеся во Франции с 1848 законопроекты об избирательном праве для женщин не имели успеха в течение почти 100 лет. Лишь в 1944 французским женщинам было предоставлено избират. право.

В Германии избират. право было впервые предоставлено женщинам Веймарской конституцией 1919. Приход гитлеровцев к власти в 1933 повлёк за собой лишение женщин тех поли-тич. и социальных завоеваний, к-рых они добились в ходе длительной и упорной борьбы. В царской России женщины были лишены избират. прав в Гос. думу, а также в т. н. органы местного самоуправления. Несмотря на распространённость женского труда, в России до 80-х гг. совершенно отсутствовало законодательство по его охране. Рабочий день в отраслях произ-ва, где преобладал жен. труд, был длиннее, чем в отраслях, где были заняты мужчины, а оплачивался он почти вдвое ниже, чем мужской. Действовавшее в России законодательство ставило женщину в подчинённое положение в семье. Февральская революция 1917 предоставила женщинам избират. право, сохранив их неравенство в области гражданского права.

Условия для подлинного решения Ж. в. были впервые в истории созданы в Сов. гос-ве, рождённом Великой Окт. социалистич. революцией. В первые же месяцы существования Советской власти были отменены все законы, закреплявшие неравенство женщин. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятое 2-м Всеросс. съездом Советов [25-27 окт. (7-9 нояб.) 1917], предусматривало участие орг-ций работниц, наряду с др. массовыми организациями, в управлении государством. Политическое равноправие женщин было закреплено в первой сов. конституции (1918). Рядом актов 1917-18 Сов. власть полностью уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве, правах гражданских, семейно-брачных, в области образования, приняла меры по охране жен. труда, материнства и младенчеств